БАССЕЙН ПСЕКУПСА (1867 Г.) Часть 2

БАССЕЙН ПСЕКУПСА (1867 Г.) Часть 2
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
02:13, 27 январь 2019
4 784
0
До появления абадзехов в границах нынешней Кубанской области, бассейн реки Псекупса назывался горцами «чирчене» - «чир» земля, в смысле земного пространства, «чене» беспотомственный, безнаследственный, что означает землю, оставшуюся без наследников, землю выморочную. Не будучи населенной, она принадлежала фамилии темиргоевских князей Болотоковых, власть которой простиралась: по левой стороне реки Кубани от впадения в нее Афипса до впадения Лабы, далее по реке Лабе до впадения Чохрага и от верховьев последней до верховьев реки Белой. На этом пространстве обитали: темиргоевцы, хатукаевцы и жанеевцы, разъединенные тремя братьями адыгской княжеской фамилии Инала, Болотоком, Хотоком и Заном.
БАССЕЙН ПСЕКУПСА (1867 Г.) Часть 2
До появления абадзехов в границах нынешней Кубанской области, бассейн реки Псекупса назывался горцами «чирчене» - «чир» земля, в смысле земного пространства, «чене» беспотомственный, безнаследственный, что означает землю, оставшуюся без наследников, землю выморочную. Не будучи населенной, она принадлежала фамилии темиргоевских князей Болотоковых, власть которой простиралась: по левой стороне реки Кубани от впадения в нее Афипса до впадения Лабы, далее по реке Лабе до впадения Чохрага и от верховьев последней до верховьев реки Белой. На этом пространстве обитали: темиргоевцы, хатукаевцы и жанеевцы, разъединенные тремя братьями адыгской княжеской фамилии Инала, Болотоком, Хотоком и Заном.

Соседями упомянутых племен были: с северной стороны степные, кочующие племена, с восточной племена абазинские, с юга - по горам и трущобам горское казачество в своем роде, образовавшееся из адыгских выходцев, нетерпевших ни чьей власти, а с запада - шапсуги и натухаевцы. Во время владычества князя над князьями, иначе великого князя Безруко Болотокова, два брата, Хамыш и Керкан, с частью адыг, обитавших на реке Туапсе, двинулись к бассейну реки Псекупса с целью утвердиться в нем. Узнав об этом движении, князь Болотоков, имевший ставку в то время близ Майкопа, собрал темиргоевцев; вышел с ними на встречу и разбил шатра (так в оригинале, прим. С.Х.) на долине, где нынешняя станица Ключевая. Предание говорит, что послы, отправленные к туапсинским выходцам, сделавши привал при впадении р. Хоарзе в Псекупс, от имени князя Болотокова объявили им: хотя он, князь Болотоков, и не живет на Чирчене, но так как его племя, пройдя эту землю, оставило за собой, то он позволит новым выходцам поселиться на ней не иначе, как с условием, чтобы Хамыш и Керкан присягнули ему на подданство. На предложение послов Хамыш и Керкан ответили, что они сами князья, попытаются силой овладеть землей, но его «ворками»-дворянами не будут. Смелый ответ произвел трехдневную, кровопролитную битву поблизости нынешней Пятигорской станицы, между пришельцами и темиргоевцами. Из эпизодов этой битвы в преданиях горцев сохранилась белая лошадь «пчеваль», которая на себе вынесла из боя двух израненных всадников на отвесную гору и решила битву в пользу выходцев. Князь Болотоков опустил «чаты»-меч богатырский и предоставил окончательное решение вопроса, кому владеть бассейном Псекупса, «тхаохасу» - суду божию. В члены этого суда были избраны с обеих сторон правдивые мудрые старики, которые по принесении присяги «тлепшу» - богу огня, произнесли следующий приговор: если Хамыш или Керкан найдут адыгского ворка, который понесет за ними оружие, то князь Болотоков признает их князьями и отдаст земли без всякого сопротивления. Услыхав приговор тхаохаса, Хамыш отправился искать княжеский титул и в трущобе Трух, что в хребте Пшаф, возле истоков р. Супса, наткнулся на аул кабардинского ворка «Кошмезыко»: кош - переселенец, мезы - лес, ко - балка.

Народное предание о Кошмезыко повествует так: до переселения в Трух, аул этот находился на правой стороне реки Кубани в лесу Кошмезыко гуй, ныне Круглик, что возле Екатеринодара. Когда кабардинцы оставили Крым и потянулись под предводительством князя Инала за реку Белую, удаляясь от преследования татарских ханов, израненные в битве Баксанской, не могшие следовать за поспешным отступлением князя Инала, были собраны ворком Кошмезыко и соединены в упомянутый аул. Впоследствии, движение ногайцев к реке Кубани стало грозить аулу опасностью, он был разделен между двумя братьями, из которых один повел свою часть в Кабарду, а другой за Кубань в верховье Супса, переправясь в брод против Пашковской станицы. Место переправы до настоящего времени называется горцами «гоченчих»: гоченч - шальвары, их - корень глагола ихиныр - унесть, что означает переправу, во время которой нелюбезная Кубань унесла у женщины часть ее одежды...

Ворк Кошмезыко принял Хамыша с адыгским радушием и почетом, соответствующими личным достоинствам гостя. Когда же Хамыш посвятил его в положение своих дел, он с готовностью вызвался быть орудием воли божией, если Хамыш даст слово, не селиться на его земле, а воспользовавшись правами адыгского князя займет свободные земли за Псекупсом. Слово дано. Удостоверившись, что ворк найден и несет за Хамышем оружие, князь Болотоков, согласно решению тхаохаса, торжественно признал его князем, разделил с ним трапезу, уступил Чирчене и ушел с темиргоевцами восвояси; туапсин­ские выходцы овладели бассейном Псекупса, но остались на нем одни подвластные князю Керкану, брат же его Хамыш, исполняя обещание, данное Кошмезыко, двинулся к верховьям реки Белой и дал занятому урочищу название - Хамышки.

Таким образом, керкенеевцев или, по выговору бжедугов, черченеевцев следует считать первым народом после неизвестных франков, который плугом растерзал отдохнувшую землю и кровью запечатлел право на владение ею. Заключение это подтверждают и курганы черченеевцев, к числу которых принадлежит «Пшикха», пши - князь, кха - могила, находящийся поблизости Ключевой станицы и отнести который можно к эпохе фетишизма. Следовательно, черченеевцы обитали по реке Псекупсу до распространения на Западном Кавказе христианства, давность которого не подлежит ни малейшему сомнению уже потому, что гений языка адыг­ского самобытно выработал название дней и праздников, чуждых язычеству и мусульманству.

Когда туапсинские выходцы, черченеевцы и хамышеевцы, утвердившись на занятых ими землях, вошли в сношения с соседними адыгскими племенами, то вместе с приобретением между ними права гражданства, получили от них и нынешнее название. Бесславный случай на пиру у жанеевцев отразился на целом племени и запятнал его кличкой «бжедухов», бжа - чара, род турьего рога, которая употреблялась для угощения гостей напитками, дуг / туг - вор. Неизвестный плут, похитивший чару, быть может, замечательную по ценности или работе, наказал своим поступком все племя, среди которого хамышеевские князья отличались рыцарскими доблестями.

Аулы черченеевцев по реке Псекупсу и ее притокам раскидывались до речки Чигияко, за которой вниз к Кубани жили жанееевцы. Местом же пребывания княжеской фамилии Керкана была долина между хребтами Пшаф и Хотх, где и группировалась большая часть населения. На этой долине, именно в нынешней Псекупской, до настоящего времени существует два дряхлых дуба, обложенные каменьями, которыми засыпаны тела бжедухов, павших в битве с темиргоевцами. С местом битвы связано следующее предание.

После великого князя Безруко Болотокова, фамилия его, утратив личное значение среди своих подвластных, влияла на них исключительно старшинством крови и не в силах была удержать князей и ворков в безусловной зависимости.

Темиргоевское племя начало распадаться. От него отделились махоши, ушедшие на р. Курджупс, егерукаевцы, занявшие низовья реки Белой, смежно с хатукаевцами, и аул Адемий, перешедший на левый берег той же реки, в соседство к жанеевцам.

Восстановить утраченную власть фамилия Болотоковых не могла; князья и ворки, стремившиеся к полной независимости, были далеки от мысли проливать кровь свою в ущерб личных интересов, вот почему один из князей Болотоковых вспомнил старое притязание на Чирчене и задумал усилиться порабощением бжедугов. Сломанная стрела была отправлена князю черченеевскому в одно время с приглашением ко всем князьям и воркам участвовать в предприятии, обещающем и славу и добычу. В несколько дней возле ставки князя Болотокова, собрались лучшие наездники темиргоевских племен. С ними он двинулся на Псекупс, где и был встречен едва ли не целым населением, способным носить оружие. Кровопролитный бой длился два дня от восхода до заката солнца; много было побито черченеевцев; но князья хамышеевские с свежими силами спешили на помощь и ринувшись в тыл на утомленных боем темиргоевцев, прогнали их с поля сражения.

Предание говорит, несколько дней сряду хамышевцы собирали тела черченеевцев, разбросанные в окрестностях нынешней Псекупской станицы, складывали их в одну кучу и покрывали каменьями... Битва эта доставила хамышеевским князьям славу и всем бжедугам самостоятельное значение между адыгскими племенами.

Оставляя черченеевцев на реке Псекупсе и умалчивая о проявлениях их деятельности, невнесенной в народную память, обратимся к абадзехам, пришедшим на обработанные ими поля с таким же намерением, как мы, русские, пришли на такие же поля абадзехов. Вот что подслушано у них.

С незапамятных времен, несколько именитых абхаз­ских фамилий были вынуждены оставить родину и искать оседлости на северном склоне главного хребта. Из них фамилия Кушмез поселилась в Тубе в верховьях р. Пшиша, а фамилия Оздемир была принята под покровительство хамышеевских князей и поселена в Хамышках, как вольные хлебопашцы, но без права носить оружие. Едва оздемировцы размножились и разбогатели, князья и ворки хамышеев­ские обложили их податью и стали взимать ее посредством грабежа. Мирные хлебопашцы, для поддержания прав своих, взялись за оружие, а потом принуждены были поголовно подняться и соединившись с братьями своими тубинцами, также с горским казачеством, оказались настолько сильными, что вступив в открытую борьбу с хамышеевцами, заставили их очистить Хамышки и удалиться на Псекупс к родичам своим черченеевцам.

Не одному потомству Оздемира достались Хамышки, но и адыгским беглецам, скрывавшимся в неприступных трущобах северного склона главного хребта, откуда производили они наезды. Существовавшие единым грабежом, они с великой радостью спустились на обработанные земли; слились с абхазскими выходцами; вдохнули в них воин­скую отвагу, и скромные до той поры земледельцы делаются известными на Западном Кавказе под именем абадзехского племени, грозного адыгской аристократии.

Публикуется по: Кубанские войсковые ведомости. N 2, 14 января 1867 г., с. 7 - 8; N 5, 4 февраля 1867, с. 19 - 20.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)