Статьи / Религия / 25 февраль 2015

Мечети в городе Майкопе

Мечети в городе Майкопе

Дореволюционный период. В статье историка-краеведа А. К. Бузарова, опубликованной в газете «Свет» (№ 4 (53) за май 2011 г.) относительно истории дореволюционных мечетей, мест поклонения Аллаху и истории мусульманской уммы города Майкопа говорится: «Как и другие города северокавказского региона, дореволюционный Майкоп отличался полиэтничностью. При численном преобладании русского населения в нём проживали представители многих национальностей и основных конфессий Российской империи. Внося свой собственный и существенный вклад в хозяйственно-экономическое и культурное развитие города, национальные общины в то же время предпринимали определённые усилия по сохранению особенностей своей самобытной культуры и идентичности. Именно эти цели преследовались местными меньшинствами при создании в городе национально-просветительных и религиозно-культурных обществ и организаций, учреждении национальных школ, открытии храмов и молитвенных домов.
Как свидетельствуют разнообразные исторические источники, во взаимоотношениях городских властей и национальных общин Майкопа, между выходцами из различных этноконфессиональных групп, представленных в городском социуме, неизменно преобладали веротерпимость и взаимоуважение.


Одной из религиозных общин Майкопа — не самой многочисленной, но достаточно влиятельной, оставившей приметный след в его истории, — являлась мусульманская. Начало формирования религиозной общины мусульман следует отнести к первой половине 1870-х гг. После фактического преобразования слободки Майкоп в город и одновременно уездный центр (1871 г.), в нём открывается Майкопский Горский словесный суд. В этом своеобразном судебно-административном учреждении на основе норм шариата и обычного права подлежали рассмотрению семейно-имущественные, вероисповедальные и прочие дела горцев Майкопского уезда, численность которых в этот период достигала 29000 человек. Первым кадием Горского суда был утверждён влиятельный богослов эфенди Хасан Шовгенов, занимавший эту должность в течение ряда лет. Кадий считался религиозным главой всего мусульманского населения Майкопа и Майкопского уезда (отдела).
Таким образом, небольшая на первых порах община майкопских мусульман состояла в основном из горцев — служащих и мелких чиновников уездного управления, депутатов Горского словесного суда, военных, учащихся, прислуги. По официальной статистике её численность первоначально не превышала 50 человек. Однако, по мере развития города и превращения его в важный торгово-экономический и культурный центр СевероЗападного Кавказа, от которого в тесной зависимости находились и жители более 20-ти близлежащих черкесских селений, количество мусульман, проживавших в Майкопе или временно пребывавших в нём, неизменно возрастало. К рубежу XIX-XX вв. в городе появляется слой мелкой и средней мусульманской торгово-промышленной буржуазии, представленный выходцами как из местного горского населения, так и татарскими и турецкими коммерсантами, а также дагестанскими горцами. Майкопчанам начала минувшего века были хорошо известны имена турецкоподданного муллы Окумышева, Хаджи-Хуажа, управляющего центральной конторой Батырбия Улагая, преуспевающего коннозаводчика А. Тлегорукова, князей Болотоковых, строились гостиные дворы, принадлежавшие жителям города — мусульманам. В Майкопе располагалась и центральная контора лесопромышленного предприятия крупного адыгского коммерсанта Лю Трахова и сыновей.
Немаловажное значение для становления и развития общины имело наличие в городе определённой прослойки национальной интеллигенции из мусульманской среды. С Майкопом тесно связаны имена и деятельность учителя Горской школы, зачинателя адыгской научной фольклористики Паго Тамбиева, получившего в 1893 г. в Майкопском Горском суде свидетельство о праве преподавания мусульманского вероучения; его коллеги, впоследствии видного общественного политического деятеля Северного Кавказа, депутата Государственной Думы от горского населения Терской области, основоположника чеченской автономии Таштемира Эльдарханова; известного в мусульманских кругах Кавказа и России публициста, выходца из Осетии Ахмеда Цаликова; выдающегося адыгского педагога и просветителя Сафербия Сиюхова. Талантливые писатели и журналисты М.-Б. Хаджетлаше (Ю. Ахметуков) и Ибрагим Цей, как и перечисленные выше деятели, активно участвовали в духовно-религиозной жизни горского населения.
Одной из злободневных для северокавказских городов проблем являлось обеспечение верующим-мусульманам в местах их компактного проживания специально и добротно обустроенных мест коллективных молений — мечетей, достойных их высокого предназначения. В течение нескольких десятилетий местами отправления культа в Майкопе служили здание Горского суда, пансион Горской школы, частные дома, другие приспособленные помещения.
В начале XX столетия для этих целей было передано одно из деревянных строений, принадлежавшего горцам «Черкесского подворья» (на месте нынешней «Школы искусств № 1»). Но лидерами мусульманской общины, простыми верующими всё более остро осознавалась ненормальность существующей ситуации и необходимость приобретения настоящей и постоянно действующей городской мечети, призванной стать не только культовым центром, но и важным очагом общественно-религиозной жизни мусульман Майкопа и всего отдела. Обнародование в печати закона о свободе вероисповедания народов России и увеличение численности постоянно проживающих в Майкопе приверженцев ислама (от 114 в 1908 г. до 159 в 1913 г., по данным «Кубанского сборника») придало новый импульс этим настроениям. В 1910 году с санкции властей и по благословению тогдашнего Майкопского кадия и известного эфенди Джанхота Хаткова в центре города по ул. Садовой, рядом с домом городского головы было положено начало возведению здания мечети. По сведениям современников, материальные расходы на строительство и первоначальное обзаведение мечети взял на себя известный своими благодеяниями в пользу единоверцев предприниматель и меценат Лю Трахов, часто посещавший Майкоп по делам своей фирмы. Им же выделялись средства на содержание имамов и других служителей. Несколько месяцев спустя, в 1911 году, городская мечеть торжественно приняла своих первых прихожан, и был совершён пятничный намаз, столь много значащий в религиозной обрядности ислама и его приверженцев.
Одновременно мечеть могла принять до 50-60 верующих. Однако нередко здесь собиралось гораздо больше людей, особенно во время пятничного намаза. Количество прихожан значительно увеличится в период Первой мировой и Гражданской войн — в связи с размещением в Майкопе штабов и подразделений Майкопских полков Черкесской конной дивизии.
Советский период. В той же статье А. Бузарова дана информация касательно состояния дел и в советский период: «В начале 1920-х гг. здание мечети было национализировано и перешло в распоряжение Коммунального отдела г. Майкопа. В архивных материалах можно встретить многочисленные ходатайства и прошения адыгов, мусульманской общественности и официальных структур Адыгской (Черкесской) Автономной Области к местным властям о возвращении населению зданий бывшей мечети, Горского суда, школы, другого недвижимого имущества, «...как принадлежавшего им [черкесам — Авт.] ранее» (НАРА. Р-21. Оп.1. Д.10. Л.120-121).
Историческое здание Майкопской мечети сохранилось и в настоящее время. Оно входит в комплекс зданий гарнизонного Дома офицеров.»
Современный период. 2 ноября 2000 года в столице Адыгеи состоялось открытие Соборной мечети, ставшее знаменательным событием в общественно-политической и культурной жизни Адыгеи. Новая мечеть в городе Майкопе, место поклонения Аллаху на исторической земле адыгов, построена на личные средства благочестивого мусульманина, наследного принца княжества Рас-аль-Хайма Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) шейха Халида Бин Сакр аль-Кассими.
Начало этому грандиозному мероприятию было положено в марте 1997 года. По проекту известного в республике архитектора и художника А.М. Берсирова в столице Адыгеи был заложен первый камень в фундамент будущей мечети.
Конструктивная часть мусульманского духовного центра выполнена Пятигорской архитектурной мастерской, купола из голубой смальты — новолипетскими мастерами. Здание мечети расположилось возле площади Дружбы, символизирующей дружбу адыгского и русского народов. Оно является одной из оригинальных и величественных построек современного Майкопа.
В архитектурном плане мечеть в Майкопе совмещает требования современного строительства и многовековые представления о мусульманском культовом сооружении. Четырёхугольное здание мечети — символ земного бытия, большой синий купол символизирует совершенную небесную красоту. Венчающие угловые пространства здания четыре минарета, устремлённые вверх, с которых возвещается призыв на молитву, выражают величие религии Аллаха. «Архитектурный ансамбль мечети в столице Адыгеи представляет собой синтез арабской архитектуры, национального традиционного адыгского строения с элементами турецких культовых сооружений», — говорится в статье историка С. Мусхаджиева («Памятные даты РА за 2010 г.).
Накануне открытия Соборной мечети в Адыгею приехала делегация из Объединённых Арабских Эмиратов во главе с наследным принцем княжества Рас-аль-Хайма шейхом Халидом Бин Сакр аль-Кассими. Приезд высоких гостей стал радостным событием не только для правоверных мусульман, но и для всей Адыгеи.
Традиционным хлебом-солью с зажигательным адыгейским танцем в исполнении артистов Государственного академического ансамбля танца Адыгеи «Нальмэс» встретили дорогих гостей в Краснодарском аэропорту представители руководства Республики Адыгея.
— Я очень рад был воспользоваться приглашением Президента Республики Адыгеи А. А. Джаримова приехать в вашу республику, — сказал в интервью газете «Советская Адыгея» наследный принц. — Это мой первый визит в Адыгею и, надеюсь, не последний. Строительство Соборной мечети — это начало сотрудничества между Адыгеей и ОАЭ, фундамент сотрудничества с другими республиками Северного Кавказа. У нас много возможностей для сотрудничества, и думаю, что наши планы осуществятся, спасибо за теплую встречу.
— Мы давно ждали этой встречи, — сказал Аслан Алиевич на приёме в своём кабинете, — и сегодня для нас настал радостный день. У меня есть возможность уже здесь, на земле Адыгеи, поблагодарить Его Величество за щедрость души, за щедрость м.атериальную. Это дало возможность воздвигнуть Соборную мечеть в Майкопе. Вы сможете убедиться в благодарности народа Адыгеи за этот щедрый дар на открытии духовного центра
Муфтий РА и КК Энвер Шумафов, присоединяясь к словам А.А. Джаримова, сказал:
— Трудно переоценить ваш дар мусульманам Адыгеи и Краснодарского края. Это огромное событие, и люди выражают вам глубокую благодарность.
Обращаясь к представителям Духовного управления мусульман, шейх отметил, что в Эмиратах могут принять студентов, которые после обучения смогут преподавать основы Ислама на родине.
В качестве официальных гостей на открытии мечети наряду с делегацией Объединённых Арабских Эмиратов присутствовали Председатель Совета муфтиев России муфтий, шейх Равиль Гайнутдин, муфтии северокавказских республик Российской Федерации, епископ Майкопской и Армавирской епархии Филарет, атаман Кубанского казачьего войска В. Громов и другие.
После того, как собравшихся приветствовал муфтий Э.М. Шумафов, и был проведен молебен имамом Соборной мечети г. Майкопа Нихадом Тешевым, с наилучшими пожеланиями в адрес верующих выступили Президент Адыгеи А.А. Джаримов и другие официальные лица.
Сегодня в Майкопе большая мусульманская община. Ежедневно, пять раз в день, с высоких минаретов по всему городу разносится Азан, и во главе с имамом совершается пятикратная молитва. Имамы мечети Тешев Нихад и Шхалахов Ибрагим проводят пятничную, а также праздничные проповеди, в которых принимают участие сотни верующих, подавляющее большинство которых составляет молодёжь.
Со дня открытия Соборной мечети имамами были Тешев Нихад, Хакиров Руслан, Дзеукожев Анзор, Хуштов Азамат, Богус Аскер, Шхалахов Ибрагим.
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия
Спорт Бизнес

«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 
x