Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Обычаи абхазского народа и разделение его на состояния 1835 г.

Обычаи абхазского народа и разделение его на состояния 1835 г.

Обычаи абхазского народа и разделение его на состояния 1835 г.
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
08:22, 11 октябрь 2021
1 553
0
Абхазия, разумея под сим названием пространство земли по берегу Черного моря, разделяющееся между реками Гализгою... и Бзыбом, разделенное на три округа: Абживский, Сухумский и Бзыбский, населена народом, называемым черкесами бзыбь от реки этого имени, как и называют себя сами, принимая также название абсуа. Под словом "бзыбь" понимается обыкновенно вся Абхазия или весь абхазский народ; абсуа - более частно и служит ответом абхазца при вопросе ему, какого он происхождения.
Абхазия, разумея под сим названием пространство земли по берегу Черного моря, разделяющееся между реками Гализгою... и Бзыбом, разделенное на три округа: Абживский, Сухумский и Бзыбский, населена народом, называемым черкесами бзыбь от реки этого имени, как и называют себя сами, принимая также название абсуа. Под словом "бзыбь" понимается обыкновенно вся Абхазия или весь абхазский народ; абсуа - более частно и служит ответом абхазца при вопросе ему, какого он происхождения.
Самурзакань, составлявшая прежде отдельное владение, но причислившаяся к Абхазии во время управления его князем из рода Шарвашидзевых, присоединена ныне к Мингрелии. Трудно определить, какого именно происхождения народ, ее населяющий. Говоря частью абхазским, частью мингрельским языком, черты лица его не отличают резко ни кого из двух ему соседних народов. Подобное слияние племен заметно и в Бзыбском округе, особенно между абхазцами, над самою рекою Бзыбом живущими, которых оклад лица более правилен и ближе подходит к черкесскому. Говорят они языком абхазским, понимая вместе с тем и наречие своих соседей - джигетов (асадзкуа).
Цебельдинский округ, или, вернее, земля цебельдинцев (Цебель), принадлежала собственно по положению своему к Абхазии, [но] никогда не повиновалась в полном смысле слова владетелю оной. Народ, ее населяющий, занимая подошву снегового хребта Кавказских гор, по верховью реки Кодора, защищенной горами, более или менее неприступными, всегда сохранял свою независимость и не переставал грабить ближайших соседей своих - абхазцев, переходя для сего же [через] снеговые горы в Карачай и Кабарду. Происхождения он абхазского, говорит одним с ним языком и имеет те же обычаи, но черты лица и одежды его ставят ближе к карачаевцам. Можно оказать, что он состоит из одной фамилии Маршаниев, чрезвычайно многочисленной, члены которой правят каждый своим участком, не повинуясь другому.
Народ абхазский, управляемый владетельным князем (ах) из рода Шарвашидзевых, утвержденным русским правительством со времен Сефер-бея в 1808 году (1810 г.- Г. Д.), добровольно отдавшегося в подданство России, делится на пять состояний: на князей (тавад), дворян (амиста), среднее состояние между дворянами и крестьянами (ашнакума), крестьян (анхаю) и рабов (агыруа).
Права и обязанности каждого из пяти состояний, на которые делится абхазский народ, обозначены обычаем, хранимым в Абхазии с незапамятных времен. Влияние Порты на край мало его изменило. Приняв вместе с верою от турок некоторые из их привычек, освоившись с понятиями их, жители Абхазии между тем не изменили обычаю предков, заменяющему им закон. Даже в магометанстве они удержали многие обыкновения христианской религии, продолжают праздновать св. Христово Воскресенье, меняются в сей день окрашенными яйцами, празднуют Рождество Христово и Троицын день и не перестают есть свинину и пить вино. Многоженство у жителей из магометан не в обыкновении.
Существуют между абхазцами и следы язычества, как, например, уважение их к священным деревьям близ сел. Матригелас (Мтыргелаз.- Г. Д.) и совершение тризны по умершему, состоящей из пиршества, конской скачки, стрельбы в цель и т. д.
Власть владетеля весьма ограничена; не имея ни силы, ни средств, ни доходов, кроме собственно ему принадлежащего имения, он - в зависимости от сильных князей и дворян, которых ему весьма трудно заставить себе повиноваться. Наказать кого-либо из них за неисполнение воли его он не может иначе, как через посредство же князей и дворян, которых должен прежде на то согласить, что ему почти всегда стоит больших трудов и издержек. Имеет он право раз или два в год посетить дом каждого из них, который тогда по обычаю обязан его угостить и сделать ему подарок. Платится ему также за убийство, воровство или всякий другой беспорядок, совершенные близ дому его (ахтыны) или на земле, ему принадлежащей, по мере преступления.
Князья обязаны повиноваться одному владетелю; не платят никакой подати и не подлежат другому наказанию, кроме пени. Они вправе владеть землею и иметь крестьян и рабов. Обязаны они собираться для защиты владетеля и в посещение дома их его угощать и ему делать подарок по состоянию. Угощение, делаемое владетелю, не есть прямая к нему обязанность; существующее здесь, как и между другими горцами, гостеприимство ее сделало таковою. Обычай делать подарки введен тщеславием принимающих его хозяев, и они ценою его хвалятся друг перед другом, впрочем, то же соблюдается и в отношении других гостей, которые обыкновенно привозят подарок и хозяину.
Гостеприимство есть самый разорительный для абхазцев обычай; чтобы принять достойно почетного гостя и не уронить себя в глазах своих соотечественников, он должен убить быка или козла и, изготовив всего, подать на стол; что остается - принадлежит прислуге, что при бедности скотоводства в Абхазии делает хозяину чувствительный ущерб.
Княжеских фамилий в собственно Абхазии немного, они следующие: в Бзыбском округе - Инал-ипа, Чабалурхуа и Шарвашидзе, есть и Анчабадзе; в Сухумском--Дзапш-ипа и Маршании; в Абживском - Эмха, Шарвашидзе и Анчабадзе.
Фамилия Шарвашидзе, которая одного происхождения с владетельскою, по сему обстоятельству занимает в Абхазии первое место; она расселена по всем округам, не исключая и Самурзакани, и крайне бедна.
Дзапш-ипы после нее считаются старшими. Анчабадзе и Чабалурхуа - древнейшие фамилии Абхазии; отрасли первой находятся в Самурзакани, в Псху, Ахчипсу и между джигетами. Инал-ипы богаче других.
Дворяне пользуются правами князей и несут с ними одинаковые обязанности; также должны владетеля, их посещающего, угощать и одаривать. Важнейшие дворянские фамилии в Абхазии: Лакербаевы, Маргании, Микамбаи и Зумбаи (Званбай, Званба.- Г. Д.). Из которых Хыбр-ипы Маргании, предки Каца Маргания, всегда славились приверженностью владетельскому роду. Кроме того, есть в Абхазии фамилии незначительных дворян, называемых лесными (акуаца амисцуа): Цимбаи, Багба и Акыртаа.
Ашнакума-собственно телохранители владетеля, который один вправе их иметь,- пользуются правами дворян, могут иметь крестьян, рабов и обладать землею. Вместо подати они обязаны находиться при владетеле во время его поездок и служить ему на посылках. Состояние это составилось частью из крестьян владетеля абхазцев, получивших за оказанные ими услуги разные льготы, частью из выходцев черкес или других горцев.
Крестьяне вправе владеть землею и иметь рабов, но вместе с тем составляют сами собственность своего господина. Они обязаны платить владельцу своему летом арбу кукурузы или гоми и козленка, барана или рогатую скотину, в зимнее время - также рогатую скотину или барана и кувшин вина и помогать ему в полевых работах. В случае недостатка каких-либо припасов у господина крестьянин сверх установленного обычаем, по просьбе же оного, снабжает его таковыми. Побои не в обычае, обыкновенное его наказание - заключение в цепи. За нанесенную ему обиду крестьянин вправе судиться с владельцем своим и часто переходит под защиту другого какого-либо сильного князя или дворянина, который его селит на своей земле. В случае, если прежний господин захочет потребовать крестьянина своего обратно, приютивший его обязан возвратить по приговору суда, который заботится уже об обеспечении обиженного от беззаконного мщения господина.
Рабы бывают... коренные агыруа, абхазцы и люди, приобретенные грабежом или на войне. Раб, составляя неотъемлемую собственность господина своего и находясь в полной его власти, по обычаю работает на него только три дня в неделю, остальные же три дня - на себя, кроме того, исполняет и все домашние его работы и после этого не платит более никакой подати. Дочери раба, сколько бы он таковых ни имел, находятся все в доме господина, который вправе их отдать или променять... а обязанность жен из сего сословия есть поочередно варить гоми своему господину и за столом раздавать оный.
Бедные дворяне, крестьяне и рабы в Абхазии нашли хороший способ ограждать себя от притеснения сильных обычаем, существующим у князей и богатых дворян,- воспитывать детей своих вдали от родительского дома. Принимая на себя эту обязанность, они вступают как бы в родство с родителями воспитываемых ими детей и пользуются их покровительством.
Рабы новоприобретенные продаются; на продажу же или отдачу коренных агыруа из абхазцев один владетель имеет право. Они подлежат телесному наказанию.
Власть родительская в Абхазии неограниченна; одно природное чувство любви к детям, сильное в здешнем народе, служит порукою ненарушимости их прав.
Имение, оставшееся после смерти родителя, движимое и недвижимое, делится на равные части между детьми мужского пола, в выборе которых они имеют право по старшинству. Дети женского пола не имеют участия в сем разделе, но до замужества должны быть содержимы братьями и по состоянию получают приданое из рабов и движимого имения.
Вдова, когда ей покойным мужем ничего не было отказано, не имеет участия в наследстве, но по смерть должна иметь пропитание у детей своих.
Часто, когда братья живут согласно, имение остается неразделенным, но каждый из них вправе потребовать такового.
В случае бездетства имение умершего делится на равные части между ближайшими его родственниками мужского полу... В фамилию же жены имение не переходит. Когда бы ни нашелся никто из родственников мужского полу, то владетель Абхазии делается наследником умершего; когда бы остались одни дочери, он обязан их содержать до замужества и им дать приданое.
Спорные дела всякого рода с согласия владетеля решаются шариатом, носящим в Абхазии только одно название - духовного суда, ибо при собрании оного судят не по Корану, а по обычаю. Шариат обыкновенно составляется из почетных князей и дворян, сильных и уважаемых в народе; избираются они каждою из тяжущихся сторон в равном числе.
Собравшись в важном случае близ стен монастыря или под тенью священных деревьев, судьи после данной им клятвы разбирают дело по праву, выслушивают тяжущихся, их удаляют и совещаются наедине. Согласившись между собою, они до оглашения еще приговора берут поруку в исполнении его, потом уже объявляют оный. Обязанность судей есть пещись о приведении в действие решения суда.
Зовут к шариату: по спорным делам об имении и [за] неисполнение всякого рода договоров; по подозрению или по уликам в воровстве; по подозрению прав супружества; по делам об убийстве и кровомщении.
Смертная казнь не в обычае в Абхазии; единственное наказание преступника, особенно когда он князь или дворянин, есть денежная пеня или плата людьми.
Когда осужденный не в состоянии уплатить возложенной на него пени, то по оценке отнимаются у него дом, земля или даже имущество; когда он крестьянин или раб и не имеет ничего, то сам делается собственностью обиженного, который тогда вправе его продать.
За воровство, когда оно учинено на земле владетеля, ему платит укравший двумя мальчиками... и, кроме того, возвращает украденное вдвойне.
За убийство зовут обыкновенно на суд, когда родственники убитого слабые и не в состоянии отомстить убийце или когда кровомщение делается бесконечным. Судьи налагают на виновного пеню по званию убитого, что и служит главным различием состояний и точною оценкою силы и звания фамилий кровомстителей.
За доказанное нарушение прав супружеских во всяком случае мстится смертью, как и вообще за обесчещение девушки; женщину обличенную муж или ближайший родственник вправе продать. Случаи эти весьма редки в Абхазии, и их помнят здесь только два.
Кровомщение, служащее, по-видимому, к всегдашнему нарушению порядка, в народе необразованном, в котором нет закона и силы, его поддерживающей, которые бы могли остановить преступника, здесь, кажется, есть необходимость; особенно в Абхазии, в которой народ не столь пылок и не столь воинствен, как в других местах, заселенных горскими племенами; страх кровомщения частью удерживает убийцу и грабителя в его покушениях или по совершении преступления заставляет скрываться, чем избавляет край от вредного его присутствия.
В характере абхазцев мало оригинального, он принадлежит всем горским племенам западной части Кавказского хребта. Менее храбры и воинственны, чем кабардинцы и черкесы, они более склонны к домашней жизни; хищничество обнаруживается в них только тогда, когда приобретение этим способом не сопряжено с большою опасностью.
Положение края, средства его, которые он представляет, влияние на него соседних народов и владычества турок [- все это] образовало их характер и понятия. При хороших умственных способностях, которыми обладают абхазцы, они любопытны и склонны к нововведениям *.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)