Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Археология » Исследование Майкопской культуры Российскими учеными

Исследование Майкопской культуры Российскими учеными

Исследование Майкопской культуры Российскими учеными
Археология
zara
Фото: Адыги.RU
09:46, 09 февраль 2015
4 284
0
Заключения Б.Е. Деген-Ковалевского и М.И. Артамонова были направлены на пересмотр всей периодизации культурно-исторического развития Кавказа в бронзовом веке. Против этого выступил А.А. Иессен в своем известном труде, посвященном хронологии “больших кубанских курганов” (Иессен А.А., 1950). Показав смешанный характер комплекса Третьего Разменного кургана, он, в частности, доказал ошибочность и полную несостоятельность выводов Б.Е. Деген-Ковалев-ского и М.И. Артамонова. Значение работы А.А. Иессена, однако, заключается не только и даже не столько в этом.
Исследование Майкопской культуры Российскими учеными
Заключения Б.Е. Деген-Ковалевского и М.И. Артамонова были направлены на пересмотр всей периодизации культурно-исторического развития Кавказа в бронзовом веке. Против этого выступил А.А. Иессен в своем известном труде, посвященном хронологии “больших кубанских курганов” (Иессен А.А., 1950). Показав смешанный характер комплекса Третьего Разменного кургана, он, в частности, доказал ошибочность и полную несостоятельность выводов Б.Е. Деген-Ковалев-ского и М.И. Артамонова. Значение работы А.А. Иессена, однако, заключается не только и даже не столько в этом.

А.А. Иессен дал первую сводку памятников майкопской культуры, расчленив их на две подгруппы: раннюю — майкопскую и позднюю — ново-свободненскую. Он показал, что “большие кубанские курганы” и другие рассмотренные им памятники характеризуют ранний этап эпохи металла на Северном Кавказе и относятся ко второй половине III - началу II тысячелетия до н.э. Тем самым был положен конец продолжавшимся около 50 лет спорам о культурно-хронологическом месте “больших кубанских курганов”. Бесспорно поэтому, что работа А.А. Иессена знаменует собой важный рубеж в истории изучения раннебронзового века Северного Кавказа.

В данном труде, кстати, А.А. Иессен отметил, что культуру, представленную “большими кубанскими курганами” и другими связанными с ними памятниками, можно было бы назвать раннекубанской культурой (Иессен А.А., 1950. С. 197). Однако это название, также как и понятие «культура “больших кубанских курганов”», не утвердилось за культурой раннебронзового века Северного Кавказа.

Развернувшиеся в послевоенные годы археологические работы привели к исследованию в различных областях Северного Кавказа многочисленных погребальных и, что принципиально важно, бытовых памятников эпохи ранней бронзы. В начале 50-х годов Е.И. Крупновым был поставлен вопрос о том, что эту культуру следует именовать майкопской (Крупнов Е.И., 1954. С. 45-70) и с тех пор она действительно стала так называться.

Говоря о полевых исследованиях послевоенных лет, следует прежде всего отметить работы
Е.И. Крупнова. В 1947-1948 гг. им были раскопаны в Кабардино-Балкарии погребения майкопской культуры, позволившие сделать важные стратиграфические наблюдения и содержавшие ценные материалы (Крупнов Е.И., 19486. С. 281-321; 1949в. С. 85-100; 1950а. С. 195).
Исследование Майкопской культуры Российскими учеными

Совершенно неожиданные результаты были получены в юго-восточных районах Северного Кавказа, в частности при раскопках Лугового поселения в Ингушетии, проведенных в 1952-1957 гг. (Крупнов Е.И., 1954; 1957). Они показали, что майкопская культура была распространена и в данной области Кавказа. Более того, это поселение оказалось уникальным памятником в том смысле, что органически сочетало в себе элементы как куро-аракской культуры, так и майкопской (Мунчаев P.M., 1961). Стало очевидным, что на данной территории эти культуры раннебронзового века Кавказа пришли в активное взаимодействие и привели в результате к сложению такого синкретического комплекса, как Луговое поселение. Это и позволило поставить в широком аспекте проблему связей и взаимовлияний культур эпохи ранней бронзы Закавказья и Северного Кавказа (Крупнов Е.И., 19646; Мунчаев P.M., 1961; 1975).

В последующие годы экспедиция под руководством Е.И. Крупнова исследовала в Чечне и Ингушетии большую группу памятников эпохи ранней бронзы. Среди них погребения на Тереке (Крупнов Е.И., Мерперт Н.Я., 1963) и у сел. Бачи-Юрт (Марковин В.И., 1963), поселения I и II (нижние слои) у сел. Сержень-Юрт (Мунчаев P.M., 1962; Мерперт Н.Я., 1962; Иерусалимская А.А., Козен-кова В.И., Крупнов Е.И., 1963; Козенко-

ва В.И., Крупнов Е.И., 1964; 1966; Мунчаев P.M.. 1975), Бамутский курганный могильник эпохи бронзы (Мунчаев P.M., 1961а,б; 1962; 1968; 1986: и др.). Материалы отмеченных памятников вошли в научный оборот. Укажем, что уже изданы полностью материалы Лугового поселения (Мунчаев P.M., 1961) и ранних слоев серженьюртовских поселений (Мунчаев P.M., 1975) и все комплексы майкопской культуры Бамутского могильника (Мунчаев P.M., 1975. С. 286-307). Кстати, в последующем близ с. Бамут и других пунктах Чечни и Ингушетии раскопан еще ряд майкопских погребений (Виноградов В.Б. и др., 1988. С. 114-116: Бурков С.Б., 1991. С. 61-63).
Исследование Майкопской культуры Российскими учеными
Исследование Майкопской культуры Российскими учеными

Исключительно важные данные для изучения майкопской культуры были получены начиная с 50-х годов и в других областях Северного Кавказа вплоть до Таманского полуострова. В результате была значительно обогащена и расширена источ-никовая база по исследованию раннебронзового века Предкавказья.

В различных районах Северо-Западного Кавказа открыта и исследована большая группа памятников эпохи ранней бронзы. Это, в частности, по гребения на п-ове Фонтан (Кубланов М.М., 195° С. 219, 220), у пос. Сенная на Тамани (Сокольскин Н.И., 1965. С. 115), в Анапском районе (Круш-кол Ю.С., 1963. С. 83-85), гробница Псыбе на Черноморском побережье (Тешев М.К., 1986. С. 52-56; Марковин В.И., 1991. С. 51, 52), курганы в зоне За-кубанской оросительной системы (Мельник В.И. и др., 1987. С. 145, 146), подкурганные захоронения у ст-цы Михайловской Курганинского района (Каминский В.Н., 1987. С. 139) и южнее ст-цы Отрадной на Урупе (Каминская И.В., 1984. С. 39, 40). Отметим работы экспедиции ГМИНВ в 1981-1984 гг. близ с. Уляп (Ульский аул) Красногвардейского района Адыгеи, где раскопано более десяти погребений майкопской культуры, в том числе раннего этапа (Лесков А.М., 1984. С. 11, 12; 1985. С. 49; Днепровский К.А., 1984. С. 36, 37; Бианки А.М., Днепровский К.А., 1988. С. 71-85). Не менее результативными оказались исследования памятников раннебронзового века в соседнем Шовгеновском районе (Нехаев А.А., 1985. С. 59, 60; 1988. С. 23, 24; Днепровский К.А., 1991. С. 69-71; и др.), в частности в с. Красногвардейское, где раскопан курган с раннемайкопскими погребениями (Нехаев А.А., 1986. С. 244-248). Отметим и два бескурганных погребения, раскопанных в 1981-1988 гг. в устье р. Псекупса на южном берегу Краснодарского водохранилища (Ловпаче Н.Г., 1985. С. 17).

Особо выделим исследования известного курганного могильника в урочище Клады у ст-цы Новосвободная в Прикубанье. В 1950 г. А.А. Иессен провел его обследование и снял план курганной группы (Иессен А.А., 1955; Попова Т.В., 1963. Рис. 2; табл. 43, 5). Раскопки могильника были возобновлены в 1979 г. Кубанской экспедицией ЛОИА АН СССР и продолжаются поныне*. В результате изучена значительная серия комплексов, включая дольменообразные гробницы (в курганах 31 и 35), стены одной из которых были расписаны красной и черной красками (Бочкарев B.C., Резепкин А.Д., 1980; Бочкарев B.C. и др., 1983а,б; 1987; Резепкин А.Д., 1981; 1983; 1986; 1987а,б; 1989; 1990; 19916; Кондратов А.В., Резепкин А.Д., 1988). Добытые здесь новые материалы, включающие в себя оригинальные изделия из камня, бронзы, серебра и золота, заметно превосходят по количеству и разнообразию находки из курганов, раскопанных Н.И. Веселовским. Они уже обобщены в специальном, диссертационном исследовании (Резепкин А.Д., 1989).

Исключительно важное значение имели раскопки в Прикубанье группы поселений майкопской культуры. Ведь до этого знания о бытовых памятниках этой культуры ограничивалось Долинским поселением в г. Нальчике и исследованными в 50-е годы в районе Адлера стоянками Воронцовской пещеры (Соловьев Л.Н., 1958). В 1957-1964 гг. экспедиция под руководством А.Д. Столяра и А.А.
Формозова обследовала в бассейнах притоков Кубани, особенно р. Белой, более десяти поселений майкопской культуры (Формозов А.А., Столяр А.Д., 1960; Столяр А.Д., 1961; Формозов А.А., 1962; 1965; 1972; Формозов А.А., Черных Е.Н., 1964; и др.). Это Скала, Хаджох, Даховская пещера, Ме-шоко и другие, включая поселение Ясенова Поляна в бассейне Фарса, раскопанное в 1962-1966 гг. П.А. Дитлером (Нехаев А.А., 1990. С. 14). Изучение их позволило поставить вопросы о хозяйстве населения Прикубанья в эпоху раннего металла (Формозов А.А., 1962а), о периодизации майкопских поселений (Формозов А.А., 19626) и т.д.

Обобщив материалы из указанных поселений Прикубанья, А.А. Формозов показал “двуприрод-ность” майкопской культуры и выделил последовательные этапы в ее развитии (Формозов А.А.,

1965). Он охарактеризовал ее как единую культуру эпохи раннего металла Северного Кавказа. Мы специально подчеркиваем данное обстоятельство, ибо в 60-е годы были предприняты попытки установить наличие в Прикубанье и Предкавказье в целом вместо единой майкопской культуры двух самостоятельных культур раннебронзового века Северного Кавказа (Столяр А.Д., 1964. С. 31, 32; Артамонов М.И., 1967. С. 3; Латынин Б.А., 1967. С. 95; и др.). Но эти попытки не были достаточно аргументированы (Мунчаев P.M., 1975. С. 50).

Следует отметить, что ряд поселений эпохи раннего металла раскопан в Краснодарском крае и в последующие годы. К ним, в частности, относятся поселения Свободное в Красногвардейском р-не, исследовавшееся с 1981 г. (Нехаев А.А., 1981-1983; 1987; 1990; 1993) , Болыпетегинское южнее ст-цы Отрадная, открытое в 1983 г. (Динков А.Б., 1987), Гуамский грот в Апшеронском р-не (Трифонов

В.А., 1987; 1988; 1990), у пос. Каменномостский (Ловпаче Н.Г., 1981), Унакозовская пещера в Майкопском р-не (Ловпаче Н.Г., 1987; 1992), поселение на Серегинском поле в Шовгеновском р-не (Днепровский К.А., 1991; Днепровский К.А., Яковлев А.А., 1988) и др. Отдельно выделим пос. Мыс-хако в Новороссийске - первое майкопское поселение на Черноморском побережье. Оно было открыто в 1969 г. (Онайко Н.А., 1974). В 1979 г. здесь А.В.Дмитриевым были проведены новые раскопки, а с 1990 г. экспедицией ИА АН СССР начаты широкие исследования поселения Мысхако (Гей

А.Н., 1991. С. 66-68). Укажем, кстати, что в районе Новороссийска зафиксировано уже не менее семи пунктов с находками предметов майкопской культуры (Дмитриев А.В., 1984. С. 33).

В первых публикациях автор раскопок отнес это поселение к майкопской культуре (Нехаев А.А., 1963; и др.). В дальнейшем анализ всех категорий археологических данных показал, что поселение Свободное тяготеет в культурном отношении не к югу (Северному Кавказу), а к северо-западу. Отнеся его к домайкопскому периоду, А.А. Нехаев полагает, что “появление в Закубанье племен, основавших поселение Свободное, также могло быть следствием определенных миграций” (Нехаев А.А., 1992. С. 83).
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)