Гукъэк1 - этически значимая форма

Гукъэк1 - этически значимая форма
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
00:13, 31 июль 2017
1 163
0
Гукъэк1 - этически значимая форма соотнесения прошлого с возникшей ситуацией, нравственный отклик былого на настоящее, и чем дальше вглубь прошлого проникает нравственная память, тем больше ценится базирующаяся на этом активность. Обязанность хранить память о добром отношении других людей выступает здесь особенно отчетливо,усиливая социальную значимость благодарности - ш1уыш1уа, ф1ыш1э. Обычно она обнаруживает себя как внешнее выражение признательности, свидетельствующее о том, что участие и помощь других замечены, приняты, по достоинству оценены, и такие реакции относят всегда к проявлениям внимательности, чуткости, благородства, к симптомам человечности; общее мнение таково, что ни одно сколько-нибудь значимое доброе дело или слово, не должно оставаться без внимания, без нравственного отклика. Заслуживает благодарности сама
Гукъэк1 - этически значимая форма
Гукъэк1 - этически значимая форма соотнесения прошлого с возникшей ситуацией, нравственный отклик былого на настоящее, и чем дальше вглубь прошлого проникает нравственная память, тем больше ценится базирующаяся на этом активность.
Обязанность хранить память о добром отношении других людей выступает здесь особенно отчетливо,усиливая социальную значимость благодарности - ш1уыш1уа, ф1ыш1э. Обычно она обнаруживает себя как внешнее выражение признательности, свидетельствующее о том, что участие и помощь других замечены, приняты, по достоинству оценены, и такие реакции относят всегда к проявлениям внимательности, чуткости, благородства, к симптомам человечности; общее мнение таково, что ни одно сколько-нибудь значимое доброе дело или слово, не должно оставаться без внимания, без нравственного отклика. Заслуживает благодарности сама готовность помочь или оказать услугу, сам импульс участия.
Таким образом, благодарность не просто «достраивает» здание человечности, она раздвигает горизонты человеколюбия, выполняет роль «пружины», которая, накапливая духовно-нравственную энергию личности или группы, приводит в действие механизм новых благодеяний.
Парадокс заключается, однако, в том, что адыгство обязывает совершать добрые дела, не рассчитывая на благодарность, - чтобы не снизить, не уничтожить этим нравственную ценность поступка. Даже в разговоре с третьими лицами нужно избегать сообщений о своих благодеяниях. Возникает, одним словом, нравственная коллизия - своего рода антиномия благородного самопожертвования и ожидания благодарности.
Такое противоречие затрагивает основы внутреннего мира личности и требует своего разрешения и отсюда стратегия распределения и перераспределения объема и содержания нравственной памяти: рекомендуется вытеснять информацию о собственных благодеяниях и не забывать о добрых делах других людей, и прежде всего об услугах, оказанных вам лично. В конечном итоге все сводится к тому, чтобы каждый знал, помнил и соответствующим образом исполнял свой долг человечности и благодарности, по возможности сконцентрировался на добром благожелательном отношении к нему окружающих, а не на том, в какой мере и форме находят признание его собственные дела.
Этим объясняется традиционная скромность, непритязательность и уравновешенность простых тружеников жизни. Обычно порядочный и верующий человек не боится, что не будет замечен или отмечен. Он уверен, что рано или поздно его доброта и отзывчивость ему зачтутся и откликнутся. Ф1ы зыш1эм йыф!ыш!э к1уэдыркъым - «Благодарность благодетеля не обойдет», - гласит народная мудрость.
Сложность заключается еще и в том, что помощь одного человека другому является некоторым образом проявлением власти. Она обязывает последнего быть признательным и тем самым ставит его в зависимость от первого. Обычно безнравственного человека это тяготит, вызывает неприязненное, даже враждебное отношение к своему благодетелю. Рассказывают, что однажды Жабаги Казаноко и его спутники встретили в поле группу всадников. Встревоженные этим люди из свиты Жабаги остановились, опасаясь нападения. Но Жабаги успокоил их: «Не волнуйтесь, среди них нет ни одного человека, которому я сделал бы добро».
Так передается представление о черной неблагодарности, разрушающей человеческие отношения. По адыгскам понятиям, она является ни чем иным, как болезненным желанием освободиться от власти других над собой. Неблагодарность - искаженная, этически неполноценная или ущербная жажда свободы и независимости. С другой стороны, - и это уже было отмечено, - как чрезмерную, неразумную жажду власти расценивают действия тех, кто прямо или косвенно принуждает окружающих быть ему полезным, обязанным, благодарным.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)