Аул Тхагапш

Аул Тхагапш
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
09:06, 25 февраль 2016
4 436
0
Жители аула Тхагапш еще задолго до революции имели мечеть, сделанную из хвороста и обмазанную глиной. Она функционировала до строительства той мечети, которая была закрыта советскими властями. При мечети работало медресе, куда приезжали учиться даже из других аулов. Эфенди аула был Ачегу Алецук, а имамом мечети — Тешев Таль Алиевич. Рассказывает Тешев Наби: «Мой отец Маджид родился в 1897 г., прожил 110 лет. Он рассказывал мне про своего отца Тешева Таля Алиевича, который родился в г. Туапсе. Обучался 16 лет в школах духовенства в городах Екатеринодара и Санкт-Петербурга, где получил высшее духовное образование.
Жители аула Тхагапш еще задолго до революции имели мечеть, сделанную из хвороста и обмазанную глиной. Она функционировала до строительства той мечети, которая была закрыта советскими властями. При мечети работало медресе, куда приезжали учиться даже из других аулов.
Эфенди аула был Ачегу Алецук, а имамом мечети — Тешев Таль Алиевич. Рассказывает Тешев Наби: «Мой отец Маджид родился в 1897 г., прожил 110 лет. Он рассказывал мне про своего отца Тешева Таля Алиевича, который родился в г. Туапсе. Обучался 16 лет в школах духовенства в городах Екатеринодара и Санкт-Петербурга, где получил высшее духовное образование.

До 1890 г. со своей семьей он проживал в ауле Агуй-Шапсуг. В 1890 г. переехал в аул Хаджико Шапсугского района и служил в мечети до 1910 г. С 1910 г. по 1930 г. Таль жил и служил в мечети аула Тхагапш (Божьи воды) Шапсугского района, Черноморского округа. По политическим мотивам Таль Алиевич был репрессирован 3 февраля 1930 г. и выслан из Северо-Кавказского края на Урал. Он умер и похоронен на Урале, около Нижнего Тагила. Таль Алиевич был полностью реабилитирован 16 января 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. Был женат четыре раза и в этих браках родились 11 детей.
Рассказывает Тлиф Батмиз Махмудович: «В нашем ауле были совершившие обряд хаджа. Ими были трое братьев Тлиф, сыновья Сафчаха Талюстэн: Къаль и Тайхадж, а также Хейшхо Лемсэф. Старики вспоминают, что также в роду Чачух были хаджи.
Неразрывным звеном Ислама послужили почтенные старики Тешев Маджид Талевич, Тлиф Юсуф Къалевич.
После демократических перемен, 30 июля 2010 года, на побережье Чёрного моря в ауле Тхагапш Лазаревского района города Сочи состоялось торжественное открытие дореволюционной отреставрированной исторической мечети, построенной в XIX веке. В ней, впервые за долгие годы, с высоких минаретов зазвучал Азан и состоялась
пятничная проповедь. Двери мечети 80 лет назад были закрыты для мусульман, казалось бы навсегда. Но, Хвала Аллаху, 70 лет атеизма и 70 лет гонений на Ислам оказались бессильными перед Волей и Могуществом Творца. Старое деревянное здание было отреставрировано средствами мусульман.
«До 1930 года в стенах мечети наши отцы и деды читали Священный Коран, делали намаз, возносили молитвы Аллаху, — говорит главный имам Лазаревского района и города Сочи, инициатор и организатор реставрационных и ремонтных работ мечети Батмиз Мухдинович Шхалахов. В годы Советской власти, в годы репрессий мечеть была закрыта. Она нуждалась в срочном ремонте. Сердце кровью обливалось, когда я видел тогдашнее состояние мечети, в котором поклонялись Аллаху наши отцы и деды, — продолжает имам, — единственное, что оставалось в нормальном состоянии, это деревянные стены, всё остальное нужно было переделать, начиная от фундамента и заканчивая кровлей. Мы просто обязаны были отдать должное нашим предкам и дать мечети новую жизнь».
В мероприятии приняли участие много шапсугских мусульман из разных аулов, для которых в наибольшей степени открытие этой мечети являлось событием знаменательным. Также в нем приняли участие руководство ДУМ РА и КК в лице Муфтия Н.М. Емижа, Координатор мусульман по Краснодарскому краю Фарид Рашиди, имамы мечетей из других районов.
«Приоритет открытия мечети и ведения молитвы, — говорит имам, — был отдан имаму Соборной мечети города Майкопа Нихаду Тешеву, как продолжателю рода Тешевых. Имамом этой мечети со дня её основания и до последнего дня, пока мечеть не была закрыта, был Таль Тешев».
Со слов старейшины аула Нибо Батырбия мы узнали, что мечеть в ауле Большой Кичмай находилась на месте нынешнего клуба. Это была Соборная мечеть. В ней по пятницам собирались мусульмане из соседних аулов. Муадзинами в мечети были Тлиф Осмен и Кобж Исхак.
Инициатором строительства мечети стал Ачегу Алецук после его возвращения из хаджа. Последним имамом до революции был Хушт.
Алецук имел духовное образование, знал арабский язык, имел книги по Исламу, занимался просвещением. Многие аульчане прошли у него обучение. Кроме него в ауле преподавал Ачегу Умар Алиевич — хаджи. Совершившим хадж был и кто-то из рода Хушт. В ауле была и женщина-хаджи (ее называли Хьаджэнан).
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)