Лечебная магия адыгов черкесов

Лечебная магия адыгов черкесов
Блогеры
admin
Фото: Адыги.RU
16:42, 13 апрель 2017
3 294
0
Последнему магическому народу Европы, а именно адыгам (черкесам) – посвящается. Первая похвала архаичной магии человечества Магия - спутник и спасатель.
Лечебная магия адыгов черкесов


\\ Фото Шиллинга. Обряд Чапщ в Шапсугии. 1930 год. \\


Последнему магическому народу Европы, а именно адыгам (черкесам) – посвящается.

Первая похвала архаичной магии человечества

Магия - спутник и спасатель.

У древнейшего человека уже был ум (так же развитый как у современного человека), но увы, - у него не было собрано ЗНАНИЙ, которые этот ум мог бы проанализировать и использовать, поэтому он оставался беззащитен перед хищниками, стихийными силами природы, холодом и голодом.
МАГИЯ (колдовство, волшебство) – способность человека посредством определенных ритуалов и обрядов «сверхъестественным» путем воздействовать на людей, животных, природные стихии и любые иные явления Вселенной (без исключения).
Не считая последние четыре тысячи лет, как минимум последние 50 тысяч лет, именно МАГИЯ была реальным спасителем и помощником человечества во всех трудных ситуациях. МАГИЯ помогла человеку не только выживать, но и развиваться. При этом МАГИЯ развивалась по собственным законам, вместе с иными областями интеллектуальной рефлексии человечества.
Самой древней религией человечества считается «Анимизм» - вера в существование души, в существование духов стихий и живой и неживой природы. Душа считалась основой и залогом всех жизненных процессов. Погребальный обряд и Культ предков берут своё начало в анимизме. Духи, со временем, стали восприниматься как разумные сущности, понимающие желания людей и покровительствующие им. Поэтому появились пантеоны, в которых все боги были связаны с природными, либо с социальными явлениями, причем верховными богами часто считались сущности, олицетворяющие наиболее жестокие стихии.
Религия «Анимизм» с первых дней своего существования опиралась на МАГИЮ, так как без возможностей МАГИИ, эта религия была бы совершенно неубедительной и бесполезной.
Магическое действо, как правило, состояло из словесного заклинания (просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам), определенного действия и движения без слов (обряд), а иногда ещё и материальный инструмент.
Человек (неблагодарное существо) - пользовался помощью МАГИИ, но он же всегда старался раскрыть её секреты.
Религии (неблагодарные сущности) - старались приписать себе возможности предоставляемые МАГИЕЙ, тайно вели исследования, чтобы раскрыть секреты МАГИИ, при этом они ревностно вели непримиримую войну с МАГАМИ свободными от религий.


Вторая похвала архаичной магии
МАГИЯ – скрытый фундамент мировых религий

Раньше на планете существовало великое множество религий.
Религиям всегда были нужны хоть какие-то доказательства того, что они могут приносить людям пользу.
Одних рассказов о Боге (сонме Богов), о демонах и ангелах и т.п., людям было недостаточно.
Люди всегда хотели получить какую-то более практичную пользу, поддержку и помощь в трудных ситуациях.
От бесполезных религий и бездушных Богов (которые не помогали), люди просто отворачивались, и в итоге такие религии исчезли.
А новые религии, чьи «посвящённые» пропагандисты не могли совершить ничего необычного, сверхъестественного, «божественного», были не в состоянии завоевать большое число приверженцев и также исчезли.
В итоге, новые религии для завоевания приверженцев были вынуждены прибегать к демонстрации чудес, при помощи старой и доброй МАГИИ. Эффективных магических практик было не так много, но это не мешало каждой религии называть магические обряды своими и только своими священными религиозными «таинствами».
Так как МАГИ помогали всем религиям, и все религии казались носителями чудес, то каждая религия более-менее мирно уживались с соседними религиями.
ОДНАКО, когда любопытный человек открыл технологии добычи меди, изготовления бронзовых изделий, масштабно начал использовать технологии возделывания сельскохозяйственных культур, в результате уменьшились страхи человечества перед голодом и холодом, резко начала возрастать численность населения. Уменьшение одних страхов, сопровождалось возрастанием других страхов, в частности страхов перед войнами. Это и множество других значимых факторов стали благодатной почвой для появления монотеистических (аврааимических) религии, в которых пантеон множества богов отсутствовал (почти).
Монотеистические религий (Иудаизм, Христианство, Ислам), которые охватили всю Европу и большую часть планеты, для подтверждения своей божественности происхождения (особенно первые две) также были вынуждены обращались к демонстрации чудес при помощи всё той же старой доброй МАГИИ ( как 45 тысяч лет назад это делала религия «Анимизм). Эти религии также положили в фундамент подхода к завоеванию доверия людей архаичные магические обряды, которые опять же объявили своими священными «таинствами».
Как результат - ВЕРА в «таинственную» силу этих «таинств» (архаичных МАГИЧЕСКИХ практик) теперь трепетно сохраняется более чем тремя миллиардами жителей планеты.
Как архаичные религии оставшиеся в прошлом, так и новые религии, чтобы завоевать приверженцев всегда старались, как говориться - зацепить человека за «живое», за жизненно важное, отсюда возник приоритет на включение в религию ритуалов «ЛЕЧЕБНОЙ МАГИИ».
Как результат – все ныне здравствующие религии (христианство, иудаизм, ислам, буддизм) изначально, в качестве неотъемлемых элементов, скопировали и положили в свой фундамент различные виды МАГИИ, как например :
- отгоняющая магия (с целью отогнать, отпугнуть враждебные силы и влияния), для чего религии приветствуют амулеты, талисманы, обереги, а также применяются различные жесты, звуки (звон металла, стрельба, огонь, дым, магические круги и линии, плевки, дутье) и т.д. ;
- избегательная магические действия (избегания контакта с враждебными силами, спрятаться от них), как то ритуальное закрывание головы платком, закрывания лица и т.п.;
- профилактическая-очистительная магия ( ритуалы омовения, окуривания, пост, употребления снадобий, кровопускания и т.д.);
- архаичная МАГИЯ - причащение, миропомазание, елеосвящение, исповедь, брак и жречество (священство), обряд купания новорожденного в воде, ныне известный как «крещение»;
- обычай дуть на младенца, на воду, масло, чтобы придать им благодать и одновременно отогнать злые силы;
- обычай плевать на сатану во время крещения также есть пережиток древней веры – веры в то, что человеческое дыхание и слюна обладают особой колдовской силой.

ИТОГ. Сегодня, фундамент мировых религий выложен из кирпичиков так называемых «священного таинств», «священных обрядов, ритуалов», которые на самом деле являются архаичными магическими обрядами, каждая из которых старше самой этой религии на десятки тысяч лет.
Большинство верующих считает, что они не верят в МАГИЮ, при этом ничего не подозревая о том, что в фундаментах почитаемых ими религий положены магические ритуалы (и возраст этих ритуалов значительно старше их религии).
Большинство верующих считает, что они не верят в силу МАГИИ, при этом они постоянно использует магические фетиши (камни-амулеты, талисманы и т.д.), соблюдает архаичные магические обряды: постучать по дереву, плюнуть через плечо, не целоваться через порог, пожелать чихнувшему здоровья и т.д. Это иногда пытаются списать на «суеверные страхи», но никто не защищается МАГИЧЕСКИМИ методами, в которые не верит.

Вторая похвала архаичной магии
Магия - колыбель науки.


Магические чудеса не только поражали воображение наших предков, они возбуждали наше любопытство, рождали надежду на раскрытие тайн МАГИИ и тайн природы (Вселенной).
Раскрывая секрет какой-либо магической практики, человек переводил эту часть МАГИИ, в разряд вещей «обыкновенных» и основанных на ЗНАНИИ. Над своими ЗНАНИЯМИ человек имел больший контроль.
МАГИИ исполнилось не менее 50 000 лет, так как она существовали со времен неандертальцев, а НАУКЕ исполнилось только 400 лет. Даже в масштабах человеческой истории – НАУКА ещё ребёнок, только начинающий изучать Вселенную.
МАГИЯ (в т.ч. и черкесская) не отменяет успехи современной науки, не опровергают законы Вселенной (Созданные Верховным Демиургом), а лишь указывает человечеству возможности использовать законы Вселенной, которые пока неизвестны науке.
Парацельс 350 лет назад говорил - "всё, что кажется МАГИЕЙ (мистикой, невозможным) в одном столетии, становится научной истиной в другом столетии".
Французская академия наук в своё время открыто провозгласила, что аппараты, тяжелее воздуха, летать не могут, а братья Райт взяли, да и построили самолёт. И таких примеров в истории – тысячи.
К примеру - человек мог неоднократно и с одинаковым результатом проводить ОПЫТЫ, демонстрируя окружающим внутреннюю простоту раскрытых секретов (того, что вчера считалось непостижимым, сверхъестественным, божественным и т.п.).
К примеру - древний человек (нартский кузнец), который первым научился делать бронзовый меч – заслуженно получил уважение соплеменников, которые посчитали его МАГОМ первой величины (или даже Богом). Однако, позже, когда его ученики массово демонстрировали использование технологии изготовления таких мечей (причём без каких-либо молитв и заклинаний), то обнаружилось что изготовление мечей дело обыкновенное, и МАГИЧЕСКАЯ аура с этой технологии спала.
История последних 50 тысяч лет, это славная череда открытий (достижений) человечества, в результате которых всё больше секретов МАГИИ раскрывается, и этот процесс ускорился когда появилась т.н. НАУКА. Наука ревностно исследует все проявления эффективной МАГИИ, и всё что удается исследовать (расшифровать), она включает в себя, как новую отрасль научных ЗНАНИЙ. Только теперь человечество не считает эти ЗНАНИЯ обыкновенными, а научными.
В оболочке лечебной МАГИИ родилась наука психология.
В оболочке магической алхимии родилась наука химия (к примеру, великий Ньютон активно изучал трактаты по алхимии и ставил по ним эксперименты).
В оболочке магических зелий (лекарственных трав, настоев и т.п.) родилась наука фармацевтика.
В оболочке магических практик использования т.н. «живой и мертвой воды» родилась наука бальнеология.
Современная наука медицина многие приемы терапии позаимствовала у древних магов.
В оболочке магической астрологии родилась наука астрономия. Научная картина Вселенной, построенная Галилеем, Ньютоном, Фарадеем, Максвеллом и Эйнштейном, опиралась на воззрения, которые идут еще из древности. Однако, недавнее открытие квантовой теории и дискретности, новейшие эксперименты в области физики высоких энергий нанесли такой сокрушительный удар по механистической картина Вселенной, так что даже новой картины (поддерживаемой большинством учёных) ещё нет, так что сегодня невозможно подразделить науки на физику, биологию, химию и так далее (так как на макро и на микроуровне они чересчур сильно связаны).

Упрёк религиозникам.
Несмотря на всё хорошее (вышеуказанное) что сделала и делает МАГИЯ для всех мировых религий (в т.ч. и новоявленных), последние повели против МАГИИ (и её носителей – МАГОВ) войну на физическое уничтожение, прикрываясь борьбой с многобожеством, ересью и т.д..
Религиозникам всегда было больно видеть как МАГ, при помощи своей МАГИИ, не являясь приверженцем какой-либо религии (не ведая о том, кто во Вселенной ему помог), мог эффективно решать проблемы, возникающие в жизни.
Архаичный магический обряд, совершённый магом и совершённый деятелем церкви, по сути один и тот же, только трактовка разная. А после успешного проведения архаичного магического обряда, религиозники окончательно поверив в догматы своей религии, призывают физически уничтожать носителей МАГИИ, в то время как МАГИ так низко ни разу в истории не поступали.

Упрёк учёным.
Несмотря на всё хорошее (вышеуказанное) что сделала МАГИЯ для становления НАУКИ, учёные, которые освоили только малую часть тайн МАГИИ, повели себя) клан оккультистов, как обычный торгаш (конкурирующий за рынок услуг) и повели против МАГИИ (и её носителей – МАГОВ) идеологическую войну.
Учёным также больно видеть как МАГ, не имея никакого научного знания о природе используемых магических сил, тем не менее эффективно (магическим, чудесным образом) решает проблемы, возникающие в жизни.
Древние магические средства, как например лекарственные средства, будучи успешно изученными учёными стали основой дохода учёных и многих отраслей промышленности множества государств.
Учёные всего мира покрыли себя несмываемым позором, позволив религиозникам физически уничтожать МАГОВ.

Общая похвала древней медицине адыгов

Человечество исследовало МАГИЮ, и по мере раскрытия её секретов у адыгов появились собственные знания, которые правомерно именовать древней медициной адыгов (черкесов).
Всем понятно, что на этой планете не выжил ни один народ, который самостоятельно не накапливал результатов своих наблюдений, знаний относительно факторов вредных и полезных для здоровья, и факторов влекущих выздоровление в случае болезни.
Древняя медицина адыгов - это комплекс накопленных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья людей, продления жизни.
Постепенно (чаще от горького опыта) все народы пришли к древнейшим (архаичным) правилам санитарии, гигиены, половой гигиены, а также создали зачатки других разделов медицины, причём каждый народ вёл не только свои исследования, но и пытался перенимать опыт и знания соседей.

Похвала лекарственным средствам адыгов

Адыги (равно как и остальные народы), ещё со времён «собирательства» обладали солидным багажом знаний о лекарственных средствах (из растений, животных, минералов и т.д.).
Гипотезы, что самые древние рецепты приготовления лекарств были придуманы древними шумерами – несостоятельны. Их глиняные таблички с рецептами правомерно считать древнейшими из записанных, но логика и даже некоторые наблюдения над животными подсказывают нам, что люди начали экспериментировать в поисках способов лечения болезней и лекарств ещё за десятки тысяч лет до шумер.
Нет ничего удивительного в том, что среди множества сообщений различных средневековых информантов (иностранных, адыгских) следует, что адыги использовали множество лекарственных средств.
Исходя из всего вышесказанного, древнейшая лекарственная медицина адыгов имела корни, которые значительно старше чем дата появления адыгского языка, старше чем «Нартская цивилизация» (см. отдельную статью).
После РЧВ (физического уничтожения половины населения, выдворения оставшихся), большую часть архаичных рецептов адыгам сохранить не удалось. То, что в ходе войны и позже было записано путешественниками, врачами, разведчиками и т.д. это лишь малозначительные фрагменты (осколки) утерянной древней адыгской библиотеки рецептов приготовления лекарств.
Один пример лекарственного рецепта для «Лечение бешенства». В «Журнале Медицинского совета Министерства Внутренних Дел» в 1852 г., сообщалось, что (черкесские лекари) укушенным бешеным животным давали истертую в порошок высушенную пчелиную матку. Затем, «разрубив живого голубя пополам над мискою, дают пить теплую (дымящуюся) кровь его, в следующие 3-5 дней дают ежедневно натощак сушеную и толченую пчелу с кровью голубя», сопровождая лечение заклинаниями, раны перевязывались с толчеными майскими жуками в продолжение 2-3 недель.

Похвала хирургии адыгов
Сложнейший вид терапии – хирургическая операция «трепанация черепа» – 5,5 тысяч лет назад.


Возвращаясь к собственно зарождению адыгской (нартской) медицины, мы обязаны обратить внимание на самое древнее свидетельство – Нартский эпос адыгов. Уже в ходе возникновения и расцвета феноменальной для Европы Майкопской археологической культуры (см. отдельную статью), нарты (древние предки адыгов) освоили производство металлических (бронзовых) изделий. В этот период у древних адыгов появился ещё один важный раздел медицины – хирургия, которой были доступны операции на голове.
В сказаниях о нарте Чэлэхъсэт описан эпизод его жизни - когда нарт Саусырыкъо в ссоре с Чэлэхъсэтом сильно разбил последнему голову. Приглашенный лекарь сказал, что кость разбита на мелкие осколки и не подлежит лечению и, что он может только посоветовать обратиться к великому Тлепшу, который заменит их сделанными из меди в сплаве с золотом трансплантатами. Перед операцией Тлепш закладывает в рот больного пхъэIумбыр – специальная деталь из дерева для фиксации челюстно-лицевого аппарата (для неподвижности). Далее, Тлепш из семи заплаток три сделал специально неплотными, чтобы туда проходил воздух, и это в скоро стало причиной смерти Чэлэхъсэта [Нарты, T.IV. С.206].
Всего лишь один этот фрагмент Нартиады свидетельствует о трёх значимых обстоятельствах :
- наличие у нартов древнейшей техники трепанации и хирургической пластики;
- что у нартов уже существовало разделение на специальности, в частности есть лекари;
- что приглашённый лекарь знал способ вылечить травму головы своими методами – если бы кость не была бы раздроблена на слишком большое число осколков (Что это за лечение ?).
Археологи находят трепанированные черепа регулярно по всему Кавказу. Однако, на исторической территории проживания адыгов (черкесов) таких черепов находят меньше, чем у соседей. Полагаю, причина этому есть одна – адыги умели лечить большинство травм головы по методике известной вышеупомянутому лекарю нартов, без грубого хирургического вмешательства типа «трепанация».
На утерянные древние адыгские хирургические методы указывают и свидетельства всемирно известного русского хирурга Н.И. Пирогова, который побывав в своей первой врачебной экспедиции на Кавказе (1863 г.), в своём труде «Отчет о путешествии по Кавказу» отмечал :
- что он живо интересовался методами горских, "туземных гакимов - черкесских хирургов";
- что эти лекари при сложных переломах и ранениях не ампутировали, не отнимали конечности, а лечили своими унаследованными способами, при которых смертность бывала не особенно высокой;
- что горские лекари поколебали в нем веру в непогрешимость многих принятых в его время медицинской наукой методов». Кстати, он же, вернувшись с РЧВ, ввёл в мировую медицинскую хирургическую практику использование гипса (гипсовых форм) для фиксации поломанных костей для их правильного срастания. При этом Пирогов не скрывал, что подсмотрел эту медицинскую практику на Кавказе.

Похвала хирургической пластике адыгов


Вышеупомянутая хирургическая пластика позже вышла из монопольного владения Тлепша и стало достоянием всех адыгских лекарей, но она получила у адыгов и интригующее развитие.
По результатам одной советской этнографической экспедиции 1938 года сообщалось, что в Шапсугии в 1939 году была зафиксирована информация о том, что адыгские Iазэ (лекари) заменяли кости человека костями животных [Жардецкая, I940.С.59].
Информант Ереджибок Амзан (в октябре I990 года, житель г. Адыгейска), о том, что известные в Бжедугии костоправы братья Дачемуковы заменяли раздробленные кости человека соответствующей костью жеребенка.
Информант Емтыль Айдамиркан также сообщал что его дедушка Дачемуков Илиуз по семейным предании тоже заменял кость человека на кость жеребёнка, но подробной информацией не располагает.
Информант Юсуф Нагуч (Турция), сообщил, что когда у преподавателя военной школы Стамбула Топал Сахида Паши заболела нога и он обратился к врачам, те предложили ему ампутацию. Тогда он обратился за помощью к черкесским Iазэ. Черкесский лекарь, по прозвищу Пщы ("князь") взялся лечить ногу. Лекарь вырыл яму, поставил туда ногу больного, укутал ее и сделал часовую ванну. После ванны все мясо с кости сошло. Когда кость оголилась, он полечил ее, затем стал мазать мазями, способствовавшими нарастанию на кости мяса. [Архив АРИГИ. ФМЦ. N 282, с.I76-I78 ].
Примечательно, что современная медицина уже готовиться использовать в качестве доноров органы некоторых животных, но к донорству жеребят пока не подошла.

Похвала офтальмологии адыгов

Адыгами, для лечения глазных болезней использовались терапевтические методы, применялись в основном при лечении воспалений коньюктивы, например закапывание в больной глаз грудного молока (считалось лучше закапывать грудное молоко женщины, родившей мальчика).
Терапевтическими методами успешно лечили также "нае" –трахому, использовали ингаляции –кIэгъэон": паровые - отвары лекарственных растений, дымовые - сжигание лекарственных растений и минералов, смазывание век яичным белком с пережженными квасцами. После такого лечения лопались трахомные пузырьки, из них высыпались маленькие червячки, и наступало выздоровление.
Бытовали хирургические методы лечения глаз, так например при лечении болезни, называемой «нэкIыIуф» (бельмо).
Информант Берсиров Б., сообщил, что его бабушка снимала "нэкIыIуф" конским волосом.
Информант Хуажевая 3., сообщила, что ее свекровь Хуажева X. успешно лечила нэкIыIуф закапыванием в глаза сока листьев растения тхьапэхъурай (круглолистник).


Похвала лечению минеральной водой

В древнегреческом эпосе (в котором есть фрагменты, скопированные из Нартского эпоса) есть упоминание о том, что Геракл, прежде чем начать борьбу с орлом Зевса, терзавшим прикованного к скале Прометея, принял «курс лечения» минеральными ваннами в богатырском источнике Кавказа. При этом, самой древней водолечебницей считается обнаруженная в Древней Греции, построенную в 6 веке до н. э., а возраст черкесских остается неустановленным.
В 1338 г. арабский путешественник Ибн Батути сообщил о наличии «местности» Бишдаг – пятигорье, где находится «ключ горячей воды».
В 1627 г. в России была издана географическая «Книга Большому чертежу», в которой рассказывалось о горячих источниках «… а по той реке земля Пятигорских черкас. Колодез Горячий».
ОСОБО. Вероятно уже после подвигов Геракла, налёт магической (волшебной) ауры с минеральных вод был снят, и они были переведены в разряд обычной медицины, хотя в современную «научную» медицину использование минеральных вод лишь недавно включено в бальнеологию.

Древняя лечебная магия адыгов (черкесов).

Издревле адыги формировали собственную космогоническую картину мира, которая отражала мир с той истинностью, которая была доступна. Научных приборов не было и исследовать реальности мира адыги могли только силой ума и чувственным восприятием (или как сейчас модно называть – «экстрасенсорным восприятием»).
И упомянутая картина мира для адыгов содержало в себе много такого "нечто", чего адыги еще не могли объяснить, хотя иногда это "нечто" адыги могли использовать – что происходило с помощью МАГИИ.
МАГИЯ появилась задолго до рождения адыгов. Но с момента появления адыгов, у них непременным спутником была МАГИЯ, о чем свидетельствуют старинные предания, легенды, а также собранные исторические свидетельства прошлого.
В магическом учении, который Азэт принес нартам (см. статью «Краткая история черкесской магии»), лечебная магия всего лишь один из нескольких разделов.
Лечебные магические практики использовались всеми народами планеты, с разной эффективностью. По мнению учёных на это толкало желание больных жить, сочувствие окружающих и чрезвычайно скудный выбор альтернатив, а также то, что бытовавшие лекарства из трав и т.п. не имели достаточной силы, методы диагностики были в зачаточном состоянии и т.д..
В первую очередь древние нарты (как и современный человек) хотели иметь способность поддерживать крепкое здоровье (своё, а также родных и близких). Естественно, что раздел «лечебная магия» многие ученики Азэта учили с повышенным интересом и вниманием. Благодаря чему до нас дошли множественные осколки (свидетельства и артефакты) некогда существовавшей могущественной лечебной магии нартов.
Черкесская лечебная МАГИЯ - способность адыгов использовать необъяснимые, невидимые, неисследованные и пока недоступные для науки силы, существующие и действующие во Вселенной, способность с помощью этих сил влиять на своё тело, в целях поддержания здоровья и долголетия.
Самое древнее свидетельство существования древнейшей черкесской лечебной магии это Нартский эпос, который содержит множество примеров использования лечебной магии в медицинских целях (Бидох исцеляет своим дыханием, Сатаней-Гуаша своим заклятием приводит к окаменению Нарджхеу и Гунды), Тлепш закаляет Саусырыко и т.д.).

Нартская МАГИЯ - лечение слюной

Этот древний способ лечения зафиксирован в сказаниях о нартах. Так, пастух, которому попала в глаз пылинка, обратился к матери, чтобы она извлекла ее своим языком, на что мать ответила: «Нельзя в вечернюю пору касаться языком твоего глаза: это дурная примета. Лучше сходи к нашей знахарке Сандрак, она что-нибудь придумает, искусство ее всем нартам известно».
Позже – пророк Иисус (согласно Евангелию) применял слюну успешно, для лечения слепоты. Благодаря этому слюна вошла не только в церковный церемониал, но и в медицинскую практику.
ОСОБО. Более миллиарда христиан верят в то, что 2000 лет назад Иисус излечил слепого слюной, а адыги совсем недавно потеряли веру в достоверность Нартского эпоса, и уже не верят тому, что их предки лечили слюной ещё за 3000 лет до Иисуса.

Черкесская МАГИЯ - оспопрививание

О том что черкесы первыми в мире массово применяли метод оспопривиания написано много статей, я не буду на этом подробно останавливаться. Отмечу лишь то, что оспопрививание родилось у адыгских магов благодоря упорному следованию древнейшему магическому принципу - "Лечения подобного подобным". Черкесское оспопрививание стало общеизвестно официальной науке с сообщения 1720 года сделанного парижанином Абри де ла Мотрэ, и далее послужило толчком к научным экспериментам. В итоге наука вписала Эдвард Дженнерта в качестве изобретателя оспопрививания, и сегодня он в числе 100 великих изобретателей.

Черкесская МАГИЯ - купание новорожденного

Итальянский путешественник много лет проживший среди черкесов, Джорджио Интериано, в 1502 году писал про черкесов – «Женщины у них разрешаются от бремени на соломе, желая, чтобы она служила первым ложем новорожденному, и затем несут его к реке и там купают, не обращая внимания на мороз и холод, весьма обычные в тех краях».
К примеру, этот же самый архаичный магический очистительный обряд, при котором новорожденного погружают в воду, в христианстве скромно именуется «христианским таинством». Одним из ключевых отрывков Нового Завета, связанных с крещением водой, являются слова Иисуса Христа иудейскому раввину Никодиму: Иисус отвечал: «… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
Для справки - этот магический обряд, прежде чем стать «христианским…» бытовал у евреев и у многих народов задолго до Иисуса.

Похвала черкесским колдунам
(колдун – человек, специализирующийся на МАГИИ, как на основном ремесле).


Так, в архивных материалах есть рассказ Бастэ М. "О колдунах" [Архив АРИГИ П.95. Д.67.]
В нем говорится о колдунах, которые могут превращаться в кошек, заходить в дом и делать всякие неприятности. А на Новый год они летают на холм "Сыбыр" и приносят разные болезни: кашель и головную боль. Описывается и интересный случай с лошадью. Колдуны украли лошадь, убили ее и съели, но затем решили ее оживить. Для этого собрали все кости и завернули в снятую шкуру. Однако оказалось, что не хватает одной кости - лопатки: кто-то украл ее, и лошадь не может ожить. Тогда колдуны вложили туда выструганную из дерева лопатку. Лошадь ожила и ее вернули хозяину. Между тем тот, кто украл лопатку лошади, рассказал людям о случившемся Ему отказались верить. Для доказательства решили снова убить лошадь. И когда у нее обнаружилась деревянная лопатка, все убедились в том, на что способны колдуны.
ОСОБО. Эта архивная информация наталкивает на мысль, что отдельные носители древней черкесской (нартской) магии возможно ещё существуют, в виде тайного общества, из узкого круга посвящённых.

Бесценный бриллиант лечебной МАГИИ адыгов (черкесов) - обряд Чапщ
Слова щIапщэ (черк.), щIопщакIуэ (кабард.), кIапщ (адыгейск.), в переводе «дуть на кого-либо, магически исцеляя».

198 лет назад - Тэбу де Мариньи (1818г.) - «15 июля. … На несколько минут мы остановились у одного больного черкеса, которого мой товарищ хотел повидать. Меня поразил производимый там шум. Молодежь и дети развлекались шумными играми, между тем как лекарь, с важным видом сидя около больного, время от времени лишь произносил одно-два слова. Его место священно; никто в его отсутствие не может занять его. …. Они лечат болезни с помощью лекарственных трав и амулетов. Для лечения лихорадки они пользуются несколькими небольшими склепами в развалинах древних строений, где они оставляют больного на несколько ночей».
Касательно лечения раненых. «В отношении раненого этот обряд несколько изменяется. В его комнате не должно быть никакого оружия, а приносить ему можно чашу с водой, в которую положено яйцо. Перед тем как войти к нему, нужно трижды ударить в лемех от плуга. Мальчики и девочки играют и поют песни в честь раненого, а также развлекаются тем, что пытаются укусить без помощи рук круглый пирог, подвешенный на веревке».

Позже в 1840 г., этот же обряд Чапщ зафиксировал и Эдмонд Спенсер - «ПИСЬМО 28. Когда человек ранен и помещен на свое ложе, его друзья обычно убирают любое оружие от его взора и располагают у двери его комнаты чашу воды с яйцом в ней и лемех перед ней для отпугивания приближения любого демона, который, возможно, будет приставать к больному. Если человек желает посетить своего раненого, он должен перед входом ударить три раза по двери и затем разбрызгать немного воды по комнате. В отличие от ложа больного в цивилизованных странах, где все строго молчат, здесь мы нашли комнату, полную веселящейся пением и танцами молодежью. Это делается частично с целью отвлечения внимания пациента от страданий и, частично, чтобы прогнать злого духа, который, как предполагается, находится по соседству.»

Спать разрешалось, но только днём. Султан Хан-Гирей свидетельствуя об обряде чапщ писал - "по окончании ужина, пропев несколько веселых песен, все, за исключением неотлучно находящихся при больном, удаляются до наступления другой ночи". (Иными словами смысл обряда не в том, чтобы мешать больному уснуть).

Наиболее интересные результаты Чапщ

Информант Тыков Лю рассказал, что после обряда Чапщ выздоравливали почти все. Немногочисленные случаи, когда богатый или знатный больной или раненый не выздоравливали, объяснялись тем, что среди собравшихся были лицемерные недоброжелатели, но таких случаев бывало крайне мало.
Информант Гунажокова Бат рассказала, что самоизлечение начиналось во время обряда Чапщ, но больше происходила во время длительного сна, который наступал после обряда Чапщ ( в ходе которому больному долго и активно не давали уснуть). Некоторые спали сутки, некоторые трое суток. Ей рассказывали про один случай в ауле Мамхег, когда после Чапщ больной спал непробудно восемь дней и проснулся совершенно здоровым, но сильно исхудавшим.
Информант Кьясов Юсуф рассказал, что после обряда Чапщ у одного раненого из раны в груди вытекла свинцовая пуля в жидком состоянии и упав на пол снова стала твёрдой, но уже в форме безобразной кляксы.

Табу на имена. Одна из особенностей чапщевых песен лечения оспы следует считать ТАБУ на настоящее имя болезни и её покровителя, например замалчивание болезни (фэрэкl "оспа") и имени ее покровителя (Созареша).
Разновидностей Чапщевых песен сохранилось только четыре:
а) песни лечения оспы;
б) песни лечения раны;
в) песни лечения перелома;
г) песни терапевтического лечения.
Назначение песен. Чапщевые песни формировали представления предков об окружающем мире в виде некоей матрицы, модели, задавали определенную систему ценностей и антиценностей, оказали воздействие на сознание, чтобы помочь переосмыслить прошлое, помогали изменить картину мира, у всех участников действия, заканчивались уверенным предсказанием радостного, скорого и благополучного исцеления больного.

Гипотезы учёных о сути обряда Чапщ.
Исследователь З.М. Налоев, в своей книге «Из истории культуры адыгов» провёл параллель между обрядом Чапщ и шаманизмом, выделяя в них магическое начало и отметил, что главным целебным фактором здесь выступает не зелье, а магическое воздействие на болезнь. По З.М. Налоеву – Эстетическая функция (врачевальных песен), вторична, но обязательна: «Художественная слабость означала бы слабость магическую – плохая, серая песня не может лечить».
ОСОБО. Хочу сразу заметить, что несмотря на возможно внешне одинаковый результат МАГИИ и шаманизма в виде конечного излечения больного, раненого, между этими практиками есть огромная разница. В центре черкесской лечебной МАГИИ стоит сам человек (больной, раненый), который своей волей восстанавливает гармонию с Вселенной и выздоравливает (так как болезней не существует). А в шаманизме – шаман выступает центральной связующей фигурой (посредником) и здоровье больного оказывается в зависимости от умений шамана.

Похвала адыгскому менталитету

Вышесказанные осколки черкесской лечебной магии я собрал всего лишь за двое суток информационного поиска. При более длительном исследовании, учёные могут найти ещё множество не только документальных, но и материальных доказательств (артефактов) – эффективности древней черкесской лечебной магии.
К примеру – есть смысл исследовать выращенный нартами лечебный сорт пиявок, который медики называют Кавказскими (Медицинскими или Аптечными), которые полезнее остальных пиявок мира. А научное подтверждение древнейшей селекции пиявок (4 – 5 тысяч лет назад) было бы полезным для всей науки.
Вышеуказанные и иные осколки древней черкеской лечебной магии расположились в разных окраинах НАУКИ ныне именуемой медицина (как мозаичная картина разрушенная кем-то).
Пока что, современная наука (будто специально) делает системную ошибку и изучает вышеуказанные осколки фрагментарно (отдельно друг от друга). Нартский эпос анализируют – одни учёные, трепанированные черепа – другие, записки путешественников – третьи, генетику пиявок – четвёртые и т.д. А между тем, только правильно выложив всю мозаику (из осколков) можно приблизиться к пониманию всей системы древней черкесской лечебной магии, что в свою очередь послужит основанием для понимания всей магической практики адыгов.
Все люди и все народы способны к МАГИИ (в том числе к лечебной), поэтому адыги (черкесы) ничуть не могу претендовать на авторство или первенство в его изобретении. Более того – адыги последний из народов планеты, которому было дано магическое учение. Все последующие (после Азэта) пророки уже никогда и никого не обучали магии. Через 3,5 тысячи лет после Азэта, пророк Ийсус продемонстрировал свободное владение магическими практиками, он лечил слюной, лечил наложением рук, оживлял мёртвых и т.д., практически он продемонстрировал половину тех умений, которыми владели древние нарты. Внешне его «чудеса» ничем не отличаются от обычной для нартов «лечебной магии». Разница лишь в том, что лечебные чудеса Иисуса толкуются иным образом – не в пользу МАГИИ (колдовства, волшебства), а в пользу особой способности к «целительству» полученной от Бога.
В адыгской среде разделения (специализации) касательно лечебной магии не произошло. У адыгов не появились шаманы, жрецы или иных «особо посвящённых» врачевателей, так как лечебная магия оказалась демократично переданной в руки всего народа (так же была передана и метеорологическая магия).
Однако, в отношении других магических практик, которые могли использоваться в боевых (военных) целях – имела место специализация и даже сакрализация (с созданием тайных общества).
На демократичное распространение лечебной магии среди всего народа указывают тайные представления адыгов о здоровье, которые имели широкое распространение в адыгской среде.
За время прошедшее со времён Аэта, сменилось более 200 поколений адыгов, следовала произошла опредёлённая селекция, в ходе которой врождённые способности к магии наверняка увеличились на 5 или 7 % по сравнению с первоначальными. Как последствие этого, дошло до того, что у адыгов выработалось мнение, что адыг не имеет права долго болеть, что долгая болезнь адыга указывает на скрытый дефект рода (который может передаваться по наследству). В категорию подобных (избегаемых) больных записывали даже тех, кто получили физические травмы и не смог от них излечиться. Из-за этого «ошибочного мнения» многие адыги боялись породниться с теми семьями, в которых встречались травмированные люди.
Это кажется загадкой - Как могло случиться так, что адыги (несмотря на продвинутую человечность в Адыгагъэ) издревле имели склонность обвинять самого больного в наличии у него болезни ? Понятно же - никто не любит и не хочет болеть. Подозреваю разгадка в том, что древние адыги располагали эффективной лечебной МАГИЕЙ, а значит чтобы излечиться от любой болезни, недуга, увечья было достаточно к примеру обряда Чапщ (но без лицемеров).
Из сведение о всех лечебных практиках адыгов, следуют, что допускалось совместное использование как средств ставших «обычными», так и средств продолжавших считаться « МАГИЕЙ». Видимо в народе было понимание того, что живительной энергии одной МАГИИ было иногда недостаточно, ведь магические способности больных, раненых адыгов были разные, а конкретный адыг (например ни разу не болевший ранее) вообще мог не иметь жизненного опыта по отшлифовке своих магических способностей. К примеру, исследователь Кубашичева Л.Н., сделала вывод – «Надо отметить, что чапщ не выступает самостоятельной и единственной формой терапии при лечении переломов и ран. Он выполняет интегрирующую роль в комплексном лечении. Ведь у постели больного, как отмечают этнографы, постоянно находится лекарь, который проводит лечебные мероприятия и наблюдает за больным».
Однако, когда заболевшему, раненному адыгу оказывалась коллективная магическая и эмоциональная помощь на основе обряда Чапщ, то у него уже не оставалось права остаться больным и он выздоравливал. (Полагаю, что именно наблюдения за такими выздоровлениями и привели Пирогова в смятение, о чем было упомянуто выше.)

===========================================================
Отличия лечебной черкесской магии от лечебной магии других народов (особенности обряда Чапщ).
1-ая. - демократичность его всенародного распространения, нет никаких инстанций монополизирующих право применения МАГИИ, нет специалистов (шаманов, жрецов, священников, оккультистов, или иных посредников), услуги которых необходимы для выздоровления.
2-ая. - доступность и подконтрольность МАГИИ, для самого заинтересованного в излечении больного, раненого (без участия какого-либо шамана, жреца, и т.д.), в том числе доступность для него самостоятельной аккумуляция магической энергии людей добровольно явившихся для исполнения обряда (то есть явившихся для оказания ему магической и эмоциональной помощи).
3-яя. - результат - в виде полного, а не частичного выздоровления, так как болезнь не залечивалась на время, не переходила в хроническую форму и т.д. (Это результат часто недостижимый для современной медицины).
4-яя. - похожих на Чапщ практик нет в арсенале массовых мировых религий (Христианства, Иудаизма, Ислама или Буддизма).

Уничтожение лечебной магии адыгов

Возможно уничтожение адыгского (черкесского) народа задумывалось с тайной (и поныне засекреченной) религиозной целью уничтожения лечебной МАГИИ адыгов (черкесов), так как информация о вышеуказанных «Отличиях» могла постепенно стать достоянием мировой общественности, а значит, теоретически могла лишить религиозников большой части приверженцев (или ввести их в разумные сомнения).
РЧВ уничтожила половину населения, а вторая половина подвергнутая депортации получила мощную психологическую травму, затем для народа последовал период «акклиматизации выживания» в сугубо исламской стране.
Благодаря историческому совпадению, одновременно с РЧВ и его трагическими последствиями, большой удар по лечебным магическим практикам адыгов нанёс прогресс науки в некоторых областях медицины.
Лечебная практика адыгов оказалась между двумя молотами (Христианство и Ислам) и наковальней (Наука).
Война на уничтожение черкесской лечебной магии велась нечестно, а именно не путем общественного суда, или не путем состязания способностями к совершению чудес и т.д., а применялась вооружённое вторжение и физическое уничтожение черкесского народа.
В этой ненормальной ситуации адыгский народ с большим трудом и с большими потерями смог сохраниться, но он не смог сохранить свои архаичные ритуалы и обычаи. Если более 3 тысяч лет назад Всевышний истребил всех нартов – носителей большинства разделов черкесской МАГИИ, то после РЧВ оказалась истребленной вся черкесская МАГИЯ (в том числе и главное его сокровище – лечебная МАГИЯ).
Есть информация, что последние случай использования лечебной магии в виде использования обряда Чапщ имели место в Бжедугии в 1972 – 1984 гг. То есть адыги (черкесы) встретили 21 век уже без своей древнейшей лечебной МАГИИ.
Теперь Кавказ и вся Европа очищена от ранее бытовавшей эффективной лечебной магической практики, а малочисленные адыги (черкесы) совершенно чисты от архаичных магических представлений и могут быть стать преданными адептами любых мировых религий.
Трудно понять, где тут проходит грань между потерями адыгов и потерями всей человеческой цивилизации
Современный человеческих дух мечется в поисках истины.
Ничтожность достижение научной медицины большинство людей не понимает до тех пор, пока не окажется под хирургическим ножом. В нашу эпоху победившей НАУКИ, учёные мужи так и не в силах объяснить подтверждённых положительных результатов магических практик, которые они для удобства записывают в раздел «нетрадиционная медицина».
Вселенная (как и человеческий разум) многообразна и неопознана, и поэтому адыгам нельзя опрометчиво доверяться высокомерию современной науки, нельзя отбрасывать древнейшие линии поиска научной истины, которые не сочетаются с недозрелыми представлениями современных учёных о мире.

Автор: Нарт Черкес
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)