Аул Урупский (Шъхьащэфыжь)

Аул Урупский (Шъхьащэфыжь)
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
08:55, 24 февраль 2016
9 685
0
Аул Урупский (Шъхьащэфыжь) — уникальный аул, где проживают представители почти всех субэтносов адыгского (черкесского) народа, богат яркими личностями. Он основан после завершения Кавказской войны. Единственный доступный нам на сей день исторический документ, свидетельствующий о том, что среди аульчан были хаджи еще в первой половине 19-го столетия, это: «Рапорт полковника Рихтера полковнику Круковскому», где приводятся фамилии членов делегации из восьми человек от адыгского народа к имаму Шамилю с письмом в Чечню, среди которых абадзех Хаджи Шумафов (ЦГИА Грузинской ССР, ф.1083, оп. 8, д. 36, л. 3. Подлинник). В конце XIX и начале XX века хадж к Святым местам в Мекку и Медину совершили следующие аульчане: братья Тох Пшимидович и Ильяс Пшимидович Пшунеловы и их племянник Адышес Дидуович Пшунелов, Урусов Нагой, Тлишев Харун,
Аул Урупский (Шъхьащэфыжь) — уникальный аул, где проживают представители почти всех субэтносов адыгского (черкесского) народа, богат яркими личностями. Он основан после завершения Кавказской войны.
Единственный доступный нам на сей день исторический документ, свидетельствующий о том, что среди аульчан были хаджи еще в первой половине 19-го столетия, это: «Рапорт полковника Рихтера полковнику Круковскому», где приводятся фамилии членов делегации из восьми человек от адыгского народа к имаму Шамилю с письмом в Чечню, среди которых абадзех Хаджи Шумафов (ЦГИА Грузинской ССР, ф.1083, оп. 8, д. 36, л. 3. Подлинник).
В конце XIX и начале XX века хадж к Святым местам в Мекку и Медину совершили следующие аульчане: братья Тох Пшимидович и Ильяс Пшимидович Пшунеловы и их племянник Адышес Дидуович Пшунелов, Урусов Нагой, Тлишев Харун, Хатков Хачемиз. После революции 1917 года в период существования Советской власти до 1992 года никто из аульчан не смог совершить хадж в силу антирелигиозной политики тогдашней власти.
В 1897 году в ауле Урупском открывается начальное трехклассное училище, где помимо общеобразовательных предметов преподавалось мусульманское вероучение. В нем основы ислама преподавал хаджи Харун Тлишев, а после его кончины — Ислам Бирамов. Особо следует вспомнить о личности Харуна Тлишева. Из уст в уста передавали аульчане факт проведения им намаза и проповеди в Каабе для определенной группы паломников: «Сегодня проповедь ведет Харун Тлишев из аула Шъхьащэфыжь». Этот человек был необыкновенно добрым, с чистой, светлой душой. По рассказам очень уважаемого в ауле благочестивого мусульманина Кадыра Шнахова (который хорошо читал Коран в оригинале), в день похорон Харуна Тлишева его тело светилось мягким, необыкновенно нежным светом.
Единственный из аульчан Юсуф Ильясович Пшунелов (1885-1952 гг.) до революции 1917 года окончил Каирский исламский университет «Аль-Азхар». После окончания университета прожил в Турции около десяти лет. Он смог вернуться домой только в 1925 году. Более 25 лет, вплоть до своей кончины, преподавал в 4-летней, а затем в 7-летней школе. Юсуф Ильясович, работая в школе и оставаясь глубоковерующим мусульманином, совершал 5-кратный намаз втайне от всех, прекрасно читал Священный Коран и глубоко толковал аяты и суры из Корана, свободно владея арабским языком. Он обучил немало аульчан (несколько десятков), включая детей и женщин, чтению Священной Книги, собирая у себя людей, рискуя многим. Испытал множество неприятностей, гонений из-за своих убеждений, которым остался верным до конца своих дней.
После революции 1917 года при Советской власти никто из аульчан уже не имел практически никакой возможности получить религиозное образование.
До 1917 года в ауле было четыре мечети. В 1937 году три мечети разрушили, а четвертую оставили, но закрыли. В начале 40-х годов XX века во время немецкой оккупации эту мечеть снова открыли, и она действовала до 1949 года, а затем превратили в школу. В ауле в разное время эфенди и имамами до 1917 года были: Тлишев Харун и Хатков Хачемиз, а в период с 1917 года по 1991 год: Тлишев Ибрагим, Тлишев Магомет, Тлепцеришев Яхья Пазадович, Тамазов Ахмед, Воруков Яхья, Хатуов Джамбор, Хахожев Хасан, Хатуов Юсуф (Туф) Джамборович, Огурлов Гумер Джамборович. Муадзинами в ауле в разное время были: Тамазов Ахмед, Османов Нух, Огурлов Лам, Хахожев Хасан, Пшунелов Аюб Ильясович, Липашаов Марух Исхакович, Отрешов Абдулах (Чух), Кумафов Хаджибий, Тлеужев Рамазан. Все они хорошо читали Коран в оригинале (на арабском языке).
Тяжелой оказалась судьба многих эфенди и имамов аула в годы репрессий в 20-х и 30-х годах XX столетия. Многие из них подверглись гонениям из-за своих религиозных убеждений, были арестованы и скончались в тюрьмах. Так, в Армавирском архиве сохранился документ от 15.12.1928 года, где приводится включающий 115 человек список аульчан, лишенных избирательных прав (лишенцы). В этом списке, в частности, находились эфенди Тлепцеришев Яхья и муадзин Османов Нух. Лишенные избирательных прав, они попали в тюрьму, ГУЛАГ. Тлепцеришев Яхья провел в тюрьме и лагерях более 15 лет, но все же вернулся домой. По возращении он, рискуя своей жизнью, учил людей чтению Корана и вместе с муадзином Пшунеловым Паухом исполнял все ритуалы молебна. Он скончался в ауле в 1956 году в окружении своих близких. Османов Нух (отец шестерых детей) так и не смог вернуться домой, он скончался в тюрьме. (Из 115 тогда репрессированных аульчан вернулись лишь 13 человек.)
В 1991 году мусульманская община аула решила построить новую мечеть. Землю под строительство еще при жизни передал общине Делов Мос, сказавший: «Пусть люди добрым словом вспоминают наши имена». На средства пожертвований в 1998 году была открыта новая мечеть в самом центре аула. После строительства новой мечети эфенди и имамами в ауле были: Огурлов Гумер Джамборович, который проработал эфенди и имамом в ауле в течение 25 лет, Давнежев Магомет Бакович, Исмелов Рамазан Асланбекович, Хаджалов Хазбулат, Шанов Махмуд. В настоящее время эфенди и имамом в ауле является Огурлов Сафербий Чишмаевич.
По рассказам аульчан до 1937 года, читающих Священный Коран хорошо на арабском языке, насчитывалось более ста человек, но после Второй Мировой Войны это число, к сожалению, сократилось. Их обучали Пшунелов Юсуф Ильясович и Огурлов Лам, причем сами обучающиеся впоследствии уже обучали других. Эта цепочка преемственности в изучении Корана не прерывалась никогда и продолжается по сей день. Следует отметить, что к числу аульчан, хорошо читавших Коран в оригинале к концу 80-х и в начале 90-х годов прошлого столетия, относились также бывший директор средней школы № 19 Делов Яхья Блахович и завуч этой же школы Давнежев Магомет Бакович.
В 2000 году выходец из аула Шумафов Энвер Мишаустович избирается на съезде мусульман муфтием Республики Адыгея и Краснодарского края, в должности которого он проработал до сентября месяца 2002 года. Этот период совпадает с открытием новой Соборной мечети в городе Майкопе.
Его старший брат — Магомет Мишаустович Шумафов, професор АГУ, на протяжении многих лет ведет научно-просветительскую работу среди студенческой молодежи и прихожан мечети, читая курсы лекций: «Духовные основы современных цивилизаций» и «Коран и наука» (автор книги «Взгляд на Ислам через призму наук». Майкоп, 2011.), а также является главным редактором мусульманской газеты «Свет».
Следует особо остановиться на личности широко известного с начала 60-х годов на всем Северном Кавказе мыслителя и юриста Шумафова Мишауста Канаметовича (1923-1995 гг.), много сделавшего для отстаивания и распространения идей и принципов Ислама в те трудные времена разгула атеизма в нашей стране. По исследованиям известного российского социолога и публициста Ахмада (Дмитрия) Макарова, Мишауст Канаметович был одним из немногих во всей России высокоинтеллектуальных мусульман, соблюдавших нормы и предписания религии Ислам. Он открыто проповедовал идеи и принципы Ислама наперекор мощной волне тогдашней атеистической пропаганды. Учил детей аятам и сурам из Корана. Вел непрерывную дискуссию по вопросам религии с высокопоставленными (вплоть до членов Политбюро ЦК КПСС) партийными работниками. Будучи высококвалифицированным юристом, защищал и отстаивал права верующих. С наступлением в конце 80-х годов демократических перемен в нашей стране его приглашали в школы, вузы и органы МВД, и он читал им лекции по основам Ислама.
Примечание. Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края приносит благодарность Хапакову Хусейну Рамазановичу, Деловой Фатиме Рашидовне, Огурлову Гусмену Гумеровичу, Хатуову Хизиру Юсуфовичу, передавшим сведения и информацию о перечисленных выше личностях.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)