Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Дикорастущие растения, используемые кабардинцами

Дикорастущие растения, используемые кабардинцами

Дикорастущие растения, используемые кабардинцами
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
00:00, 07 июль 2017
1 959
0
Изучение многовекового народного опыта по использованию различными этносами растительных ресурсов имеет немаловажное практическое и теоретическое значение. Многие полезные растения (лекарственные, пищевые, технические и др.), ранее широко употреблявшиеся в быту, сейчас незаслуженно забыты. Инвентаризация и восстановление информации о таких растениях, с одной стороны, может способствовать развитию этноботаники как отрасли общей ботаники по использованию ресурсов этносом, а с другой - ботанической этимологии как части ботаники и языкознания, призванной восстановить статус забытых растений. Расшифровывая народные названия растений, учитывая родовые и видовые эпитеты, можно получить информацию об их использовании в прошлом, восстановить их «статус» в жизни этноса. Таких примеров, в частности, в кабардинском языке немало (Хакунов,
Дикорастущие растения, используемые кабардинцами
Изучение многовекового народного опыта по использованию различными этносами растительных ресурсов имеет немаловажное практическое и теоретическое значение. Многие полезные растения (лекарственные, пищевые, технические и др.), ранее широко употреблявшиеся в быту, сейчас незаслуженно забыты. Инвентаризация и восстановление информации о таких растениях, с одной стороны, может способствовать развитию этноботаники как отрасли общей ботаники по использованию ресурсов этносом, а с другой - ботанической этимологии как части ботаники и языкознания, призванной восстановить статус забытых растений. Расшифровывая народные названия растений, учитывая родовые и видовые эпитеты, можно получить информацию об их использовании в прошлом, восстановить их «статус» в жизни этноса. Таких примеров, в частности, в кабардинском языке немало (Хакунов, 2002; Словарь... 1999; Шхагапсоев, 2002; Хьэкъун, 2003).

Многовековая история применения дикорастущих растений в быту дает богатый материал для этнобо-танического анализа. О значении растений в жизни кабардинского этноса можно судить по фитонимам, употребляемым в героическом эпосе «Нарты». По данным А. Н. Абрегова (2000), в эпосе упоминаются все хлебные злаки, более 40 названий травянистых растений, около 50 кустарников и деревьев, не говоря о других ботанических терминах, в частности, морфологических, анатомических и фитоценотических. Их количество более 40 (Шхагапсоев, 2002). Известный этнограф и историк С. X. Мафедзев (С. 303) отмечает, что адыгские дети исстари любили малину, ежевику, буковые орешки (шц!ий). К плодам-ягодам дети «не притрагивались, если они выросли на кладбище, в местах, где испражнялись собаки, волки, кабаны, люди я т. д.», У ряда горцев, в том числе адыгов, бытовал особый культ лесных плодовых деревьев. Ежегодно в определенный период они проводили обрезку, привив ку, рассаживание, расчистку плодовых дикорастущих деревьев (Ивченко, Руденко, 1976). Именно эти культовые виды в качестве маточников оставляли при раскорчевке лесов для сельскохозяйственных целей. И сегодня среди распаханных полей заметны отдельностоящие дикорастущие груши, яблони и др. породы. Их специально оставляют, не трогают, несмотря на ценную древесину. Не зря писал один из первых исследователей растительного покрова Центрального Кавказа академик И. П. Фальк, что «кабардинцы бережливо относятся к лесам и довольствуются яблоками, грушами и прочими лесными плодами». Еще раньше путешественник Адам Олеарий, который совершил поездку через Россию в Иран, сообщил о том, что «через Астрахань вывозились прекрасные черкесские плоды, такие, как груши, орехи, мушмула» (Кушхов, 1966). До настоящего времени в народе еще сохранились предания, легенды, пословицы, поговорки о многих растениях, используемых в быту (Гъук1э-мыхъу, Къардэпгъущ1,1994), но, к сожалению, и многие утеряны.

В силу этого нами предпринята попытка инвентаризации дикорастущих растений, исстари используемых кабардинцами в пищевом рационе, а также описания технологии их приготовления (использования). Сделана также попытка применения к фитонимам кабардинского языка научной бинарной номенклатуры (Шхагапсоев, 2002).

Материал нами собран путем опроса жителей Кабардино-Балкарии с 1998-го по 2002 год. Респондентами были: Л. М. Бахуева (72) X. Ц. Броева (79); Ф. X. Гетажеева (71); П. К. Гогузоков (77); С. К. Гудов (76); Ф. Н. Гудова (75); Л. Б. Иванов (72); Л. И. Кар-данова (76), М. Т. Карданова (70); Н. М. Кунашев (70); Ж. Л. Насипова (70); М. К. Сабанова (82); Дж. X. Слонов (78), М. И. Тохов (77); М. Р. Тохова (67); Ж. X. Шха-гапсоева (86); М. А. Шхагапсоев (72); Ф. X. Шхагап-соева (72); JI. X. Шхагапсоева (60); X. Н. Киржи-нов (92);. Много полезного сообщал нам неоднократно
Хазретали Тембулатович Балов

Всем им авторы приносят свою признательность. Также выражаем благодарность аспирантке кафедры ботаники М. А. Кунашевой за помощь при оформлении работы и участие в сборе полевого материала.

Вероятно, в данной работе мы пропустили некоторые виды, имевшие пищевое значение в прошлом и используемые в настоящем, а также технологию приготовления каких-то блюд. В силу этого с благодарностью примем все пожелания и замечания.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)