Описание Кабарды

Описание Кабарды
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
18:47, 11 январь 2022
3 581
0
2 августа поздно вечером выехал на грузовой машине в Нальчик. Ночевал в Нижнем Чегеме. Утром в ожидании транспорта знакомился с селением. Кроме исполкома Эльбрусского района в нем помещаются больница, школа, магазин, почта и пр. Здесь нет скученной застройки и дома лучше, чем в Верхнем Чегеме. Все крыши двух- или четырехскатные, черепичные либо железные. Довольно часто встречаются двухэтажные жилища с непременной верандой на втором этаже. Оградами служат в основном плетни, в том числе с прутьями горизонтальной заплетки. Каменных заборов меньше. Ворота, как правило, плетенные из хвороста (кабардинского типа), но есть дощатые и состоящие из свободно высовывающихся трех-четырех жердей. На улицах попадаются не только двухколесные арбы, но и четырехколесные телеги. Видел одного верблюда.
Описание Кабарды
2 августа поздно вечером выехал на грузовой машине в Нальчик. Ночевал в Нижнем Чегеме. Утром в ожидании транспорта знакомился с селением. Кроме исполкома Эльбрусского района в нем помещаются больница, школа, магазин, почта и пр. Здесь нет скученной застройки и дома лучше, чем в Верхнем Чегеме. Все крыши двух- или четырехскатные, черепичные либо железные. Довольно часто встречаются двухэтажные жилища с непременной верандой на втором этаже. Оградами служат в основном плетни, в том числе с прутьями горизонтальной заплетки. Каменных заборов меньше. Ворота, как правило, плетенные из хвороста (кабардинского типа), но есть дощатые и состоящие из свободно высовывающихся трех-четырех жердей. На улицах попадаются не только двухколесные арбы, но и четырехколесные телеги. Видел одного верблюда.

4 августа отправился на машине в балкарское сел. Кашкатау, чтобы оттуда добраться верхом в сел. Безенги. Проехали большие кабардинские селения Нартан (бывш. Къылъышбийхьаблэ) и Аушигер (Аушыджэр - предположительно «св. Георгий»). В них обширные дворы, частично засаженные кукурузой. Дома турлучные и саманные, все беленые. Крыши преимущественно черепичные, но есть и железные. Дворы огорожены плетнем. Ворота тоже плетеные. Несмотря на равнинный характер окружающей местности, здесь встречаются и двухколесные арбы.

Едем навстречу горам. У их подножия расположено сел. Кашкатлу (Къашхатау), административный центр Черекского района. Въезжаем на прямую улицу, по сторонам которой выстроились беленькие турлучные и саманные дома с черепичными крышами. Большинство дворов огорожено плетнями, причем на главной улице все они обмазаны глиной и побелены. Сверху плетня обяза тельно укреплена доска (тоже беленая) с наклоном к улице. Встречаются и дощатые заборы, а каменных нет совсем. Ворота почти исключительно двустворчатые, дощатые — из плотно пригнанных одна к другой вертикально прибитых досок. Если дома в Кашкатау не отличались от кабардинских, то заборы и ворота не имели аналогий в Кабарде и Балкарии.

Из общественных зданий в Кашкатау есть школа, магазин, райисполком, столовая, «заезжий двор» и др. Мечеть деревянная, крытая черепицей. Над южной ее стороной возвышается фонарь с полумесяцем. На улице привлекли внимание маленькие сани, груженные камнями. Их волокла пара быков. Полозья саней прибиты непосредственно к дощатому настилу, так что сани мало возвышаются над землей. Вообще размерами они похожи на детские.

Поездка в Безенгч не состоялась из-за обвала большой горы, который уничтожил там 40 дворов, а в сел. Шеки (расположено напротив, через речку) — 13. Кроме того, оказались разрушены 10 скотных дворов, школа, электростанция, магазин и 13 водяных мельниц.

Горный обвал запрудил реку, и она, прорвав преграду, снесла мосты, расположенные ниже. В результате проехать в горы было невозможно. В катастрофе погибли корова и три осла. Около Везен ги образовалось озеро глубиной 19 м. Балкарец, прибывший пешком из Безенги, рассказал, что обвал произошел днем, когда большинство сельчан были на полях. Обвалу предшествовало падение мелких камней, поэтому многие, жители, находившиеся дома, успели убежать. Оставшимся без крова отправлены палатки. Пострадавшим предложено переселиться ближе к равнине.

Заходил в клуб, где происходила репетиция танцоров, готовящихся к выступлению на праздновании 15-летия автономии Кабардино-Балкарии Аккомпанировали им девушка с гармоникой н парень с бубном. Танцевали кабардинскую «къафэ».

9 августа вернулся в Нальчик и поездом уехал в г. Баталпа-шинск, центр Черкесской автономной области. Город не понравился. Слишком много осталось в нем от станицы, которая, как кажется, не оправилась от гражданской войны и голодного 1933 г. Хаты давно не белены, а заборы поломаны. В центре есть кирпичные здания, даже двухэтажные, но крупного строительства еще не заметно.

Посетил краеведческий музей. Его возглавляют учительница М. А. Бондаренко. Единственный здешний краевед С. И. Вереди-бин — муж Бондаренко, но его интересы замыкаются на естественных науках. Этим, видимо, и объясняется, что молодой музей уже
успел накопить экспонаты по палеонтологии, геологии, зоологии и ботанике, а в историческом отделе налицо лишь керамика из погребений, кое-что из старинного оружия, фотокопии некоторых портретов, рисунков и агитационные плакаты, показывающие эксплуататорскую сущность черкесских феодалов.

На улицах Баталпашинска не видел никого сг кинжалом на поясе. Черкесы, абазины и ногайцы, не говоря уже о казаках, перестали его носить.

Следующий пункт на нашем пути — г. Микоян-Шахар, столица Карачая. Дорога сперва шла степью, где я заметил много курганов. На правом берегу Кубани виднелось сел. Новогеоргиевское, основанное в годы коллективизации осетинами, переселившимися из сел. Георгцево-Осетинского в Карачае. Внешне оно не отличается от кабардинских: те же плетеные заборы и белые хатки под соломенной крышей. Такой же тип и у большого абазинского сел. Кубина (Къвбина—-«Кубань»; бывш. Лоовско-Кубанское). Местность становилась все более пересеченной, и. дорога постепенно уходила в горы. В сел. Джеганасском дворы меньше, чем в степных населенных пунктах. Заборы плетеные или дощатые. Ворота такие, как в казачьих станицах. Дома турлучные под соломенной крышей. Живут теперь в этом селении русские и карачаевцы, а до революции оно было горско-еврейским поселком.

В ст-це Красногорской (бывш. Верхнениколаевская) сохранилась небольшая русская крепость времен Кавказской войны. После Красногорской проехали карачаевское сел. Сары-Тюз — «Желтая равнина», основанное при Советской власти. Дома в нем турлучные, беленые, крытые дранкой. Дворы огорожены плетнями. Ворота и плетенные из хвороста, и состоящие из отдельных горизонтальных жердей. На противоположном берегу Кубани расположено карачаевское сел. Кумыш. Постройки в нем такие же, как в Сары-Тюзе, Турлучные дома следующего карачаевского селения — Хумара — крыты одни дранкой, другие бревнами, которые сверху обмазаны глиной. Все дома беленые. Заборы сложены из камней и зацементированы. Некоторые без цемента. Среди ворот есть и состоящие из свободно вынимаемых жердей. За селением вправо от дороги хорошо сохранилось русское укрепление XIX в., называвшееся Хумаринским.

Далее миновали сел. Новокарачаевское (Джангэл), затем Георгиево-Осетинское, основанное до революции переселенцами из Осетии, Карачаевцы называют его Тегейлиле — «Осетины». В селении много зелени. Дома турлучные, крытые дранкой. Видны каменные заборы.

Карачаевское сел. Каменномостское (Ташкопюр) состоит частично из турлучных построек, крытых то дранкой, то железом. Заборы и каменные, и дощатые, а ворота либо казачьего типа, либо из свободно вынимаемых жердей. На улице попадались и двухколесные арбы, и четырехколесные телеги. Ярма видел и горские, и украинские. Жители селения держат ослов. В Камен-номостском хорошо сохранилась сторожевая башня, построенная
русскими в первой половине XIX в. у переправы через р. Куба] Карачаевцы именуют ее Джуккукъаласы.

На окраине города переехали каменный мост через очень узк место Кубани. За мостом располагался новый город — Микоя Шахар, к строительству которого приступили лишь в 1927 Раньше на его месте находилось пастбище. Город еще небольшо Широкая главная улица его украшена цветами. Проезжая час ее заасфальтирована. Все постройки в городе современного тип Они одно- и двухэтажные. Есть даже и трехэтажные. В горот живут карачаевцы и русские.

Посетил Карачаевский музей краеведения. Помещался о в одной из комнат неполной средней школы. Выглядел еще бедне черкесского. Его экспозиция — несколько образцов горных поро Карачая, старинное оружие, пороховница, женское национально платье и репродукция картины, изображающей наибов Шамиле На полу зачем-то лежали две медвежьи шубы, и на одной из ни стояли старинные женские деревянные ходульки.

12 августа добрался до Майкопа, ставшего в 1936 г. центрох Адыгейской автономной области.

Майкоп — маленький уютный городок. Большинство по строек — мазанки. Есть, конечно, и кирпичные дома, в том числ^ двухэтажные и даже трехэтажные, но только в центре. За исключением некоторого числа служащих областных учреждений, население города — русские.

Осмотрел Майкопский районный музей краеведения. Он относительно богат. Преобладают геологические и палеонтологические экспонаты. Имеются отделы ботаники, зоологии и экономики. Из археологических находок следует упомянуть втулку дольмена, медные предметы майкопской культуры, металлические наконечники стрел и различную керамику. В историческом отделе выставлены оружие (кремневое и холодное), мусульманские надгробные памятники, планы и рисунки старого Майкопа, свидетельство на право получения усадебного участка во время первоначальной застройки этого города. В историко-революционном — фотографии, газеты, листовки и бумажные деньги. Директор музея, П. К. Перепелицын, сказал, что намечается перевод из Краснодара в Майкоп Адыгейского музея и слияние его с Майкопским. Кроме того, он сообщил, что на складе райпотребсоюза находятся два древних бронзовых котла и такое же блюдо, случайно откопанные в окрестностях ст-цы Даховской, Их собирались использовать как металлический лом. Узнав об этом, я добился спасения вещей и их поступления в музей. Один из котлов имел не один, а два параллельных ободка для подвешивания. Это было сделано, возможно, для того, чтобы в кочевых условиях котел меньше раскачивался. Ушки его украшены резным растительным орнаментом. Края котлов отвернуты наружу. Блюдо довольно глубокое, без орнамента, но с такими же краями, как у котлов. Заодно с котлами и блюдом из райпотребсоюза в музей поступила кость мамонта.
В клубе удалось увидеть тренировку адыгейских танцоров, готовившихся к какой-то олимпиаде. Музыкальное сопровождение — по две гармоники, свирели и трещотки. Музыкантами были одни мужчины. Парни одеты в кавказские и русские рубахи, кавказские балахоны и галифе. Черкески и кинжалы у них отсутствовали. Вообще я заметил, что обыкновение носить кинжалы убывает на Северном Кавказе с востока на запад. На девушках были платья городских покроев, но непременно с шарфом на голове, У многих — серебряные пояса кавказского фасона.

14 августа рано утром я сошел с поезда на пустынном перроне вокзала ст. Лазаревская. Туда был перенесен центр Шапсугского района. В Лазаревской живут преимущественно русские, но есть также армяне, греки и шапсуги. Внешний вид населенного пункта напоминает соседние шапсугские селения: те же крытые дранкой дома (только нет каменных подпорок вместо фундамента) и те же заборы из частокола (правда, с применением гвоздей). Ворота же здесь двустворчатые, русского типа. В некоторых дворах посажены кипарисы.

В Лазаревской, а до этого также в Грозном, Орджоникидзе, Нальчике, Баталпашинске, Микоян-Шахаре и Майкопе я получил статистические данные, характеризующие последние достижения экономического и культурного строительства горских территорий Северного Кавказа. И 15 августа выехал в г. Сочи. Осмотрел там музей краеведения. Он размешен в просторном здании и оборудован гораздо лучше, чем любой из виденных мною на Северном Кавказе. В историко-археологическом отделе имеются горские железные вислоушные топоры, железные мотыги, жернова от ручных мельниц, железные раздвоенные наконечники стрел, удила, амфора без ручек, плоская средневековая черепица с приподнятыми краями, осколки древнегреческой чернолаковой керамики, глиняные маски трагиков, кремневое оружие, кольчуга, панцирь из железных пластинок, соединенных между собой колечками, маленький щит (диаметр около 20 см), кольчужные боевые рукавицы, мраморные надгробные памятники с мусульманскими надписями, карта распределения земли на побережье перед революцией и пр. Пояснительные надписи ошибочно называют убыхов и джикетов черкесскими племенами.7

Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)