Черкесские лошади в Грузии

Черкесские лошади в Грузии
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
10:09, 05 март 2020
7 054
0
(по историко-этнографическим и фольклорным данным) Грузинские цари и владетельные князья довольно хорошо осознавали военно-политическое значение тесного союза с горцами, проживающими на северных склонах Кавказа. Этой цели служили браки между представителями грузинских и черкесских правящих династий, имеющих особо интенсивный характер в ХVI-ХVIII столетиях [11, 42-59].
(по историко-этнографическим и фольклорным данным)

Грузинские цари и владетельные князья довольно хорошо осознавали военно-политическое значение тесного союза с горцами, проживающими на северных склонах Кавказа. Этой цели служили браки между представителями грузинских и черкесских правящих династий, имеющих особо интенсивный характер в ХVI-ХVIII столетиях [11, 42-59].

Между этими народами существовали также торгово-экономические отношения. Например, в Грузии, как и во многих других странах, высоко ценились прославленные черкесские лошади.

Французский путешественник Жак Франсуа Гамба, посетивший Кавказ в 1820-1824 годах, в своей книге "Путешествие в Закавказье" писал: "На черкесские лошади большой спрос: они крепки на ногу, красивы, имеют мощное строение и легко переносят бег и усталость. Голова этих лошадей похожа на изогнутый клюв вороны, по осанке же они напоминают английских лошадей. Черкесы очень заботятся о том, чтобы их породы лошадей не выродились...

В Крыму... за одну лошадь платят примерно 200 пиастров, а лошади некоторых наилучших пород этой страны стоят примерно восемь рабов" [3, 256-257].

Из-за их достоинств черкесских породистых лошадей систематически ввозили в Грузию.

Войны с внешними врагами сделали черкесов прекрасными воинами. Они своих детей приобщали к военному делу с раннего детства и особое внимание уделяли их военной закалке. Самым лучшим видом их войск была кавалерия [14, 263].

Черкесские воины на отборных черкесских лошадях наводили страх даже на численно пре­восходящих противников.

Грузинские правители часто использовали черкесскую кавалерию в своих военных целях. Среди них выделялся знаменитый царь Картли и Кахети (Восточная Грузия) Ираклий II (1720-1798), находящийся на престоле в течение 54 лет (1744-1798).

Несмотря на то, что в качестве наемников он использовал все кавказские народы, предпочтение он оказывал черкесам, считая их отменными, преданными воинами. Тут же отметим, что к крови Ираклия II была примешана и черкесская кровь, в частности, его бабушка со стороны матери, царицы Тамар (1696-1746), – царица Русудан (ум. 1740), супруга царя Картли Вахтанга VI (1675-1737), была дочерью кабардинского князя.

Ираклий II и его отец – Теймураз II (1695-1762), царь Картли (1744-1762), помощь черкесской конной дружины использовал в нескольких боях. Среди них нужно отметить кровопролитную битву с дружиной владетеля Шекинского ханства Хаджи-Челеби, состоявшуюся 1 сентября 1752 года в Шамшадило, близ Тулкитафа (территория нынешнего Азербайджана), которая закончилась блестящей победой коалиционного войска грузин и черкесов [8, 202; 4, 49; 1, 49].

Замечательный воин и всадник, Ираклий II высоко ценил черкесских лошадей. По его повелению, отборные лошади из Кабарды систематически поставлялись в Грузию через Дарьяльское ущелье.

После упразднения Арагвского эриставства (княжества) в 1743 году и объявления его владением царевичей милахвару (чиновнику-хозяйственнику) царевичей Вахтанга (1742-1760) и Левана (1756-1781), азнауру (дворянину) Бабане Чилашвили традиционно поручалось взимание таможенной пошлины при вводе в Грузию кабардинских лошадей [10, 149-150].

Третий, последний владетель этого поместья, сын Ираклия II от третьего брака, царевич Вахтанг/Алмасхан (1761-1814) издал 30 апреля 1782 года грамоту, из которой следует, что он снова назнач­ил своего преданного азнаура Бабану Чилашвили милахваром и, наряду с другими обязанностями, поручил сбор таможенной пошлины за лошадей, ввозимых из Кабарды [10, 150].

Черкесские князья с большим уважением относились к царю Ираклию II и его потомкам. Они имели близкие дружеские отношения с царевичами, особенно с наследником престола царевичем Георгием (1746-1800), впоследствии царем Картли и Кахети – Георгием ХII (1798-1800).

Тут же необходимо отметить, что царевич Георгий в юности был обручен с черкесской княжной, ко­торой не суждено было стать его женой, она скончалась до того, как ее привезли в Грузию.

Биограф Георгия ХII Платон Иоселиани пишет: высокий, плотный царь до 40-летнего возраста был худым и стал полнеть с 1785 года, уже не так легко садился в седло, а также потерял проворность. Лошади местной породы не выдерживали его на себе [5, 24], поэтому тесть его брата, царевича Александра (1770-1844), "владетель Черкеси-Кирмана", князь Уц, издавна находящийся в близких отношениях с грузинским царским двором, подарил ему шесть породистых, рослых, сильных кабардинских лошадей, среди которых две лошади были белой масти [5, 191].

Своего преданного черкесского друга царь Георгий ХII одарил щедро.

Как передает источник: "Царю это было приятно и сам одарил его. Женщинам его семьи подарил четыре алмазных с яхонтом кольца равной цены и мастерства и жемчужное ожерелье. Ему самому подарил большой дорожный серебряный кубок (азарпеша), позолоченный внутри, и ружье, которое ему ранее преподнес английский купец, побывавший в Тбилиси во времена царствования Ираклия II" [5, 191].

Не оставили без подарков и черкесских всадников, приведших лошадей. Их одарили богатой одеждой, соответствующим им оружием и сопровождали к Лиахвскому ущелью, то есть по той дороге, которой они прибыли. Их возвращение домой с миром царь поручил князю из Лиахвского ущелья Иасе Мачабели и князю Давиду Амиреджиби.

Описанный исторический факт Платону Иоселиани поведал сын Георгия ХII царевич Михаил (1783-1862) [5, 191].

Сын Георгия ХII царевич Иоанн (1768-1880) был известным государственным и военным деятелем того времени, топчибашем (командующим) грузинской артиллерии. В то же время, как известный ученый-энциклопедист, занимался законотворчеством.

10 мая 1799 года царевич Иоанн представил своему венценосному отцу проект государственных преобразований Картлийско-Кахетинского царства, именуемый им "Сжулдеба" ("За­­коноположение"). Этот проект имел целью модернизацию и европеизацию государственного устройства царства.

Наряду с другими реформами, требующими неотлагательного проведения, царевич предлагал укрепить взаимоотношения с северокавказскими народами, в первую очередь с черкесами. Он считал, что интенсивные контакты с горцами нужно препоручить царевичу Вахтангу/Алмасхану, правителю Арагвского эриставства.

В законоположении читаем: "За Арагвское эриставство ответ снова держать Вахтангу... С него же спрашивать за дела (связанные) с Черкесией и Тагаур-Куртаульскими кистинцами" [2, 34].

Лошадь черкесской породы изображена и в грузинской геральдической символике.

После упразднения Картлийско-Кахетинского царства и его включения в состав Российской империи (1801) в Большом и Среднем государственных гербах России традиционно изображали герб Грузинского царства, в основе которого лежал Большой государственный герб Картлийско-Кахетинского царства времен царя Ираклия II.

В Большом государственном гербе России были изображены гербы различных владений, входящих в состав Российской империи, среди которых самое пространное описание имел "Герб Царства Грузинского". На нем, наряду с гербами Грузинских царств, были изображены и гербы кавказских владений, которые когда-либо входили в состав Грузии или находились в ее подчинении: Северный Кавказ и ханства, находящиеся на территории нынешнего Азербайджана и Армении. В их числе была и черкесская символика, в частности, "герб Кабардинских земель" и "герб Черкасских и горских князей" [13, 297-298].

В официальном описании Большого государственного герба Российской империи читаем: "Герб Царства Грузинского – щит четверочастный, с оконечностью и малым в середине щитом:

в среднем малом щите – герб Грузии: в золотом поле святой Георгий Победоносец в лазуревом вооружении, с золотым на груди крестом, в червленой мантии, сидящий на черном коне, покрытом багряной с золотом бахромою и поражающий червленым копьем зеленого, с черными крыльями и червлеными глазами и языком дракона;

в первой части – герб Иверии: в червленом щите серебряный скачущий конь; в углах, верхнем левом и нижнем правом, серебряные восьмилучевые звезды;

во второй части – герб Карталинии: в золотом щите огнедышащая гора, пронзенная крестообразно двумя черными стрелами, остриями вверх;

в третьей части – герб Кабардинских земель: в лазурном щите, на двух серебряных крестообразно, остриями вверх положенных стрелах – малый золотой щит с червленым, обращенным вправо полумесяцем; в трех четвертях серебряные шестилучевые звезды;

в четвертой части – герб Армении: в золотом поле червленый коронованный лев;

в оконечности – герб Черкасских и Горских князей: скачущий на черном коне черкес, в серебряном вооружении, червленой одежде и черной из меха мантии, с черным копьем на правом плече" [12, 39].

Этот многообразный герб, увенчанный грузинской царской короной, представляет собой уникальный геральдический образец. Он символически олицетворяет весь Кавказ, объединенный под царской короной тысячелетней династии Багратионов. Тем самым правители Российской империи на значительнейшем ее символе – государственном гербе официально зафиксировали, что среди стран Кавказского региона Грузия традиционно являлась государством-гегемоном.

После завоевания Российской империей грузинских царств и княжеств, лошади черкесской породы продолжали поступать в них.

Английский путешественник Ричард Уильбрахам путешествовал по Грузии в 1837 году. В своем дневнике он пишет, что во время своего путешествия по Восточной Грузии, в частности Кахетии, встретил черкесского знатного вельможу на замечательном коне. Он пишет: "Молодой черкесский князь... удивил и восхитил меня своей мастерской, смелой скачкой, лучше которой я видел редко; он на всей скорости гнал лошадь по петляющей дороге, выделывая при этом акробатические трюки" [9, 33].

Известный грузинский поэт, военный и общественный деятель Григорий Орбелиани (1804-1883) в 1831 году на пути в Санкт-Петербург проезжал Кабарду. В дневнике он писал: "Кабардинцы по природе разумны и смелы... Их дело – оружие, лошади и война. Раньше они были богаты табунами, однако войны с Россией настолько их обеднили, что найти в Кабарде хороший табун породистых лошадей уже трудно... Кабардинцы воюют верхом на лошадях" [7, 165-166].

Породистые черкесские лошади были известны не только в среде грузинских царей, князей и дворянства, но и в низших социальных слоях. Об этом свидетельствует сохранившееся в грузинском фольклоре стихотворение "Желание", в котором переданы мечты крестьянина.

В одном из вариантов этого стихотворения, записанном автором этой статьи в селе Цинандали от Георгия Николаевича Гогбаидзе (1914-1994) в 1990 году, крестьянин мечтает: "Хотя бы ис­полнилась моя мечта: Мухран батони (владетельный князь Мухранский) стал бы моим крепостным, князь Амилахвари – слугой, на черкесской породистой лошади я бы скакал по горам и долинам, покорил бы я Персию и собрал дань; телианское "Саперави" по трубе текло бы ко мне в дом; насытился бы я шашлыком из дичи и пировал бы я с песнями, опьянел бы от "Цинандали" и заснул в Ахмета, а прославленная черкесская девушка лежала бы рядом со мной..." [11, 166].

В Грузии создано множество произведений на черкесскую тематику, в которых прославляются присущие черкесам рыцарство и красота.

Эта тема занимает почетное место в творческом наследии выдающегося грузинского писателя Георгия Леонидзе (1897-1966), который в своей поэзии воздал хвалу и черкесской лошади. Нап­ример, в созданном в 1927 году стихотворении "Песни электрификации" электроэнергию он сравнивал с безудержным бегом породистых лошадей и с ностальгией вспоминал знаменитых в Грузии кабардинских "выточенных" коней с золотистой гривой. Он воздает хвалу также и черкесским наездникам, которые мастерски скачут на породистых черкесских лошадях [6, 157-158].

Таким образом, то, что черкесские породистые лошади издавна славились в Грузии, под­тверждается историко-этнографическими источниками, фольклорными данными и художествен­ными произведениями.

Джавахишвили Николай Георгиевич

доктор исторических наук, профессор института истории Грузии факультета
гуманитарных наук Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили;
Главный научный сотрудник отделения новой и новейшей истории
Института истории и этнологии им. Иванэ Джавахишвили

Источники и литература:

1.Багратиони Теймураз, Новая история, текст подготовила к печати, исследованием и указателями снабдила Л. Микиашвили, Тбилиси, 1983.
2.Багратиони Иоанн, Законоположение (Проект государственных преобразований Восточно-Грузинского царства), подготовка текста, введение, словарь и указатели И. Сургуладзе, Тбилиси, 1957.
3.Гамба Жак Франсуа, Путешествия в Закавказье, т. I, перевод с французского и комментарии М. Мгалоблишвили, Тбилиси, 1987.
4.Царевич Давид, Новая история; царевич Баграт, Новое сказание, издание Т. Ломоури, Тбилиси, 1941.
5.Иоселиани Платон, Жизнь Георгия ХII, введение, редакция и примечания А. Гацерелия, Тбилиси, 1936.
6.Леонидзе Георгий, Слёзы Грузии, стихотворения, составили Н. Леонидзе и Г. Кавтарадзе, Тбилиси, 2000.
7.Орбелиани Григорий, Полное собрание сочинений, подготовка текста, введение и примечания А. Гацерелия и Д. Чумбуридзе, Тбилиси, 1959.
8.Орбелиани Папуна, Амбавни Картлисани (История Грузии), текст установила, снабдила введени­ем, словарем и указателями Е. Цагарейшвили, Тбилиси, 1981.
9.Путешествие Ричарда Уильбрахама в Грузии, перевод с английсского, введение, словарь и указа­­тели Н. Меладзе, Тбилиси, 1990.
10.Хроники истории Грузии ХVII-ХVIII веков, тексты подготовил к изданию, снабдил исследованием и примечаниями А. Иоселиани, Тбилиси, 1980.
11.Джавахишвили Николай, Очерки из истории взаимоотношений грузинского и адыгских народов, Тбилиси, 2005.
12.Дворянские роды Российской империи. т. I, Князья. Руководитель авторского коллектива П. Гребельский, под редакцией С. Думина, Санкт-Петербург, 1993.
13.Мурашев Г., Титулы, чины, награды, Санкт-Петербург, 2002.
14.Очерки истории Адыгеи, ответственный редактор С. Бушуев, Майкоп, 1957.
Из материалов VI международной научной конференции, посвященной памяти профессора З. И. Керашевой "Актуальные проблемы общей и адыгской филологии" (24-26 апреля 2008 г., Майкоп). Организаторы конференции: Министерство образования и науки Республики Адыгея, Адыгейский государственный университет, Майкоп, 2008, стр. 106-107.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)