Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Этнография » В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
21:27, 13 июнь 2020
2 584
0
Это предание опровергает версию издателей «Кабардинского фольклора», будто «уже во времена Ш. Ногмова (сто лет назад) по Зеленчуку сохранилось только имя Адиюх, а предание о ней не было известно, переместившись вместе с кабардинцами на юго-восток».2
Это предание опровергает версию издателей «Кабардинского фольклора», будто «уже во времена Ш. Ногмова (сто лет назад) по Зеленчуку сохранилось только имя Адиюх, а предание о ней не было известно, переместившись вместе с кабардинцами на юго-восток».2

23 октября я решил осмотреть башню Адиюх (рис. 5). Переправился по деревянному висячему мостику через Малый Зеленчук, прошел через сел. Инжичкун и далее направился по правому берегу реки на юг. Пришлось преодолеть несколько крутых подъемов и спусков, а также заросли высокой травы. Окрестные горы покрыты пастбищами. Лишь в двух-трех местах встретились небольшие кукурузные поля.

Результаты осмотра и обмеров башни мной опубликованы.3 Ее изображение во время печати, к сожалению, было искажено.4 Позже удалось установить, что башня Адиюх построена кабардинским князем Хаджжи-Тимруком, сыном Бамата Кургокина, в начале 1760-х гг.5 Замечу, что на Северном Кавказе она является самой западной и, кроме того, по настояший день остается единственной точно датированной постройкой такого типа.

Возвращаясь в Хабез другой дорогой, осмотрел большой кош с турлучными стенами и соломенной крЕ>гшей. На другой день уехал в областной центр. Проехал через три кабардинских селения— Заюко («Кизиловая балка»), Кошхабль («Переселенное село») и Калмыковское, — а также через ногайское Кызыл-Юрт («Красное село») и кабардино-абазинское Псауче-Дахе («Красивая жизнь»). Внешне они довольно похожи: улицы прямые, дома турлучные с непременным очагом, заборы плетневые или сложенные из колотого камня, а ворота плетневые, кабардинского типа. По планировке Кызыл-Юрт напоминает сильно вытянутую подкову. В Заюко улицы менее прямые, чем в других селениях. В Заюко и Псауче-Дахе преобладают каменные заборы, а в Кал-мыковском — плетневые.

В некоторых селениях видел верхнюю одежду нового покроя. Это сочетание послереволюционного кавказского пальто («зелим-ханка») с русской поддевкой, имеющей сборки сзади и карманы по бокам.

По мере следования от Хабеза до Псауче-Дахе горы, окаймляющие долину Малого Зеленчука, постепенно понижаются, принимая вид холмов.

25 октября приехал в г. Армавир. Начало ему положили армянские переселенцы из Адыгеи, говорившие на адыгейском языке. До сих пор адыгейцы называют его Армянским селением (Ермэлыхьэбл) и Селением неверных (Джаурхьэбл). В 1937 г.

Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)