Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Блогеры » Обычай избегания у адыгов черкесов

Обычай избегания у адыгов черкесов

Обычай избегания у адыгов черкесов
Блогеры / Культура
admin
Фото: Адыги.RU
03:48, 06 февраль 2020
5 885
0
Истинные причины появления ТАБУ (запретов) у нартов (предков адыгов-черкесов) и их состав. Статья охватывает : Табу на демонстрацию родства. Табу на настоящие имена. До свадьбы. Свадьба. После свадьбы. Посмертная часть. Табу на разговоры о жене и детях. Аталычество.
Обычай избегания у адыгов черкесов
Истинные причины появления ТАБУ (запретов) у нартов (предков адыгов-черкесов) и их состав.

Статья охватывает : Табу на демонстрацию родства. Табу на настоящие имена. До свадьбы. Свадьба. После свадьбы. Посмертная часть. Табу на разговоры о жене и детях. Аталычество.

1-ое предупреждение читателям. Эту статью будет трудно понять тем, кто не прочитал мою предшествующую статью «Краткая история черкесской магии».
2-ое предупреждение читателям. Я умышленно не нагружаю эту статью доказательствами бытования упомянутых ТАБУ и обычаев у адыгов, потому как такой информации и так уже очень много в интернете.

Одной из интригующих загадок для этнографов, является происхождения у кавказских и других народов планеты народов обычая избегания и табу на настоящие имена.
Ближе (на мой взгляд) всех к разгадке подошёл Б. Х. Бгажноков, который пишет : «… обычаи избегания – это «особая, преувеличенная форма демонстрации скромности и уважения друг к другу...; запреты на произнесение личных имен восходят к представлениям древних людей о непроизвольности языкового знака». Первоначальное возникновение данного явления исследователь связывает с представлением о том, что произнесение личного имени равносильно призыву духа, души его обитателя.
Однако (на мой взгляд) и Б.Х. Бгажноков не до конца выявил источник этих двух ограничений, так как настоящая причина появления и обычая избегания и табу на настоящие имена это то, что у мага–воина, который практиковал магические воздействия на Вселенную, была жизненная необходимость защитить своей род (свою семью), от ответной реакции Вселенной.

Иными словами – первоначально, по решению магов-воинов, в нартских семьях , было введено два табу :
- 1-ое табу на демонстрацию родства;
- 2-ое табу на настоящие имена.
Ответная реакция Вселенной, возникавшая в ответ на действия мага – воина, наталкивалась на меры самозащиты мага – воина, и не могла повредить родственникам мага – воина, так как она не могла оперативно их выявить, так как :
- не могла оперативно установить родственников (так как в семье соблюдалось 1-ое ТАБУ на демонстрацию родства);
- и даже установив степень родства кого-то носящего ненастоящее имя (так как в семье соблюдалось 2-ое ТАБУ на настоящие имена), то на выявление настоящего имени было нужно слишком много времени.
В результате подобной многоуровневой самозащиты всего рода (семьи) – ответ Вселенной на использование магии не причинял значительно ущерба.
Таким образом, эти два ТАБУ были элементарными правилами древней магической коллективной безопасности, то есть методом обеспечения защиты своего рода (семьи) в условиях активного использования магии. Эти ТАБУ были привычным для древних нартов (адыгов), также как для нас привычны, например – меры противопожарной безопасности, меры санитарии и т.д.
Первоначально, за нарушения этих табу могло последовать наказание от главы рода (мага – воина).
Однако позже, история установления 1-го ТАБУ на демонстрацию родства были забыты, но содержание этого ТАБУ осталось в народе как «древний обычай избегания», который считается теперь древним способом демонстрации взаимного уважения, а нарушение обычая воспринималось как проявление неуважение и показатель невоспитанности.
Строго говоря, такая трактовка тоже содержит указание на важный инструмент магии – «уважение», который активно использовался магами – воинами для цели построения магического щита в виде пирамиды. Кирпичиками этой защитной пирамиды были многочисленнее семьи, входящие в род. Взаимное уважение между семьями и членами семей было с одной стороны стенками разделяющими, с другой стороны было цементом, скрепляющим всю пирамиду.
У соседних народов тоже прошла эпидемия забывания причин введения этих же самых ТАБУ. Тамошние исследователи полагают, что народы такими ТАБУ защищались от злых духов. Однако должен сказать – злых духов праздношатающихся вредителей не существует. Если Вы практикуете магию (и значит воздействуете на Вселенную), то Вам есть смысл вводить эти ТАБУ для самозащиты, так как ответная реакция Вселенной обязательно будет.

Содержание ТАБУ на настоящие имена
В максимальном числе случае и особенно в быту нельзя было называть настоящее имя своих родных, родственников. Исключение – особые случаи, когда называть настоящее имя было необходимо, будь то при контактах с судебными органами, при контактах с другими родами, обществами, племенами и т.д.
Табу особо должно было соблюдаться при родных, в присутствии взрослых детей, и особо строго при посторонних (чужих).
ТАБУ вынуждало использовать ненастоящие имена (эвфемизмамы), допускался подбор ненастоящих имён путем косвенных описаний и характеристик родственника.
К примеру - невестка всем избегаемым её лицам (мужу и родственникам мужа) давала отдельные имена (эвфемизмамы), выражавшие в большинстве своем либо лучшие черты характера этого человека, либо благопожелания к нему, либо обозначавшие род его деятельности, профессию и т.д.: «Солнечный всадник», «Золотошвейка», «Черноглазая», «Кареглазая», «Летающий по небу», «Светлоликий», «Мальчик», «Кузнец» и др.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. Предсвадебная часть.
Обязанности невесты :
- соблюдать ТАБУ на демонстрацию родства (которое позже назвали обычай избегания) особенно избегать встреч с женихом. Хотя жених, напротив, обычно искал случая увидеть свою невесту, но тайно, скромно, чтобы не увидели старшие.
- избегать всех мужчин и взрослых женщин из рода жениха, исключение составляли несовершеннолетние дети.
- если невеста случайно оказывалась на торжествах или похоронах у общих с женихом родственников, ее уводили в какое-нибудь укромное место, чтобы не стеснять ее присутствием родственников нареченного.
- свидание жениха и невесты устраивали его доверенные друзья, подруги невесты, их молодые родственники.
- на людях должна была прикрывать лицо платком.
- между сговором (обручением) и до свадьбы (иногда до 2—3 лет) молодые не должны видеться открыто.
ЖЕНИХ выполнял избегание в отношении родителей невесты.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. СВАДЬБА.
ЖЕНИХ обыкновенно за пару месяцев до свадьбы и в дни свадьбы поселяется и живёт у друга или соседей, где веселится в обществе исключительно своих друзей.
Молодым запрещается : находиться вместе, совместно принимать пищу, разговаривать друг с другом, произносить личные имена или обозначения родства.
ЖЕНИХ не вправе открыто участвовать в свадебном поезде. Но может с друзьями сопровождать поезд, стараясь не попадаться на глаза и держаться поодаль, в стороне (обеспечивая безопасность всего свадебного поезда).
Вечерами при удобном случае, когда приглашенные расходились, молодые родственницы жениха устраивали ему короткую встречу с невестой, а все остальное время молодые обязаны избегать друг друга.
НЕВЕСТУ помещали в комнату, где находились женщины, где она своим молчанием и учтивостью должна проявлять почтение к пожилым и старшим, родственникам, и друзьям жениха.
Участники свадьбы направлялись в эту комнату, чтобы увидеть невесту и оценить ее внешний облик.
Через некоторое время после оценки женщин к ней направлялись молодые люди: братья жениха, друзья, чтобы познакомиться, поговорить с невестой. Но невеста упорно молчала, на все шутки отвечала лишь улыбкой, что означает знак уважения к братьям, друзьям мужа. Молодежь всячески пыталась добиться от нее хотя бы одного слова, что означало «развязывание языка». Молодежь обычно шутками добивается разговорить невесту. В конце концов невеста вынужденно произнести какие-то вежливые слова и удовлетворенные друзья, братья благодарные, одаривают невесту подарками или деньгами. Невеста отказывается, а молодые люди кладут их ей в сумку. С этих пор они становятся «друзьями», их взаимоотношения упрощаются.

РОДИТЕЛИ НЕВЕСТЫ обязаны избегать свадьбу и дом жениха.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. После свадьбы.
Обязанности жены (невестки) и свекровь. Роль жены сводилась к хозяйственной деятельности, и только в ней она чувствовала себя совершенно свободной. С первого дня своего замужества для невестки свекровь занимала место матери: невестка практически по всем бытовым, житейским вопросам должна была согласовывать свои действия с указаниями свекрови.
Она не могла без ведома последней отлучаться из дому, ходить в гости, покупать что-либо, самостоятельно заправлять какими-либо домашними делами. Будучи полновластной властительницей над всей женской половиной дома, свекровь единолично распоряжалась вопросами приобретения и распределения одежды и нарядов женщин-домочадцев, хранения, приготовления и раздачи (в соответствии с занимаемым положением в семейной иерархии) пищи.
Свекровь до самых преклонных лет сама готовила пищу, не допуская к этой процедуре невестку. Даже в тех редких случаях, когда невестка готовила в силу крайней необходимости в отсутствие свекрови, последняя, по ее возвращении, могла проявлять недовольство. Власть старшей женщины в вопросах домашнего хозяйства была такой силы, что даже взрослый сын, возвратившийся из наезда (похода) и привезший какие-либо предметы (товары), был обязан, прежде всего, зайти к своей матери, справиться о ее здоровье и поставить перед ней свою походную сумку со всем приобретенным, чтобы та распорядилась ими по своему усмотрению.
В то же время и свекровь имела определенные обязательства перед невесткой. Так, она не могла заходить без особой нужды в комнату невестки, не переступала порога спальни невестки, если подозревала, что у последней постель еще не заправлена. Свекровь старалась приучать сноху к премудростям ежедневных домашних забот в семье не с помощью окриков и ругани, а посредством личного примера и примера других женщин-домочадцев. Умная невестка постепенно перенимала у свекрови многие черты ее характера, становясь со временем похожей на нее по образу мышления, повадкам и сноровке.
С течением времени и появлением у невестки нескольких (трех-четырех) детей, у нее в доме мужа появлялись определенные права и частично снимались запреты на разговоры, но ТАБУ на настоящие имена оставались.
Со временем свекровь полностью передавала снохе «очажную цепь». Но и при этом сноха могла предпринять какие бы ни было действия по дому только исключительно с позволения свекрови.
Невестке также не позволительно было даже прилечь до возвращения домой супруга, как бы поздно он не возвратился.
Если же в доме находилось несколько невесток, то свекровь устанавливала очередность их допуска к приготовлению пищи.

За повседневным уходом за ребенком, для матери исключалась возможность сколько-нибудь выраженного и длительного избегания своего ребёнка. Но ей полагалось воздерживаться от явных проявлений своих чувств.
В первое время после рождения ребенка невестке не дозволялось ухаживать за ним:
- за ребенком и присматривала, и укладывала в люльку, и поднимала только свекровь.
- без разрешения рядом сидящей свекрови невестка не смела ни успокоить, ни покормить грудью плачущего ребенка.
- при свекрови или других невестках невестке не дозволялось приласкать или ругать ребенка.

Невестка была обязана :
- уважать своего мужа, как своего Бога.
- в присутствии мужа должна была проявлять большую сдержанность, ни с кем не разговаривать (даже с мужем), не садится, а также не садиться за один стол с мужем или мужчинами рода. В особых случаях она получала право сидеть в присутствии свёкра после неоднократных его просьб, переданных через других лиц.
- при появлении мужа она должна встать и уступить ему место, а в пути — идти позади него.
- соблюдать ТАБУ на демонстрацию родства (позже названный обычай избегания), то есть избегать мужа, а также родителей мужа и других старших рода, стараться НЕ смотреть на них, НЕ находиться в местах их присутствия, НЕ разговаривать с ними или при них, НЕ показываться им с непокрытой головой.
- при случайном столкновении с избегаемыми лицами невестке надлежало опустить голову или повернуться спиной.
- обращение к избегаемым лицам допускается только через третье лицо (младших членов семьи), либо ограничивалось мимикой, жестами.
- соблюдать ТАБУ на настоящие имена мужа и его родственников.
- соблюдать табу на обращения выдающее степень родства (запрет на употребление слов «мой муж» и т.п.).
- обычай почтительного молчания невестки со свекром соблюдался в отдельных семьях годами или даже всю жизнь.
- обычай почтительного молчания невестки со свекровью соблюдать было труднее, т.к. женщины совместно участвовали в домашнем хозяйстве, сноха выполняла все распоряжения свекрови, выслушивала ее советы.
- не садится на коня вместе с мужем.
- не показываться вместе с мужем вне дома.
- не сидеть с избегаемыми людьми на одной кровати, скамейке, телеге и т.п.;
- не появляться вместе с мужем перед старшими родственниками или в общественных местах, где их могли увидеть старики, и даже в отсутствии мужа не показывать какое-нибудь отношение к нему, например, говорить о нем и т.п.
- в присутствии мужчин, особенно свекра и других старших родственников мужа, она всегда должна была находиться в полном строго регламентированном костюме замужней женщины.


Золовки, другие невестки и несовершеннолетние родственники мужа не входили в круг избегаемых лиц и невестке разрешалось свободное общение и разговоры с ними, но и здесь действовало ТАБУ на настоящие имена.
В отношении самой невестки муж и все родственники мужа также соблюдали ТАБУ на настоящее имя, а также соблюдался обычай избегания.
Невестке присваивались ненастоящее имя, которое чаще выбирала свекровь или старшая золовка.

ХОЗЯЙКА. В неразделённых семьях невестки в домашнем хозяйстве были зависимы от свекрови и должны были придерживаться её указаний, то отселившись малой семьёй, обособившись от хозяйства родителей мужа, женщина получала известную самостоятельность. Она становилась полноправной хозяйкой в домашних делах, в пределах собственного дома освобождалась от большой части тягот обычая избегания. Когда невестка выходила на улицу, либо приходила (приезжала) в дом родителей мужа или его старших родственников, она должна была соблюдать все нормы обычая избегания. С другой стороны, если в неразделенных семьях существовало разделение труда женщин, а в малой семье все заботы и обязанности по домашнему хозяйству ложились на плечи женщины-хозяйки. Ее помощниками становились подрастающие дети, которые включались в домашние дела раньше, освобождая мать от посильных для них дел, тем самым облегчая ее положение в семье. Положение многодетной матери в домашнем хозяйстве было более или менее облегченным, если учесть, что на воспитание детей требовался минимум материальных и физических затрат.
Мать в семье пользовалась большим уважением и почетом со стороны детей. Непослушание, неуважительное или грубое отношение к матери считалось совершенно недопустимым. Дети-подростки были первыми ее помощниками. Взрослые дети окружали мать теплом и вниманием, предоставляя ей полное право по своему усмотрению распоряжаться дома.

Невестка становится СВЕКРОВЬЮ.
Было установлено, что мать, женив сына, получала себе замену в выполнении домашних работ, а следовательно, и право на некоторый отдых. Главной ее обязанностью становилось руководить домашними делами, присматривать за внуками, готовить пищу, ведать семейными продовольственными запасами. Иметь невестку и при этом самой хлопотать по хозяйству считалось недостойным для пожилой женщины. В глазах окружающих это к тому же снижало и достоинства невестки. Возглавляла все работы по домашнему хозяйству в неразделенных семьях старшая из женщин - мать, которая пользовалась большим авторитетом и уважением. Под ее началом находилось все содержимое амбаров и кладовых семьи: все запасы продуктов, материалы для изготовления одежды, обуви и других необходимых вещей домашнего быта, сырье от скотоводческого хозяйства, подлежащее обработке и т.д. В ее ведении было распределение продуктов, их рациональное расходование, своевременная заготовка запасов, организация и руководство работ по обработке сырья и т.д. Она же распределяла обязанности между женщинами. Приготовлением пищи занималась обычно сама мать или старшая из невесток, а все ежедневные работы по двору выполнялись молодыми женщинами. Доение коров, приготовление молочных продуктов, приготовление сыра считалось обязанностью младшей невестки. Наиболее сложные работы могли выполняться невестками поочередно, но в основном каждый участок был закреплен за конкретной невесткой.

Обязанности мужчины :
ГЛАВА РОДА. От воли отца семейства (главы рода) зависело выделение женатого сына, причем сын не имел права требовать раздела. Женитьба сына и замужество дочери также совершались по воле отца (без согласия молодежи – если они засиделись, то есть они превысили возраст установленный для самостоятельного решения).
Основным имуществом распоряжался глава семьи. Он же решал все вопросы о том, что продать, что купить.
Мужчина занимался, в основном хозяйством: скотоводством, работой в поле, охотой, в свободное от полевых работ время, особенно зимой, он был меньше занят. В малосостоятельных семействах мужчине, чтобы обеспечить семью, помимо собственного хозяйства, приходилось трудиться еще и по найму.

ОТЕЦ.
Каждый отец был обязан - соблюдать ТАБУ на демонстрацию родства (позже названный обычай избегания) в отношении родных, родственников, и особенно в отношении детей.
Каждый отец был обязан, в присутствии посторонних и своих старших родственников - не должен показываться со своим маленьким ребенком, не брать его на руки, не играть с ним, в не проявлять отцовские чувства, даже не утешать плачущего ребёнка, не помогать нуждающимся в помощи – если рядом есть люди которые могут эту помощь оказать, не называть детей по настоящим именам, не называть их «сыном» или «дочерью», не трапезничать вместе с детьми – в общем ни коим образом не обнажать своё родство со своими детьми.
Каждый отец был обязан - по отношению к детям быть подчёркнуто требовательным. (Присутствующие понимали истинные чувства отца и его самообладание и поэтому негласно одобряли его).

МУЖ. Каждый муж был обязан соблюдать «обычай избегания» в отношении собственной жены, как при посторонних, так и при старших родственниках, при взрослых детях и т.д.
Внешне отношения между супругами характеризовались сдержанностью, даже некоторой суровостью.
Ласковое обращение с женой, особенно при посторонних, считалось недостойным мужчины.
Однако, ещё более недостойными были ругань, избиения, издевательства и грубый деспотизм. Обязанности мужа по соблюдению избегания своей жены достаточно точно описал К.Ф. Сталь. Он писал об адыгах следующее: «Молодой муж не позволяет себе видеть жену днем, а непременно ночью и то украдкой. Видеть жену днем, входить к ней в саклю и разговаривать с ней в присутствии других может себе позволить пожилой простолюдин, а князь и дворянин – никогда».

ЗЯТЬ. Обязанности зятя по отношению родственников жены :
- соблюдать обычай избегания в отношении родителей своей жены (тестя и тещи) и их старших родственников.
- если же им все-таки приходилось встретиться с этими избегаемыми лицами, то непременно соблюдать ТАБУ на разговоры и он не вступал ни в какие разговоры ни с тестем, ни с тещей, а также ТАБУ на настоящие имена тестя и тёщи.
Несмотря на обычай избегания и всякие ТАБУ - готовность зятя быть полезным для родственников жены, готовность прийти на помощь в случае малейшей нужды считалась важнейшим качеством хорошего зятя.
Дедушки и бабушки также были обязаны соблюдать обычай избегания в отношении своих детей, но в отношении внуков им позже стали делаться различные послабления.
Мужчина став свёкром был обязан соблюдать обычай избегания невестки, соблюдать ТАБУ на её настоящее имя и ТАБУ на разговоры.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. Посмертная часть
Когда один из супругов болел или даже умирал, другой должен был сохранять сдержанность и скрывать эмоций от всех окружающих.
Жена, в частности, не должна была плакать или как-то по-иному открыто проявлять свое горе даже на похоронах.
Она уходила туда, где нет людей, и только там, наедине с собой, оплакивала свое горе.
Муж на похоронах супруги держался в стороне от всех присутствующих.
Исходя из обычая избегания и из уважения к его горю его освобождали от всех забот по организации похорон.
Церемонией похорон руководил свекор умершей, либо один из братьев мужа, либо старший из сыновей и т.д.
Посмертная часть соблюдения обоих вышеуказанных табу в отношении умерших родственников тоже имела свой особый смысл в черкесской магии. Души умерших, также как и живые родственники, могли оказывать поддержку магу-воину в вопросе накопления необходимой эмоциональной энергии.

НОВОЕ ТАБУ.
ТАБУ на разговоры о жене и детях. Позже, два вышеуказанных ТАБУ соединились с появившимся в адыгагъэ (адыгстве) требованием «скромности» (ТАБУ на хвастовство) и это привело к появлению нового - ТАБУ на разговоры о жене и детях.
Стали запретны разговоры о своих жене и детях, и о домочадцах. (Хотя в женской среде такие расспросы считались актом вежливости). Стало позорно хвалить жену (А если в особых случаях приходилось упоминать о ней или о детях, мужчина всегда, просил прощения у окружающих). Фактически женами и детьми своими гордились, но ничего о них не рассказывали и публично не хвалили. Для адыга стало недостойно даже намекнуть на достоинства супруги.

НОВЫЙ ОБЫЧАЙ - АТАЛЫЧЕСТВО.
Для родителей (мужа и жены) самым сложным было соблюдать ТАБУ на демонстрацию родства (позже названный обычай избегания) в отношении своих детей. С одной стороны дети были главным в жизни родителей, поэтому они не могли позволить себе нарушать правила безопасности, то есть не хотели подвергать жизнь и здоровье детей опасности. С другой стороны, родители ребёнка далеко не всегда были главными в принятия решения относительно того – применять или нет магию для воздействия на Вселенную. И в этой связи родители нашли самым безопасным для своих детей это передачу их на воспитание в семьи самых доверенных лиц – ближних или дальних родственников, либо преданных друзей или союзников. Таковая передача детей на воспитание стала недавно называться АТАЛЫЧЕСТВО. Она появилась как логическое продолжение мер защиты своих родных от ответной реакции Вселенной на активное использование черкесской магии.
Со временем, эти истинные причины появления обычая АТАЛЫЧЕСТВА также забылись, хотя в адыгской среде обычай АТАЛЫЧЕСТВА сохранялся до конца 19 века, пока не были запрещены Указами Российской империи. Уже после исчезновения обычая, истребления и депортации адыгов (черкесов) учёные занялись его исследованием, придумали десяток разных гипотез происхождения, которые игнорируют существование древней черкесской магии. Больше всего они обращают акцентирую внимание на то, что через АТАЛЫЧЕСТВО устанавливалось искусственное родство, хотя понятно у адыгов для установления искусственного родства были другие метода (побратимство, куначество и т.д.), которые были не столь душещипательны для родителей детей передаваемых на воспитание.

В настоящее время все вышеуказанные ТАБУ в адыгском (черкесском) мире постепенно исчезают, впрочем такой же процесс идёт и у соседних народов.
Об этом стоит только сожалеть, так как несмотря на тяжесть этих древних доспехов магической самозащиты, и даже в условиях когда адыги разучились использовать магию для активного воздействия на Вселенную, всё равно сохраняется опасность попасть под удары Вселенной, так как магия других народов всё же существует и активно используется.

Автор: Нарт Черкес
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)