В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
18:47, 11 январь 2022
3 180
0
Башня в западной части цитадели отличается от других башен и бастионов крепости и напоминает собой так называемую генуэзскую башню в самом Ахали Афони. Из цитадели открывается роскошный вид на побережье моря вплоть до Кодорского мыса. В разных местах на территории крепости видны остатки стен и зданий. Всюду много битой керамики, преимущественно без поливы. Попадаются ручки амфор, квадратные кирпичи и гладкие черепицы.
В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)
Башня в западной части цитадели отличается от других башен и бастионов крепости и напоминает собой так называемую генуэзскую башню в самом Ахали Афони. Из цитадели открывается роскошный вид на побережье моря вплоть до Кодорского мыса.

В разных местах на территории крепости видны остатки стен и зданий. Всюду много битой керамики, преимущественно без поливы. Попадаются ручки амфор, квадратные кирпичи и гладкие черепицы.

Под Иверской горой, на окраине Ахали Афони, стоит еще один средневековый храм. В XIX в. он был посвящен Симону Канониту. Монахи, реставрировавшие его, надстроили центральный купол и деревянную колокольню над входом, а внутри выложили пол досками. Снаружи южной стены вырезаны в камне греческие буквы и изображение креста в круге. Кстати, изображение это сильно отличается от его воспроизведения в известном труде И. Помяловского.2

Памятники древности в Ахали Афони убеждают, что их назначение было иным, нежели крепости в Гагре. Последняя являлась пограничным укреплением, и на нее возлагалась задача, не допускать прорыва противника на юго-восток. Анакопия же была не только крепостью, но и административным центром Абхазии. Находки здесь греческих христианских памятников X—XII вв. говорят в пользу присутствия византийцев либо сильного их влияния на культуру местного населения. Ранняя форма храма в цитадели указывает на проникновение сюда византийского влияния примерно в VI—VIII вв. Западная башня в цитадели построена, очевидно, одновременно с башней у пристани.

Ахали Афони, как и Гагру, населяют русские и мегрелы. Абхазцев удается видеть только на базаре. Одеты они по-городскому. Даже кавказские пояса редко попадаются на глаза. Многие приезжают на базар на двухколесных арбах, в которые впряжены буйволы. Видел одну арбу со сплошными колесами без спид.

2 августа я прибыл в Сухуми. В историческом отделе музея представлены находки эпох палеолита, неолита, бронзы (кобано-колхидской культуры), железные мечи, керамика, архитектурные фрагменты средневековых храмов. На камне из храма в сел. Бедиа вырезан такой же крест, как и на стене Симоно-Канонитской церкви в Ахали Афони. Из более поздних экспонатов упомяну портрет владетеля Абхазии князя Сефербея Шервэшидзе в мундире русского офицера.

В городе на берегу моря сохранились стены турецкой крепости XVI в. Представляется, что турки построили ее на развалинах более древнего укрепления, которое, видимо, не имело бастионов. На территории крепости видны следы былых каменных построек и многочисленные фрагменты старой керамики,
Во время прогулки к Беследскому мосту XI—XII в и, у северной окраины сел. Пырц, на берегу р. Беследки, я нашел кремневый отщоп, относящийся к верхнему палеолиту или неолиту.

На вершине горы Чернявского осмотрел руины, именуемые «замком Баграта», позже подробно описанные М. М. Траншем.3 На территории замка зияет большой котлован, служивший окопом для зенитного орудия в годы Великой Отечественной войны.

Рядом с городом находится сел. Келасури. В приморской его части живут в основном русские, а в той, что подальше от моря, — абхазцы. На территории селения находится известная Келасур-ская стена. Время ее строительства остается до сих пор невыясненным. Начинается стена длинной башней, стоящей у самого моря. Толщина стен башни около 2 м, а самой Келасурской стены — 1,65 м. В стене башни м вокруг нее встречаются кости животных. Внутри башни, около входа, из камней на цементе сложен какой-то ящик, возможно могила. Высота сооружения 1.2 м. В восточной стене проделано одно широкое окно, в западной — три окна на высоте 4 м. В южном срезе восточной стены, снаружи башни, сохранился камни арочной формы. К башне примыкала раньше какая-то постройка. У северного входного проема в кладке есть несколько тесаных камней прямоугольной формы. Внутри башни к вокруг нее попадаются фрагменты красной и серой керамики.

Житель соседнего дома рассказал, что пару лет тому назад в башне выкопали железный нож и маленькое золотое кольцо. Сам он недавно вскапывал землю около Келасурской стены, в 200 м от башни, и нашел человеческий череп вместе с черепками, среди которых были и чернолаковые,

Келасурская стена не имееет бойниц. Недалеко от моря она пробита железнодорожным полотном, затем поднимается в юру. но за ближайшим домом обрывается. Выше на горе виден небольшой замок. До сел. Багмарани следов стены нет. Ее могли заменять крутые склоны гор на левом берегу р. Келасури. Дальше Багмарани я не ходил, но жители говорят, что стена там опять себя обнаруживает.

Система укреплений, объединяемых общим названием Келасурской стены, тянется в районе Сухуми по склонам гор левого берега р, Келасури. На к?го-воет оке от стены — горы, а на северо-западе - долина реки, хорошо просматриваемая со стены. Таким образом, тактические свойства местности доказывают, что эту часть стены строили для обороны Юго-Восточной Абхазии, а че Северо-Западной, как утверждает М. М. ГунбаЗ

Сел. Багмарани абхазцы называют Багбран и производят данное название от абхазской фамилии Баг, представители которой, как говорят, проживали здесь до массового переселения абхазцев в Турцию в XIX в. Эта же фамилия была известна у абазин в Закубанье и на Черноморском побережье.

Против Багмарани, на нравом берегу р. Келасури, видны руины замка, расположенного на маленьком холме. Мой старый знакомый, Г 3. Шакирбай, проживающий в Багмарани, показал найденные им в атом селении две каменные зернотерки, фрагмент остродонной амфоры и черенки с сетчатым орнаментом. Есть предание, что на соседней горе, за р, Келасури, закопан золотой бык.

В Багмарани живут мегрелы и очень немного абхазцев. К последним принадлежит и мой знакомый. Это одаренный человек, но плохо использовавший свои богатейшие артистические способности и знание языков. В частности, он свободно говорил по-мег-рельскн, по-грузински, по-турецки, по-греческн и, конечно, хороню знал русский и родной абхазский языки. Кроме того, мог изъясняться и на ряде других языков.

В Багмарани, как и в сел. Келасури, усадьбы мегрелов и абхазцев располагаются вдоль дороги. Они примыкают одна к другой и создают подобие селения в обычном понимании. В сторону от дороги усадьбы разбросаны безо всякой системы. Заборами служат плетень с косой или прямой заплеткой, каменная стенка, живая изгородь п частокол. Последний состоит из неровных по высоте вертикальных палок, верхние части которых привязаны к горизонтальной жерди при помощи скрученных лоз. Ворота имеют вид рамы из тонких горизонтальных жердей, прикрепленных концами к двум вертикальным. Для, прочности рама скреплена еще одной жердью, прибитой но диагонали. Бывает, что вместо одной диагональной жерди ворота скрепляют двумя более короткими жердями, каждая из которых соединяет один из двух нижних углов рамы с серединой верхней горизонтальной жерди. Часто над воротами устроен двухскатный навес. Дома стоят на столбах или на каменных подставках. Стены домов в одних случаях турлучные, в других — дощатые. Доски на стенах приколочены вертикально. Дома имеют открытую веранду с двумя дверями и крыты дранкой или (реже) черепицей. Все дома стоят в глубине дворов.

Две недели назад у Г. 3. Шакирбая умер брат, поэто.му Георгий Захарович небрит, а племянницы покойного одеты во все черное и ходят с распущенными волосами. Траур должен соблюдаться 40 дней. В комнате на столике поставлены букет цветов, тарелка с яблоками, по стакану меда, воды и растительного масла — это символическая пища покойнику. Похороны стоили очень дорого. Только хлеба на поминках было съедено 60 кг.

В Абхазии часто можно встретить молодых людей, носящих в знак траура черную повязку на левой руке и маленькую фотографию умершего, приколотую на левой стороне груди. Вообще пережитки заупокойного культа здесь очень заметны. Например, газета «Советская Абхазия» большое место отводит не только объявлениям о смерти разных лиц, но и выражениям соболезнования родственникам умерших.
По возвращении в Сухуми я видел мегрельскую похоронную процессию. Впереди всех шла женщина с большим букетом цветов. Она вынимала по цветку и бросала на землю. Так она делала на всем пути до кладбища. Существует поверье, что посмевший поднять с земли цветок обязательно скоро умрет. За женщиной с букетом следовали те, [сто держал венки, потом — двое мужчин с крышкой гроба, затем — несшие гроб, а за ними — ближайшие родственники. Первая среди них — громко причитавшая старая плакальщица, которую вели под руки две женщины. За плакальщицей шли более дальние родственники, после них —знакомые и в самом конце процессии — духовой оркестр. Женщины (за исключением идущих сзади) были одеты во все черное.

У абхазцев до сих пор младшие встают перед старшим, свято соблюдают обычай гостеприимства, провожают гостя за село и т, д.

При встрече мужчины приветствуют друг друга так: правый кулак подносят к своей груди и потом опускают вниз.

Старики верят, что пещеры служат обиталищем для духов, поэтому стараются туда не входить. Если же этого не избежать, то, входя в нее, запевают определенную песню.

Среди экспонатов Абхазского музея имеются медные ствол пушки и приставная камора к ней, которые датируются XV— XVI вв. Найдены они в районе Гагры.

На территории Сухумской крепости находятся могилы бывшего владетеля Абхазии Келешбея и комсомольцев, павших в борьбе с меньшевиками. Все это в страшном запустении.

Школы, в которых совсем недавно обучение велось на абхазском языке, были уже переведены на грузинский язык. Абхазский же, как и русский, являлись лишь отдельными предметами. Добавлю, что все вывески в Сухуми были написаны по-грузински.

Два дня я провел в Сочи. В Сочинском историко-краеведческом музее внимание привлекли орудия из неолитической мастерской на р. Мзымте, открытой в 1938 г. директором музея А. П. Красновым, инвентарь неолитической стоянки Бочаров Ручей, открытой в 1941 г. нм же, каменный лемех, предметы из бронзы кобано-колхидского типа, фрагменты чернолаковой посуды, круглый щит, очевидно, иранского происхождения и план Даховского поселка 1897 г.

А. П. Краснов говорил, что его археологические изыскания в окрестностях Сочи доказывают связь культуры горцев XIX в. с местным неолитом. Говорил, что нашел предметы, относящиеся к мотыжному земледелию эпохи неолита.

Другой работник музея рассказал о находке остатков крепостных сооружений в месте слияния рек Аибги и Мзымты и на древней тропе у заповедника. Кроме того, на р. Мзымте сохранилась «цементная труба», в которую может пролезть человек. Труба ведет в сооружение типа погреба.

В г. Черкесске, куда я прибыл из Сочи, еще были слишком живы последствия минувшей войны. Многие из знакомых погибли или переехали. В местном музее заново открыты пока только два отдела: естественноисторнческий и социалистического строительства. Экспонаты, имевшиеся до войны, погибли. Черкесский научно-исследовательский институт и национальное издательство еще не были восстановлены.

Война способствовала некоторому оживлению религии. В ряде селений снова открылись мечети. Отдельные учителя стали соблюдать уразу. В сел, Вакожиле школьники на уроке вставали, когда муэззин призывал к молитве.

Черкесский писатель.А. Н. Охтов рассказал мне кое-что о местных знахарях. Например, как один абазин из сел. Псыж будто бы умел лечить язву желудка, сифилис и другие болезни, а отец Ох-това — зубную боль и недержание мочи.

Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)