Строение адыгского этикета

Строение адыгского этикета
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
00:48, 03 август 2017
2 842
0
Почтительность, как оказано, - ведущий принцип этикета. Но есть кроме того, некоторое множество частных, инструментальных принципов, которые разделяются в свою очередь на стратификационные и фатические. К стратификационным принципам относятся: почитание старших - нэхъыжьым и нэмыс, почитание женщины - бзылъхугъэм и нэмыс, почитание гостя - хьэш1эм и нэмыс, почитание детей - сабийм и нэмыс, самоуважение - щъхьэлъытэж. Так выражается необходимость уделять особое внимание и с особым почтением относиться к определенным категориям лиц - к тем, кто заведомо больше других этого заслуживает или больше других в этом нуждается. В отличие от этого фатические принципы, среди которых наиболее отчетлво выделяются благожелательность, скромность и артистизм, определяют общий настрой, стиль или тон этикетного поведения акцентируя внимание на
Почтительность, как оказано, - ведущий принцип этикета. Но есть кроме того, некоторое множество частных, инструментальных принципов, которые разделяются в свою очередь на стратификационные и фатические.
К стратификационным принципам относятся: почитание старших - нэхъыжьым и нэмыс, почитание женщины - бзылъхугъэм и нэмыс, почитание гостя - хьэш1эм и нэмыс, почитание детей - сабийм и нэмыс, самоуважение - щъхьэлъытэж. Так выражается необходимость уделять особое внимание и с особым почтением относиться к определенным категориям лиц - к тем, кто заведомо больше других этого заслуживает или больше других в этом нуждается.
В отличие от этого фатические принципы, среди которых наиболее отчетлво выделяются благожелательность, скромность и артистизм, определяют общий настрой, стиль или тон этикетного поведения акцентируя внимание на необходимости радовать и приятно удивлять друг друга хорошими манерами, блестящим знанием и исполнением всех пунктов этикета. Благожелательность настраивает на выбор средств и приемов общения, сигнализирующих о добром расположении и сердечном, дружеском участии. Скромность обеспечивает необходимую в контактах сдержанность, деликатность, тактичность. Артистизм предусматривает использование каких-либо оригинальных, красочных средств и приемов и сообщает поведению живость, яркость, изысканность.
Дополняя и усиливая друг друга, устанавливая не только общие ориентиры, но и конкретные способы реализации почтительного отношения к людям, принципы этикета создают сложную мозаичную картину взаимного уважения и самоуважения, порождают широкую сеть норм или правил почтительного поведения в типовых жизненных ситуациях. Общее число таких правил очень велико. Недаром адыгский этикет относят к числу самых сложных и детально разработанных, наряду с китайским или японским этикетом. Обращая на это внимание, Адиль- Гирей Кешев писал, что рыцарский адыгский этикет не уступал «десяти тысячам китайских церемоний» (17, с. 125). К каждому сколько-нибудь значимому событию, к каждой конкретной жизненной ситуации были приурочены конкретные правила поведения, выражающие уважение, признание, дружеское расположение.
Например, когда рядом идут два человека, младший занимает позицию слева от старшего, уступая последнему правую почетную сторону. Встретив где-нибудь в обществе группу из мужчин и женщин, мужчина обязан приветствовать сначала женщин - в знак уважения к женскому полу. После всякой трапезы и особенно в гостях, необходимо в самых изысканных выражениях поблагодарить за угощение, используя одно или два благопожелания из числа приспособленных для этого устойчивых выражений: Бейтхъэж Тхьэм фиш1 - «Богатыми, благоденствующими Бог пусть вас сделает», Фиерыскъыр уыбагъуэ - «Ваша пища да умножится», Къызыхэфхар уыбагъуэ - «Запасы, из которых вы это угощение взяли, да умножатся» и т.д.
Чтобы поблагодарить младшего за оказанную услугу, можно ограничиться кратким высказыванием Уыпсэу - букв. «Живи». Для выражения благодарности старшему и особенно пожилому человеку используются другие - подчеркнуто вежливые высказывания типа: Жьышъхьэ махуэ уыхъу - «Старцем счастливым будь», Жъыщъхьэ махуэ тхъэж Тхьэм уищ1 - «Старцем счастливым, благоденствующим Бог тебя да сделает».
Являясь аналитическими единицами морального опыта общения, нормы или правила этикета распадаются на множество классов или групп. К примеру, четко выделяются речевые и неречевые нормы общения, предписывающие и запрещающие и т.д. К числу неречевых относятся объятия в составе приветствий и прощаний, разного рода жесты, позы и т.д. Важное значение имеют запреты и ограничения общения, которые порой еще более ярко выражают почтительное отношение к человеку.
Выделяются, кроме того, субсистемы этикета, обслуживающие определенную сферу постоянно повторяющейся совместной деятельности: внутрисемейный этикет, свадебный этикет, танцевальный этикет, похоронно-поминальный этикет, всаднический этикет, застольный этикет и т.д. Это, можно сказать, относительно самостоятельные институты общения, в которых соединяются и обретают смысл соответствующие принципы и нормы этикета.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)