Культура адыгов

Культура адыгов
Литература
zara
Фото: Адыги.RU
02:34, 12 июнь 2020
9 127
0
Два-три десятилетия назад по всей стране шли острые дискуссии, между сторонниками технического развития общества, считавшими, что научно-техническая революция является ключом к решению всех социальных проблем, с одной стороны, и представителями гуманитарных наук, утверждавшими, что целью общественного развития должен быть человек, а не техника, что только через признание главнейшей ценностью человека, его духовных запросов и исканий можно совершенствовать общество и решать задачи, стоящие перед ним,— с другой. Первые получили название «физиков», вторые—«лириков». Речь шла фактически о том, что важнее: иметь автомобиль, самолет, холодильник, или же сохранить способность восхищаться, негодовать, думать о «высших материях», мучиться загадками бытия. «Физики» считали все это пустой лирикой и говорили, что с точки зрения физических,
Культура адыгов
Два-три десятилетия назад по всей стране шли острые дискуссии, между сторонниками технического развития общества, считавшими, что научно-техническая революция является ключом к решению всех социальных проблем, с одной стороны, и представителями гуманитарных наук, утверждавшими, что целью общественного развития должен быть человек, а не техника, что только через признание главнейшей ценностью человека, его духовных запросов и исканий можно совершенствовать общество и решать задачи, стоящие перед ним,— с другой. Первые получили название «физиков», вторые—«лириков». Речь шла фактически о том, что важнее: иметь автомобиль, самолет, холодильник, или же сохранить способность восхищаться, негодовать, думать о «высших материях», мучиться загадками бытия. «Физики» считали все это пустой лирикой и говорили, что с точки зрения физических, химических и иных естественно-научных достижений человек не представляет ничего загадочного, что уже в ближайшее время будет сконструирован искусственный человек, который будет несравненно совершеннее природного, естественно-рожденного индивида. В подтверждение они ссылались на достижения кибернетики, бывшей в то время, пожалуй, самой молодой наукой. «Лирики», возражая им, говорили, что запрограммированный робот не может сравниться с живым существом, что и сам человек, и его задачи в мире не исчерпываются добыванием материальных благ, что ему предстоят грандиозные, задачи раскрытия самых глубинных тайн мироздания и смысла собственного существования, и что такие задачи искусственный интеллект не только не сможет решить, но даже и не сможет поставить.

В процессе этого спора в стране впервые прозвучали серьезные предупреждения о возможных бедствиях, которые могут ожидать страну и человечество, если важнейшие решения будут приниматься «физиками», признающими лишь цифры и формулы, одержимыми любопытством к экспериментам, принимающими мир за большую лабораторию и лишенными чувства ответственности перед человеком м человечеством. Видимо, не случайно в этот период была опубликована книга воспоминаний Оппенгеймера, отца американской атомной бомбы, в которой он признавался, что перед первым ядерным взрывом многие физики высказывали опасение, что он может вызвать ценную реакцию в атмосфере, которая мгновенно уничтожит весь кислород, а соответственно— и все живое на земле. Тем не менее кнопка была нажата. Факт, доказывающий всю безответственность так называемых «физиков» и величайшую опасность их экспериментов, в которых нет места гуманизму.
Культура адыгов

В настоящий момент, видимо, можно сделать вывод о том, что в том споре все-таки победили «физики», так как вскоре естественные науки становятся престижными, правительства щедро поощряли их развитие, тогда как проблемам гуманитарных наук уделялось недостаточно внимания. Тогда же в нашей стране появились партийные и правительственные заявления и постановления о том, что проблемы науки, производства, сельского хозяйства, вообще управления обществом должны решать специалисты, т. е. технически, инженерно образованные люди. Райкомы, обкомы, крайкомы отчитывались перед ЦК о проценте людей с техническим образованием в их составе. Вскоре в правительственных кругах практически не остается людей с гуманитарным образованием.

Однако ожидаемого процветания не произошло. Экологические беды, катастрофы на атомных электростанциях, на транспорте, истощение почв, сокращение лесных массивов и ко всему этому—все более ощутимый дефицит человечности в обществе — убеждают сегодня в том, что с помощью одной техники и естествознания человеческие проблемы не решить. А главное—сегодня наглядно обнаружилась вся грандиозная опасность естественнонаучного знания, оторванного от гуманистических основ, находящегося в руках технократа, в котором не воспитано чувство высокой ответственности перед человечеством, всем мирозданием. Все это вместе взятое заставляет сегодня обратить свои взоры с надеждой на те области знания, которые в свое время были признаны второстепенными, а именно —на гуманитарные науки, а говоря более обобщенно, на культуру, которую, в отличие от технической, принято обозначать как гуманитарную или духовную, так как она органически включает в себя чувство глубокого уважения не только к человеку, но вообще ко всему живому в сочетании с ответственностью перед прошлым и будущими поколениями.
Культура адыгов
Культура адыгов
Культура адыгов
Культура адыгов
Культура адыгов
Культура адыгов
Культура адыгов

Таким образом, обращение к культуре, которая единственно способна вывести общество из кризиса, стало в наши дни настоятельной необходимостью.

Понятие культуры. Слово «культура» переводится с латинского как «возделывание почвы», то есть в свое время указывало иа те изменения, которые происходят в почве в результате ее обработки человеком, отличая эти изменения от других, вызванных воздействием стихийных природных сил. Отсюда понятно, что в дальнейшем слово «культура» стало означать изменения в любом природном объекте в результате человеческой деятельности, а также все созданное самим человеком, включая и его духовную, мыслительную деятельность. Следовательно, культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом.

Важной стороной понятия культуры является и то, что она, как правило, характеризует определенный уровень, достигнутый обществом в данную историческую эпоху. Поэтому в научной литературе вполне правомерно употребляются такие выражения, как культура первобытного общества, культура эллинизма, культура средневековья и т. д. Кроме того, она может фиксировать состояние и особенности различных сфер деятельности и жизни людей, которые обозначаются такими, например, понятиями, как «культура труда», «культура речи», «культура земледелия»...

Необходимо также отметить, что в понятие «культура» входят и системы управления обществом, ее гибкость, демократичность, справедливость, или, наоборот, закостенелость, диктаторство, сословность с ее привилегиями. Безусловно, оно включает в себя и просвещение, и медицину, и образование, и многие другие стороны жизни общества.

Как видно из"определения, понятие «культура» достаточно обширно охватывает все грани творчества и трудовой деятельности людей, а также формы организации жизни, общественные взаимоотношения, а также идеи, на которых основывается данное общество и т. д.

Культура материальная и культура духовная. Традиционно принято различать культуру материальную и культуру духовную. К материальной относят все то, что создано руками человека: орудия труда, техника, жилища, одежда, транспорт, связь и т. д., к духовной культуре — философия, наука, мораль, этикетные нормы, религия, основы политических, экономических и иных теорий, т. е. все то, что человек мыслит в процессе познания окружающего мира и в поисках разрешения загадки собственного существования.

Если материальная культура в своих формах и тенденциях обнаруживает свою прямую связь с условиями жизни людей, условиями производства материальных благ, то духовная культура обладает большей самостоятельностью, развивается по своим внутренним законам, таким, как закон преемственности, закон взаимовлияния культур различных народов и другие.

Таким образом, понятие «культура»— это многосложный термин, обозначающий всю совокупность материальных и духовных достижений, имеющий свою специфическую сложную структуру, элементы которой взаимодействуют по определенным законам. Поскольку природа человеческая едина (несмотря на всякие рассовые и национальные различия), постольку в каждой национальной культуре мы можем найти общие для всех культур признаки. Это и патриотизм, и почитание Понятие нации. Однако прежде чем перейти к проблемам национальных культур, необходимо познакомиться с понятиями «нация» и «народность». По принятому в советской философской науке определению, нация — это исторически сложившаяся общность людей, которая характеризуется единством территории, экономической жизни, языка, а также своеобразной культурой, которая проявляется, кроме всего

прочего, в определенном психическом складе, характере представителей данной общности.

Нация формируется из предшествующей ей исторической общности— народности. Условием ее (нации) возникновения является преодоление феодальной раздробленности (когда отдельные роды, кланы и поселения ведут самообеспечивающееся натуральное хозяйство), упрочение экономических связей между отдельными местностями внутри территории, занимаемой данным этническим образованием, объединение местных рынков в общенациональный. Понятно, что все эти условия обеспечиваются возникновением капитализма. Тем же народностям, которые по тем или иным причинам не успели пройти капиталистическую стадию, эти условия были созданы (зачастую насильственным способом) в процессе строительства социализма в нашей стране. (Его оценка не входит в задачи данной темы.)

Понятие народности. В связи с этим появляется возможность разобраться и в другом достаточно запутанном в нашей литературе вопросе: в чем отличие нации от народности? Почему в наших книгах, статьях, выступлениях мы обозначаем одни этнические образования как нации, а другие как народности? Где критерии отличия одной от другой? Философия дает следующее определение народности: это исторически сложившаяся общность людей на основе общности языка, территории, экономической жизни и специфической культуры, предшествующая нации.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)