Майкопская культура

Майкопская культура
Археология
zara
Фото: Адыги.RU
09:46, 09 февраль 2015
4 205
0
Бронзовые долотовидные орудия представлены как в переднеазиатских, так и в закавказских памятниках раннебронзового века. Но на Северном Кавказе их много больше по сравнению, например, с Закавказьем. Если их исходные формы и лежат, возможно, за пределами Кавказа, то местное производство рассмотренных орудий из позднемайкопских памятников представляется несомненным.
Бронзовые долотовидные орудия представлены как в переднеазиатских, так и в закавказских памятниках раннебронзового века. Но на Северном Кавказе их много больше по сравнению, например, с Закавказьем. Если их исходные формы и лежат, возможно, за пределами Кавказа, то местное производство рассмотренных орудий из позднемайкопских памятников представляется несомненным.

Наконец, еще один тип бронзовых орудий составляют оригинальные предметы с двумя крюками и круглой втулкой для деревянной рукояти (табл. 55). Все эти втульчатые двузубые вилки-крюки цельнолитые. Сами “вилы” четырехгранные в сечении, утончающиеся постепенно к концу, небольших размеров. Считается, что средняя по размерам вилка имеет общую длину 12 см, а расстояние между зубьями 12 см (Ильюков Л.С., 1979, С. 140). Среди них есть орудия как с укороченной втулкой, так и с достигающей длины 7,3 см. Втулки двух найденных вилок в кургане 31 у ст-цы Новосвободной покрыты в одном случае поперечным рифлением (табл. 55,13), в другом - поперечным и продольным (табл. 55, 77; Резепкин А.Д., 19916. С. 180-181. Рис. 8,1,2). А на втулке крюка из кургана 1 у той же станицы имеется украшение в виде полосы нарезного орнамента (табл. 55, 6), нанесенного на втулку после ее отливки (Попова Т.Б., 1963. С. 26).

Из серии этих бронзовых позднемайкопских орудий выпадают по своей форме двузубый крюк из стержня с загнутыми концами, происходящий из кургана 21 у сел. Чегем II, и похожий на него предмет из кургана 7 у ст-цы Андрюковской (Ильюков Л.С., 1979. Рис. 4).

Двузубые втульчатые вилки представлены в погребальных памятниках всех областей распространения майкопской культуры, но главным образом в Прикубанье. Зафиксировано по крайней мере десять курганов, в которых они найдены, в том числе (по 1 экз.) в Чегеме II, у пос. Иноземцево (Кабар-дино-Пятигорье) и в Бамуте (Чечено-Ингушетия), а также у лимана Цаган-нур в Калмыкии. Всего же их обнаружено около 15, включая несколько случайных находок, хранящихся в Краснодарском музее (Попова Т.Б., 1963. Табл. XVIII, 3, 4\ Ильюков Л.С., 1979. С. 138-139. Рис. 1). Подчеркнем, что только из курганов у ст-цы Новосвободной происходят четыре такие вилки. Кроме того, в курганах
1 и 2 там же найдены еще два бронзовых однозс-бых крюка. Крайне оригинален один из них (табл. 55, 7), на втулке которого помещены две антропоморфные фигурки высотою 3-4 см каждая (Попова Т.Б., 1963. С. 26. Табл. III, 3). Под ними от края втулки отходят направо и налево два рога, а сам крюк образует другой конец орудия. Поэтому его рассматривают как синкретический предмет, сочетающий в себе двурогую вилку и крюк (Ильюков Л.С., 1979. С. 142).

Что же касается однозубого крюка в виде четырехгранного прута с коротким насадом, то подобный предмет, но с гофрированной втулкой обнаружен еще в кургане около ст. Тимашевской (Ильюков Л.С., 1979. Рис. 5,2).

Описанные вилообразные предметы наряду с некоторыми другими категориями металлического инвентаря составляют специфическую форму бронзовых изделий майкопской культуры, хотя они и сопоставляются с отдельными близкими по форме и, видимо, назначению орудиями из памятников Ш тысячелетия до н.э. Передней Азии, в частности Ирана (Попова Т.Б., 1963. С. 26-27; Ильюков Л.С., 1979. С. 144), но прямых аналогий им нигде нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к изданной сводке подобных металлических предметов из памятников широкого ареала Ш тысячелетия до н.э. и более позднего времени. В нее включены и изделия из комплексов майкопской культуры (Makkay I., 1983). При определенной близости последних к некоторым переднеазиатским образцам они представляют достаточно самостоятельный и оригинальный комплекс. Это позволяет считать их местной формой бронзовых изделий и продукцией северокавказской металлообработки раннебронзового века.
Майкопская культура

Эти роговидные предметы, олицетворяющие, как полагают, культ быка, использовались для доставания мяса из котла во время ритуальных пиршеств (Ильюков Л.С., 1979. С. 145). Любопытно, что в ряде случаев (не менее, как в пяти сравнительно богатых погребениях) втульчатые вилки обнаружены вместе с бронзовыми котлами*.

Бронзовая посуда. Она представлена в основном котлами, являющимися также одной из характерных категорий металлических изделий майкопской культуры (табл. 56,3, 4, 7-12). Они обнаружены в погребениях могильника у ст-цы Новосвободной (в том числе один котел и пять других металлических сосудов в кургане 31), в курганах между станицами Тульской и Севастопольской, у станиц Ярославской (два) и Махошевской, в Нальчике, у селений Чегем и Кишпек, близ аула Куби-на, у пос. Иноземцево (три), близ г. Кисловодска и в Бамуте (два), а также в могильнике у лимана Ца-ган-нур в Калмыкии. Все котлы кованые, изготовлены из листовой бронзы толщиной около 1 мм, имеют шаровидно-яйцевидное тулово, невысокий венчик и округлое или плоское, слегка вогнутое внутрь днище. Высота их колеблется от 21 до 57 см.

Котлы в общем повторяют соответствующую форму глиняной посуды. Более того, отдельные из них, происходящие, например, из курганов у ст-цы Новосвободной, Бамута и Цаган-нура, украшены, как и некоторые керамические сосуды, жемчужным орнаментом. При этом наблюдается полное совпадение в ряде случаев орнаментальных приемов и даже расположения самих узоров (Попова Т.Б., 1963. С. 25). В свете указанных фактов местное производство бронзовых котлов представляется очевидным. Подобные котлы неизвестны нигде за пределами Северного Кавказа - ни в Закавказье, ни в Передней и Малой Азии. Судя по находкам котла и других сосудов в Майкопском кургане, металлическая посуда появилась здесь на раннем этапе развития майкопской культуры, но распространилась по всему Северному Кавказу позже. Эта посуда употреблялась в быту так же, как, видимо, и при ритуальных церемониях, иногда она сильно закопчена. На отдельных котлах имеется несколько заклепок, свидетельствующих об их неоднократном ремонте.

Наряду с котлами найдены бронзовые черпак (табл. 56, 1) с длинной ручкой и чаши (курганы 1 и 31 у Новосвободной), ладьевидное блюдце (табл.
Майкопская культура

56,5), украшенное пунсонным орнаментом (курган 1 у сел. Кишпек), и большое блюдо с ушками-ручками (курган 31 у Новосвободной) (табл. 56, 2).

Производство и использование металлической посуды - одна из особенностей культуры населения Северного Кавказа раннебронзового века вообще и доказательство высокого уровня развития металлообработки у позднемайкопских племен в частности. Действительно, ни в одной области Старого Света в эту эпоху бронзовые сосуды (в частности, котлы) не были столь распространены, как на Северном Кавказе.

Особого внимания заслуживает еще одна группа бронзовых изделий из ряда позднемайкопских погребений. Это скрученные из бронзового прута, круглого сечения предметы с округленными концами (табл. 57). Найдено уже около 15 таких предметов в различных курганах, в том числе в 3 км к северу от г. Майкопа (ОАК за 1906 г. С. 104), в Новосвободненском могильнике, близ Ульского аула (ОАК за 1909 и 1910 гг. С. 154), у сел. Чегем II (Мизиев И.М. и др., 1973. С. 13, 14), у аула Кубина (Биджиев Х.Х., 1980. С. 41), в Бамуте (Мунчаев P.M., 1968. С. 135, 136) и в других пунктах Северного Кавказа. Таким образом, псалии обнаружены и в Прикубанье, и в Центральном Предкавказье, и в Чечено-Ингушетии. Характерно, что во многих случаях они найдены попарно. Специ-
альный просмотр через бинокуляр псалий из Бамута, проведенный в лаборатории Института археологии РАН, показал, что на них имеются остатки кожи. Остатки кожи прослежены также в бронзовом котле, в котором находились псалии, происходящие из кургана у аула Кубина (Биджиев Х.Х., 1980. С. 41).

Нигде за пределами Северного Кавказа в памятниках III тысячелетия до н.э. металлических псалий до сих пор не зафиксировано. Хотя мне и ряду специалистов представляется, что отмеченные бронзовые петлеобразные предметы являются именно псалиями, но есть среди коллег и сомневающиеся в этом, которые пишут о них - “так называемые псалии” или просто берут слово псалии в кавычки. В данной связи нельзя пройти мимо наблюдения, сделанного В.А. Трифоновым. Исследуя некоторые вопросы переднеазиатских связей майкопской культуры, он справедливо обратил внимание на распространенную в месопотамском искусстве группу изображений символов в виде колец (полуколец) со стержнем. Эта символика возникает в урукское время и, несколько видоизменяясь, существует еще долго. Он выделяет, в частности, терракотовый рельеф с изображением женского божества с парой “символов справедливости” в руках, весьма похожих на псалии майкопской культуры. В.А. Трифонов, соглашаясь с мнением о том, что изображенное божество связано с загробным миром, приходит к заключению, что если между майкопскими предметами и изображенными атрибутами существует содержательная связь, то использование первых в погребальном обряде получает определенное смысловое обоснование (Трифонов В.А., 1987а. С. 22, 23).

Возможно, представленные в группе позднемайкопских погребений бронзовые петлеобразные предметы типологически перекликаются и даже связаны с месопотамскими “символами справедливости”. Но фактом остается то, что до сих пор в погребальных и других памятниках Месопотамии не обнаружены скрученные из бронзового прута предметы, аналогичные найденным в курганных захоронениях раннебронзового века Северного Кавказа. Следует отметить, однако, что весьма напоминающие их бронзовые предметы круглого сечения в виде больших колец с заходящими друг за друга концами найдены в отдельных гробницах Аладжи (Анатолия), причем также попарно. Как бы не решился в дальнейшем вопрос о происхождении рассмотренной группы изделий, представляется несомненным, что обнаруженные в позднемайкопских погребениях бронзовые петлевидные предметы, определяемые нами как псалии, являются продукцией местной металлообработки. Если наша интерпретация этих бронзовых предметов верна, то они представляют собой древнейшие металлические псалии (Мунчаев P.M., 1973. С. 73; 1975. С. 390).
Майкопская культура

лических украшений из позднемайкопских памятников, остановимся еще на отдельных типах изделий, представленных в этих комплексах единичными образцами. Это прежде всего бронзовые наконечники копья с длинным черенковым насадом. Их найдено четыре - в курганах у станиц Новосвободной и Псебайской и Псекупском могильнике, в также случайно в г. Баксан (Попова Т.Б., 1963. Табл. XI, 7; Иессен А.А., 1950. С. 172; Ловпаче Н.Г., 1985. Табл. IV, 4\ Кореневский С.Н., 1988в. С. 11; Рис. 3, 12). Они отличаются массивным стержнем круглого сечения и четырехгранным насадом для укрепления в древке. По форме и другим особенностям эти копья находят близкие аналогии в соответствующих категориях оружия из памятников 1П тысячелетия до н.э. Закавказья и Передней Азии (Попова Т.Б., 1963. С. 31; Махмудов Ф.Р. и др., 1968. С. 19, 20; и др.). В данном случае подчеркнем лишь то, что бронзовых наконечников копья в Закавказье обнаружено значительно больше, чем на Северном Кавказе, включая Дагестан. Их известно там в настоящее время около 10 экземпляров.

Отметим и единичную находку бронзового черенкового наконечника стрелы ромбической формы, сделанную в погребении 2 кургана 5 у сел. Киш-пек (Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х., 1984. Рис. 7, 7).

Особый интерес представляет находка в виде круга - колеса с четырьмя спицами и втулкой, обнаруженная в Новосвободненском кургане 31 (Резепкин А.Д., 1991в. Рис. 8, 4). Не “штандарт” ли это, принадлежавший погребенному в богатейшем дольмене кургана представителю “майкопской” знати? Ничего подобного до этой находки в памятниках Северного Кавказа встречено не было. Аналогии данному предмету не известны также ни в Закавказье, ни на Ближнем Востоке.

Наконец, отметим уникальный бронзовый диск диаметром 15 см, происходящий из кургана 5 у сел. Чегем I (Мизиев И.М. и др., 1973. С. 12; Кореневский С.Н., 1981. С. 275). Он вырезан из листовой бронзы толщиной около 1 мм и немного вогнут. Назначение его неясно, хотя авторы раскопок рассматривают его как блюдо (Мизиев И.М. и др., 1973. С. 12). Считается, что данный предмет по своей форме вписывается в серию изделий ираномесопотамского круга, датируемых концом IV—III тысячелетия до н.э. (Кореневский С.Н., 1981. С. 276).

Украшения. Значительную категорию находок из металла, главным образом золота и серебра, составляют в позднемайкопских комплексах украшения.

Небольшой серией представлены булавки. Отметим прежде всего шесть серебряных посохо-видНых булавок из новосвободненских дольменов 1 и 2, погребения 5 в кургане 31 (в каждом найдено по две). Один конец их заострен, а на другом -утолщенном конце имеется отверстие (табл. 48, 41-43). Аналогичные булавки за единичным исключением не встречены в других майкопских па-
мятниках, но они (бронзовые) известны в северо-кавказских комплексах II тысячелетия до н.э. Эти булавки, по всей вероятности, переднеазиатского или, точнее, месопотамского происхождения; прямые аналогии им есть, в частности, в Двуречье (Попова Т.Б., 1963. С. 42). Таково, очевидно, и происхождение золотых булавок в виде иглы с ушком на конце, обнаруженных в кургане 1 у Новосвободной и в курганах у селений Чегем I (табл. 48, 51) и Кишпек (Попова Т.Б., 1973. Табл. II, 5; Мизиев И.М. и др., 1973. Рис. 9, 7; Чеченов И.М., 1980. Рис. 6, 76; Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х., 1984. Рис. 12, 7). Серебряная булавка, но слегка изогнутая (табл. 48,44) найдена также в кургане 15 Бамутско-го могильника (Мунчаев P.M., 1975. С. 304, 305. Рис. 72,8), а в кургане у ст-цы Махошевской - бронзовая игла с ушком (Иессен А.А., 1935. Рис. 4, 9).

Отдельную группу украшений представляют золотые пластинки и ленты. Они происходят в основном из Кабардино-Балкарии, в частности из Нальчикской гробницы. Найденные там три тонкие пластинки имеют удлиненно-листовидную форму (Чеченов И.М., 1973. Рис. 27,1-3). Интересны золотая лента, свернутая в пятивитковую спираль, две золотые ленты длиной 50 и 100 см, также свернутые в спираль, и 63 тончайшие золотые пластинки длиной от 2 до 12 см и шириной от 0,4 до 1,7 см (Чеченов И.М., 1973. Рис. 29). Такие же золотые ленты и пластинки обнаружены и в некоторых курганах у селений Чегем I и Кишпек (Мизиев И.М. и др., 1973. С. 19. Рис. 9, 7-9; Чеченов И.М., 1980. Рис. 6, 4-12). А две золотые свернутые пластинки в виде “обоймиц” найдены в кургане 14 в Бамуте (Мунчаев P.M., 1975. С. 301). Правильно отмечено, что почти все золотые (и реже серебряные) пластинки в виде обрывков лент за редким исключением найдены пока лишь в позднемайкопских погребениях Кабардино-Балкарии (Чеченов И.М., 1984. С. 227).

Для чего служили эти пластинки и ленты, остается неясным. И.М. Чеченов, например, полагал, что они украшали матерчатую основу какого-то шатрообразного сооружения в Нальчикской гробнице, которое поддерживалось деревянными прутьями, обмотанными золотыми лентами (Чеченов И.М., 1970. С. 118, 119). Крайне интересно то обстоятельство, что аналогичные тонкие золотые пластинки обнаружены в значительном количестве в могилах Ура (Месопотамия). Из таких пластинок там были сделаны “головные уборы”. Возможно, ими украшали одежду и головные уборы.

ских курганах в Чечено-Ингушетии (Мунчаев P.M., 1975. С. 406). В одном случае височное кольцо обнаружено и в бытовом памятнике - в Очажном гроте Воронцовской пещеры (Соловьев JI.H., 1958. Табл. Ш, 12). Интересно, что все украшения подобного типа являются золотыми. В отдельных богатых комплексах, как, например, в новосвободненских дольменах, представлены три типа височных колец: кольца с подвеской из камня - лазурита, спиральные кольца и простые, часто массивные кольца различных размеров с незамкнутыми концами (Попова Т.Б., 1963. С. 41; Мизиев И.М. и др., 1973. Рис. 9, 12-17; и др.). Первые два типа колец сравнительно малочисленны и являются, возможно, импортными. Среди них можно отметить серьгу, изготовленную из тонкой золотой проволоки с подвеской из красного камня цилиндрической формы, перехваченной золотой пластинкой (табл. 48,49). Она найдена в кургане 5 (погребение 3) у сел. Чегем I (Бетрозов Р.Ж., Нагоев А.Х., 1984. Рис. 4, 8). Что же касается последних, распространенных во всем ареале майкопской культуры, то они изготовлены, вероятно, на Северном Кавказе, к тому же из золота, добытого на месте (Мунчаев P.M., 1975. С. 407).

Среди украшений представляют интерес привески из кварцевого стекла в золотой оправе и серебряные биконические пронизи (табл. 48,16-19), аналогичные переднеазиатским и обнаруженные в кургане 1 у ст-цы Новосвободной (Попова Т.Б., 1963. С. 40, 41. Табл. II, 6). Обращают на себя внимание украшения из погребения 5 кургана 31 в том же могильнике Клады, в частности золотые, серебряные и бронзовые бляшки диаметром 1-1,3 см, часто на деревянной основе и орнаментированные пунсоном; две золотые на кольцах подвески в виде кинжальчика вытянуто-листовидной формы (кольцо крупной подвески диаметром 3,5 см, длина кинжальчика 5 см), подвеска из коренного зуба человека в золотой оправе и др. (Резепкин А.Д., 19916. С. 185, 186).

Наиболее многочисленны бусы. О каменных бусах говорилось выше. Все металлические бусы являются золотыми и реже - серебряными и происходят из богатых погребений Новосвободненско-го могильника, Нальчикской гробницы, отдельных курганов в бассейне Чегема и Баксана и др. В погребении 5 кургана 31 могильнйка Клады, например, обнаружено 40 золотых бусин шаровидной формы диаметром от 0,5 до 2,2 см. Там же найдены девять полых серебряных бусин уплощенно-шаровидной формы диаметром от 0,6 до 1,2 см, заполненных органической массой, а также два серебряных “столбика”, квадратных в сечении, длиной 1,5 см, отдельные стороны их украшены поперечными полосками (Резепкин А.Д., 19916. Рис. 10, 2, 8-11). Из дольменов же Новосвободной происходят 55 дутых круглых бус (Попова Т.Б., 1963. С. 41). Укажем еще, что в Нальчикской гробнице были найдены 265 мелких золотых бусинок шаро- и
дисковидной формы и две биконические бусины (Чеченов И.М., 1973. С. 18). В других памятниках представлены также массивная литая шестигранная бусина биконической формы (табл. 48,2) и бочонкообразная дутая бусина (табл. 48, 4) с рифленой поверхностью (Мизиев И.М. и др., 1973. Рис. 9, 2,11) и др.

Таковы изделия из металла, представленные в памятниках майкопской культуры вообще и комплексах позднего этапа ее развития в особенности . Удивляют их общее количество и поразительное разнообразие. Мы не знаем на территории бывшего СССР культуры раннебронзового века, которая могла бы сравниться с майкопской по количеству и столь широкому ассортименту металла. Целый ряд видов изделий отличается довольно специфическими формами, характерными только для майкопской культуры и являющимися, безусловно, продукцией местной металлообработки. Разителен контраст между каменным и металлическим инвентарем майкопской культуры. Если первый характеризуется архаизмом многих типов орудий, то металл, напротив, отличается достаточно развитыми формами.

Приведенные данные убедительно свидетельствуют о высоком уровне развития металлообработки на Северном Кавказе в эпоху ранней бронзы. При этом необходимо подчеркнуть, что до сих пор мы лишены возможности восстановить здесь документально основные стадии металлургического процесса, начиная от добычи руды и ее выплавки и кончая изготовлением отдельных изделий. В майкопских памятниках сделаны редкие находки льячек (Формозов А.А., 1965. С. 114), а литейных форм не найдено совсем в отличие от Закавказья и Дагестана. Но это не может вызвать сомнение в том, что в изучаемую эпоху Северный Кавказ наряду с Закавказьем являлся крупным центром ме-таллопроизводства. В ареале майкопской культуры в настоящее время намечается по крайней мере два очага металлообработки, локализуемых в Прикубанье и Кабардино-Пятигорье.

Рассмотрим последнюю, не менее важную категорию материала из памятников майкопской культуры - керамику.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)