Аулы Адыгеи

Аулы Адыгеи
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
18:47, 11 январь 2022
5 368
0
29—30 июля 1931 г. я прошел по маршруту: ст-ца Пашковская, аулы Тлюстенхабль, Тугургой, Лакшукай, Гатлукай, Пчегатлукай. Аулы эти населены бжедугами и принадлежат к старейшим в Адыгее. Облик у них одинаков: кривые улицы, преимущественно плетеные заборы, крытые соломой турлучные жилища с плетеными дымарями и небольшие дошатые или турлучные здания уже бездействующих мечетей. В Тугургое (Тыгъургьой) была одна мечеть без линарета, а в Гатлукае (Хьэлъыкъуай) — две (одна кирпичная) с маленькими минаретами на крыше над входом. Минареты увенчаны железной крышей в виде четырехгранной пирамиды. Над центром обеих гатлукаевских мечетей был сделан маленький купол (железная луковица) с полумесяцем. Мечеть в Пчегатлукае (Пчыхьэлъыкъуай) имела минарет с шестигранным железным верхом.1 Один из дворов в Пчегатлукае был огорожен плетнем, прутья
Аулы Адыгеи
29—30 июля 1931 г. я прошел по маршруту: ст-ца Пашковская, аулы Тлюстенхабль, Тугургой, Лакшукай, Гатлукай, Пчегатлукай. Аулы эти населены бжедугами и принадлежат к старейшим в Адыгее. Облик у них одинаков: кривые улицы, преимущественно плетеные заборы, крытые соломой турлучные жилища с плетеными дымарями и небольшие дошатые или турлучные здания уже бездействующих мечетей. В Тугургое (Тыгъургьой) была одна мечеть без линарета, а в Гатлукае (Хьэлъыкъуай) — две (одна кирпичная) с маленькими минаретами на крыше над входом. Минареты увенчаны железной крышей в виде четырехгранной пирамиды. Над центром обеих гатлукаевских мечетей был сделан маленький купол (железная луковица) с полумесяцем. Мечеть в Пчегатлукае (Пчыхьэлъыкъуай) имела минарет с шестигранным железным верхом.1 Один из дворов в Пчегатлукае был огорожен плетнем, прутья которого образовывали художественный узор.

В Пчегатлукае на берегу р. Псекупса был подобран амулет, забытый кем-то из ребят. Он представлял собой нашейный шнурок с двумя висящими на нем кожаными мешочками (2x2 см) и одной раковиной каури. Распоров мешочек, я обнаружил в нем клочок бумаги, сложенный замысловатым образом, наподобие гармоники. На одной из ее сторон оказался арабский текст, написанный чернилами.

В Лакшукае к 1931 г. уже был создан колхоз Псыхучей (Псыхъукэй). И он уже успел наложить отпечаток на быт аула. Во всем была заметна начавшаяся ломка жизненного уклада.

23 августа я ходил из ст-цы Васюринской в аул Адамий ('Адэмый) — единственный населенный пункт адыгейского племени адамиевцев. Правда, последних иногда считают лишь подразделением чемгуев. Аул расположен на холме у берега р. Белой, поблизости от леса Кургб (Къургьо). Все его жители, за исключением членов трех хозяйств, уже вступили в колхоз. Показателем крупных перемен в быту адамиевцев было появление местной женщины на посту председателя аулсовета.

Аул не отличался от бжедугских. Только ворота в нем были другого типа. Они вроде бы бжедугские, но центральная горизонтальная жердь не имела утолщения на глухом конце.

В ауле я посетил Егумова Хасана (Егъумэ Хьэсан). Это 30-летний представитель исчезающей ныне плеяды мужчин, признающих старинные адаты. Предки его в 1860-х гг. вышли из Шапсугии. Хасан повел меня в кунацкую, которая представляла собой пристройку к конюшне, стоявшую в глубине двора. Пол и стены кунацкой были обмазаны миной. Обстановка состояла из ничем
не покрытой деревянной кровати, одного стола и двух стульев. На стене висела молитвенная циновка.

Отец Хасана побывал в Мекке. Ходил он в бешмете и красной феске, купленной на память в Турции.

На закуску нам принесли миску меда и адыгейский сыр. Потом появился и арбуз. Последнее было новшеством.

Среди прочего говорили и на фольклорные темы. Оказалось, что мой хозяин верил в реальное существование «древних великанов» (еныжъхэр), богатырей-нартов и хитрых карликов {спыхэр). Вот рассказ, который я услышал тогда в кунацкой:

На землях между нынешними ст-цей Рязанской и хут. Мелиховским некогда жил знаменитый нарт Саусрук (Саусрыкъу). А далеко на север от Кубани — нарт Шибатенук (Шэбатыныкъу). Последний, прослышав о Саусруке, решил найти его и померяться силой. Во время переправы через Кубань у впадения в нее р. Белой конь Шибатенука лишь едва замочил себе брюхо. На левом берегу Кубани нарт повстречал чабана и спросил его о дороге к Саусруку. Тот сказал, что дом Саусрука стоит в балке, до которой надо ехать через места, где теперь находятся хутора Кош и Мелиховский. Чабан догадался, что перед ним прославленный Шибатенук, и добавил: «Нарт, не откажись перед дорогой подкрепиться пищей, которую я сейчас приготовлю из бычка и барана». Но Шибатенук в сердцах ответил: «Как ты посмел сказать мне такое? Не угощений ищу я, а достойного противника! Не имей я бога в душе, прибил бы тебя, как собаку!». Затем он поехал указанной ему дорогой. Тем временем Сатенай (Сатэнэй), мать Саусрука, сидела дома на вышке (щындакъ) и увидела приближающегося Шибатенука. Она быстро спустилась вниз, приказала готовить наилучшие угощения, сама нарядилась в дорогое платье и украшения, а на ноги надела золотые ходульки (папыщ). Слугам она сказала: «Вот едет нарт, равного которому нет в стране (хэкор). Его следует хорошо принять».

Когда подъехал Шибатенук к дому Саусрука, обнесенному высоким забором, то привратник, «древний великан», открыл тяжелые ворота, и гостя пригласили в кунацкую. Сняв с себя шашку, он повесил ее на стену, но колышек сломался и упавшая шашка глубоко вошла в пол. Тогда Шибатенук положил ее на деревянную балку под крышей, но и она сильно прогнулась. После чего Шибатенук сказал: «Пусть шашка останется на мне, а то в этом доме, видать, ни что не выдержит ее тяжести». Увидев все это, Сатенай побежала к младшему сыну, единственному из семи ее сыновей, остававшемуся тогда дома. Она сказала ему, что нужно хитростью погубить гостя. Он явился в кунацкую и попросил Шибатенука показать свою силу и ловкость разными опасными способами. Например, разбросал на полу болотные колючки «аштрам» (ащтрйм), на которых Шибатенук должен был протанцевать, держа на голове столик (/анэ) с горячей жидкой пищей — «шипсе» (щыпсэ). Однако это и другие испытания нарт отлично выдержал.

Не застав Сауерука дома, Шибатенук собрался ехать. Когда он сел на коня, привратник стал запирать ворота. Шнбатенук понял, что ему уготовлена здесь погибель, и направил коня на ворота, чтобы тот вышиб их своей грудью.

Тем временем Саусрук уже несколько дней и ночей без отдыха скакал домой из дальних стран. Приехав домой и узнав о визите Шибатенука, он согласился с Сатенай, что его надо убить. Саусрук снова сел на коня и отправился на поиски Шибатенука. Они встретились и вступили в поединок. Шибатенук свалил Сауерука на землю и уже занес над ним шашку, когда тот попросил: «Не убивай меня сегодня, так как я обещал присутствовать завтра на одной гулянке и мне надо сдержать слово».

Шибатенук согласился и отпустил Сауерука. Мрачным приехал Саусрук к Сатенай. На ее вопросы о причине плохого настроения он не отвечал. Тогда Сатенай схватила ножницы и пригрозила убить себя, если не узнает его тайну, Саусрук рассказал. После этого она отправилась на конюшню и спросила -коня: «Почему он не помог Саусруку одолеть противника?». Конь ответил: «Я был утомлен долгой скачкой. Меня надо 15 дней сряду кормить просеянным овсом и внимательно за мной ухаживать».

Так и было сделано. Через 15 дней конь окреп, и Саусрук отправился на нем искать Шибатенука, который продолжал стоять на том же самом холме, где они расстались. Это было в окрестностях нынешней ст-цы Рязанской. Шибатенук не заметил Сауерука, когда тот бросился на него из-за холма. А конь у Саусрука был, как сокол. Земля из-под его копыт взлетала до неба, а грива и хвост звенели. Конь Шибатенука испугался этого звона, шарахнулся и упал, придавив при этом Шибатенука. Тут же Саусрук и зарубил его.


(отрывки)
Л.И.ЛАВРОВ "ЭТНОГРАФИЯ КАВКАЗА"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)