БАССЕЙН ПСЕКУПСА (1867 Г.) Часть 2
Этнография
До появления абадзехов в границах нынешней Кубанской области, бассейн реки Псекупса назывался горцами «чирчене» - «чир» земля, в смысле земного пространства, «чене» беспотомственный, безнаследственный, что означает землю, оставшуюся без наследников, землю выморочную. Не будучи населенной, она принадлежала фамилии темиргоевских князей Болотоковых, власть которой простиралась: по левой стороне реки Кубани от впадения в нее Афипса до впадения Лабы, далее по реке Лабе до впадения Чохрага и от верховьев последней до верховьев реки Белой. На этом пространстве обитали: темиргоевцы, хатукаевцы и жанеевцы, разъединенные тремя братьями адыгской княжеской фамилии Инала, Болотоком, Хотоком и Заном.
До появления абадзехов в границах нынешней Кубанской области, бассейн реки Псекупса назывался горцами «чирчене» - «чир» земля, в смысле земного пространства, «чене» беспотомственный, безнаследственный, что означает землю, оставшуюся без наследников, землю выморочную. Не будучи населенной, она принадлежала фамилии темиргоевских князей Болотоковых, власть которой простиралась: по левой стороне реки Кубани от впадения в нее Афипса до впадения Лабы, далее по реке Лабе до впадения Чохрага и от верховьев последней до верховьев реки Белой. На этом пространстве обитали: темиргоевцы, хатукаевцы и жанеевцы, разъединенные тремя братьями адыгской княжеской фамилии Инала, Болотоком, Хотоком и Заном.
Соседями упомянутых племен были: с северной стороны степные, кочующие племена, с восточной племена абазинские, с юга - по горам и трущобам горское казачество в своем роде, образовавшееся из адыгских выходцев, нетерпевших ни чьей власти, а с запада - шапсуги и натухаевцы. Во время владычества князя над князьями, иначе великого князя Безруко Болотокова, два брата, Хамыш и Керкан, с частью адыг, обитавших на реке Туапсе, двинулись к бассейну реки Псекупса с целью утвердиться в нем. Узнав об этом движении, князь Болотоков, имевший ставку в то время близ Майкопа, собрал темиргоевцев; вышел с ними на встречу и разбил шатра (так в оригинале, прим. С.Х.) на долине, где нынешняя станица Ключевая. Предание говорит, что послы, отправленные к туапсинским выходцам, сделавши привал при впадении р. Хоарзе в Псекупс, от имени князя Болотокова объявили им: хотя он, князь Болотоков, и не живет на Чирчене, но так как его племя, пройдя эту землю, оставило за собой, то он позволит новым выходцам поселиться на ней не иначе, как с условием, чтобы Хамыш и Керкан присягнули ему на подданство. На предложение послов Хамыш и Керкан ответили, что они сами князья, попытаются силой овладеть землей, но его «ворками»-дворянами не будут. Смелый ответ произвел трехдневную, кровопролитную битву поблизости нынешней Пятигорской станицы, между пришельцами и темиргоевцами. Из эпизодов этой битвы в преданиях горцев сохранилась белая лошадь «пчеваль», которая на себе вынесла из боя двух израненных всадников на отвесную гору и решила битву в пользу выходцев. Князь Болотоков опустил «чаты»-меч богатырский и предоставил окончательное решение вопроса, кому владеть бассейном Псекупса, «тхаохасу» - суду божию. В члены этого суда были избраны с обеих сторон правдивые мудрые старики, которые по принесении присяги «тлепшу» - богу огня, произнесли следующий приговор: если Хамыш или Керкан найдут адыгского ворка, который понесет за ними оружие, то князь Болотоков признает их князьями и отдаст земли без всякого сопротивления. Услыхав приговор тхаохаса, Хамыш отправился искать княжеский титул и в трущобе Трух, что в хребте Пшаф, возле истоков р. Супса, наткнулся на аул кабардинского ворка «Кошмезыко»: кош - переселенец, мезы - лес, ко - балка.
Народное предание о Кошмезыко повествует так: до переселения в Трух, аул этот находился на правой стороне реки Кубани в лесу Кошмезыко гуй, ныне Круглик, что возле Екатеринодара. Когда кабардинцы оставили Крым и потянулись под предводительством князя Инала за реку Белую, удаляясь от преследования татарских ханов, израненные в битве Баксанской, не могшие следовать за поспешным отступлением князя Инала, были собраны ворком Кошмезыко и соединены в упомянутый аул. Впоследствии, движение ногайцев к реке Кубани стало грозить аулу опасностью, он был разделен между двумя братьями, из которых один повел свою часть в Кабарду, а другой за Кубань в верховье Супса, переправясь в брод против Пашковской станицы. Место переправы до настоящего времени называется горцами «гоченчих»: гоченч - шальвары, их - корень глагола ихиныр - унесть, что означает переправу, во время которой нелюбезная Кубань унесла у женщины часть ее одежды...
Ворк Кошмезыко принял Хамыша с адыгским радушием и почетом, соответствующими личным достоинствам гостя. Когда же Хамыш посвятил его в положение своих дел, он с готовностью вызвался быть орудием воли божией, если Хамыш даст слово, не селиться на его земле, а воспользовавшись правами адыгского князя займет свободные земли за Псекупсом. Слово дано. Удостоверившись, что ворк найден и несет за Хамышем оружие, князь Болотоков, согласно решению тхаохаса, торжественно признал его князем, разделил с ним трапезу, уступил Чирчене и ушел с темиргоевцами восвояси; туапсинские выходцы овладели бассейном Псекупса, но остались на нем одни подвластные князю Керкану, брат же его Хамыш, исполняя обещание, данное Кошмезыко, двинулся к верховьям реки Белой и дал занятому урочищу название - Хамышки.
Таким образом, керкенеевцев или, по выговору бжедугов, черченеевцев следует считать первым народом после неизвестных франков, который плугом растерзал отдохнувшую землю и кровью запечатлел право на владение ею. Заключение это подтверждают и курганы черченеевцев, к числу которых принадлежит «Пшикха», пши - князь, кха - могила, находящийся поблизости Ключевой станицы и отнести который можно к эпохе фетишизма. Следовательно, черченеевцы обитали по реке Псекупсу до распространения на Западном Кавказе христианства, давность которого не подлежит ни малейшему сомнению уже потому, что гений языка адыгского самобытно выработал название дней и праздников, чуждых язычеству и мусульманству.
Когда туапсинские выходцы, черченеевцы и хамышеевцы, утвердившись на занятых ими землях, вошли в сношения с соседними адыгскими племенами, то вместе с приобретением между ними права гражданства, получили от них и нынешнее название. Бесславный случай на пиру у жанеевцев отразился на целом племени и запятнал его кличкой «бжедухов», бжа - чара, род турьего рога, которая употреблялась для угощения гостей напитками, дуг / туг - вор. Неизвестный плут, похитивший чару, быть может, замечательную по ценности или работе, наказал своим поступком все племя, среди которого хамышеевские князья отличались рыцарскими доблестями.
Аулы черченеевцев по реке Псекупсу и ее притокам раскидывались до речки Чигияко, за которой вниз к Кубани жили жанееевцы. Местом же пребывания княжеской фамилии Керкана была долина между хребтами Пшаф и Хотх, где и группировалась большая часть населения. На этой долине, именно в нынешней Псекупской, до настоящего времени существует два дряхлых дуба, обложенные каменьями, которыми засыпаны тела бжедухов, павших в битве с темиргоевцами. С местом битвы связано следующее предание.
После великого князя Безруко Болотокова, фамилия его, утратив личное значение среди своих подвластных, влияла на них исключительно старшинством крови и не в силах была удержать князей и ворков в безусловной зависимости.
Темиргоевское племя начало распадаться. От него отделились махоши, ушедшие на р. Курджупс, егерукаевцы, занявшие низовья реки Белой, смежно с хатукаевцами, и аул Адемий, перешедший на левый берег той же реки, в соседство к жанеевцам.
Восстановить утраченную власть фамилия Болотоковых не могла; князья и ворки, стремившиеся к полной независимости, были далеки от мысли проливать кровь свою в ущерб личных интересов, вот почему один из князей Болотоковых вспомнил старое притязание на Чирчене и задумал усилиться порабощением бжедугов. Сломанная стрела была отправлена князю черченеевскому в одно время с приглашением ко всем князьям и воркам участвовать в предприятии, обещающем и славу и добычу. В несколько дней возле ставки князя Болотокова, собрались лучшие наездники темиргоевских племен. С ними он двинулся на Псекупс, где и был встречен едва ли не целым населением, способным носить оружие. Кровопролитный бой длился два дня от восхода до заката солнца; много было побито черченеевцев; но князья хамышеевские с свежими силами спешили на помощь и ринувшись в тыл на утомленных боем темиргоевцев, прогнали их с поля сражения.
Предание говорит, несколько дней сряду хамышевцы собирали тела черченеевцев, разбросанные в окрестностях нынешней Псекупской станицы, складывали их в одну кучу и покрывали каменьями... Битва эта доставила хамышеевским князьям славу и всем бжедугам самостоятельное значение между адыгскими племенами.
Оставляя черченеевцев на реке Псекупсе и умалчивая о проявлениях их деятельности, невнесенной в народную память, обратимся к абадзехам, пришедшим на обработанные ими поля с таким же намерением, как мы, русские, пришли на такие же поля абадзехов. Вот что подслушано у них.
С незапамятных времен, несколько именитых абхазских фамилий были вынуждены оставить родину и искать оседлости на северном склоне главного хребта. Из них фамилия Кушмез поселилась в Тубе в верховьях р. Пшиша, а фамилия Оздемир была принята под покровительство хамышеевских князей и поселена в Хамышках, как вольные хлебопашцы, но без права носить оружие. Едва оздемировцы размножились и разбогатели, князья и ворки хамышеевские обложили их податью и стали взимать ее посредством грабежа. Мирные хлебопашцы, для поддержания прав своих, взялись за оружие, а потом принуждены были поголовно подняться и соединившись с братьями своими тубинцами, также с горским казачеством, оказались настолько сильными, что вступив в открытую борьбу с хамышеевцами, заставили их очистить Хамышки и удалиться на Псекупс к родичам своим черченеевцам.
Не одному потомству Оздемира достались Хамышки, но и адыгским беглецам, скрывавшимся в неприступных трущобах северного склона главного хребта, откуда производили они наезды. Существовавшие единым грабежом, они с великой радостью спустились на обработанные земли; слились с абхазскими выходцами; вдохнули в них воинскую отвагу, и скромные до той поры земледельцы делаются известными на Западном Кавказе под именем абадзехского племени, грозного адыгской аристократии.
Публикуется по: Кубанские войсковые ведомости. N 2, 14 января 1867 г., с. 7 - 8; N 5, 4 февраля 1867, с. 19 - 20.
Соседями упомянутых племен были: с северной стороны степные, кочующие племена, с восточной племена абазинские, с юга - по горам и трущобам горское казачество в своем роде, образовавшееся из адыгских выходцев, нетерпевших ни чьей власти, а с запада - шапсуги и натухаевцы. Во время владычества князя над князьями, иначе великого князя Безруко Болотокова, два брата, Хамыш и Керкан, с частью адыг, обитавших на реке Туапсе, двинулись к бассейну реки Псекупса с целью утвердиться в нем. Узнав об этом движении, князь Болотоков, имевший ставку в то время близ Майкопа, собрал темиргоевцев; вышел с ними на встречу и разбил шатра (так в оригинале, прим. С.Х.) на долине, где нынешняя станица Ключевая. Предание говорит, что послы, отправленные к туапсинским выходцам, сделавши привал при впадении р. Хоарзе в Псекупс, от имени князя Болотокова объявили им: хотя он, князь Болотоков, и не живет на Чирчене, но так как его племя, пройдя эту землю, оставило за собой, то он позволит новым выходцам поселиться на ней не иначе, как с условием, чтобы Хамыш и Керкан присягнули ему на подданство. На предложение послов Хамыш и Керкан ответили, что они сами князья, попытаются силой овладеть землей, но его «ворками»-дворянами не будут. Смелый ответ произвел трехдневную, кровопролитную битву поблизости нынешней Пятигорской станицы, между пришельцами и темиргоевцами. Из эпизодов этой битвы в преданиях горцев сохранилась белая лошадь «пчеваль», которая на себе вынесла из боя двух израненных всадников на отвесную гору и решила битву в пользу выходцев. Князь Болотоков опустил «чаты»-меч богатырский и предоставил окончательное решение вопроса, кому владеть бассейном Псекупса, «тхаохасу» - суду божию. В члены этого суда были избраны с обеих сторон правдивые мудрые старики, которые по принесении присяги «тлепшу» - богу огня, произнесли следующий приговор: если Хамыш или Керкан найдут адыгского ворка, который понесет за ними оружие, то князь Болотоков признает их князьями и отдаст земли без всякого сопротивления. Услыхав приговор тхаохаса, Хамыш отправился искать княжеский титул и в трущобе Трух, что в хребте Пшаф, возле истоков р. Супса, наткнулся на аул кабардинского ворка «Кошмезыко»: кош - переселенец, мезы - лес, ко - балка.
Народное предание о Кошмезыко повествует так: до переселения в Трух, аул этот находился на правой стороне реки Кубани в лесу Кошмезыко гуй, ныне Круглик, что возле Екатеринодара. Когда кабардинцы оставили Крым и потянулись под предводительством князя Инала за реку Белую, удаляясь от преследования татарских ханов, израненные в битве Баксанской, не могшие следовать за поспешным отступлением князя Инала, были собраны ворком Кошмезыко и соединены в упомянутый аул. Впоследствии, движение ногайцев к реке Кубани стало грозить аулу опасностью, он был разделен между двумя братьями, из которых один повел свою часть в Кабарду, а другой за Кубань в верховье Супса, переправясь в брод против Пашковской станицы. Место переправы до настоящего времени называется горцами «гоченчих»: гоченч - шальвары, их - корень глагола ихиныр - унесть, что означает переправу, во время которой нелюбезная Кубань унесла у женщины часть ее одежды...
Ворк Кошмезыко принял Хамыша с адыгским радушием и почетом, соответствующими личным достоинствам гостя. Когда же Хамыш посвятил его в положение своих дел, он с готовностью вызвался быть орудием воли божией, если Хамыш даст слово, не селиться на его земле, а воспользовавшись правами адыгского князя займет свободные земли за Псекупсом. Слово дано. Удостоверившись, что ворк найден и несет за Хамышем оружие, князь Болотоков, согласно решению тхаохаса, торжественно признал его князем, разделил с ним трапезу, уступил Чирчене и ушел с темиргоевцами восвояси; туапсинские выходцы овладели бассейном Псекупса, но остались на нем одни подвластные князю Керкану, брат же его Хамыш, исполняя обещание, данное Кошмезыко, двинулся к верховьям реки Белой и дал занятому урочищу название - Хамышки.
Таким образом, керкенеевцев или, по выговору бжедугов, черченеевцев следует считать первым народом после неизвестных франков, который плугом растерзал отдохнувшую землю и кровью запечатлел право на владение ею. Заключение это подтверждают и курганы черченеевцев, к числу которых принадлежит «Пшикха», пши - князь, кха - могила, находящийся поблизости Ключевой станицы и отнести который можно к эпохе фетишизма. Следовательно, черченеевцы обитали по реке Псекупсу до распространения на Западном Кавказе христианства, давность которого не подлежит ни малейшему сомнению уже потому, что гений языка адыгского самобытно выработал название дней и праздников, чуждых язычеству и мусульманству.
Когда туапсинские выходцы, черченеевцы и хамышеевцы, утвердившись на занятых ими землях, вошли в сношения с соседними адыгскими племенами, то вместе с приобретением между ними права гражданства, получили от них и нынешнее название. Бесславный случай на пиру у жанеевцев отразился на целом племени и запятнал его кличкой «бжедухов», бжа - чара, род турьего рога, которая употреблялась для угощения гостей напитками, дуг / туг - вор. Неизвестный плут, похитивший чару, быть может, замечательную по ценности или работе, наказал своим поступком все племя, среди которого хамышеевские князья отличались рыцарскими доблестями.
Аулы черченеевцев по реке Псекупсу и ее притокам раскидывались до речки Чигияко, за которой вниз к Кубани жили жанееевцы. Местом же пребывания княжеской фамилии Керкана была долина между хребтами Пшаф и Хотх, где и группировалась большая часть населения. На этой долине, именно в нынешней Псекупской, до настоящего времени существует два дряхлых дуба, обложенные каменьями, которыми засыпаны тела бжедухов, павших в битве с темиргоевцами. С местом битвы связано следующее предание.
После великого князя Безруко Болотокова, фамилия его, утратив личное значение среди своих подвластных, влияла на них исключительно старшинством крови и не в силах была удержать князей и ворков в безусловной зависимости.
Темиргоевское племя начало распадаться. От него отделились махоши, ушедшие на р. Курджупс, егерукаевцы, занявшие низовья реки Белой, смежно с хатукаевцами, и аул Адемий, перешедший на левый берег той же реки, в соседство к жанеевцам.
Восстановить утраченную власть фамилия Болотоковых не могла; князья и ворки, стремившиеся к полной независимости, были далеки от мысли проливать кровь свою в ущерб личных интересов, вот почему один из князей Болотоковых вспомнил старое притязание на Чирчене и задумал усилиться порабощением бжедугов. Сломанная стрела была отправлена князю черченеевскому в одно время с приглашением ко всем князьям и воркам участвовать в предприятии, обещающем и славу и добычу. В несколько дней возле ставки князя Болотокова, собрались лучшие наездники темиргоевских племен. С ними он двинулся на Псекупс, где и был встречен едва ли не целым населением, способным носить оружие. Кровопролитный бой длился два дня от восхода до заката солнца; много было побито черченеевцев; но князья хамышеевские с свежими силами спешили на помощь и ринувшись в тыл на утомленных боем темиргоевцев, прогнали их с поля сражения.
Предание говорит, несколько дней сряду хамышевцы собирали тела черченеевцев, разбросанные в окрестностях нынешней Псекупской станицы, складывали их в одну кучу и покрывали каменьями... Битва эта доставила хамышеевским князьям славу и всем бжедугам самостоятельное значение между адыгскими племенами.
Оставляя черченеевцев на реке Псекупсе и умалчивая о проявлениях их деятельности, невнесенной в народную память, обратимся к абадзехам, пришедшим на обработанные ими поля с таким же намерением, как мы, русские, пришли на такие же поля абадзехов. Вот что подслушано у них.
С незапамятных времен, несколько именитых абхазских фамилий были вынуждены оставить родину и искать оседлости на северном склоне главного хребта. Из них фамилия Кушмез поселилась в Тубе в верховьях р. Пшиша, а фамилия Оздемир была принята под покровительство хамышеевских князей и поселена в Хамышках, как вольные хлебопашцы, но без права носить оружие. Едва оздемировцы размножились и разбогатели, князья и ворки хамышеевские обложили их податью и стали взимать ее посредством грабежа. Мирные хлебопашцы, для поддержания прав своих, взялись за оружие, а потом принуждены были поголовно подняться и соединившись с братьями своими тубинцами, также с горским казачеством, оказались настолько сильными, что вступив в открытую борьбу с хамышеевцами, заставили их очистить Хамышки и удалиться на Псекупс к родичам своим черченеевцам.
Не одному потомству Оздемира достались Хамышки, но и адыгским беглецам, скрывавшимся в неприступных трущобах северного склона главного хребта, откуда производили они наезды. Существовавшие единым грабежом, они с великой радостью спустились на обработанные земли; слились с абхазскими выходцами; вдохнули в них воинскую отвагу, и скромные до той поры земледельцы делаются известными на Западном Кавказе под именем абадзехского племени, грозного адыгской аристократии.
Публикуется по: Кубанские войсковые ведомости. N 2, 14 января 1867 г., с. 7 - 8; N 5, 4 февраля 1867, с. 19 - 20.
Ссылки по теме: