Аскер Хаширов: Я чту память своих предков.

Аскер Хаширов: Я чту память своих предков.

В общественное движение «Хасэ» в КБР с заявлением обратился полковник МЧС, спасатель Аскер Хаширов - прямой потомок Килара Хаширова. Ниже приведен полный текст его заявления:

«В июле 2009 года исполнится 180 лет первовосхождению на Эльбрус. Это одна из ярчайших страниц истории России XIX столетия, которая памятна именами выдающихся людей. Одним из таких выдающихся людей оказался кабардинец Килар Хаширов, который 23 июля (по старому стилю 10 июля) 1829 года в составе экспедиции генерала Емануеля первым достиг восточной вершины Эльбруса. Это событие считается началом альпинизма в России.

Но недавно я прочитал в Интернете на официальном сайте www.karachaevsk.info заявление, фальсифицирующее факты первовосхождения на Эльбрус. Оно написано (надо полагать, после кропотливой работы с архивными материалами) «по поручению рода, Исмаилом Хачировым – президентом рода Хачировых, председателем Совета общественной организации «Джамагъат КЧР».
Приведу некоторые выдержки из этого заявления:

«Заявление рода Хачировых по поводу искажения исторических фактов о покорении Эльбруса Киляром Хачировым в 1829 году:

…Стал бы такой опытный генерал, хорошо знавший карачаевцев и их земли, прилегающие к Эльбрусу, для осуществления грандиозной для того времени небывалой исторической задачи по покорению высочайшей вершины Европы, искать себе проводников к Эльбрусу и на его вершину среди жителей равнин и предгорий, не воспользовавшись услугами исконных обитателей подножий Эльбруса - настоящих горцев? Вопрос, мягко выражаясь, неуместный…

Мы, представители рода Хачировых никогда не согласимся с теми, кто умышленно искажает исторические факты и пытается дестабилизировать межнациональные отношения в республике. Хотим твердо сказать от имени своего народа, что братский, очень уважаемый нами кабардинский народ никогда не жил под Эльбрусом, а поэтому кабардинец – житель аула под Нальчиком, как это утверждают некоторые, не мог покорить Эльбрус…

Хотим привести несколько конкретных и неоспоримых исторических документа, которые говорят о том, что первым покорителем Эльбруса был Хачиров (Хиляр) Хыйса Муссаевич – житель аула Карт-Джурт.

Известный всему миру ученый и путешественник П.П. Семенов-Тяньшанский, вице-председатель императорского географического общества, в журнале «Живописная Россия – отечество наше в его земельном историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» (1868) пишет: «Вершина Эльбруса достигнута всего только два раза; в первый раз - карачаевцем Киляром в 1829, а второй раз 31 июля 1868 года – обществом знаменитых альпоходцев, состоявшем из Фрешфельда, Мори и Текера…»…

О восхождении на вершину Эльбруса ученый Радде сообщает следующее: «... И из их среды вышел известный Киляр, который в 1829 году во время экспедиции генерала Эммануэля с членами академии наук Ленцем, Купфером, Мейером и Менетрие первый взошел на вершину Эльбруса».

В связи с этим его утверждение, что Киляр 36 лет назад совершил свой подвиг и он был карачаевцем, не вызывает никакого сомнения.

Память о первопроходце на Эльбрусе была еще достаточно свежа среди карачаевцев Хурзука и Учкулана.

В книге участника экспедиции 1829 года Н.Б. Голицына « Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля (1851) также говорится о том, что первым покорителем Эльбруса является карачаевец Хиляр Хачиров, житель аула Карт-Джурт.

Достоверность покорения исполина Кавказа и Европы карачаевцем из аула Карт-Джурт Хачировым Хыйсой Муссаевичем (Хиляр) на конкретных исторических материалах и опросах старожилов доказана раз и навсегда не только вышеназванными авторами, но и многими выдающимися историками - нашими современниками и не подлежит никакому сомнению.

По решению совета старейшин нашего рода – непосредственных потомков Хиляра, на основании собранного материала начата работа по написанию книги о славном сыне карачаевского народа – Хачирове Хыйсе Муссаевиче. Историческая правда должна восторжествовать».

Исключая «опросы старожилов», мнение «многих выдающихся историков – наших современников» и собственные выводы Исмаила Хачирова, подробнее хотелось бы остановиться на «конкретных исторических материалах», которые, по мнению Исмаила Хачирова, якобы неопровержимо доказывают карачаевское происхождение Килара Хаширова. Их у него всего три:

- книга участника экспедиции 1829 года Н.Б. Голицына «Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля» С.-Пб., 1851 г., но почему-то не цитируется подтверждение карачаевского происхождения. А ведь если не полениться и прочитать работу Н.Б. Голицына, то можно вычитать следующее: «…один из черкесов, кабардинец, по прозванию Килар, отправясь отдельно от прочих, в 11 часов утра очутился на самой вершине Эльбруса…». Таким образом, ссылка на Н.Б. Голицына явно противоречит автору заявления;

-книги вице-председателя императорского географического общества П.П. Семенова-Тяньшанского «Живописная Россия – отечество наше в его земельном историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» (1868г.) и Г.И. Радде, Живописная Россия. Т. 9. Кавказ, СПб., 1883г. С. 142. – авторы двух работ, не принимавших участие в первовосхождении на Эльбрус в 1829 г. и назвавшие Килара карачаевцем со слов местных жителей через несколько десятилетий после события. Этот факт лишает достоверности тех сведений о Киларе, приведенных ими в своих работах с чьих-то слов через пол века и относится к разряду «опросов старожилов». С таким же успехом я могу заявить, что по рассказам соседей моего дедушки Америку открыл кабардинец Къалумб или еще что-нибудь в этом роде.

К сожалению, в современном обществе людей, читающих книг, все меньше и меньше, а тех, кто проверит архивные материалы - единицы. Скорее всего, на это и рассчитано заявление Исмаила Хачирова, а также ряд публикаций «многих выдающихся историков – наших современников» на данную тему.

Теперь приведу цитаты непосредственных участников экспедиции 1829 года на Эльбрус, где однозначно указывается национальная принадлежность Килара:

«…Удалец, решившийся один забраться на самую высокую точку Эльбруса и тем доказавший возможность сие исполнить, был один из вольных кабардинцев, бывший прежде пастухом» (А. Щербатов «Тифлисские ведомости» №34, от 29 июля 1829 года);

«…Нам стоило также полюбоваться скромностью этого простого человека, живущего в Вольной деревушке (ауле) на реке Нальчик в Большой Кабарде, его зовут Килар, этот человек, единственный из всех, кто пытался взойти на вершину Эльбруса, имел счастье ее достичь. Таким образом, память об этом человеке достойно того, чтобы передаваться последующими поколениями. Я с удивлением прочел в одесской газете статью, выдержки из тифлисской газеты, в которой Килар описан горбатым и хромым, я не знаю, какова была цель этого шутника-корреспондента представить мужественного кабардинца не таким, как он есть, а искачеченным…» (Жан Шарль де Бесс Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830. – Париж, 1938);

«…Между тем как академики, пораженные такой неудачей, должны были возвращаться, один из черкесов, кабардинец, по прозванию Килар, отправясь отдельно от прочих, в 11 часов утра очутился на самой вершине Эльбруса. Генерал Эммануэль, наблюдая из лагеря в зрительную трубу, первый усмотрел Килара, стоявшего наверху Эльбруса, и все окружающие его поспешили удостовериться в том своими глазами…» (Голицын Н.Б. Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля. – СПб., 1851. М.: РИЦ «Собрание», 2004)

То, что Килар Хаширов был кабардинцем подтверждает подпись к рисунку прапорщика Голикова – участника экспедиции Емануэля (РГВИА, Ф.846. Ед.хр.1. Д. 21174. Л.1) и надпись на памятных плитах, отлитых на Луганском заводе по указанию Г. А. Емануеля в честь первовосхождения на Эльбрус.

Таким образом, возвращаясь к заявлению Хачирова, отмечу, что господин Исмаил подкрепляет свои доводы о Киларе не первоисточниками, составленными очевидцами первовосхождения на Эльбрус, а публицистическими материалами Е.Д.Симонова «Слово об Эльбрусе», Москва, 1983 г.(который, кстати, предположил, что он чеченец) и книгой И. М. Мизиева «Следы на Эльбрусе», Ставрополь 2000 г.(изданной после его смерти), так как схожи неверные ссылки на Н.Б. Голицына «Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля» – СПб., 1851 г. и использование в качестве аргументов одинаковых выражений Е.Д.Симонова, например: «…Прощаясь с генералом, Ислам подозвал к себе немолодого горца и сказал Эммануэлю: «Киляр и эти пятеро – первые из первых охотников. Знают горы, как ты свою жену, Эммануэль. Пойдут с тобой, куда велишь»и т.д. С полной ответственностью заявляю, что у всех участников экспедиции, описавших данное событие, указываются только его происхождение, описание внешности и оказанные ему почести после восхождения, а не упоминается диалог с Киларом и рассуждения об этом являются художественным вымыслом Е.Д. Симонова.

О том, что он кабардинец-житель аула под Нальчиком утверждают не некоторые, а непосредственный участник экспедиции Жан Шарль де Бесс (который хорошо разбирался в национальностях Кавказа и приехал исследовать родство венгров с карачаевцами) в книге «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг.» Париж, 1938 г.

По поводу того, что кабардинец, «житель равнин и предгорий», по определению не мог бы подняться на г. Эльбрус, является глубоким заблуждением (таким же заблуждением, например, как заявление о том, что Кайсын Кулиев - не балкарец, потому что балкарцы не могут писать такие стихи). Удивительная дискриминация – каждый год несколько сотен человек различной национальности заходят на г. Эльбрус, а почему кабардинцы, по мнению Исмаила Хачирова, не могут? Непонятно.

Следует учитывать и тот факт, что путь экспедиции проходил через Зольские пастбища, т.е. на тот момент Килар, будучи «человеком, живущим в Вольной деревушке (ауле) на реке Нальчик в Большой Кабарде» зарабатывал на жизнь тем, что пас скот по найму (как и многие другие). Это похоже на то, как сегодня многие сельчане едут в город на заработки. Кроме князя Магомета Дудова и старшины Мырза-Кула экспедицию изначально сопровождал кабардинский князь Кучук Тархан Жанхот со своими людьми. Так что появление кабардинцев в составе экспедиции является вполне закономерным. Кроме того, если у кого-то возникает мысль о том, что все участники первовосхождения на Эльбрус, описывающие это событие, по договоренности сфальсифицировали национальность Килара, то рекомендую обратиться ему к врачу.

Желаю процветания и благополучия роду Хачировых. Возможно, Мусса Исаевич Хачиров жил когда-то, но он не является первовосходителем на г. Эльбрус. Больше всего возмущает тот факт, что Исмаил Хачиров сразу прикрылся тем, что кто-то якобы «умышленно искажает исторические факты и пытается дестабилизировать межнациональные отношения в республике». Получается, что теперь любой, кто будет утверждать обратное, сразу становится в ряды желающих «дестабилизировать межнациональные отношения в республике». Но причем здесь межнациональные отношения, если вопрос касается только рода Хашировых и Хачировых? Ведь если кто-то назовет Гагарина Гаграняном это же не проблема русских с армянами? Хочу задать Исмалу Хачирову вопрос. Почему, когда ставили памятники Хаширову и Соттаеву в приэльбрусье, не возмутился хоть один представитель Вашего рода? До 90-х годов прошлого века никто не считал Килара Хаширова Мусой Исаевичем Хачировым, а потом, словно по чьей-то указке, в 1993 году безосновательно появилась запись в книге рекордов Гиннеса, что Хаширов балкарец, потом появился Мусса Исаевич Хачиров, затем Качиров. С таким же успехом его уже представляют и как чеченца Килора Хаширова, и как ингуша, и как осетина Хачирова. На все эти высказывания я промолчал, считая это чушью и абсурдом, но молчание не всегда «золото». В данном случае, молчание было воспринято, как слабость и появилось это заявление. Кроме того, во всех источниках (кроме «многих выдающихся историков – наших современников») первовосходитель на г. Эльбрус пишется Киларом или Хиларом, а не Хашировым или Хачировым, и уж тем более не Мусой Исаевичем. Но почему «многие выдающиеся историки – наши современники» привязались к фамилии Хаширов, а не к Килару? Скорее всего, потому, что они поверхностно изучили первоисточники и преподнесли роду Хачировых неверную информацию. Ведь фамилия Хаширов появилась позже, после того, когда нашли прошение сыновей Килара. Предлагаю Исмаилу Хачирову изучить лично все материалы по данной экспедиции и после этого, если Исмаил Хачиров считает свои доводы убедительней, я готов встретиться с ним в суде.

Конечно же, желание выдать желаемое за действительное будет всегда, но прежде чем что-то заявлять, нужны достоверные доказательства, а не вымыслы и фантазии.

Я чту память своих предков и хочу, чтобы по факту первовосхождения на Эльбрус никто не покушался на историческую правду.»




© elot.ru
Аскер Хашировскачать dle 12.1
Загрузка...
Добавить Комментарии (0)

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu