Принципы адыгского этикета

Принципы адыгского этикета

Принципы адыгского этикета
Мы видим, что принципы адыгской этики носят характер постоянно действующих и универсальных ценностей. В то же время это исторически сложившиеся и своеобразные представления.
Судя по всему, адыгская этика сформировалась в период раннего средневековья (VI-IX вв.), когда интенсифицировались процессы этнической консолидации зихских и касожских племен и народностей, в условиях когда единая и четко выраженная система моральных ценностей могла явиться одним из действенных механизмов такой консолидации. Не зря для обозначения общенародной этики было избрано слово, в основе которого лежит самоназвание этноса: адыгагъэ (адыгство) - термин, производный от этнонима адыгэ (адыги). Этика стала символом духовного единства народа и доминирующей темой адыгской цивилизации и превратилась тем самым в механизм самоузнавания и самопризнания народа, в способ выделения из других сообществ. Истинным черкесом - адыгэ шъыпкъэ и по сей день считают человека лишь в том случае, если он усвоил в достаточной мере принципы и установки адыгства.
В XVIII в. адыгство приобретает все черты разветвленной и детально разработанной этической системы, чему в немалой степени способствовала моральная философия Жабаги Казаноко. Именно Жабаги выдвигает тезис о самоценности и этическом иммунитете отдельного человека. На вопрос, что дороже всего на свете, следует его лаконичный ответ: «Человек». Другая важная составляющая этической концепции Казаноко: деяния и образ жизни человека. Отсюда ставшее крылатым выражение «Нет маленького человека и нет малых дел» - Ц1ыху ц1ык1уи 1уэху ц1ык1уи шъы1экъым (5). Ценность человека ставится в непосредственную связь с этическими значениями его поступков, с фактами биографии и этапами жизненного пути личности. В итоге адыгство предстает как философия социального действия и обновления.
Очевидно, что это была реакция на стагнацию, на кризис господствовавших в Черкесии раннефеодальных отношений, четко обозначившийся в XVIII веке, когда черкесы, по меткому замечанию англичанина Джона Лонгворта, «превратились не только в хранителей старых доспехов и костюмов, но также устарелых норм и обычаев». Моральная философия Жабаги Казаноко и адыгская этика в целом способствовали смягчению нравов, укреплению этической законности и социальной защищенности человека.
Бытописатели Черкесии с удивлением и восхищением вспоминали о порядке и умиротворенности, царившем в адыгском обществе, где большая часть мужского населения была вооружена, что называется, с головы до ног. К примеру, англичанин Джемс Белл подчеркивал: «Общественное мнение и установленные обычаи - вот что, кажется, является высшим законом в этой стране; в общем, я могу только поражаться тем порядком, который может проистекать из такого положения дел... Немногие страны с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью - всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях» (6, с. 479).
Вне всякого сомнения, такой порядок поддерживался благодаря этически грамотной и обоснованной организации социальных связей и отношений.
Но адыгство - это универсальная моральная система, которая при умелом ее использовании, может функционировать с ощутимой пользой и отдачей во все времена и во всех сферах деятельности. Она способна впитывать и осваивать любую новую информацию, предлагая рациональные ответы на все старые и новые вопросы, которые ставит жизнь перед человеком и в целом - перед обществом. Хорошо сознавая это, умудренные опытом старшие постоянно подчеркивают, что быть человечным, почтительным, разумным, мужественным, честным необходимо и полезно в любом обществе, независимо от условий места, времени, конкретной жизненной ситуации. И добавляют: Адыгагъэм хэплъхъэ зэпытми хэфэшьт - «Адыгство способно вместить в себя и освоить все, что привносит жизнь».
Итак, традиционная адыгская этика при всей очевидности ее «историзма» не только и не столько элемент феодального прошлого, сколько постоянно действующий способ преобразования прошедшего в настоящее - механизм культурной самоорганизации личности и общества. Будучи системой логически связанных моральных ценностей и императивов, она нацелена на регуляцию как внутренних, так и внешних связей адыгского общества. В то же время для каждой отдельной личности это возможность познания идеала моральности, формирования соответствующих этому идеалу свойств.шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu