Статус черкешенки в семье

Статус черкешенки в семье
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
01:22, 20 июль 2020
6 099
0
Черкесское племя Бесленей, самое имя объясняется тем, что это племя специально занималось воспитанием детей Гирейского рода. У Крымских ханов даже бывали из этого племени жены, игравшие большую роль в политических делах ханства (выделено нами — X. С., И. С.). Такова была мать Джаны-бек Гирея»
Статус черкешенки в семье
Черкесское племя Бесленей, самое имя объясняется тем, что это племя специально занималось воспитанием детей Гирейского рода. У Крымских ханов даже бывали из этого племени жены, игравшие большую роль в политических делах ханства (выделено нами — X. С., И. С.). Такова была мать Джаны-бек Гирея»

Представители русского реакционного романтизма старались всячески оправдать войну против горцев и те бесчеловечные методы, которые применялись царскими войсками. Отсюда идет их тенденциозность в описании характера местных жителей Кавказа как людей чрезвычайно жестоких и мстительных, чуждых гуманизма. «Девушки и женщины горских племен в описании писателей-реакционеров предстают как существа непривлекательные и неопрятные». С. И. Ивановский утверждал, что черкешенки в прошлом находились в унизительном положении: «Встает хозяйка раньше всех, раздувает очаг и готовит мужу завтрак. Сама она ест после всех, те остатки, которые собирает от завтрака». Вряд ли с таким утверждением согласится хоть один адыг (черкес) и считать это безусловным свидетельством приниженности черхесской женщины. Но лучше сошлемся ка высказывание Жоржа Сименона, который писал: «Все ли знают, что в некоторых деревнях, в Провансе, например, в крестьянских семьях, строже других блюдущих обычаи, мать семейства до сих пор стоя прислуживает за столом мужу и сыновьям и ест сама, лишь когда те закончили трапезу?.. Не думаю, что женщина, верная этой традиции, чувствует себя порабощенной. Я скорее склонен предположить, что она гордится своей ролью, ибо ей ведомо, что, в сущности, ее роль — главная». Можно привести слова Ф. Энгельса, который писал по этому поводу: «Разделение труда между обоими полами обусловливается не положением женщины в обществе, а совсем другими причинами. Народы, у которых женщины должны работать гораздо больше, чем им полагается по нашим представлениям, часто питают к женщинам гораздо больше подлинного уважения, чем наши европейцы. Дама эпохи цивилизации, окруженная кажущимся почтением и чуждая всякому действительному ТРУДУ> занимает бесконечно более низкое общественное положение, чем выполняющая тяжелый труд женщина эпохи варварства...»

«У греков мужчины от первого до последнего были проникнуты эгоизмом и холодным себялюбием, что привело, к такому падению уважения к женщине, какое вряд ли можно найти у дикарей. Это обнаруживается в строе домашней жизни греков; в среде высших классов жена подвергалась затворничеству, чтобы принудить ее к исключительности брачного сожительства, причем взаимность такой обязанности со стороны мужа не признавалась. Это указывает на то, что у греков раньше существовала брачная система туранского типа, против которой и были направлены эти меры. Вековые обычаи с такой силой отпечатались в уме греческой женщины, внушив ей убеждение в превосходстве мужчины, что она не могла освободиться от этого чувства до позднейшего периода расцвета Греции. Быть может, это была одна из жертв, которая требовалась от женского пола, чтобы эта часть человеческой расы могла подняться от синдиасмической семьи до моногамной. До сих пор остается загадкой, каким образом такая одаренная раса, духовная жизнь которой оказала влияние на весь мир, могла на вершине расцвета своей цивилизации оставаться по существу варварской по отношению к женскому полу. Нельзя сказать, чтобы с женщинами обращались жестоко или грубо в сфере предоставленных им прав, но их образование было поверхностным, общение с другим полом было им воспрещено и им так много твердили о превосходстве мужчин, что в конце концов они сами признали это. Жена не была товарищем и равной своего мужа, а находилась по отношению к нему на положении дочери; это противоречило основному принципу моногамии, как должно пониматься это учреждение в его высшей форме. Жена естественно равна своему мужу в смысле звашля, личных прав и общественного положения. Мы можем отсюда заключить, ценою каких опытов и испытаний было создано это великое учреждение современного общества» .
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)