ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ? – филиалы ВУЗов России в регионах

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ? – филиалы ВУЗов России в регионах

Высшее образование в России сейчас популярно как никогда. За последние 15 лет произошел значительный рост числа вузов и филиалов вузов в Росcии в целом. С одной стороны, это фактор, способствующий повышению образовательного уровня населения, максимальному приближению вузов к периферии. Однако, увеличение количества филиалов вузов и количества учебных мест в них без достаточного уровня обеспеченности учебной базы и преподавательского состава приводит к ухудшению качества образовательных услуг и, как следствие, низкому качеству подготовки специалистов. А в настоящее время именно качество образования все более определяет уровень развития государства. Поэтому достаточно остро стоит вопрос о современном состоянии высшего профессионального образования и в связи с этим - о деятельности филиалов вузов.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 1400 высших учебных заведений, имеющих достаточно разветвленную филиальную сеть, насчитывающую 1418 филиалов государственных вузов и 746 филиалов негосударственных вузов. Контингент обучающихся в филиалах вузов составляет в настоящее время 1872,7 тыс. студентов. Многие из этих филиалов - достаточно крупные образовательные учреждения, которые активно взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ, работодателями, обеспечивают подготовку востребованных регионами кадров, имеют достаточный для проведения образовательной деятельности квалифицированный преподавательский состав, обеспечены учебно-лабораторными площадями и соответствующим оборудованием. Существуют филиалы с таким высоким уровнем организации образовательного процесса, что им могут позавидовать многие вузы. В них обучаются одаренные молодые люди, студенты и аспиранты занимаются серьезной научно-исследовательской работой и получают дипломы и ученые степени, за которыми стоит высокое качество образования. Однако в остальных филиалах ситуация оставляет желать лучшего: низкий уровень качества подготовки кадров, несоблюдение лицензионных требований, несоответствие показателей деятельности критериальным значениям государственной аккредитации. Подобные нарушения законодательных норм во многом стали возможны из-за отсутствия постоянного контроля за деятельностью филиалов со стороны ректоров и ученых советов головных вузов.
Необходимо проводить планомерную работу по оптимизации деятельности филиалов в части прекращения приема на первый курс в те образовательные учреждения, которые не обеспечивают должного качества подготовки кадров. В случае, если явно недееспособный филиал продолжает работу, это значит, что ректор головного вуза умышленно занимается неправомерной образовательной деятельностью, то есть сознательно нарушает нормы федерального законодательства. И такие случаи не редки. Действительно, проблема вузов и филиалов, ориентированных на зарабатывание денег в ущерб образованию существует. Не может, например некий столичный вуз открыть достойный филиал с достойным уровнем образования где-нибудь на Камчатке. Для этого у него не хватит материальной базы. А вот для дополнительных заработков - очень просто. Необходим минимум преподавателей, учебников и аудиторий. При этом о качестве образования никто не заботится, главное условие поступления и последующего обучения - своевременная оплата. Самое интересное, что подобные фиктивные учебные заведения относительно просто организовать: формально открыть новый вуз или его филиал может любое юридическое лицо. А за качеством предоставления образования и выполнением всех требуемых норм начинают следить только тогда, когда филиал откроется и наберет студентов. Стоит отметить, что по закону в получении лицензии на образовательную деятельность даже заведомо фиктивным образовательным учреждениям отказать не могут. Лицензия выдается в заявительном порядке, просто сдается необходимый пакет документов.
В связи со сложившейся ситуацией общей целью видится сохранение должного уровня и дальнейшее совершенствование высшей школы России. Сделать это можно только совместными усилиями федеральных органов исполнительной власти, высших учебных заведений, научно-педагогического сообщества. Необходимо обеспечить безусловное соблюдение законодательства РФ в сфере образования в части исполнения филиалами образовательных учреждений лицензионных требований и условий ведения образовательной деятельности. По результатам самостоятельного внутреннего аудита, проводимого ректорами, вузы принимают решение, имеет ли филиал или представительство право на существование.
Массовое закрытие филиалов вузов в России из-за недостаточно высокого уровня качества образования - не решение проблемы. Нужны иные пути решения сложившейся ситуации. Что уже удалось сделать в этом направлении? Разработана и одобрена коллегией Рособразования 22 мая 2007 года Концепция развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, в которой сформулировано понятии оптимизации сети учреждений, определены цели, задачи, принципы, критерии и механизмы ее развития. Создан Совет Рособразования, в функции которого входит проведение анализа и экспертизы предложений по совершенствованию функционирующей сети подведомственных учреждений, включая филиалы, выбор оптимального способа их создания, реорганизации, ликвидации. Позитивные результаты такой деятельности - сохранение материально технической базы, кадрового состава высших учебных заведений, их финансирования в полном объеме.
Кроме того, продолжается начатая в рамках проведения в России административной реформы работа по реорганизации и ликвидации неэффективно работающих государственных образовательных учреждений, не имеющих достаточных кадровых и материально-технических ресурсов или деятельность которых не имеет отношения к реализации закрепленных за Рособразованием государственных функций.
Хочется верить в то, что отечественная высшая школа, всегда славившаяся высоким уровнем фундаментального образования, будет прославлять себя и в дальнейшем.



© Адыги.RU
Элеонора Пенкинашаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu