Аул Бжедугхабль и его окрестности

Аул Бжедугхабль и его окрестности

Аул Бжедугхабль и его окрестности
Аул Бжедугхабль населен наполовину адыгейцами, а наполовину армянами и греками. Другой адыгейский аул под тем же названием имелся в Турции. Абхазский краевед Симон Басария собрал там около 100 фотографий известных адыгейских н абхазских деятелей XIX в. Однако все это погибло во время революции, когда ему пришлось бежать из Сухума от меньшевиков.

И. А. Наврузов рассказал, что висящий в музее портрет хаджи Керендука Берзека является увеличенной копией фотоснимка, помещенного в издававшейся в Сирии (г. Эль-Кунейтра) черкесской газете «Мардж» (1929, № 51). До того портрет названного деятеля не был известен. Любопытна история портрета. Наврузов узнал, что в Эль-Кунейтре существует черкесское культурное общество, и обратился к нему с письмом, в котором напомнил об отсутствии портретов и биографий многих деятелей Адыгеи XIX в. При этом он заявил, что портреты и документы, видимо, хранятся у потомков, живущих на территории бывшей Турецкой империи, а тамошние адыгейцы не принимают мер к сохранению памяти о своих выдающихся предках. По прошествии некоторого времени Наврузов получил газету «Мардж». В ней были напечатаны портрет хаджи Керендука и его биография.

30 октября я посетил Краснодарский научно-краеведческий музей. Он состоял из отделов геологии, палеонтологии, зоологии, ботаники, археологии. Имелся в нем и отдел, посвященный Советской конституции. Особенно богаты отделы зоологический и археологический.

Вместе с сотрудником этого музея Н, В. Анфимовым, впоследствии известным археологом, я выехал в ст-цу Пашковскую, в окрестностях которой М. В. Покровский производил раскопки открытого им могильника № 1. Могильник располагался около переправы через р. Кубань в западной части территории кирпичного завода. К нашему приезду Покровский вскрыл два потревоженных погребения, залегавших на глубине 1.5 м. В одном из них оказались только кости двух ног, рядом с ними — черный черепок и бронзовая четырехугольная пряжка от ремня. В другом погребении было лишь несколько разрозненных костей без инвентаря.

Вечером того же дня я уехал поездом в ст-цу Славянскую, где, ожидая парохода, пробыл несколько часов. На берегу р. Протоки сооружен в память о походе Таманской армии в 1918 г. обелиск на ступенчатом пьедестале. Вокруг него установлены старинные пушки. Четыре стороны обелиска украшены рифмованными надписями.

На хут, Тиховском я слышал, что в ст-це Переяславской одна из окраин называется Черкещиной и что некоторые казаки той станицы ведут свой род от адыгейцев.

4 ноября выехал в Анапу через станицы Натухайскую и Анапскую, которые по внешнему виду напоминают адыгейские аулы. Турлучные дома в них стоят, как правило, в глубине дворов. Если же оказывается, что дом одной своей стеной выходит на улицу, то стена эта обязательно глухая, без окон и дверей. Ветре чаются дома, у которых с трех сторон устроен на столбах открытый навес. Заборами служит земляная насыпь или стенка, сложенная из камней без применения цемента, либо плетень.

В Анапе вдоль ул. Крепостной от моря тянутся остатки большого рва и вала. Здесь до 1899 г. была стена старой турецкой крепости. Сейчас ров и вал сохранились не на всем своем протяжении. Рядом с базаром уцелели крепостные ворота в виде арки. На обрывистом берегу моря виден мощный культурный слой.

Осмотрел Анапский музей краеведения. Коллекции размещались в двух залах и группировались по следующим разделам: геология, зоология, история с археологией, история гражданской войны и сельское хозяйство Анапского района.

Среди историко-археологических предметов музея отмечу каменные полированный топорик, барельефы с изображениями греческих богинь, голову Медузы, греческую керамику, терракоты, круглую мраморную колонну, стеклянную слезницу, обломки камней с греческими надписями, в том числе упоминающими г. Горгиппию, находившийся на месте Анапы, коллекции монет Горгиппа, Митридата, Савромата и др., турецкие амфоры, мраморные надгробные памятники с турецкими надписями, ключ от Анапской крепости, макет этой крепости, ядра, обнаруженные на территории города, средневековую серую керамику, ржавый клинок шашки, две кольчуги, филигранные средневековые пуговицы, бусы, деревянную фигуру вождя греческих повстанцев XIX в. (она украшала собой корму затонувшего у Анапы греческого корабля). Кроме того, специальная витрина посвящена пребыванию на Кавказе А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. И. Одоевского и М. Горького. В музее оказались'и седанские вещи: плетеный щит, узкая скрипка из змеиной кожи, несколько штук многоострого холодного оружия. Экспонаты снабжены пояснительными надписями, часть из которых содержит грубые ошибки; например: «Первый руководитель горцев дагестанцев Шейх-Мансур», «Синды — персидско-мидийское племя», «Синды — выходцы из персидской Мидии», «Генуэзцы — итальянские торговцы» и т. д. В музее'висит портрет терского казака, а под ним написано: «Гениальный вождь горцев Шамиль».

11 ноября я совершил из Краснодара пешую экскурсию в адыгейский аул Козет, расположенный рядом с городом на противоположном берегу Кубани. Название аула жители толкуют как «одна (за) арба (ку)» и рассказывают предание, будто аул был основан семью бедняками, имевшими одну арбу, которой пользовались поочередно.

Местный старик из абадзехов утверждал, что до 1863 г. абад-зехские селения назывались по речкам, на которых были расположены, и состояли из беспорядочно разбросанных усадеб.

Тот же старик говорил: «Абадзехн были народом вольным. Однажды пришел к ним князь Зан Сефербий и стал просить у них подати: „Дайте мне хоть по одной ложке кукурузы!11». Но абадзехи отказали. Так бы и жили они дальше независимо, если бы не Мухаммед-Амин, наиб Шамиля. Он долго находился среди абадзехов, изучил край, а потом перешел на сторону царя и сообщил ему о дорогах, мостах и воинских обычаях в Абадзехии. Благодаря предательству Мухаммед-Амина царь завоевал Абадзехию.

На следующий день я навестил ст-цу Пашковскую. Разыскал давнего знакомого, казака Ламаша, ставшего уже стариком. Его рассказы о прошлом этой станицы вошли в одну из моих публикаций.7

Жена Ламаша сообщила о старинном способе лечения «сояш-ниц» {болезнь живота) — нужно взять колесо от воза и трижды вылить воду в отверстие для оси, причем после каждого литья колесо следует перевернуть.


Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu