Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Этнография » В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)

В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)

В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
18:47, 11 январь 2022
4 914
0
В селе Кызбурун II наряду с черепичными крышами внднеютс и соломенные. Загоны для скота, круглые кукурузники и уборнь сплетены из хвороста и крыты соломой. Курятники и кукурузник нередко побелены. За сел. Кызбурун Ш дорога входит в ушелы В сел. Заюково (Зэикъуэ — «Кизиловая балка») кирпичнуч мечеть венчает большой полусферический купол. Есть и минарет Один из заборов-плетней был украшен конским черепом. Во двора под деревьями сооружены открытые летние печи для приготовле нмя пищи. Они не имеют ничего общего с адыгейскими дворовым) печами без дымохода. Кабардинцы в данном случае заимствовал! форму украинских «кабиць». Во время остановки нашего автобус; разговорился с мужчинами, косившими сено, и от них узнал, чт( старики в Заюково помнят языческое божество Ахым, в которог* нетрудно узнать двойника адыгейского Ахына. Других
В БАЛКАРИИ И ДРУГИХ МЕСТАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1936 г.)
В селе Кызбурун II наряду с черепичными крышами внднеютс и соломенные. Загоны для скота, круглые кукурузники и уборнь сплетены из хвороста и крыты соломой. Курятники и кукурузник нередко побелены. За сел. Кызбурун Ш дорога входит в ушелы В сел. Заюково (Зэикъуэ — «Кизиловая балка») кирпичнуч мечеть венчает большой полусферический купол. Есть и минарет Один из заборов-плетней был украшен конским черепом. Во двора под деревьями сооружены открытые летние печи для приготовле нмя пищи. Они не имеют ничего общего с адыгейскими дворовым) печами без дымохода. Кабардинцы в данном случае заимствовал! форму украинских «кабиць». Во время остановки нашего автобус; разговорился с мужчинами, косившими сено, и от них узнал, чт( старики в Заюково помнят языческое божество Ахым, в которог* нетрудно узнать двойника адыгейского Ахына. Других адыгейских языческих божеств мои информаторы не могли назвать, О балкарцах они сказали, что еще недавно те поклонялись какой-то березе

Миновав Заюково, оставили позади степную Кабарду и вступили в горы Балкарии, история которой тогда была еще совершенно неведомой. В частности, оставалось загадкой; когда, откуда и как попали тюркоязычные балкарцы в самую высокогорную область Кавказа, в окружение кавказских аборигенов и осетин?

Первое на нашем пути балкарское селение носит непонятное балкарцам и кабардинцам наименование Лашкута, напоминающее название одного из селений в Сванетии (Лашхети). Наряду с такими же, как в Кабарде, турлучными домами, крытыми черепицей, здесь уже попадаются и горные жилища из камня с двухскатной, слабо покатой земляной крышей, на которой растет трава. После Лашкуты проехали урочище Аман Къабакъ {«Плохой поселок»), где выстроены хорошие современные дома, за ним — племсовхоз и сел. Шашбоват, давно основанное выходцами из Верхней Балкарии.

Кругом горы и камни. По дороге часто встречаются конные балкарцы в бурках, навьюченные ослы н двухколесные арбы с парой быков в ярме. Природа становится все суровей. Наконец, скалы с двух сторон стиснули р. Баксан, и мы оказались в глубоком и прохладном ущелье, в которое никогда не заглядывает солнце. Затем ущелье стало шире. Слева на склоне горы амфитеатром расположилось сел. Былым (Быллым), В окрестностях много древних погребений в искусственных пещерах. Эти погребения’ балкарцы называют «шиякъы». Житель селения рассказывал предание о том, как чегемские князья Балкароковы отвоевали Былым у князей Урусбиевых.1 За Былымом долго не было населенных пунктов. Попадались лишь отдельные коши — низкие постройки из камня с плоской земляной крышей, заросшей травой. У них широкие двери, но нет окон. Часто встречались сенокосы, реже — миниатюрные посевы ячменя и картофеля. Кукуруза здесь не
вызревает. По обе стороны дороги вздымались высокие голые скалы. Слева на них иногда мы видели небольшие хвойные рощи.

У дороги около сел. Нижний Баксан (Гурходжан) поставлен нами гник на месте убийства ответственных работников в годы коллективизации. Селение со своими землистого цвета постройками выглядит так же уныло, как и остальные в этом ущелье. Находящиеся рядом посевы огорожены низким заборчиком из необработанных камней, сложенных насухо. Среди лежащих дальше небольших поселков один носит имя Тотур, т. е. Федор. Можно предполагать, что здесь было место поклонения св, Федору. У сел. Эль-журту проехали второй узкий участок Баксанского ущелья.

Конечным пунктом моего путешествия было сел. Верхний Баксан (Огъары Бакъеан или Ючгюмель; бывш. Урусбиево). Центральная площадь его расположена на берегу р. Къыртыкъ. На ней, с краю, вкопан четырехгранный каменный столб с проделанными в нем сквозными дырами — коновязь. В селении нет улип. Дома разбросаны в беспорядке — они то примыкают друг к другу, то стоят в удаления. Большинство дворов ничем не огорожено. Я заметил дома трех типов: каменные, турлучные и бревенчатые. Многие имеют побелку. Задняя стенка некоторых домов представляет собой обшитый камнем вертикальный срез горы. Есть и двухэтажные дома с открытой верандой на втором этаже. Крыши либо земляные, либо дощатые, В первом случае земля насыпана на настил из бревен. Изредка попадаются железные крыши, а черепичных нет совсем. Над крышами возвышаются дымоходы, плетенные из хвороста и обмазанные глиной. Они такие же, как и в Адыгее, только здесь их белят известью. Общественные здания — сельсовет, изба-читальня, лавка и новая каменная школа с большими окнами. Единственная мечеть сгорела в 1935 г.

Мне попалась на глаза одна четырехколесная телега. Что касается двухколесных арб, то все они здесь маленькие, с маленькими же колесами. У арбы, в которую впрягают осла, есть неподвижно прибитые оглобли, а у рассчитанных на бычью запряжку—концы оглобель согнуты и наглухо скреплены вместе так, что из оглобель образуется одно дышло, с развилкой в сторону кузова.

Большая часть мужчин одета в черкески. Некоторые носят одни бешметы или кавказские рубахи послереволюционного покроя. Так как здесь нежарко, то у многих на плечах бурки. Головы покрыты либо папахами, либо войлочными шляпами. Обувью служат кожаные чувяки с матерчатыми ноговицами или поршни из сыромятной кожи, сшитые шерстью наверх. На поясе у некоторых мужчин висят кинжалы. Женщины одеты преимущественно в длинные платья темного цвета. Они сшиты в талию с большим вырезом на груди (как у черкески). Застегиваются от грудного выреза до пояса. Из-под платья виден низ шаровар. Подпоясываются женщины большими платками, складывая их по диагонали и завязывая так, что угол платка спадает с живота
вниз. Голову покрывают платками. Женщины тоже мост чувяки, но без ноговиц.

Я посетил местного учителя, который показал четырехгранную, довольно плоскую бусину величиной с 10-копеечную монету. Она раскрашена в шахматном порядке мелкими квадратиками. Бусину нашли в могильнике. Учитель сказал, что в Кыртыкском ущелье есть древнее погребение в скале. В окрестностях селения неоднократно находят старинные предметы.

Учитель и его жена много рассказывали об угнетении жителей князьями Урусбиевыми. Перед революцией им принадлежали все лучшие земли Баксанского ущелья. Нередко они сдавали в аренду необработанные участки и через год, когда арендатор, бывало, очистит землю от камней, проведет к ней оросительный канал и отдаст Урусбиевым половину снятого урожая, расторгали арендные условия.

Сохранилась память о том, как в старину привязывали провинившихся к упомянутому выше каменному столбу на площади н стегали плетью.

В Верхнем Бакса не в 1936 г. проживала старуха, дочь князя Урусбиева Исмаила.

На противоположной стороне р. Бакса на видно небольшое сел. Адыр-Су. Постройки его одинаковые с верхнебаксанскими.

Вернувшись в Кызбурун, я оттуда добрался до большого предгорного балкарского сел. Гунделен (Кёнделен — «Поперечное»)- Все дома в Гунделене такие же, как у кабардинцев, т, е. турлучные с черепичной или соломенной крышей. Стенки побелены известью. Окна многих домов снабжены ставнями, как у русских. Встречаются двухэтажные дома с открытой верандой на втором этаже. Заборы — плетень или каменная стенка, сложенная на глиняном растворе. Ворота сплетены из хвороста, как у кабардинцев, но есть и другого типа: двустворчатые, причем каждая их половина представляет собой раму из двух вертикально стоящих боковых жердей и прибитых к ним на равном расстоянии одна от другой трех горизонтальных. Видел ворота, у которых вместо боковых опорных столбов приспособлены надмогильные памятники. Две мечети имеют минареты. Вверху у минаретов устроены выступающие наружу круглые балкончики. Центральный купол мечетей такой же, как в сел. Заюково.

Записал балкарский вариант легенды о Къарча, прародителе карачаевского народа. В легенде говорится, что карачаевцы до переселения на Кубань жили в Баксанеком ущелье,2 Позже^ удалось отыскать и документальное подтверждение проживания карачаевцев в Баксанеком ущелье в XVII в.3

30 июля я отправился в Чстемское ущелье. Путь лежал из Нальчика через уже знакомые селения Чегем I и II. Оба. ониизвестны балкарцам под общим названием Къуйдайнат Къабакъ, т. е. «Селение Кудейнетово». За Чегемом II у дороги встретилось пять полуразрушенных старинных мавзолеев. Два из них сохранились весьма неплохо. У трех других крыши и некоторые стены рухнули. Мавзолеи сложены из камней на известковом растворе в виде восьмигранника с высокой и крутой каменной крышей. Последняя напоминала восьмигранную пирамиду, вверху переходящую в конус. На стенах уцелели следы штукатурки. Вместо дверей было по одному окошку, обращенному на восток.

Перед сел. Лечинкай повстречались руины какого-то укрепления — четырехугольная площадка, окруженная валом и рвом. В одном из углов был курган. Не исключено, что укрепление возведено царскими войсками в первой половине XIX в. На территории между Нальчиком и Лечинкаем много курганов.

Лечинкай — крупное кабардинское селение с турлучными и частично каменными домами, крытыми черепицей или соломой. Дворы огорожены в одних случаях плетнем, в других — невысокими каменными стенками. Распространены ворота трех типов: из трех-четырех горизонтальных жердей, свободно вынимаемых из сквозных отверстий в боковых столбах; плетенные из хвороста; двустворчатые из рам с горизонтально прибитой посередине жердью. Есть и мечеть — обычный дом под железной крышей.

За Лечинкаем начинаются горы Балкарии. Проезжаем большое сел. Нижний Чегем (Тёбен Чегем, Джожек Къабакъ). Потом въезжаем в теснину, где горы не только сдавливают реку, но даже нависают над ней огромными глыбами. Узкая дорога высечена в отвесной скале, и каменный потолок с машины легко достать рукой. За одним из поворотов в теснине — водопад. Проехав теснину, видим сел. Гюдюргю, которое приютилось на высокой скале и кажется ласточкиным гнездом. Постройки, доступные обозрению, сложены из камня и имеют почти плоскую земляную крышу. Такие же постройки и в следующем селении — Акътопракъ («Белая глина*-). Далее едем по безлюдной горной пустыне. Лишь кое-где встречаются сенокосы и одиночные коши. Наконец, добираемся до сел. Верхний Чегем (Опьары Чегем).

Верхний Чегем лежит на левом берегу р. Чегема и по обе стороны его левого притока Джелгы (вариант; Желгъы). Название этого притока служит в быту и вторым именем селения. Под одной крышей с «заезжим домом» помешаются почта и столовая. Это — двухэтажная постройка с открытой верандой на втором этаже. Раньше дом принадлежал князю Барысбиеву.

Из Верхнего Чегема видно сел. Думала. Среди других селений Чегемского ущелья назову два с примечательными названиями: Шовгенбаш — «Главный священник» и Дора (правильнее — Джора) - «Крест».

В Верхнем Чегеме стоит хорошо сохранившаяся трехэтажная боевая башня князей Балкароковых. Вверху она заканчивается типично сванскими машикулями, и это делает ее уникальной на Северном Кавказе. Башня сложена из камней на цементе и оштукатурена, В ущелье р. Джелгы, в 1 км ог селения, сохранилась старинная лестница, высеченная в крутой скале.

Рядом с Верхним Чегемом расположен могильник с эффектными каменными склепами (по-балкарски кеилене). О них сообщается лишь в очень беглых заметках В. Я- Тепцова и Г. Мерцба-хера.4 Поэтому мне пришлось заняться описанием и обмером памятников. На могильнике стояли пять четырехгранных склепов с двухскатными крышами и четыре восьмигранных с восьмигранными же пирамидальными покрытиями. Ни те ни другие не имели дверей, и попасть внутрь можно было только через единственное окно. Склепы окружены другими могилами разного вида.5

Есть предание о том, что население Чегемского ущелья, жившее здесь до прихода балкарцев, поголовно вымерло от моровой болезни.5

Верхний Чегем был резиденцией одновременно четырех таубнй-ских (княжеских) фамилий: Кучуковых (Кючик), Балкароковых (Малкъарукъ), Келеметовых (Келемет) и Барысбиевых (Варыс-бий). Селение соответственно делилось на четыре отдельных феода. Особенно недобрую о себе память оставили Келеметовы, менявшие своих рабов на ослов.

В сельсовете я видел арестованного знахаря, занимавшегося пусканием крови у своих пациентов. При нем были и самодельные ножи, которыми он это проделывал. Слышал много рассказов о прежних войнах чегемцев со сванами и кабардинцами. В теснине около водопада чегемцы заваливали камнями дорогу и держали там постоянный караул. То же делали балкарцы и у сел. Вылыма в Бакса иском ущелье. В народе помнят, как царские войска впервые вторглись в Чегемское ущелье, сожгли большое селение у Актопрака и оттуда направились к р. Баксану.

В полухристианских и полуязыческих верованиях балкарцев до XIX в. прослеживаются три слоя: древнетюркский, кавказский и христианско-осетинский. Удалось установить, что Тейри — балкарский синоним Аллаха — это древнетюркское верховное божество Тенгри. На одном из заборов я видел конский череп, насаженный на кол.

Севернее боевой башни стоял оштукатуренный каменный дом, принадлежавший прежде Балкаруковым. Верх его окон нехарактерен для местных построек — аркообразный. Почти все дома в Верхнем Чегеме сооружены из камней и побелены. Есть и двухэтажные с открытой верандой на втором этаже. На веранду попадают по наружной деревянной лестнице. У одноэтажных домов всего лишь одно-два окна. В противоположность Баксанскому ущелью здесь нет бревенчатых построек. Отсутствуют также дощатые и черепичные крыши. У домов бывших таубиев крыши железные, а у остальных построек — земляные. Последние состоят из бревенчатого настила, на который уложены камни, засыпанные сверху землей. Большинство крыш заросло травой. Нередко на крыше пасутся козы. Хозяйственные строения сделаны из того же материала, что и дома, только не имеют окон и дымоходов. Заборы сложены чаще всего нз камней без применения цемента. Они невысокие --- не всегда достигают t м. Встречаются также плетни и каменные цементированные стенки.

Своеобразна конструкция мостов в горах. С каждого берега торчат концы столбов, вбитых горизонтально в обрыв. На них навалены камни, а затем уложены более длинные бревна. Сверху находится второй слой камней и самый верхний ряд еще более длинных бревен с дощатым настилом. Мосты имеют деревянные перила.

Чегемцы носят кавказскую рубаху и брюки-галифе. Однако многие из старшего поколения одеты в бешметы и черкески, иногда с кинжалом. На голове у них войлочные шляпы или папахи. Обуваются в поршни или чувяки и вязанные из шерсти ноговицы. Чувяки сшиты так, что закрывают щиколотки, и имеют язычок, на обеих сторонах которого вырезано по одному маленькому выступу с дырочками для шнурка.

На большинстве женщин рубаха, шаровары и длинное верхнее платье с вырезом на груди. Подпоясываются они платками, голову повязывают платком в виде чалмы.

Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)