Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Традиционная медицина адыгов (черкесов)

Традиционная медицина адыгов (черкесов)

Традиционная медицина адыгов (черкесов)
Культура
zafe
Фото: Адыги.RU
10:09, 05 март 2020
21 866
0
Наверное, с той поры как появился человек, появилась и медицина. С незапамятных времен люди добывали себе пропитание с помощью охоты, часто вели войны между собой. Все это приводило к необходимости выработки простейших медицинских навыков. Адыги, являясь одним из самых древних этносов на планете, также имеют свою историю врачевания. Изучая этот вопрос, я пришел к ряду интересных для себя выводов, которыми и хочу с вами поделиться. Наряду с большим количеством мифических и мистических представлений, народная медицина адыгов дает, зачастую, уникальные рецепты здоровья, которыми нельзя не восхищаться. Немало из них нашло применение и в официальной медицине. В этой теме я постараюсь изложить все известные мне на сегодняшний день факты о традиционной медицине адыгов. Большую помощь в этой работе мне оказал труд Алексея Озермесовича
Наверное, с той поры как появился человек, появилась и медицина. С незапамятных времен люди добывали себе пропитание с помощью охоты, часто вели войны между собой. Все это приводило к необходимости выработки простейших медицинских навыков.
Адыги, являясь одним из самых древних этносов на планете, также имеют свою историю врачевания. Изучая этот вопрос, я пришел к ряду интересных для себя выводов, которыми и хочу с вами поделиться.
Наряду с большим количеством мифических и мистических представлений, народная медицина адыгов дает, зачастую, уникальные рецепты здоровья, которыми нельзя не восхищаться. Немало из них нашло применение и в официальной медицине.
В этой теме я постараюсь изложить все известные мне на сегодняшний день факты о традиционной медицине адыгов.
Большую помощь в этой работе мне оказал труд Алексея Озермесовича Шомахова – книга, написанная в соавторстве с А.А. Масловым, А.Б. Кардановым, М.Л. Беровым.
Говорят, что хорошие люди после смерти оставляют о себе добрую память. А.О. Шомахов был именно таким, Алыхьым ахърэт нэху къырит…
Хочу сразу предупредить, что материал носит исторический характер, и далеко не все из изложенного можно применять на сегодняшний день для лечения.

Немного о рационе адыгов.

На сегодняшний день наукой доказано, что питание играет очень важное значение для поддержания здоровья. Выделено целое направление – диетология или диетика.
Как говорится – мы то, что мы едим.
Еще Гиппократ говорил: «Кто хорошо питает, тот хорошо излечивает». Врач А.Вырубов говорил, что первым средством при заболеваниях у адыгов является диета.
Так, например, для увеличения количества молока у роженицы, ее кормили отваром из пшеничной и кукурузной муки, который готовился на молоке или на воде с добавлением небольшого количества масла. Так называемая «тизана» (овсяная похлебка), широко применявшаяся в лечении тяжелобольных, еще в древние и средние века была заимствована из народной медицины во второй половине 19 столетия врачом А.А. Остроумовым для лечения тяжелобольных (туберкулезом). Адыги также из толченного в ступке ячменя первого урожая готовили ячменный суп ( хьэгъулывэ), заправляемый молоком или сливками. Он отличался хорошим вкусом и был незаменимой пищей для ослабленных больных. С целью укрепления сил молодой роженицы ей давали мамалыгу, а чтобы цвет лица был свежим, мамалыгу разбавляли молоком.
Ослабленных и больных детей кормили молоком, которое надаивалось после второго подсоса теленка. Оно отличалось высокими вкусовыми качествами. Простуженных и больных ангиной поили горячим цельным молоком с добавлением небольшого количества сливочного или топленого масла. Для вскармливания детей в возрасте 3-4 лет адыги (черкесы) варили молочные каши из кукурузы и проса. Адыги употребляли молоко «при всех внутренних болезнях без исключения».

Одним их полезнейших кисломолочных продуктов горцев был кефир. Народная медицина приписывала кефирному грибку немало полезных качеств. «Здоровые употребляли его обыкновенно для утоления голода и жажды; слабые с целью укрепления себя в силах. Кефир составляет очень легкую и питательную пищу: скоро утоляет жажду и не увеличивает отделение мочи, он еще славится как верное средство для поддержания половой деятельности для глубокой старости», - писал о нем врач А.И. Дроздовский.
И сейчас кефир используется при истощении, вызванном тяжелыми заболеваниями, такими как туберкулез, диабет и малокровие. Он полезен при заболеваниях почек, печени, легких, плевры, бронхов, атеросклерозе, гипертонии, а также при пониженной кислотности желудка. Незаменим он и при вскармливании детей раннего возраста, страдающих гипотрофией, рахитом, малокровием, диспепсией, дизентерией и другими заболеваниями. Как утверждают японцы, кефир можно употреблять как средство профилактики опухолей.
Но наиболее распространенным продуктом такого рода у адыгов было кислое молоко. У адыгов, как сообщает Г.Х. Мамбетов, было две разновидности кислого молока: шху и шхуз. Кислое молоко считалось целебным напитком, способствующим улучшению кровообращения, работы желудка и сердца. Поэтому зачастую адыги (черкесы) пили шху вместо воды. Во избежание кишечных заболеваний адыги (черкесы) чаще кормили своих детей кислым молоком и поили чесночным соком. Весьма возможно, что в долголетии кавказских народов какую-то роль сыграли кисломолочные продукты. По теории И.И. Мечникова, раннее наступление старости и смерти людей является результатом неправильного образа жизни и отравления организма ядом гнилостных бактерий, живущих в толстом кишечнике человека. Он предложил заменить флору кишечника кисломолочными продуктами с помощью употребления болгарской простокваши, где для закваски употребляли болгарскую палочку, позже замененную ацидофильной. В состав шху также входит болгарская палочка.

Одним из древнейших кисломолочных продуктов является кумыс. Хотя он и не является исконно адыгским напитком, о нем следует сказать пару слов. Кумыс представляет собой кобылье молоко, прошедшее двойное брожение – молочное и спиртовое. Его биологическая ценность определяется содержанием в нем почти всех полноценных белков, легкоусвояемых жиров, высоким содержанием углеводов, наличия комплекса витаминов В, высокой концентрацией витамина С. Все это обуславливает его высокую питательность и эффективность в улучшении обмена веществ. В народной медицине кумыс нашел свое применение при лихорадочных, легочных заболеваниях, как укрепляющее при истощающих хронических заболеваниях. Его целебные свойства используются для лечения туберкулеза.

Для лечения простудных заболеваний использовали специальное кушанье «бэджынэ». Его готовили из сыворотки, которую варили с добавлением курдючного сала и масла, а также небольшого количества муки, доведя все это до нужной консистенции. Больных с заболеваниями легких, как сообщает Г.Х. Мамбетов, кормили целебным мясом – козлятиной, жиром и молоком козы. Очень полезным люди старшего поколения до сего времени считают прокипяченное молоко с мелко нарезанными кусочками козьего сала.
Таким путем лечили больные почки, желудок, и даже сердце.

НЕМНОГО О МЯСЕ.

Истолченным высушенным мясом горцы лечили желудочные заболевания. Интересно, что в 1949 г. видный врач-диетолог И. Ф. Лория также указывал на лечебные свойства мясного порошка. Он, как и белая глина, или магнезия, или очищенный мел, хорошо связывает желудочный сок и отлично переносится даже в стадии резкого обострения язвы желудка с кислыми рвотами, болями, и даже в период кровотечения.
По обычаю, адыги (черкесы) при посещении больного или раненого приносили ему продукты питания, состоящие из мяса, овощей, фруктов и мучных изделий. Мясо способствовало усилению образования защитных веществ крови (антител) из белков этого продукта. Большая часть заболеваний сопровождается воспалением, а противовоспалительная диета состоит в ограничении поваренной соли, что способствует усиленному выделению воды из тканей и накоплению кальция. Жиры ограничивают, ибо они, как и соль, способствуют задержанию воды в тканях и снижают противовоспалительный эффект. Такими свойствами обладает пища растительного происхождения, такая как овощи и фрукты, особенно в сыром виде, а также мучные блюда. Характерно, что в прошлом, по сообщению Н.Н. Гревенса, адыги (черкесы) пекли «оспенные хлебцы» и готовили жертвенную пищу без соли. Совпадение ли это? Скорее народная наблюдательность.
Больных желтухой лечили вареным желтым куриным мясом. Бульон такого мяса не только пили, как сообщает Г.Х. Мамбетов, но и купали в нем больного. Продукты желтого цвета, такие как тыква, желтая кукуруза, мед, считались лекарством от желтухи. Если отбросить принцип лечения подобного подобным, то эти продукты наиболее целесообразны при заболеваниях печени ( !!! ) . В них содержится фруктоза, глюкоза – лечебный фактор для печени. Что же касается вареного куриного мяса, то его белки обладают целебным действием на больную печень благодаря содержанию в ней особых липотропных веществ, которые играют большую роль в питании клеток этого органа, предохраняют их от жирового перерождения.
Очень полезно и питательно сушеное мясо – лы гъур, как говорят адыги (черкесы). С давних пор этот вид мяса использовали в пищу при походах, длительных переходах, и, конечно же, на войне. Сушеное мясо – лы гъур, помещали даже в газыри черкески (хьэзыр). В мясе содержится необходимый набор микроэлементов, железа, оно является основным источником белка – строительного материала нашего организма. Обилие мясных блюд в рационе адыгов объясняет их хорошее физическое сложение, что отмечают многие историки. Вместе с тем ведущую роль в формировании здоровья адыгов также играл и их образ жизни.
Несомненно, что среди мясных блюд было и жирное мясо (баранина, птица). Но при этом среди адыгов практически не встречались болезни печени и желчного пузыря. Опять же это связано с образом жизни наших предков и с уникальным пищевым продуктом – кукурузой (нартуху). О ней еще предстоит отдельный рассказ.
У адыгов считалось неприличным иметь избыточную массу тела, а тем более иметь тучную фигуру. Подобное считалось показателем ленивости и безделья обладателя данной фигуры.

НЕМНОГО О МЕДЕ.

Очень полезным продуктом является и мед. Его целебные свойства с незапамятных времен адыги (черкесы) используют для лечения различных заболеваний, и как высококалорийный и энергетически ценный продукт. Къыуат щ1элъщ – говорят адыги (черкесы).
Мед также полезен при головных болях, его применяли вместе с орехами. Этот целебный и высокопитательный продукт нашел свое отражение в нартском эпосе. Его соку приписывались живительные и богатырские силы. Когда жена нарта Хымиш родила ему сына и ушла от него, отказавшись кормить свой грудью ребенка, то, уходя, она сообщила нартам: «Запомните, мой сын кроме моей груди не возьмет ничьей. Не поите его ни коровьим, ни овечьим, ни козьим молоком, поите его ореховым соком» Так и сделали нарты. Назвали ребенка Батразом, который стал героем, совершил много подвигов, подобно Гераклу.
Мед отличается высоким содержанием чистейшей природной глюкозы. В нем содержится гликутилфактор – действующее вещество меда, способствующее повышенному усвоению глюкозы сердечной мышцей. Также гликутилфактор расширяет коронарные (сердечные)
артерии и снижает артериальное давление крови. Помимо этого мед обладает антисептическим, противомикробным действием и полезен при заболеваниях горла, ротоглотки.
Высокая энергетическая ценность меда нашла свое отражение в народной адыгской сказке «Мыщэ и къуэ Батыр» (Батыр – сын медведя). В этой сказке медведь кормил маленького Батыра оленьим костным мозгом и диким пчелиным медом. Щыхь куц1рэ, фо ц1ынэрэ – говорится в сказке.
Мед традиционно используют для приготовления классических адыгских сладостей, используют в обрядовых мероприятиях, например, обмазывают губы невесты смесью меда с маслом. Эту смесь называют 1урыц1элъ.
Думаю, в заключении следует привести аят из Корана, в котором есть целая сура под названием Пчелы:
«Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях.
А потом питайся всевозможными плодами и следуй по путям твоего Господа, которые доступны тебе». Из брюшков пчел исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих». Сура 16, аят 68-69.
Как, видите, уважаемые братья и сестры, даже Всевышний отметил пчелок и их мед в Своей книге.

НЕМНОГО О МЯСЕ ПТИЦЫ.

Горцы считали, что пища из домашней птицы и дичи наиболее легкоусвояемая, ее давали больным, ослабленным, перенесшим травму. При заболевании мочевыводящих путей больных кормили курятиной, сваренной в козьем молоке. Для выведения камней из почек собирали мох с сосновых деревьев и варили вместе с раздробленными куриными ножками, пили этот бульон. Дробление костей ассоциировалось с дроблением камней почек. При этом рекомендовалось употребление вареной утятины и перепелки. В этих же целях применяли внутреннюю пленку петушиных желудков, которые растирали в порошок, принимали его натощак. При недержании мочи детям в ночной рацион также включали вареные желудки голубей и их бульон. Кроме того, брали сваренное очищенное горячее яйцо, зарывали его в ржаную или ячменную муку на сутки, а затем ели по одному в день на протяжении нескольких дней. При водянке считался полезным бульон с перепелкой, варенной с барбарисом и зеленью. Весной, когда кончались запасы зерна и других продуктов, и в организме человека ощущался недостаток витаминов, горцы использовали заготовленные впрок различные травы. В пищу употребляли крапиву, лебеду, конский щавель, дикий скальный лук, черемшу. Вся эта зелень шла для начинки пирогов, вареников в сочетании с творогом, яйцами, сыром, молотым орехом и пряностями.

Отмечались и некоторые советы или запреты в питании. Так, не рекомендовалось есть курицу и сразу запивать холодной водой, а также употреблять одновременно рыбу и яйца. Считали, что свежая птица, особенно дикая, съеденная в холодном виде, полнит, а в горячем – способствует похуданию и улучшению цвета лица. Беременным не рекомендовалось есть рыбу, чтобы у будущего ребенка не были выпученные «рыбьи глаза», или есть заячье мясо, от которого, по поверию, у младенца может быть «заячья губа» как порок развития, и тому подобные суеверия.
Также у адыгов практиковался метод органотерапии – считалось, что съеденный здоровый орган может заменить больной. Так желудочные боли лечили употреблением в пищу внутренней оболочки желудка курицы или зайца. Рекомендовалась сырая печень при куриной слепоте.

НЕМНОГО О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ДОЛГОЛЕТИИ АДЫГОВ

В 1880 г. автор журнальной статьи «Холодный Кавказ» Грове считал, что высокий рост, наличие силы, грациозности, эластичности походки жителей Северного Кавказа являются результатом их здорового и хорошо развитого организма. Чистота окружающей их природы и употребление преимущественно мясной пищи были причиной стройности кавказцев, придающую им особенную красоту. Они совершают большие переходы без пищи. Им средней величины ломоть сыра хватает на 12 часов ходьбы. По окончанию перехода они не обнаруживают обжорливости.
В 1903 г. Н.П. Тульчинский писал: «Выносливость горцев при всех невзгодах жизни поистине изумительна… Они до глубокой старости пользуются отменным здоровьем, почти никогда не болеют и большинство доживают до ста и более лет. В 70-80 лет они еще не считаются старыми людьми, на вид им можно дать примерно 50 лет, ни одной седины, зрение, слух остры, ноги крепки и ходки, белые зубы целы и крепки и так далее. Поэтому старики равны молодым по работе». В Баксанском ущелье автор этих строк нашел более 20 мужчин и женщин в возрасте 70-120 лет.

НЕМНОГО О ТРАДИЦИОННОМ ЛЕЧЕНИИ РЕВМАТИЗМА.

Ревматизм – системное инфекционно-аллергическое заболевание, с преимущественным поражением сердца, крупных сосудов, а также костно-суставного аппарата (суставов).
Опасность ревматизма заключается в том, что он приводит к порокам клапанов сердца.
В адыгском языке ревматизм получил название жьыуз - болезнь, вызываемая ветром, переохлаждением. По данным историков, ревматизм был довольно распространен среди адыгов.
Для лечения суставного ревматизма адыги (черкесы) применяли ванные из многочисленных целебных источников, пользуясь естественными термальными водами без подогрева.
С этой целью неподалеку от нарзана вырывали яму по росту пациента и глубиной около метра. В этой яме разводили костер, чтобы хорошо прогреть землю. Затем угли удаляли, а на дно укладывали лопухи (тхьэрыкъуэф) или какую-либо траву, которые накрывали войлоком или овечьими шкурками. «Больного, у которого сведена рука или нога от простуды, сажают в колодец нарзана и, подержав там некоторое время голого, несут на руках и укладывают в яму. Затем покрывают его сверху овчинами, укутав весьма плотно, чтобы прекратить всякий доступ свежего воздуха. Но, несмотря ни на какие крики больного, его выдерживают в таком положении до тех пор, пока на овчинах не выступит пот. Тогда больному дают подышать свежим воздухом, а затем… освобождают». Как уверяли очевидцы, «больные, которые без помощи других не могли двигать членами, после такой жестокой операции поправляются сразу и уезжают верхом совершенно здоровыми». Однако бывали и случаи смерти от асфиксии (удушья).
Широкой известностью пользовались и грязи Тамбуканского озера (Кабарда), которыми обмазывали суставы или пользовались подогревными грязевыми ваннами. Тепловые процедуры применялись в различных видах: горячий песок или нагретый камень или соль.
В большом ходу были растирания. Также пользовались пчелиным ядом и даже применяли укусы муравьев.

НЕМНОГО О ТРАДИЦИОННОМ ЛЕЧЕНИИ КОЖНЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

Для лечения чесотки адыги (черкесы) применяли смесь древесного угля, кислого молока и серы, квасцов и мыла, масла и серы, а также подсоленный пепел орешника, серные ванны Пятигорска, Бургустана и источника, расположенного неподалеку от селения Каменномостского (Къармэ хьэблэ), купание в теплой воде, куда добавляли золу. Кипятили березовый уголь, которым натирали кожу, от чего она грубела и утолщалась, а потом смазывали свежим жиром, чтобы размягчить кожу. Делали ванны с отваром черемицы (шэджыдз), из корней и листьев рододендрона (а1уейгъурц), девясила (андыз), чистотела (шейт1ан1ущхьэ), травы марьи (яжьащхъуэ) и репейника (щ1ыфэшхэгын), настой череды (к1эрынэ), порошок плодов бересклета (чы1ыпей), сосновый деготь. На пораженный участок накладывали повязку, смоченную в настое корней конского щавеля (блэшэгъэф1э1у) с кислым молоком. Использовали свежий выжатый сок листьев татарника обыкновенного (хывбанэ), применяли мазь на горячем бычьем сале из смеси растертого корня девясила с серой.
Что интересно, на сегодняшний день в современной медицине в лечении кожных болезней не утратили своей актуальности чистотел, сосновый и березовый деготь, сера.
По народному поверью, чесотка (щ1ыфашхэ) излечивалась мазью из куриного помета и солеными отрубями. Чтобы избавится от зуда, тело обмывали отваром клевера (тхьэмпищ) или настойкой вороньего глаза (инбыр), а также купали больного в отваре полевого хвоща (джэдупащ1э) или просто в воде. Для устранения кожного зуда использовали смесь меда и гвоздичного дерева (шэджэныплъ, шэджэныгъуэ).
Для лечения парши (къуий) голову хорошо мыли водой, снимали все гнойники, а затем смазывали смесью купороса и топленого масла.
Для лечения лишая (дзэмыхэ) использовались отвары коры дуба (жыгей), можжевельника (къуэрадэрэ), черемицы, цветков и листьев жимолости (ант1ырэ), сок из осины (пхъэщабэ), настой череды и корней купены (к1эрынэ), сырые ягоды калины (зэрыджей), пепел сожженной бумаги и выделявшаяся при этом маслянистая жидкость. Мазали пораженный участок кожи куриной желчью и жидкостью из недозревшей кукурузы (нартыху), а также дегтем, полученным из сосны, к которому иногда добавляли куриный желток.
Для лечения экземы (щ1эпсыпс) широко применяли деготь, мазь из голубиного помета. Кроме того, использовалась желчь коровы, желчь с медом, смесь пудры, серы и топленого масла, растертый куриный желток с сажей, уксусом, с медным купоросом. Последний с пережженым ячменем (хьэарпа), отвар корней или мазь из растертых корней девясила и т.д. При лечении кожных заболеваний у детей адыги (черкесы) применяли смесь муки с сушеным подорожником (ф1арий тхьэпэ) и топленым маслом, а также серные мази. При шелушащихся формах экземы использовали чеснок (бжьыныху), отвар травы незабудки (кърухугу). Сухая форма экземы лечилась втиранием в кожу растертых жуков синекрылов. При влажных формах хороший эффект давало применение нитчатых водорослей, которыми обрастают речные камни. Их кипятили с маслом и солью, затем прикладывали на мокнущую поверхность больной кожи.

НЕМНОГО О ЛЕЧЕНИИ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

На северных склонах гор были часты воспаления бронхов и легких. Поэтому неудивительно, что народная медицина адыгов предлагала довольно значительное количество лекарственных растений.
При заболевании верхних дыхательных путей пили отвар веточек головчатки гигантской (бжэнкъурэ). Старались при всяком заболевании такого рода, чтоб больной пропотел, и с этой целью давали отвар настоя липового цвета (бзииху), листьев смородины (саней), отвары корней и плодов ежевики (мэрак1уапц1э), корней терна колючего (пыжьей), травы ястребинки волосатой (гуащэ1ы1у).
На высокогорных пастбищах пастухи готовили потогонный чай из листьев рододендрона кавказского (а1уейгъурц). Делали разные припарки и растирания. Так как заболевания органов дыхания часто сопровождались кашлем (псчэ) и хрипотой (макъыр ик1ащ), что связывалось с переохлаждением, в адыгской пословице по этому поводу говорилось: «Холод без ветра не холод, болезнь без кашля не болезнь». Для устранения или смягчения этих симптомов давали пить молоко с козьим жиром или сливочным маслом, одновременно растирали этим жиром грудь и тело укутывали. Также давали сыворотку из под сыра и несоленую сметану, сыворотку, сваренную с черемшой (къэлэр). При сильных приступах кашля давали конину, а конским жиром натирали грудь и согревали больного. С этой же целью пили сырые яйца, выпивали утром по два яйца с прибавлением к ним толченой серы. Как отхаркивающее пили настой чины (джэштхьэна). В качестве отхаркивающего использовали также отвар из корней первоцвета крупночашечкового или как его называли «баранчика» (шейт1анлъакъуэ), высушенных листьев подорожника. Считали, что халва, сваренная на жире фазана с медом, очищает легкие, «гонит мокроту». Для этого использовали также молоко, в котором была сварена жирная перепелка. В этих же случаях была полезна отварная куропатка и ее бульон. При гнойной мокроте давали больному куриные желтки, смешанные с порошком угля из древесины плакучей ивы (дзэл).

НЕМНОГО О ТРАДИЦИОННОМ ЛЕЧЕНИИ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

При конъюнктивитах и ожогах использовали грудное молоко, а также лечебное свойство слюны – вылизывание больного глаза. Этот древний способ лечения зафиксирован в сказаниях о нартах. Так, пастух, которому попала в глаз пылинка, обратился к матери, чтобы она извлекла ее своим языком, на что мать ответила: «Нельзя в вечернюю пору касаться языком твоего глаза: это дурная примета. Лучше сходи к нашей знахарке Сандрак, она что-нибудь придумает, искусство ее всем нартам известно». Кроме механического удаления языком постороннего предмета из глаза, слюна оказывает целебное влияние благодаря тому, что она содержит в себе вещество лизоцим, который растворяет или подавляет многих микробов, но не действует на вирусы.
Целебность слюны замечена и христианской церковью, хотя ее употребление имеет восточное происхождение. Так, сам Иисус, согласно 4-му Евангелию применял ее. Благодаря этому слюна вошла не только в церковный церемониал, но и в медицинскую практику. О ее действии известно было в Египте, а римский ученый и писатель Плиний посвятил ей одну из своих книг. Римский врач Гален также одобрительно относился к целебным свойствам слюны. Но и сама слеза обладает теми же качествами благодаря содержанию в ней того же лизоцима. В Иране собирали слезы, которые считались драгоценным лекарством, к которому прибегали лишь после того, как все остальные средства оказывались недействительными.
Интересно, что микробиолог, академик Академии медицинских наук З.В. Ермольева, используя опыт народной медицины, внедрила в медицинскую практику лизоцим для борьбы с различными инфекционными заболеваниями, в особенности при поражениях роговой оболочки глаз, слизистых носоглотки.
Откуда адыги (черкесы) могли знать о лизоциме? Тем более о его целебных свойствах. Разве это не удивительно?
При заболевании глаз широкое применение имело и траволечение. Закапывали в глаза соки кизила (зей), хвоща полевого (джэдупащ1э). При конъюнктивитах промывали глаз отваром крепкого чая, цветков малины, корней незабудки (кърухугу), свежего дубровника белого, василька (бжэндэхъупэж) и вороньего глаза (инбыр). Воспаление также лечили листьями мальвы (кхъуейудз), растертыми с яичным белком, которые прикладывали к пораженному глазу. Для примочек использовали черемуху (чыпц1эпшхъэпэ), настой листьев татарника (хывбанэ). Готовили снадобье из меда, белка и квасцов, змеиного жира, сахара, жженой шерсти. Для улучшения зрения ели смородину с медом, полусырую печень, пили отвар ястребинки волосистой (гуащэщ1ы1у), майского ландыша (къэлэрдэгу).
Не избежал магического лечения у адыгов и «ячмень». Ячмень – это острое гнойное воспаление сальной железы края века, называется «нак1эгуу» - нарыв века. Заменив это слово подставленным именем – къужэгуу, что означает – къуажэ – село, гуу – бугай, старались обмануть дух болезни, говоря «нак1эгуу къысхуэк1ухьынукъым же1эри, щегъэтыж» - «нак1эгуу» скажешь, глаза вокруг обойдет, «къуажэгуу» скажешь, село все обойти не смогу, говорит и перестанет. То есть болезнь не сможет охватить всех жителей села, поэтому, будучи обманутой, уйдет от человека. Если появится «ячмень» на веке, к больному месту прикладывали горячий чурек или мамалыгу и обязательно выбрасывали на съедение собаке, как бы передавая ей болезнь. Для лечения «ячменя» использовали и высушенную желчь барана или форели, которые разводили в воде и смазывали больное место.

НЕМНОГО О ТРАДИЦИОННОМ ЛЕЧЕНИИ ТУБЕРКУЛЕЗА.

Туберкулез – жьэн уз, у горцев назывался «легочной болезнью». В народной медицине адыгов туберкулез старались лечить своеобразной диетой, состоящей из жирной пищи: козьим, барсучьим и медвежьим жиром, сушеным мясом барсука или медведя, мясом щенка, различной смесью гусиного жира, орехов с отварами и соками растений. Также использовали сырые яйца с серой, молоко черной коровы с маслом, овечье и кобылье молоко, мясной отвар, собранные ранней весной и осенью молодые сосновые побеги с сосновой смолой и молоком, жиром, ослиным молоком. Большой популярностью пользовались плоды культурного и лесного винограда.

НЕМНОГО О ТРАДИЦИОННОМ ЛЕЧЕНИИ БЕШЕНСТВА.

Бешенство – тяжелое заболевание, вызываемое вирусом бешенства, который обладает избирательным действием на нервную ткань (является так называемым нейротропным вирусом). Заболевание известно еще с глубокой древности. Это заболевание у животных впервые было описано Демокритом и Аристотелем еще в 5-6 вв. до н.э., а бешенство у человека – древнеримским ученым Цельсом. По всей вероятности, эта болезнь существовала с незапамятных времен. Безусловно, люди искали способы ее лечения. В недалеком прошлом народные лекари старались не допустить развитие заболевания после укуса бешеного животного методом прижигания укушенной раны раскаленным железом, предложенным еще римским врачом Цельсом, или прижигание горящим порохом, насыпанным в рану, уничтожая этим ядовитое начало. Прикладывали к ране кору волчеягодника (дыгъужьгъаеэ), листья медвиницы (джырмэпж). На Тереке пытались лечить бешенство винным отваром и настоями дрока (гъуэжьытх) и молочая (шэкъиж). Иногда при укусах сомнительных собак к месту укусов прикладывали невспаханную землю, смешанную с кислым молоком, а также давали тайно от больного кровь и мясо (сердце) этой собаки. Рекомендован был и порошок из шпанских мух, разведенный в стакане воды вместе с травой, «которой питались эти мухи». Данную смесь пили натощак каждое утро, пока не появятся в моче кровавые сгустки. Этим же порошком присыпали рану от укуса. В статье «О простонародных средствах против некоторых болезней, употребляемых на Кавказе горцами-лекарями», напечатанной в «Журнале Медицинского совета Министерства Внутренних Дел» в 1852 г., автор писал, что укушенным бешеным животным давали истертую в порошок высушенную пчелиную матку. Затем, «разрубив живого голубя пополам над мискою, дают пить теплую (дымящуюся) кровь его, в следующие 3-5 дней дают ежедневно натощак сушеную и толченую пчелу с кровью голубя», сопровождая лечение заклинаниями, раны перевязывались с толчеными майскими жуками в продолжение 2-3 недель.
Как хорошо отметил Руслан Тешев, адыги (черкесы) приготовляли также специальный порошок против бешенства (хьэщхьэры1уэ гын) из засушенного полевого черного жука. Порошок растворяли в воде и поили им больного. Народные лекари весной ловили черного жука и с помощью волосяной петли умерщвляли его, чтобы не успела излиться из него жидкость, которая являлась противоядием при бешенстве. В других случаях использовали не все тельце насекомого, а лишь некоторые его внутренние органы (половые железы), имевшие форму зерен. Их тщательно измельчали, небольшими порциями растворяли в воде и давали пить покусанному бешеной собакой, после чего больного оставляли на 40 дней в темной комнате с завязанными глазами.
Судя по имеющимся описаниям, эти насекомые походили на жуков стафилинидов рода падерус, широко известных в Кабарде. Они содержат в своих яичниках яд падерин, который во многом сходен с кантаридином – токсином, содержавшимся в половых продуктах нарывных жуков (шпанок). В старину этот яд широко использовали как в медицине, так и в народной практике.
По сообщению А. Врубова, в Кабарде ловили другого жука, вероятно шпанку, умерщвляя его, надев на шило, высушивали, и его порошок вместе с молоком давали утром и вечером по одной ложке. По мнению горцев, это лекарство обладало сильным мочегонным свойством, и, как говорили знахари, в моче появлялись «маленькие щенки или червячки», а с ними и яд бешенства. Дело в том, что содержащийся в жуке кантаридин раздражал и вызывал воспаление мочевыводящих путей, что приводило к появлению крови в моче. Ее сгустки при соответствующем воображении принимались за «червячков», «силуэт собак» и тому подобное. Считалось, что чем скорее применялось это лечение (не позже 3 дней), тем больше шансов было на выздоровление. При лечении рекомендовалось соблюдение диеты, содержание больного в тепле. Запрещалось в течение года есть рыбу, мед, смотреть на воду и в зеркало, что могло, по мнению лекарей, возобновить водобоязнь, а также избегать жирного, соленого и половых сношений (жесткач – от авт.). В качестве мочегонного средства употребляли также огненно-красного бескрылого красноклопа.
Причину бешенства кавказские горцы приписывали влиянию нечистой силы, выступающей в образе собаки. Собака в понимании адыгов была нечистым животным. С собакой не разрешалось играть детям, ее не допускали в жилище, старались не касаться, не гладить, не кормить с рук. Они хотя и признавались полезными по хозяйству, все же издревле объявлялись «нечистыми», возможно, в этом таится одна из причин, что среди горцев очень редко встречались заболевания эхинококком. Не зная источника таких заболеваний как эхинококк, лишай, чесотка, адыги (черкесы), однако, на их причину указывали в своих приметах. Например: «Если в собачью ямку войдешь, то твое тело покроется сплошной коростой», или «Если зайдешь туда, где собака каталась, то с тобой сделается чесотка».

ТАМБУКАН - ЖЕМЧУЖИНА КАВКАЗА. А ТАКЖЕ НЕМНОГО О ЛЕЧЕНИИ ГРЯЗЯМИ У АДЫГОВ.

Тамбукан – уникальное озеро, находящееся на самой границе КБР со Ставропольским краем. Ученый М.И. Балкаров название озера Тамбукан переводит как «Друг Тамбия», приблизительно такое же объяснение дает Р.А. Теуважуков. На адыгском название звучит как Тамбикъан или Тамбукъан.
Грязь Тамбукана считается одной из лучших в мире, потому что в ней все железо и даже марганец превращены в сернистые соединения, сверх того, имеется избыток свободного сероводорода. Кроме того, в ней нет камней, галек, крупного песка. На ощупь она мягкая, нежная, как бы жирная, напоминает порошок талька. Кроме влияния химического состава, ее тепловые особенности являются могучим средством теплолечения в медицине. Грязелечение улучшает процессы тканевого обмена, функции эндокринных желез, способствует рассасыванию спаек, рубцов и сращению костей и периферических нервов, удаляет процессы воспаления и способствует подвижности суставов. Грязи помогают и при многих желудочных и кожных заболеваниях, быстро заживляют раны и употребляются для лечения воспалительных процессов внутренних органов.
Ряд исторических памятников и документов свидетельствует об использовании грязей в лечебных целях в период освоения греками-колонизаторами берегов Понта Эвксинского (Черного моря). Возможно, использование грязей адыгами уходит к тем временам. Являясь потомками синдов и меотов, на территории которых существовали лечебные грязи Анапы (озеро Чумбрука), Темрюка и Ейска (Ханское озеро), они пользовались ими совместно с колонистами. Переселившись в район Пятигорья, встретив подобные грязи Тамбуканского озера, адыги (черкесы) стали использовать их с той же целью.
Местное население применяло Тамбуканские грязи при различных формах заболеваний суставов и опорно-двигательного аппарата. Тело обмазывали целебной грязью с последующим приемом солнечной ванной, а затем купались в соленом озере или же наполняли кадушку грязью и подливали нагретую воду. Перемешав содержимое, забирались в бочку с этой смесью, погрузившись по шею, и находились в ней, пока не остывало содержимое бочки. Мазали также густой грязью отдельные болезненные участки тела и конечностей. Адыги также использовали ил арыков и ручьев при воспалении грудных желез (маститах).
В прежние времена кабардинцы добывали из озера соль («этаква») для скота, которой и торговали. В книге «Досуг крымского судьи», вышедшей в 1806 г., П.И. Сумароков описывал, как он принимал в Саках грязевую ванну, которую приготовил лечивший его мулла. Пациент ложился в приготовленную в грязевом грунте яму, нагретую солнцем. Мулла нагребал на него кучу грязи, оставляя только одну голову на свободе. Пролежав в «ванной» до 1,5 часа больной извлекался из грязи, обмывался рапой, тщательно укутывался и уезжал домой, где продолжал дополнительно потеть.


НЕМНОГО О ТРАДИЦИОННОМ ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ ЖИВОТА.

В народной медицине имелись средства для устранения или уменьшения отдельных симптомов таких заболеваний, как боль, понос, запор. Зачастую на понос и запор мало обращали внимания, считая, что они должны пройти сами собою, предоставляя это воле Аллаха. Народная мудрость резюмирует гигиенические и врачебно-профилактические правила в следующих трех поговорках: «Болит голова – воздержись от разговоров»; «Болят глаза – придержи руки»”; «Болит живот – воздержись от пищи». Если все это не помогало, то больной, сообщает врач А.Вырубов, обращался к помощи некоторых средств или местному знахарю, врачу – хакиму, преимущество которого над не врачами заключалось только в большей смелости и большей практической сноровке. Вообще, при какой бы то ни было болезни заболевшему давали нежирный суп из баранины; молоко считалось панацеей при всех внутренних заболеваниях без исключения. Кефир же (шху), считался питательным, освежающим и целебным напитком.
При болях в животе завязывали его теплым платком, давали пить отвар или настой из семян укропа (къуэн, джэдгын), петрушки (къуэнтхъурей), шиповника (хьэцыбанэ), тысячелистника (къуэнтхъурейнэпц1), корня переступня белого, крапивы (шыпсыранэ), марьи белой (яжьащхъуэ), корня горицвета весеннего (къэдабэ), зверобоя обыкновенного (гъуэжьудз), сок, выжатый из корня цикория дикого (фаф1эгын). Полезным средством для лечения желудочных заболеваний считался отвар подорожника (ф1арий тхьэмпэ), настой из измельченного корня девясила высокого (андыз), чеснока и соли, чеснока в натуральном виде и с кислым молоком; измельченная свирбига восточная (андэгурэ) с добавлением кислого молока и соли. Чеснок давали пить больному и с молоком, и с йодом, воду с квасцами и солью. Для леченя желудка искусственным способом вызывали у больного понос, для чего давали ему молоко с недоваренным картофелем. Другие устраивали ванны, добавляя в воду перец (аурсыр, шыбжий), сажали больного по пояс на определенное время.
При запорах в качестве слабительного применялся отвар жостера слабительного (бгырпхи1э), свеклы, коры крушины лесной (пхъапц1э), семян облепихи (къазнакъей, къэзмакъ), бересклета (чыц1ыпей) и т.д.
Для лечения глистов (аскариды, трихины, эхинококк, острицы) использовали семена тыквы (къэб), арбуза (хъарбыз), отвары марьи душистой, коры ивы (дзэл), полыни (хъунгъал1э), листьев тысячелистника, чеснока, черемши (къэлэр), свириги восточной, порошок цветов пижмы (губгъуэ удзыщхьэгъуэжь), сок дурмана (хьэнт1роп1э). Для изгнания глистов употребляли сожженную печень фазана до пепла вместе с желчью, которую давали пить натощак с молоком или порошок жженного куриного яйца со скорлупой (хотя лучшим считалось голубиное яйцо).

© circassia-online.com
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)