Окрестности Армавира и его история

Окрестности Армавира и его история
История
zara
Фото: Адыги.RU
14:02, 14 сентябрь 2023
5 977
0
Местные армяне забыли адыгсч с кий язык и пользовались в быту русским или армянским, котором кое-кто заново выучился. Адыгейский язык сохранился преимущественно среди старшего поколения,Армавир - довольно уютный город. В нем немало красивы улиц. Часто встречаются дома-, выстроенные в национально армянском стиле. В этом же стиле сооружены и две церкви.
Окрестности Армавира и его историяМестные армяне забыли адыгсч с кий язык и пользовались в быту русским или армянским, котором кое-кто заново выучился. Адыгейский язык сохранился преимущественно среди старшего поколения,Армавир - довольно уютный город. В нем немало красивы улиц. Часто встречаются дома-, выстроенные в национально армянском стиле. В этом же стиле сооружены и две церкви.Поездка в Армавир оказалась неудачной. Сведений об адыгей ском населении в окрестностях города получить в райисполком не удалось, так как после недавнего укрупнения районов адыгейш попали за пределы Армавирского района.В Армавирском городском музее были представлены лнш геологические, палеонтологические, ботанические, зоологически и анатомические экспонаты, причем большинство из них не имел» прямого отношения к Армавиру и его окрестностям. Одна и комнат музея была увешана печатными плакатами, отображаю щими гражданскую войну в СССР, а в витрине лежали несколью старых книг, изданных в Петербурге, и одна рукопись времен! Петра I. В музее не нашлось даже уголка для показа исгорт Армавира.27 октября сошел с поезда у ст-цы Усть-Лабинской, которук адыгейцы называют Лабэп — «Устье Лабы». На высоком обры вистом берегу р. Кубани осмотрел руины крепости XVIII в. Сохра пились широкий ров и высокий земляной вал. Крепость в план» представляет собой фигуру из ломаных линий со значительнс выступающими вперед бастионами. Перейдя по мосту р. Кубань отправился пешком в адыгейский аул Хатукай (Хьэтикъой) Улицы в нем кривые и не очень чистые. Дворы огорожены плетнем а иногда дощатым забором. Встречались ворота чемгуйског( типа, т. е. похожие, на бжедугские, но их горизонтальная жердЕ не имеет тяжелого утолщения на конце. Кроме того, ворота эл были переплетены хворостом. Дома турлучные.В аулсовете попросил познакомить меня с кем-либо из пожилых людей, знающих предания. Пригласили 60-летнего Тлепня Битло-стана (Л1эп1ый Билъостан), и тут же состоялась интересна? беседа, в которой приняли живое участие и секретарь аулсовета Налкуев Джафар, и председатель Цей, внук раба, купленного за овес. Разговор шел о прошлом хатукаевцев, одного из адыгейских «племен».Хатукай—единственный хатукаевский аул, сохранившийся к настоящему времени. Но мои информаторы отнесли к хатукаев-цам и жителей аула Адамий, хотя сами адамиевцы этого не признают. В конце XIX в. два хатукаевских аула — Пэдысей и Дэб-ракъэй — выселились в Турцию, Первый из них находился под Армавиром, а второй — возле кургана Къаракъушъхьэ, около хут. Соловьевского. Оба назывались по фамилиям тлякотлешей Падисовых (Пэдысхэр) и Дебраковых (Дэбыракъхэр). Информаторы утверждали, что, согласно адыгейскому обычному праву (адыгэ хабзэ). при каждой княжеской фамилии полагалось бытьчетырем тлякотлешам. Хатукаевцами управляли князья Хатуковы (Хьэтикъохэр). Их тлякотлешами кроме названных были Теуте-чевы (Тэутэкхэр), проживавшие в ауле князя, и Сабаепшевы (Сабэинщхэр), некогда имевшие свой аул, о существовании которого до сих пор напоминает название одной из окраин Хатукая. Она известна под именем Сабэишцым-и-къодж, т. е. «Селение Сабаепша», причем фамилия Сабэ-и-шц буквально означает «князь (аула или племени) Сабая». Кто же такие сабайцы? Никто из писавших об Адыгее в течение последних 150 лет их не упоминал. Между тем на карте 1745 г. рядом с хатукаевцами указаны «сабайцы», а в 1665 г. восточнее р. Афипса находилось сел. Субай, подчиненное хатукаевским князьям. В свете этих данных прояснилась этническая природа загадочного народа Собай, который, по свидетельству автора XV в., обитал на Северо-Западном Кавказе восточнее Кабарды. Так неожиданно обнаружилось не только имя, но и судьба постепенно угасшего и потом забытого адыгейского «племени».Хатукаевские информаторы помогли уточнить «племенное» расселение в теперешней Адыгее. Потомками абадзехов они считали жителей двух аулов — Хакуринохабль (позже переименован в Шовгеновский) и Бгуашехабль. Второй из них очень маленький, так как в конце XIX в. большинство его жителей переселилось в Турцию, Тогда же переселились в Турцию и два других абадзех-ских аула —• Хаджимукохабль и Унарукохабль. Кажется, абад-зехским был и Кулёкохабль (Къулокъохьэбл), тоже выселившийся в Турцию. Много абадзехов проживало в ауле Хачемзий. Небольшое число их имелось и в других аулах Восточной Адыгеи (Уляп, Ходзь и пр.)Темиргоевцами или, правильнее, чемгуями (к/эмгуй) информаторы считали население следующих аулов: Джамбечий, Хатажу-кай, Пшизовский, Егерукай, Кабехабль, Джеракай и Нешютлеше-хабль. Часть Хатажукая называется Хапачей (Хьэпэк1ей). Значительная часть Хачемзия также населена чемгуями. Их князья Балатоковы (Бэлатукъохэр) постоянно жили в аулах Хатажукай и Джамбечий. Из чемгуйских тлякотлешей информаторы вспомнили Дегужикжовых (Дэгужъыикъохэр) и Тлечечуковых (Л1эч-1эч1укъохэр). Последние возглавляли аул Егерукай.Мамхеговцы живут только в ауле Мамхег, Кабардинцы и бесленеевцы вместе занимают аулы Уляп (есть там также абад-зехи и абазины-баракаевцы), Кошехабль, Блечепсин (правильнее — Лэнщэпсы и—«Белого клена родник»), Ходзь, Урупский (Шъхьэшъэфыжь — «Выкупленный», так как населен бывшими крепостными армавирских армян) и Бекмурзинский (Бэкмырзэй). В последнем раньше жил бесленеевский князь Къанокъо Бэк-мырзэ. У Кошехабля имеется второе название — Андзауркай (1андзэуркъэй), ибо его возглавляли коноковские тлякотлеш 1андзэуркъу. Кажется, бесленеевским был и аул Вольный по, Армавиром, основанный беглыми крепостными. Адыгейцы именс вали его Джыасус — «Местопребывание беглецов». В конц XIX в. жители Вольного переселились в Турцию.«Племя» махошевцев рассеялось по разным аулам. Во глав* их стояли князья Багарсуковы (Багьэрсыкъохэр), тлякотлеши Маргушоковы (Мэргъушыкъохэр), Натырбовы (Натырбыхэр) и еще какие-то. Жители сел. Натырбий в конце XIX в. иереселилиа в Турцию, и на том месте возникло русское сел. Натырбово.Б. Тлепий рассказал несколько исторических преданий.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)