Аул Лиготх (Шоджаюк)
Этнография
Аул Лиготх основан в 1875 г. после выселения в 1865 г. царскими властями с прежднего места проживания. В ауле до революции действовала одна мечеть. Здесь проживали эфенди: Бжасо-эфенди, Меретуков Хатыуж. Односельчане рассказывают, что Бжасо-эфенди был человеком очень активным. Когда солдаты пришли в его дом с целью ареста, он взял подушку и кинул в окно. Солдаты подумали, что он выпрыгнул через окно, и бросились туда, а сам он выбежал из двери, скрылся от них, после чего уехал в Турцию. Нибо Шэретлук Альчесович тоже в одно время был эфенди аула, был умнейшим человеком, позже стал управляющим в трех аулах Шоджаюк (Лиготх), Калэж, Хаджико. «В ауле проживали хаджи, — вспоминает Хаху Осмэн Айсович, — это мои родственники Хаху Дзэпш Шаофыжевич, его называли Хаджецук и его брат Сулейман. Дзепш свободно читал Коран, а также знал
Аул Лиготх основан в 1875 г. после выселения в 1865 г. царскими властями с прежднего места проживания.
В ауле до революции действовала одна мечеть. Здесь проживали эфенди: Бжасо-эфенди, Меретуков Хатыуж. Односельчане рассказывают, что Бжасо-эфенди был человеком очень активным. Когда солдаты пришли в его дом с целью ареста, он взял подушку и кинул в окно. Солдаты подумали, что он выпрыгнул через окно, и бросились туда, а сам он выбежал из двери, скрылся от них, после чего уехал в Турцию.
Нибо Шэретлук Альчесович тоже в одно время был эфенди аула, был умнейшим человеком, позже стал управляющим в трех аулах Шоджаюк (Лиготх), Калэж, Хаджико.
«В ауле проживали хаджи, — вспоминает Хаху Осмэн Айсович, — это мои родственники Хаху Дзэпш Шаофыжевич, его называли Хаджецук и его брат Сулейман. Дзепш свободно читал Коран, а также знал турецкий язык. Ему пришлось некоторое время пожить в Турции. Группу паломников, среди которых он находился, не выпустили из Турции из-за вспыхнувшей к тому времени эпидемии холеры. По этой причине ему пришлось задержаться в Турции, в результате чего он, не теряя времени, выучил турецкий язык. Хадж также совершил Гырбы Тцепшау Шаофыцович.»
В ауле до революции действовала одна мечеть. Здесь проживали эфенди: Бжасо-эфенди, Меретуков Хатыуж. Односельчане рассказывают, что Бжасо-эфенди был человеком очень активным. Когда солдаты пришли в его дом с целью ареста, он взял подушку и кинул в окно. Солдаты подумали, что он выпрыгнул через окно, и бросились туда, а сам он выбежал из двери, скрылся от них, после чего уехал в Турцию.
Нибо Шэретлук Альчесович тоже в одно время был эфенди аула, был умнейшим человеком, позже стал управляющим в трех аулах Шоджаюк (Лиготх), Калэж, Хаджико.
«В ауле проживали хаджи, — вспоминает Хаху Осмэн Айсович, — это мои родственники Хаху Дзэпш Шаофыжевич, его называли Хаджецук и его брат Сулейман. Дзепш свободно читал Коран, а также знал турецкий язык. Ему пришлось некоторое время пожить в Турции. Группу паломников, среди которых он находился, не выпустили из Турции из-за вспыхнувшей к тому времени эпидемии холеры. По этой причине ему пришлось задержаться в Турции, в результате чего он, не теряя времени, выучил турецкий язык. Хадж также совершил Гырбы Тцепшау Шаофыцович.»
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?