Статьи / История / 16 марта 2016

Кавказская «атлантида»

Кавказская  «атлантида»
«Черкесы, их обычаи и нравы, занимают
большую и лучшую часть моей повести»
А. С. Пушкин

ПОТОМКИ НАРТОВ
Адыгский Нартский Эпос («Нартхэр») донёс до наших времён сказания о героях, живших некогда на Кавказе. Народ адыгов сегодня считает себя их потомками. От легендарных нартов до наших дней дошли разные мегалитические сооружения и в том числе дольмены-испуны, которыми усеян весь Северо-Западный Кавказ – родина черкесов. Мы лишь можем смело предполагать, что нарты – это очень древний народ некой предыдущей цивилизации, существовавшей у берегов Чёрного моря и ушедшей в Вечность…
Потомками нартов, которых сейчас связывают с мифическими черноморскими атлантами были и древние хатты-хетты (в зависимости от диалектного произношения), населявшие всю Малую Азию и Восточное и даже Западное Причерноморье в III-II тыс. до н. э. Они говорили на языках, к которым относится – абхазо-адыгская семья языков. Адыги их считают своими прямыми предками. У хаттов-хеттов было племя – кашки, возможно происходящее от древнеадыгского слова – «кушха» - «человек высоких гор», это очень созвучно с этнонимом, которым осетины и по сей день на своём языке называют адыгов – кашконы. Из истории нам известно, что хатты-хетты не избежали смешения с индоевропейцами и даже административным языком Страны Хатти стал – язык пришельцев с севера, язык хетто-лувийкой группы Анатолийской семьи – неситский.
Первой известной исторической культурой Северного Кавказа является - Майкопская археологическая культура, по происхождению смешанная, и состоявшая из трёх разноэтничных народов, территориально она доходила до Дагестана. Племена этой культуры проживали в Эпоху Мегалитов – в V-III тыс. до н.э. и славились своими изделиями из металлов, - особенно ювелирными, практически идентичными с хеттскими. Они были найдены в 1897 г. в знаменитом Майкопском кургане, от которого сегодня осталась одна табличка с надписью, а в краеведческом музее Адыгеи имеется часть экспонатов из него. Сегодня учёные предполагают, что эта культура возникла путём контактов автохтонов Северного Кавказа с пришлыми индоевропейцами (одни из трёх).
Информация от эксперта (Руслан Бетрозов): «В эпоху развитой бронзы во II тыс. до н. э. в Прикубанье бытовала т. н. – Северокавказская культура, представленная в основном курганными комплексами и генетически связанная с Майкопской культурой. Но уже в конце III тыс. и особенно в течение II тыс. до н. э. на Северном Кавказе наблюдается важный процесс – установление этнокультурных связей местного населения с племенами Ямной, а затем Катакомбной культуры (обе являются индоевропейскими – прим. ред.) степей Северного Причерноморья, Подонья, Поволжья и Северного Предкавказья. Предполагается даже инфильтрация «катакомбников» в местную среду. Возможно, уже в то далёкое время в языках северокавказских автохтонов начали откладываться элементы индоевропейской лексики».
Сегодня учёные установили преемственность от Северокавказской к Прикубанской и Кобанской культурам, а от них к культуре – меотских племён: иксоматов, тарпитов, досхов, дандариев («жезлоносных ариев»), псессов, фатеев и синдов (индов), включая керкетов и торетов, а также ахеев («людей моря»), зихов («людей воды»), брухов (будущих убыхов), санигов (будущих абазин), гениохов (будущих абхазов), которая существовала в эпоху Античности. И вновь наблюдается смешивание ариев с предками адыгов. Есть версия, что «синды» - это и было самоназвание античных причерноморских протоадыгов, живших также на территории Северного Причерноморья – в Синдской Скифии и в Тавриде, о чём пишут античные авторы. В V в. до н. э. возникло даже самостоятельное Синдское царство с центром в Синдской Гавани-Горгипии (ныне Анапа). «Меоты» - собирательное название приазовских и прикубанских племён, автохтонов смешанных с пришлыми ариями. Большая часть этих народов говорила на индо-арийских языках, они оставили богатое топонимическое наследие на Кубани. Те племена, что жили в Закубанье, строили каменные ящики-полудольмены, идентичные таврским в Крыму. Донские меоты вообще перешли на иранский язык и, смешавшись с сарматами, влились в ираноговорящий народ – сираков, который долго доминировал в Прикубанье.
Информация от эксперта (Олег Трубачёв): «Мы не ставим под сомнение автохтонность западнокавказских народов. Но автохтонные народы тоже не были чужды известных передвижений и изменений своих этнических границ. В Средние века и Новое время адыги определённо обитали также и на морском побережье, в том числе – на Таманском полуострове. Но ещё Клапрот здраво заметил, что в языке черкесов нет даже слова, обозначающего остров, а это было бы противоестественно для древнего местного населения Таманского полуострова, который вместе с дельтой Кубани в древности представлял не один, а несколько островов – целую «полинезию».
Одновременно с Синдским возникло – Боспорское царство, впоследствии поглотившее первое. Оно фактически объединило два разных мира по обе стороны Боспора Киммерийского (ныне Керченский пролив) – пришлый арийский и автохтонный протоадыгский на базе древнеэллиноской культуры колоний-полисов. Два центра, разделённые проливом, – Пантикапей (ныне Керчь) и Фанагория (ныне ст. Сенная) были главными столицами этого государства, управлявшегося местными династиями. В IV веке н. э. под ударами готов и гуннов царство пало, после чего возник немирный спор между пришлыми и автохтонами за – «Боспорское наследство», продлившийся почти 2000 лет…
Ещё одними предками адыгов считаются – анты, жившие на Северном Кавказе в эпоху Великого Переселения народов. Считается, что изначально они возникли на базе автохтонов-протоадыгов и в древности пришлых киммерийцев, а впоследствии смешались и с сарматами-роксоланами. Известны их бесконечные войны с готами и другими пришельцами, которые не всегда были победоносными. Анты вышли на историческую арену после падения Боспорского царства, и впоследствии под натиском гуннов часть их сместилась западнее за Дон к Днепру, где они смешались с ранними славянами и со временем перешли на их язык. Возможно, это название («анты» с иран. – «живущие на окраине», а с тюркского – «соклятвенники») просто было перенесено на другой народ, так как византийские авторы в VI в. упоминают антов уже как славян, живших в Северо-Западном Причерноморье ближе к Дунаю и в Дакии, тогда как согласно адыгским преданиям и песням анты – одни из предков именно этого кавказского народа…
Другими предками адыгов по мнению автора статьи были упоминавшиеся в русских сказках и летописях как очень древний кавказский горский народ – яги или язи. В русском языке сохранилось древнее слово – «ягать» в значении – «предводительствовать на коне», у черкесов есть фамилия – Яганов, а «избушки на курьих ножках» в черкесских аулах были ещё в начале ХХ века. Это был уже смешанный народ кавказцев с ранними сарматами-языгами, - древние авторы их считали одним из сарматских племён. Был ещё народ – оссы или ассы (яссы) от слова «ошха», что по-адыгски значит – «человек пологих гор», словом, – «горцы». Это был впоследствии ираноязычный народ, сформированный на базе древнейших центральнокавказских горских племён. Из-за языка и всаднической культуры их также называли – аланами, тогда как аланы – это не национальность, а конный род войск, сформированный римлянами из сарматов в качестве союзников-федератов, у римлян «ала» - это «кавалерия». Смешение народов на Северном Кавказе в зоне соприкосновения пришлого индоевропейского мира с местным кавказским - не редкость, ярким и живым примером подобной миксации сегодня являются – казаки…
В VI веке в эпоху византийского императора Юстиниана Великого согласно хроникам его летописца Прокопия Кесарийского – вдоль Восточного Причерноморья сформировалась – Зихская конфедерация. В неё входили родственные народы – эвдусиане (от Анапы до Геленджика), ахеи (от Геленджика до Туапсе) и собственно зихи (от Туапсе до р. Шахе). С адыгского «зихи» - «те, чьё море», а современные лингвисты это слово выводят от абхазского «адзы» - «вода» и трактуют этот этноним как – «люди воды». Такую трактовку может подтвердить этноним «азыхуа» - так абхазы называют на своём языке адыгов, чьё самоназвание является искажённым производным словом - «адзиге», грузины же адыгов называют – «джихи», что является искажённым словом – «зихи».
К VIII в. относится первое упоминание о касогах, которых уже можно по праву назвать средневековыми адыгами. Само слово «касоги» по-адыгски означает – «братья соединённые клятвой», то есть это не национальность, а союз племён, - социальная формация наиболее характерная для адыгов и их предков. Поэтому с древнейших времён предков черкесов собирательно называли - Кас (от адыгского слова «кащ, кощ» - «побратим»), а их страну – Каф-Кас - «страна касов», именно так название этого географического региона писалось вплоть до середины XIX века, а одно из морей, в которое упирались его горы, издревле именовалось – Каспий…
На протяжении последующих двух веков на Северо-Западном Кавказе складываются несколько конфедеративных союзов: два абхазских - Апсильский, и Авазгский, и три адыгские - Зихский, Касожский и Сагинский. О последнем союзе долгое время учёные умалчивали, не зная к кому отнести народ сугдов-согдиан, живший как раз в районе бывшей Синдики и в Таврике, то есть на территории бывшего Боспорского царства. Это «молчание» становится понятным, если внимательно отнестись к языку этого загадочного народа-невидимки. Согласно византийским синаксарям-житиям сугды говорили – по-ирански, либо были двуязычны, где вторым языком был адыгский. Тогда всё становится на свои места, - адыги ведь и сегодня двуязычны…
Информация от эксперта (Фатима Озова): «Ключевое место в средневековой адыгской истории занял этноним – косогдиане/сугды. А. В. Гадло пришёл к заключению, что адыги в период Средневековья были известны не только под живыми этнонимами, например – касоги (сваны до сих пор называют адыгов – касаг – прим. ред.), зихи, но также и под этнонимом-маской, заимствованным византийскими авторами из античной историко-географической традиции. Таковым был этноним – согдиане (согды, сугды, сугдеи). Этот этноним был связан с этнической группой – сагинов, упоминавшихся в VI в. Прокопием Кесарийским в левобережье Кубанской дельты и с адыгским племенем – сагаки или шегаки (хегаки), влившихся в адыгскую общность натухайцев».
К концу Х века произошло сложение единой адыгской народности с единым языком и единым самосознанием. Византийский император – Константин Багрянородный в своём труде упоминает на Северо-Западном Кавказе четыре территории – Таматарха, Зихия, Папагия и Касахия. Причём Зихию размещает на побережье между р. Укрух (старое русло Кубани) и р. Никопсис (ныне р. Нечепсухо). И до этого времени и после него адыги под разными именами взаимодействовали с приходящими и растворяющимися в Пространстве тюркскими народами – гуннами, булгарами, аварами, хазарами, кипчаками, монголо-татарами, крымцами, ногаями. Всё это так же влияло на формирование черкесского этноса, на его язык и территорию проживания. В XIII веке впервые появился этноним – «черкесы», который трактуют по-разному – либо «пресекающие путь», либо от слова «сер-кеш» - «головорез». Но наиболее правдоподобна третья трактовка, связанная с именем предка Иналидов – шегакского князя Кеса. «Пшир Кесшь» означает – Княжество Кеса. Так возникло название – Черкесия…
Данные от уроженца (Шора Ногма): «Переплыв Чёрное море, они пристали к берегу недалеко от Суджук-кале (ныне Новороссийск – прим. ред.). Обитавшие там адыхейцы приняли их ласково и позволили им селиться по берегу Чёрного моря до реки Хохоя. Через несколько лет Абдан-хан умер, и молодой Кес, несмотря на своё несовершеннолетие принял бразды правления. Он показал твёрдость характера, благородство души и редкое мужество; будучи честолюбив, подобно тем людям, котрые чувствуют свои способности и мужество, успел привлечь к себе окрестных адыхов до такой степени, что они признали его своим князем, или повелителем, дав ему название – Пшир-Кесшь. Мудрое и благоразумное правление распространило власть Кеса почти над всеми адыхейскими племенами».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что черкесы сформировались на базе трёх основных этнических групп – древнейшего горского населения, соблюдавшего адаты, представителей хатто-хетского народа и пришлых индоевропейцев, разными волнами в разное время и под разными именами накатывавшихся на Северный Кавказ…



АДЫГЭ ХЭКУ – ЗЕМЛЯ ЧЕРКЕСОВ


Слово «хэку» по-адыгски означает – «середина», «средоточие», этим словом адыги выражают понятие – страна, которой для них изначально является Закубанье или Малая Черкесия - исконные земли адыгов. Отсюда этот народ стал расселяться по Кавказу. В XV-XVII вв. самой сильной и культурной страной на Северном Кавказе была – Черкесия, протянувшаяся на восток - от Темрюка на Тамани и до Моздока в нынешней Осетии, а по побережью Чёрного моря – до Абхазии. Всаднику бы понадобилось ехать 40 дней, чтобы преодолеть всю страну. Основным ядром адыгов было её западное крыло – Закубанье или Малая Черкесия, на восток от которой тянулась Большая и Малая Кабарда, - восточное крыло всей Большой Черкесии или исконной Адыгеи. Кабардинцы всех закубанских адыгов, кроме бесленеевцев, называли – «кяхи», то есть - «жители низовий», себя же именовали – «жители верховий». О таком делении гласит их поговорка: «Хороша лошадь у жителей верховий, а девушка у жителей низовий». Путешественники описывали Черкесию как богатый цветущий край, сравнивая её с Италией…
Большая часть адыгских народностей управлялась князьями, - это старинные шегаки и храбрецы жанеевцы, чьи аулы когда-то были в районе Восточного Причерноморья и Приазовья, сильные племена - бжедуги с махошевцами и чемгуйцы (темиргоевцы), а также полуравнинные - хатукайцы и егерухайцы, чьи земли были в междуречьях левых притоков Кубани, южнее по соседству в предгорьях жили полугорцы - мамхеги и бесленеевцы, самые восточные и многочисленные – кабардинцы, занимавшие самые обширные равнинные и горные земли Северного Кавказа.
Три больших народности после внутренней гражданской войны, которая закончилась Бзиюкской битвой 10 июня 1796 г., изгнали своих князей либо лишили их управления и вновь стали жить старинным общинным укладом и управлялись советом старейшин – хасэ. Их князья могли предводительствовать только на войне. Это натухайцы и шапсуги, занимавшие территории практически всего Черноморского побережья до Сочи, а также абадзехи, занимавшие почти всю внутреннюю средне-горную местность современного Краснодарского края и Адыгеи. Отдельно от всех стояли – убыхи, самый уважаемый народ, который вообще никогда не имел князей, и абазинская народность - джихеты (садзы), жившие в районе современного Большого Сочи, - их также называли черкесами.
Сегодня от большей части всех этих адыгских субэтносов осталось по одному аулу, а шегаков, жанеевцев хатукайцев, махошевцев, а также джихетов (садзов) - вообще уже нет на Кавказе. Единично на родину предков возвращаются из Турции убыхи. Историческая Черкесия сегодня разделена на четыре основных административных единицы – Краснодарский край (Тамань, Кубань и Закубанье с Черноморским побережьем), республики Адыгея, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, плюс Моздокский район в Северной Осетии. В них проживает около 800 тыс. черкесов - преимущественно адыгов и совсем немного абазин. О семи черкесских народностях расскажем подробней:
Бжедуги (бжъэдыгъу). Некогда эта народность проживала в районе рек Хоста и Мзымта по соседству с народами абазин и абхазов, о чём говорит бжедугский диалект, в котором среди всех адыгских больше всего согласных звуков – 65. Позднее бжедуги переместились к рекам Шахе и Дагомыс, но из-за постоянных войн вынуждены были уйти севернее. Их князья сделали нынешнее «Дантово ущелье» с термальными минеральными ключами на реке Псекупс (ныне Горячий Ключ) своей резиденцией. До их прихода это благодатное место входило во владение чемгуйских (темиргоевских) князей Болотоко, в 1631 г. его отбили абадзехи, а после его заняли бжедуги. Эта народность занимала территорию южнее Екатеринодара (ныне Краснодар) между реками Афипс и Пшиш. Оно делилось на четыре больших колена, одно из которых – махошевцы (мэхъош) ушло с князем Багорсско и поселилось восточнее современного Майкопа у Священной Рощи. Вепсне жили у берега моря, ими правили князья – Безруковы (Бэзруко). Хамышейцы (хъымышьий) и черченейцы (чэчэнай), жили между упомянутыми реками, гранича друг с другом по реке Псекупс. Известным княжеским родом были - Ахеджаковы. В ходе Кавказской войны 1763-1864 гг. бжедуги самые первые в Закубанье подверглись разгромному удару со стороны Кубани и заключили мир. Вепсне и махошевцы растворились среди других…
Само слово «бжедуг» означает – «похититель чаши», а прообразом чаши ранее был – рог (бжэ). Согласно преданию, бжедуги в шутку украли рог на примирительном пиру с чемгуйцами (эта бжедугская традиция «воровства» бытует и сегодня). Традиция Чаши вообще сильна у черкесов, отличившихся в походах и на войне героев, удостаивали – Богатырского Кубка (батырбжъэ). Его подавала герою самая красивая и знатная девушка, а после составляла ему пару в сакральном хороводном танце – удж, единственном черкесском танце, в котором мужчина мог касаться руки женщины. Богатырская Чаша являлась знаком высокого ранга в средневековой Черкесии и передавалась по роду. Изображение чаши встречается на гербах Египетского Мамлюкского Султаната, которым начиная с XIV века и на протяжении 150 лет правили черкесы…
Самым известным бжедугом в XIX веке был – Хан-Гирей Султанов (1808-1842) родом из аула Тлюстенхабль (ныне р-ка Адыгея). Он был потомком Крымских ханов и командир Горского Полуэскадрона Конвоя Его Императорского Величества, разработавший проект мирного покорения Кавказа, а также первый закубанский писатель-адыг, написавший «Записки о Черкесии» на русском языке.
Кабардинцы (къэбэртай). Адыгское племя кабардинцев изначально проживало на равнинах Ставропольской возвышенности и Пятигорье, что определило уникальный тип их поселений – «кабаки», где 40-50 домов плотно стенами примыкали друг к другу, образуя правильное кольцо с площадью внутри. Кабардинцы ещё в XIII-XIV вв. из-за перенаселения вынуждены были уйти в среднюю часть Северного Кавказа, где уже частично проживали адыги и другие горские народы. Территория Кавказской Алании освободилась, - аланы массово ушли в результате войны с Золотой Ордой и Тамерланом. А часть алан, смешанных с горцами, грузины стали называть – оссы, а их страну – Оссети, по хроникам они больше известны как – ассы и их часто путают с собственно аланами. Наряду с ингушами (галгаями), осетины были под верховным управлением кабардинских князей («уасэтын» по-адыгски могло также пониматься и как – «платящие дань» или «подданные»). Есть версия, что своё название кабардинцы получили в Крыму на реке – Кабарта, а та в свою очередь от племени – кабары, которые пришли туда из Хазарии ещё в Х веке. Как бы там ни было, а кабардинцы самая этнически смешанная с другими адыгская народность, их диалект фонетически наиболее упрощён, - в нём всего 46 согласных звуков, он был межплеменным между черкесами Кабарды и Закубанья. Начиная с XVI в. Кабарда несколько столетий была верным союзником Московского царства. В русских летописях кабардинцев всегда называли – «пятигорские черкасы», так как в Пятигорье был их «столичный» центр – Боргустан (ныне Рим-горское городище).
Кабарда с запада начиналась от Бесленея и делилась на Большую, которой попеременно правили верховные князья (пши-валий) четырёх родов – Жамбот, Мисост, Атажуко, Кайтуко, и Малую на реке Терек, которой правили два рода – Тлостан и Гиляхстан. Кабардинцы по языку относятся к восточным адыгам. Они всегда отличались своим аристократизмом, который даже вошёл в поговорку: «Воспитан, как кабардинский дворянин». В Кабарде в отличие от Закубанья все крестьяне-земледельцы составляли примерно 50 % населения, они имели право уйти к другому господину даже целой общиной, включая и крепостных. Остальные 50 % были князья и дворяне.
Самым первым писателем-кабардинцем XIX в. (происходил из абадзехов), написавшим по-русски «Историю адыхейского народа», был – Шора Бекмурзин-Ногмов (1794-1844), родившийся в ауле на р. Джицу у селения Псыхуабэ (ныне Пятигорск). Он был зачинателем адыгской письменности и служил в Петербурге вместе с Хан-Гиреем Султановым и другими адыгскими просветителями.
Кабардинцы всегда были самой многочисленной адыгской народностью и на сегодняшний день они также самые многочисленные, восстановившие за 150 лет свою численность, какой она была до Кавказской войны (около 450 тыс. человек). В ходе этой войны, длившейся 101 год, кабардинцы самыми первыми из всех адыгов приняли на себя удар с Севера и удерживали свои позиции на протяжении – 60 лет! К тому времени их осталось на Кавказе всего около – 35 тыс. человек. После восстания в 1804 г. часть кабардинцев вынуждена была уйти за Кубань на реку Большой Зеленчук. Их назвали – «беглые кабардинцы», там они проживают и поныне, также именуемые в узком смысле – «черкесы» в аулах Зеюко, Хабез, Жако и др., а также и в Адыгее в аулах Ходзь, Кошехабль и др. В районе Моздока проживают моздокские или «малые» кабардинцы – все они православные христиане. Нене официальным языком адыгов р-ки Кабардино-Балкария является – кабардино-черкесский, употребляемый и адыгами р-ки Карачаево-Черкесия.
Темиргоевцы или чемгуйцы (кIемгуй). Есть сведения, что название этой народности происходит от – киммерийцей (кемиргуэй). В XV веке этот достаточно крупный субэтнос создал государственное образование – православное княжество Кремух со столицей в районе современного Белореченска, где ещё в хазарские времена был центр Оногурской епархии. Это княжество управлялось династией Болотоко и имело прочные связи с Таврикой. Вначале XVIII в. чемгуйцы жили восточнее бжедугов и населяли горные районы по р. Щхагуащ, численность их в то время составляла всего 2 000 дворов. Однако в течение столетия происходило расширение их территории, и в конце века селения чемгуйцев располагались уже между реками Щхагуащ и Лабой. В их зависимости находились махошевцы, мамхеговцы и егерухайцы. Все они не выдержав разгромного удара со стороны Лабы в ходе Кавказской войны вынуждены были пойти на примирение. Ныне диалект чемгуйцев является официальным языком в р-ке Адыгея и называется - адыгейский язык.
Шапсуги (шапсыгъ). Шапсуги всегда были второй по численности народностью среди адыгов – около 350 тыс. человек и относились к «демократическим» наряду с натухайцами и абадзехами. Они также как и натухайцы сформировались на базе племени – агутчипсе и вобрали в себя часть мелких народностей. Шапсугия, как и Кабарда, делилась на Большую и Малую. Большая Шапсугия находилась на Нижней Кубани и граничила с Главным Кавказским хребтом, с запада – с рекой Адагум, с востока – с рекой Псекупс, на севере границу составляла Нижняя Кубань. Территория Малой Шапсугии прилегала к восточному берегу Черного моря и граничила с севера с Джубгой, а с юга – с рекой Шахе. С давних времён шапсуги были отличными моряками и прекрасно владели холодным оружием. Кроме пиратства активно занимались работорговлей, так как на их землях были удобные гавани и основные караванные маршруты, ведущие к морю. По-видимому, шашка, изначально применяемая для рубки виноградной лозы, как вид оружия пошла от них, об этом говорит поговорка: «шапсуг – рубака, абадзех – стрелок». В годы Кавказской войны на них обрушился самый мощный удар с моря, из шапсугов было много известных национальных героев. Наиболее известные дворянские фамилии – князья Шеретлуко и Абат. Сегодня шапсуги говорят на своём диалекте и компактно проживают на своих землях в Туапсе и регионе Большого Сочи (в бывшем Шапсугском районе ныне Лазаревском), всего – 13 населённых пунктов, и ратуют за автономную область в составе Краснодарского края.
Абадзехи (абдзах). Эта народность некогда была третьей по численности среди адыгов – около 300 тыс. чел и занимала сильнопересечённую лесистую территорию Среднегорья площадью 200 км на 50 км. В их землях находились почти все истоки левых притоков Кубани. С запада и с юга границей был скат Главного Кавказского хребта, с севера они «прижали» племена бжедугов и чемгуйцев, а с востока мамхегов и бесленеев. Их прародиной считается часть хребта между Туапсе и Адлером. Абадзехи славились как горные воины и охотники, великолепно стрелявшие из ружья, возможно, что именно они и придумали газыри – готовые патроны. Впоследствии во время ВОВ их забирали в снайперы. Они были одним из трёх так называемых «демократических» племён без княжеской власти и имели самые тесные контакты с убыхами. Известной княжеской фамилией у абадзехов была – Джанчахо. Во время Кавказской войны абадзехи в Закубанье оказали наиболее сильное сопротивление. Сегодня от них остался один аул – Шовгеновск (Хакурино-хабль), а абадзехский диалект считается вымирающим…
Помимо адыгов на территории исторической Черкесии вдоль Главного Кавказского хребта в западной его части проживало ещё два родственных адыгам народа, которым посвящены две звезды из двенадцати изображённых на флаге этой страны, появившемся в 1-й половине XIX века, - это убыхи и джихеты, их также в то время называли черкесами, так как менталитет и уклад жизни этих народов особо ничем не отличался от адыгского.
Убыхи (атуэх). Этот отдельный народ является древнейшим на Северо-Западном Кавказе, который обобщённо также причисляли к черкесам, численность их была – около 100 тыс. человек. Их этнической территорией является горно-приморский район между реками Шахе и Хоста. Впервые упоминаются римлянами как народ – брух. Абхазы называли убыхов – асадзуа, а убух – это адыгское название народа, произошедшее от наименования горы, реки и поляны – Убых в верховьях реки Сочи, которую называли – «сердце земли убыхов».
Сведения от разведчика: (Фёдор Торнау): «Селение Сочипсы или Облагукуадж, расположено по обеим сторонам реки Сочи, на довольно обширной долине близ устья её… Князь Али Ахмет Облагу, происхождение которого от племени адыге… Племя саше ему повинуется, хотя и не во всех случаях… В селении Сочипсы в употреблении три языка: черкесский, абазинский и убыхский».
Собственно убыхами называли представителей горных обществ, из названия которых сохранилось только одно – Десчен на р. Бзыч, их считали – «истинными горцами». Известны пять основных приморских обществ убыхов. От левого берега р. Шахе-Субаши по соседству со смешанным шапсугско-убыхским обществом – Субешх с главным аулом Шхап с рус. укреп. Головинское (с 1837 г.), которое было с другой стороны реки, начиналось общество – Хизе и проживало до р. Лоуп (Лоо) с главным аулом – Дзепш. Далее на юго-восток самое многочисленное общество – Варданэ до р. Терампсе (Дагомыс) с глав. аулом – Фагуа. Далее общество - Псахе на одноимённой реке (ныне р. Мамайка) с глав. аулом - Чизмагуа. Далее общество – Саше до р. Мца (Мацеста) с глав. многонациональным аулом – Сочипсы с рус. укреп. Навагинское (с 1837 г.). Последним было общество – Хамыч до одноимённой реки (ныне р. Хоста) с глав. аулом – Хамыш. Горные убыхи жили в хуторах по 3-4 усадьбы, разбросанных по долинам рек, приморские проживали более компактно, и те, и другие объединялись в аулы-псухо («речная долина»).
По мнению автора, возможно, убыхи и есть самые первородные адыги, которые некогда составляли волхвовско-жреческую касту, стоявшую на высшей ступени социальной иерархии, они также были хранителями Нартского Эпоса. Только этим можно объяснить их безусловный авторитет и старшинство среди всех прочих черкесов. Главным божеством убыхов был – Уа или Уаба с ипостасями разных стихий. Именно в Убыхии недалеко от горы Фишт (2867 м) и священного озера Хуко была самая почитаемая Священная Роща вековых пихтовых деревьев (Тхэчег-мэз) с «местом Ахына» (Ахин-там) на высоте в 2000 м в верховьях реки Шахе, вниз по течению которой были и другие подобные почитаемые места. Рядом с Ахин-там был Бабук-аул принадлежавший роду Берзек (Бэрзэдж), - он был хранителем этой святыни. Скорее всего, этим именем называлось целое убыхское общество в этой местности. Во время Кавказской войны при завоевании Убыхии вторгшиеся войска Священные Рощи вырубили в первую очередь, так же как и в других местах Черкесии…
Древний ритуал: С незапамятных времён в Ахын-там совершался ритуал жертвоприношения священной Ахыновой коровы (Ахын – божество-покровитель скотоводства у черкесов). Каждые три года на праздник Ахына выбиралась корова из стада рода Дзыбовых (Цебе) из аула джихетов (садзов) смешанного общества Арт (Арды-лер) в долине Лияш на р. Мзымта. Это была белая молодая тёлка, которую на рассвете омывали молоком и перевязывали белым полотенцем. Далее весь аул выходил её проводить, причём корову никто не гнал, она выбирала правильный путь сама, поэтому её называли – «самошествующая». Её сопровождал хозяин с ритуальным хлебом (тхие). Она шла через реки Кудепста, Хоста и Мацеста мимо горы Ахун. Перейдя р. Сочи отдыхала, там к шествию присоединялся старейшина из убыхского рода Чизма с хлебом и чёрной козой (чёрный – цвет Нави). На р. Лоо присоединялся старейшина из рода Дзепш тоже с хлебом и козой. Далее корова подходила к устью р. Бзыч, левого притока р. Шахе выше Солох-аула, где к шествию присоединялись старейшины с хлебами и козами. Все с непокрытыми головами шли к Священной Роще, где на Ахин-там корова ложилась и ожидала людей. К её рогам привязывали хлеб и сыр, после чего до утра все постились на сухую. Утром все молились и пили по чарке белого вина, далее совершался обряд жертвоприношения, после чего мясо варили в большом котле у священного ореха и ели, а шкуру, «рожки да ножки» закапывали. Интересно, что весь обряд проводился на разных местах – заклание на одном, свежевание на другом, разделка на третьем, варка на четвёртом, а трапеза на пятом, всё это сопровождалось хороводами и пением гимнов. Часть мясо оставляли Ахыну, остальное несли по домам и давали всем своим, даже младенцам, часть его хранили – оно считалось лучшим лекарством. Протяжённость всего маршрута священной Ахыновой коровы составляла чуть меньше - 100 км по горам…
У убыхов никогда не было собственных князей, а были уважаемые семейства. Их общество было воспитано наравне с кабардинцами. Все общественные вопросы решались собранием – зауакадж или хасэ. Наиболее влиятельным был род – Берзеки (Бэрзэдж), насчитывавший 400 семейств, они имели тесные связи с натухайским княжеским родом – Шупако. Другими уважаемыми фамилиями были – Дишан (Десчен), Дзепш, Магу, Чизма. К ним всем на воспитание отдавали детей абхазских владетельных князей и детей князей адыгов. Убыхи социально делились на три сословия – дворян-чуашха, свободных общинников-уарышуы, которые могли заниматься торговлей и даже быть судовладельцами, и достаточно свободных крепостных крестьян, были также и домашние рабы, жившие, по сути, на положении членов семьи. Основными видами деятельности в Убыхии было садоводство и виноградарство с виноделием, - европейские путешественники отмечали, что «вина в этой стране по качеству не уступают французским, а некоторые даже их превосходят». Развито было также пчеловодство и животноводство, а общество Варданэ занималось и шелководством для внутреннего потребления. Ведущими ремёслами было – кузнечное и оружейное, убыхские мастера считались лучшими во всей Западной Черкесии…
Убыхский язык считается самым сложным из всех адыго-абхазских языков, что говорит о его древности, - в нём 84 согласных звука! Скорее всего, изначально он был сакральным языком священнослужителей ещё с хеттских времён. Убыхи также все свободно владели садзским диалектом абазинского языка, абадзехским и шапсугским диалектами адыгского языка, имея с этими народами самые тесные контакты. Убыхам приписывали умение вызывать бурю на море, что не раз уберегало их земли от вражеского флота. Во время Кавказской войны убыхи первыми приняли удар с направления мирной Абхазии, возглавили всё адыгское сопротивление в Закубанье, объединив в конфедерацию вольных народов Черкесии – Натухай, Шапсуг, Абадзех, Убых и Джихет (Садз) и создав в 1861 г. для управления представительное собрание – меджлис. Главным над всеми изначально был – Хаджи Измаил Догомуко Берзек (Бэрзэдж), которого прозвали – «Вашингтон Черкесии», а с 1846 г. стал его племянник – Хаджи Керандуко Догомуко Берзек, его прозвали – «убыхский Шамиль». Проиграв бой на реке Годлик в марте 1864 г., убыхи самыми последними покинули Кавказ, уходя в изгнание - все, до единого человека!..
На сегодняшний день на Кавказе убыхов как народа больше нет, и их живой язык утрачен - 20 лет назад в Турции умер последний носитель – Тевфик Есенич, родным языком им стал турецкие, но многие говорят и по-адыгски. Тогда же – вначале 90-х единичные убыхи стали возвращаться на родину на Кавказ и учить русский язык. В городе Майкоп в республике Адыгея сегодня проживают исследователь и писатель – Убых Бэрзэдж, художник – Айтек Дугъ и немногие дугие. Нынешние убыхи по сути – «последние из могикан»…
Джихеты (садзы). Эта народность была одной из трёх из народа – абазины (абаза), по крови и языку более родственного абхазам (апсуа), чем адыгам. Джихеты - это их иноназвание, сами же они себя называли – садзы. Они жили от реки Хамыч (Хоста) и на юго-восток до реки Псоу, главной водной артерией джихетов была – река Мзымта. Так же как и убыхи, джихеты делились на несколько обществ. С Убыхией соседствовало смешанное убыхо-джихетское приморское общество – Арт, с главным аулом, который турки называли – Арды-лер с рус. укреп. Святого Духа (с 1837 г.). На его территории у моря в долине Лияш у реки Мзымта была – Священная Роща, где всегда собирались на совет-хасэ представители соседних общин и народностей. В среднем течении рек Мца (Мацеста) и Кудепста жили общества – Чужа и Худапс (это общество часто называли просто – Абаза). Горными обществами, жившими в верховьях рек, были – Псху, Аибга, Ахчипсоу, Чужгуча, их всех собирательно называли – Мдажуи (по-русски - «медовеевцы»). Джихеты испытывали сильное влияние убыхов, у них так же не было князей, общество управлялось влиятельными дворянскими родами, среди которых наиболее известные – Ард и Баг. В Кавказской войне именно джихетское общество Ахчипсоу дало самый последний бой в мае 1864 г., в ущелье реки Мзымта неподалёку от аула Кбаадэ (ныне Красная Поляна), который шёл четверо суток, будучи окружены четырьмя большими отрядами, все оставшиеся в живых воины бросились со скал… Несмотря на постоянные уговоры и замирения, джихеты (садзы) почти поголовно выселились в Турцию, кроме общества Псху. Сегодня на Кавказе джихетов больше нет…
По свидетельству источников и очевидцев, адыгская общность была открытой по сравнению с другими на Кавказе и отличалась проницаемостью культурно-языковых границ для межэтнических социальных связей. Благодаря этому в разные периоды истории черкесская среда аккумулировала и растворила в себе представителей самых различных этносов, в том числе и совсем инородных, говоривших на других языках. Но как видим из истории не все инородцы ассимилировались, некоторые продолжали проживать компактными группами на территории Черкесии. Демографические процессы, связанные с историей адыгского населения в прошлом, - совершенно не изучены наукой.
Информация от эксперта: (Касполат Дзамихов): «В исторической литературе ставился лишь вопрос о численности адыгов накануне их массового переселения в Османскую Турцию, но и он, по существу, остается спорным. Специальные исследования показывают, что господствующим типом семейной ячейки у адыгов (как и других народов Северного Кавказа) в XVI - первой половине XIX века являлась большая патриархальная семья или семейная община, которая насчитывала от 20 до 100 человек. На основе этого и проводились подсчёты. Раз большая группа авторов XIX века и историков Новейшего времени считают, что в период кровавых событий Кавказской войны и трагедии геноцида население Западной Черкесии составляло от 1,5 до 1,7 млн. человек (плюс - 100 тыс. убыхов и 23 тыс. абазин-садзов), а Кабарды около 450 тыс».
Черкесам свойственно было селиться в ущельях и долинах рек в средней полосе гор, наиболее благодатной для проживания. Равнины и предгорья Черкесии были густо заселены. Особенности хозяйствования и постоянная внешняя угроза способствовали выработке своеобразной практичной системы землепользования – часть земель для распашки, часть для пастбищ, а часть служила убежищем во время нападений врагов и усобиц. Дабы не быть обнаруженными с чужих военных кораблей, приморским адыгам приходилось обрабатывать свои поля ночью. Аулы объединялись в - псухо («речная долина») и могли тянуться на 15-20 км вдоль рек. Селения назывались – къуай или куадж, родовые поселения назывались – хабль, ставка князя – пшуко. Адыги не строили крепостей, - проще было оставить аул, а после прийти и отстроить заново сакли-мазанки под соломенными крышами, называвшиеся – унэ, обнесённые плетнями…



«ФРАНЦУЗЫ» КАВКАЗА


Путешествовавшие по Черкесии европейцы писали: «На Кавказе черкесы были тем, чем в Европе привыкли считать французов: законодателями моды – в костюме, в оружии, в седле, в манере верховой езды, в законах, обычаях и горском этикете». Этот этикет выражался в базовых понятиях - адыгэгъа («адыгство»). Ими были и являются поныне - клятва, слава, хасэ («народный парламент) и адыгэ хабзэ («черкесский обычай»). В Адыгэгъа и Хабзэ также издавна включились и незыблемые древние горские адаты, включающие пять базовых принципов - уважения к старшим, гостеприимство, право мести, аталычество, куначество…
Адыга называют – «человек клятвы», так как для этого народа клятва священна и нарушена быть не может ни при каких обстоятельствах. В архаичные времена воины-соклятвенники формировали целые народности. Самым главным достоянием адыга было не богатство, а личная слава: «Не защита аулов и имущества составляли славу черкеса, - писал в XIX в. Н. Дубровин, - но слава наездника, а эта слава, по мнению народа, приобреталась за пределами родины». Жажда славы мотивировала адыга на благие дела в глазах своего народа…
Хасэ – созывалось обычно в Священной Роще для решения важнейших вопросов жизни черкесского общества и решения внешнеполитических задач, причём сами решения должны были приниматься абсолютно единогласно (как и на славянском вече); народный парламент возглавляли – либо князья, либо совет старейшин. Адыгэ Хабзэ – это свод морально этических и социально-правовых норм, которые определяют абсолютно все сферы жизни черкесского общества, само слово «хабзэ» дословно можно перевести как – «человеческий язык», то есть - то, что принято для жизненного общения между людьми…
Сведения от разведчика (Джеймс Белл): «Общественное мнение и установленные обычаи – вот что является высшим законом в этой стране (Черкесии); в общем, я могу только поражаться тем порядком, который может проистекать из такого положения дел… не многие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью – всем тем, что отличает этот народ в его повседневных взаимных сношениях».
Весь этот морально-правовой комплекс был обязательным для соблюдения практически всеми сословиями, кроме домашних рабов, которыми обычно становились пленные инородцы. Сословная иерархия у адыгов выглядела так: на высшей ступени стояли – князья-пши, которые могли подчиняться верховному князю – пшишхуэ (в Закубанье) или пши-валию (в Кабарде) с личной охраной – пши-уорки, далее шли три категории дворян-уорков: первостепенные - тлекотледжи и дижинуго, второстепенные - беслен-уорки, третьестепенные - уорки-шаотлугусы, далее свободные земледельцы-тфокотли, далее крепостные крестьяне–пшитли, делившиеся на лагунаутов и огов, далее - вольноотпущенники–азаты, последними были домашние рабы-унауты, которым через 7 лет плена по закону давали вольную. Особой категорией были – хануко (хъаныкъуэ), очеркешенные потомки крымских ханов – Гераев. Среди них наиболее известными просветителями, кроме Хан-Гирея Султанова, стали – его младший брат Адиль-Гирей Султанов (1819-1876) и Казы-Гирей Султанов (1807-1863), служивший с Шорой Бекмурзиным-Ногмовым в Петербурге.
Постоянная внешнеполитическая напряжённость на всём Кавказе, заставила черкесов стать лучшими воинами, чтобы сохраниться как народ. Шли века, совершенствовалось оружие и оттачивалось мастерство владения им, а также и тактика боя, и манера ведения войны. Не создав развитой материальной культуры, Черкесия создала совершенную социальную и воинскую культуру со своим Кодексом Воина («уорк хабзэ»), по своему уровню, превосходившую многие европейские и азиатские страны. Боевое мастерство сделало черкесскую кавалерию самой боеспособной и буквально непобедимой в тогдашнем мире. Черкесы верой и правдой служили византийским императорам и князьям, османским султанам, польским королям, московским царям, а также стали, по сути, организаторами - днепровского и донского козачества…
Древнейшая традиция у адыгов - почитание деревьев, она до недавнего времени сохранялась среди черкесов Кавказа, - у них ещё во времена Кавказской войны в середине XIX в. существовали – Священные Рощи (Тхэчег-мэз), на ветвях деревьев которых с незапамятных времён висело дорогое оружие тех или иных героев, и даже долблёные домовины с их останками. Эта традиция скорее всего была заимствована ещё в незапамятные времена у индоевропейцев, так как хетты – друидами не были. Эти же истоки, по-видимому, имела и традиция священной Ахыновой коровы.
В качестве амулетов черкесы носили кусочки дерева, в которое ударила молния. В Традиции черкесов очень важное место отводится и фруктовым деревьям. Согласно обычаю, девушка не выходила замуж за парня, если он не привил 12 деревьев, поэтому мужчина, отправляясь в горы, будь то охота или поход, брал с собой несколько черенков. Сады составляли гордость Черкесии, об этом писали все путешественники, отмечая, что весной вся горная страна в цвету. Человек в любом месте в горах легко мог найти себе пропитание, так как треть урожая по традиции оставляли на деревьях, а когда плоды опадали, они шли в пищу диким животным…
Другим древнейшим культом было – почитание мегалитов. Эта древняя культура была широко распространена в эпоху Неолита - V-III тыс. до н.э. – от Саян и до Пиренеев. Сегодня в горах исторической Малой Черкесии насчитывается около – 1200 дольменов, которые народ адыгов называет – исп-унэ – «дом сидящего». И действительно в дольменах Кавказа находили ритуальные захоронения сидящих людей. По мнению автора статьи, людей в дольменах-испунах сидящими не хоронили – они сами уходили в затвор. А отверстие в передней стенке испуна служило, чтобы давать воду и пищу раз в неделю. Именно первые затворники дольменов-испунов и породили высоко духовную практику христианского затворничества в пещерах, а после выхода души из тела – почитались их мощи, заключённые в испуне и излучавшие высокую вибрацию святого.
Ещё одна из традиций – это почитание креста-джора. Он часто устанавливался в виде оберега в разных общественных местах или наносился на предметы быта. Это пережитки христианских времён. Христианство пытались привить предкам адыгов ещё с апостольских времён, а после – в эпоху Византии, когда всё Черноморское побережье было христианским, - там даже было выделено три митрополии – Таматарханская, Зихская и Кавкасийская, одним из святых которой был – Савва Кавкасион, почитавшийся и в Таврике (Крыму). А когда крестоносцы захватили Константинополь, то на ближнем Кавказе благодаря венецианцам и генуэзцам расцвёл на несколько лет – католицизм, был даже местный архиепископ – Иоанн Зих, поставленный самим Папой Римским. В районе Закубанья в то время существовало православное черкесское княжество – Кремух, упоминаемое в средневековых хрониках и имевшее тесные связи с византийским княжеством Феодоро в Таврике. Однако христианство у адыгов так и не прижилось…
Ислам в Черкесии появился в XVI в. в основном среди знати. Эта религия не противоречит базовым положениям Хабзэ, тем более что ещё в эпоху черкесского владычества в Египетском Султанате и уже во времена Османского Султаната именно мамлюки были хранителями Медины и Мекки со священной Каабой. Именно черкесские султаны мамлюкского Египта способствовали принятию Ислама в Золотой Орде. Ряд базовых мусульманских понятий переводится с адыгского языка, в том числе и «Кааба» – «дотянись рукой» (до Чёрного камня), ведь Пророк Мухаммад был из курайшитов – «прибывших на колесницах», то есть потомком хаттов, чей язык сохранили черкесы…
Активная исламизация Черкесии началась во время и после Кавказской войны – как реакция, однако на сегодняшний день мусульманская религия среди черкесов скорее ширма, чем массовое вероучение. Стоит особо отметить, что адыги по своему древнему вероисповеданию – монотеисты. Они верили в единого Бога-Творца – Тхэ, проявленного в разных ипостасях стихий, местом почитания которого и были Священные Рощи с дольменами-испунами, а морально-этическую и социально-правовую стороны жизни определяли Адыгэгъа и Адыгэ Хабзэ - «Черкесский обычай», который и сегодня стоит превыше всего…
«Гость – посланник бога» - так гласит черкесская мудрость. Гостеприимство для адыга – это образ жизни, это такое же высокое проявление чести, как и доблесть на поле брани. Хозяин своей жизнью отвечает за гостя и ставит на стол всё самое лучшее. Если гость с дороги, то хозяин не должен с ним садиться за стол, так как согласно черкесским понятиям, этим он покажет, что голоден, находясь в своём доме, и выкажет тем самым неуважение к гостю. Для этого в былые времена в каждой адыгской усадьбе существовала – кунацкая (хачэщ), отдельная постройка с отдельным входом с улицы, куда мог без спроса войти любой путник и разместиться, найдя в ней всё необходимое для ночлега.
Вначале хозяин лично приветствовал гостя, не задавая ему никаких вопросов. О сроке планируемого пребывания гостя сообщала его плеть, повешенная определённым образом. А после хозяйская дочь на выданье гостю приносила еду. И лишь только потом в кунацкую приходили местные уроженцы и развлекали гостя, устраивая – джэгу («гулянка») с музыкой, танцами, играми. Если на стене кунацкой висел наполовину вынутый из ножен кинжал, - это путнику говорило о том, что в этой семье совсем недавно кто-то умер и соблюдается траур…
Традиционно у черкесов не принято много есть, поэтому все они такие стройные. Раньше ели за низенькими круглыми столиками – анэ, сидя на маленьких табуретках и поджав ноги к животу, чтобы много не съесть. Традиционными черкесскими блюдами были - говяжий гуляш - лилибжь, щипс – особый мясной соус, в который вместо хлеба макается ломтями - пастэ – круто сваренная кукурузная или просяная крупа, варёная кусками индейка с чесночным соусом, адыгская соль с приправами, много овощей, но без салатов, щху – особый вид йогурта, конечно же, настоящий адыгейский сыр с сухим вином (в Закубанье), которое по-адыгски называется – санэ («напиток»), бэхсыма – напиток типа кваса, а в конце трапезы подавали куриный бульон. У черкесов было очень развито пчеловодство, которому покровительствовало божество – Мериса, поэтому обязательно подавался мёд (фо) смешанный со сливочным маслом, медовуха – фоупс и другие сладости на меду. Пища хоть и сытная, но от неё не поправишься. В кунацкой гость мог приятно разместиться на топчане, абсолютном прототипе современного шезлонга, который адыги заимствовали у итальянцев.
В честь почётного гостя устраивали большие застолья, на которых присутствовали самые уважаемые люди округи. Огромное значение имело расположение участников застолья по отношению к старшему стола – тхэмаде («избранный богом»). Еду подавали на маленьких столиках, рассчитанных на три сотрапезника. Гость обычно размещался по правую руку от тхэмады, а самый уважаемый местный уроженец – по левую, далее по старшинству либо по статусу. Самый младший за стол вообще не садился, а обслуживал других, - эта должность считается второй по почётности, после тхэмады. Очерёдность блюд определяла и отсчитывала время, отведённое на застолье, которое могло продолжаться с тостами (хох), песнями и танцами - 10 часов к ряду! К концу подавали ритуальные полголовы барана, которую по обычаю делил старший стола, давая по частям младшему – ухо, чтоб был на чеку, и тем, кто сидел с ним за столом – глаз и нос, символизирующие бдительность и внимательность, а себе лоб – для мудрости. Бытовала у черкесов и другая поговорка: «Трое суток пребывания в доме и гость – член семьи». Такова Традиция гостеприимства, идущая корнями в древнейшие горские адаты.
Другим древнейшим адатом являлась – кровная месть, она характерна для всех без исключения коренных народов Кавказа, но у адыгов она самая гуманная. Дело в том, что кровника убивать было не обязательно, можно было заплатить - «цену крови», которая исчислялась в зависимости от нанесённого ущерба и от сословной принадлежности погибшего. Князю никто не имел права мстить. Расплачивались обычно крепостными или рабами, оружием или доспехами, рогатым скотом и лошадьми.
Стоит отметить, что особой ценностью всегда обладали - оружие и конь, который для черкеса был больше, чем друг, от него зависела жизнь горца, как в военное, так и в мирное время. По-адыгски слово – «шы» имеет два значения, это – «конь» и «брат», что говорит само за себя. Право на буквальную кровную месть имело только сословие, стоявшее на ступень выше по иерархии, то есть сверху вниз. Те, что стояли на ступень ниже довольствовались «ценой за кровь». Однако по обычаю можно было положить конец мести через установление искусственного (молочного) родства между кровниками, либо взяв в свою семью детей пострадавшего. Именно массовое соблюдение адата кровной мести довёло Кабарду до полного разорения и анархии перед самым началом Кавказской войны 1763-1864 гг.
Ещё одним незыблемым адатом является – почитание старших, вплоть до старшинства в одном поколении – младший брат, никогда не сядет за стол в присутствии старшего, а сын за один стол со своим отцом, разве что отец сам ему предложит присесть. Старшее поколение независимо от пола было хранителем не только традиции своего народа, но и порядка в обществе. Оно было наиболее уважаемым и за ним всегда было последнее слово. Именно самая высокая социальная значимость старшего поколения, без которого невозможно решить ни один серьёзный вопрос, и является подлинным секретом кавказского долголетия…
Очень популярным в Черкесии было – аталычество, существовавшее на Кавказе с незапамятных времён, когда семьи одного сословия своих детей отдавали на несколько лет в другую семью такого же сословия для получения правильного благородного воспитания. Часто ребёнка отдавали в семью сословием ниже. Воспитанник назывался – кан, а воспитанница – канон, приёмного отца называли – аталык, приёмную мать – нанэ. Между названными братьями возникала настоящая дружба, длившаяся обычно до конца жизни, на адыгском языке само понятие «друг» - «ныбжьэгъу» на русский переводится так – «тот, кто вместе с тобой отбрасывает тень». В возрасте 15-16 лет воспитанника отдавали назад в отчий дом, но при этом семья аталыка оставалась буквально второй семьёй. Такое практиковалось преимущественно в сословиях пши и уорков.
У черкесов не приветствовалось стяжательство, однако меновая торговля существовала. Князья и первостепенные дворяне могли вести торговлю только через своих агентов, чаще всего ими были армяне, этому народу в Черкесии вообще отдали на откуп всю серьёзную торговлю. У убыхов торговлей могло заниматься сословие свободных общинников, многие из них владели небольшими торговыми флотами и были очень состоятельными, ведя дела с Турцией.
В Средневековье главными торговыми посредниками у черкесов были – генуэзские негоцианты, в это время в Черкесии даже чеканилась своя монета, но чаще для торговых операций использовались серебряные слитки (сом) в 200 гр. весом и отмеры ткани – бокассины. В те времена князья адыгов даже держали свои капиталы в банках Генуи. Стоит упомянуть, что понятие – «работорговля» в черкесском случае не совсем подходит. Чаще всего продавали своих соплеменников по согласию родителей – девочек в гаремы, а мальчиков в солдаты. И те, и другие после определённого срока могли вернуться на родину состоятельными людьми. Продавали и соплеменников, захваченных в набегах, но только из зависимых сословий…
Сведения от разведчика (Тебу де Мариньи): «Я никогда не мог понять объяснения этих людей, что для них главное богатство – это свобода, поскольку сами они при этом решаются на продажу своих детей. Отец имеет такое право над своими родными, брат над сестрой, если у них нет больше родственников, муж продаёт свою жену за супружескую измену. Нередко можно встретить странное желание красивой девушки занять место в турецком гареме, предпочитая его жизни в Черкесии. Там через несколько лет они получают свободу и возвращаются домой с небольшим состоянием. Однако редко можно увидеть, чтобы своих детей продавали князья».
Благодаря горному воздуху, особой пище и очень динамичным танцам этот народ всегда славился своей красотой, - особенно женщины. У черкесов крайне уважительное рыцарское отношение к женщине, - в её присутствии нельзя было даже повышать голос, мужчины всегда вставали и даже старики. Просьба женщины о помощи – для адыга закон. Женщина в Черкесии всегда была хранительницей домашнего очага, который был священен, его надочажной цепью клялись, коснувшись её три раза кинжалом. В европейском обществе сложился устойчивый стереотип, что женщины за стол с мужчинами на Кавказе не садятся потому, что они унижены, однако это не так. У адыгов мужчины и женщины едят отдельно, чтобы не смущать друг друга, так как еда, во-первых, – это интимный процесс, а во-вторых, у мужчин за столом свои разговоры, а у женщин свои. Отдельными в доме были мужская и женская половины, а на территории усадьбы – отхожие места (псеунэ). Традиция также запрещает черкешенкам участвовать в похоронах на кладбище, - чтобы оградить от сильных эмоциональных стрессов…
Интересными являются взаимоотношения у адыгов между мужчиной и женщиной. Когда между ними возникают личные отношения, то встречи происходят только на территории потенциальной невесты, - так повелось ещё со времён амазонок. Поначалу они происходят в присутствии подруги и друга, чтобы этикет был максимально соблюдён. Интересным фактом является отсутствие у адыгов привычной нам всем фразы, при которой у влюблённых замирает сердце. Вместо: «Я тебя люблю» говорят - «Я тебя хорошо вижу», и речь здесь идёт не о физическом зрении, а о видении сердцем. В качестве помолвки друг другу могли дарить маленький презент – эужь, это могли быть платочки, вышитый кисет, футляр для ножниц и прочая изящная мелочь. Всё это происходило при посредничестве друга потенциального жениха. Если эужь возвращали – значит помолвка не состоялась…
Когда уже всё серьёзно и стороны договорились, согласно Традиции, жених должен выкрасть невесту и обязательно вместе с кунаками, один из которых должен быть родственником невесты. Потом он должен к её родителям заслать сватов – самых уважаемых людей рода. За невесту им платили выкуп (уасэ), который шёл на приданое и свадебные затраты, однако половина его оставалась как собственность будущей жены. Всё это время невеста находится в доме кунака отца жениха, и на это время становится дочерью этой семьи. Потом названый отец должен благословить её и ввести в «большой дом» родителей жениха, где ей дадут обрядовый хлеб. Далее начинается сама свадьба с играми, танцами и угощением, которая длится три дня, но сам жених на ней не должен присутствовать, - согласно этикету он не может на этом торжестве появиться в присутствии старших мужчин в роду и должен в этот период согласно традиции добыть подарок для своей невесты.
Не должно быть на свадьбе и родителей невесты, - в дальнейшем зять свою тёщу практически никогда не видит. Все три дня невеста находится в особом покое, где её привечают женщины рода и соседки, но без свекрови. В проведении свадьбы семье жениха помогает весь клан и соседи кто чем, так как людей обычно бывает очень много. На адыгскую свадьбу приглашения не требуется, - любой прохожий может стать гостем, так же всё происходит и сейчас. Символом супружества у адыгов с давних времён были кольца, которые носились на левой руке – ближе к сердцу.
Кстати, в былые времена после женитьбы существовал обычай избегания - муж с женой на протяжении нескольких лет виделись только ночью, - считалось, что так они очень долго смогут сохранить романтические отношения. По-настоящему невестка считалась членом семьи своего мужа только тогда, когда рождался первенец, - до этого с ней ни свёкр, ни свекровь практически не общаются. Младенцев в Черкесии «впрягали» в специальные люльки на качающихся поперечных полозьях, так же поступали и с немощными стариками. Замужняя черкешенка всегда была относительно свободной и в любое время могла навещать своих родителей, родных и близких, даже если они жили далеко, но обязательно в сопровождении мужчины-родственника…
Именно в Черкесии вплоть до XIX в. сохранялись кроме горских и ведические законы, а также уникальная демократическая форма правления, наиболее близкая к славянской общинной вечевой - времён ещё докиевской Руси. Подобно Черноморской, Кавказская «Атлантида» погрузилась в пучину Времени, но Черкесия живёт в сердцах и генах своего древнего и благородного народа – адыгов, и поныне населяющего землю своих предков…



Андрей Осташко 27 апреля 2014 г., Донбасс, г. Северодонецкскачать dle 12.1
Загрузка...
Загрузка...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930