Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Этнография » ИССЛЕДОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 года

ИССЛЕДОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 года

ИССЛЕДОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ  ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 года
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
08:55, 24 февраль 2016
5 874
0
В 1849 г. верховья Кубани посетил чиновник Г. Токарев. Среди прочих памятников он осмотрел гробницы на Индыше-Мардже, кладбище у Карт-Джурта и др. Он упоминает, в частности, об одном хорошо сохранившемся «византийской стройки» монастыре с фресками и надписями, т.е., очевидно, о Сентинском храме [Токарев, 1851, с. 1 – 24]. К. Сталь в своем очерке, законченном в 1848 г., отметил развалины шести христианских храмов между Верхней Кубанью и Лабой: 1. В верховьях Теберды, с фресками (Сентинский храм). 2. На Хумаринской горе (Шоанинская церковь). 3. На Малом Зеленчуке церковь в развалинах. Ногайцы называют ее Ак-Билек (речь идет о небольшом христианском храме, раскопанном Т. М. Минаевой в 1951 г. на городище Адиюх, или Ак-Билек). 4. На Большом Зеленчуке Зеленчукские храмы (на Нижне-Архызском городище). 5. Развалины церкви в верховьях
В 1849 г. верховья Кубани посетил чиновник Г. Токарев. Среди прочих памятников он осмотрел гробницы на Индыше-Мардже, кладбище у Карт-Джурта и др. Он упоминает, в частности, об одном хорошо сохранившемся «византийской стройки» монастыре с фресками и надписями, т.е., очевидно, о Сентинском храме [Токарев, 1851, с. 1 – 24].
К. Сталь в своем очерке, законченном в 1848 г., отметил развалины шести христианских храмов между Верхней Кубанью и Лабой: 1. В верховьях Теберды, с фресками (Сентинский храм). 2. На Хумаринской горе (Шоанинская церковь). 3. На Малом Зеленчуке церковь в развалинах. Ногайцы называют ее Ак-Билек (речь идет о небольшом христианском храме, раскопанном Т. М. Минаевой в 1951 г. на городище Адиюх, или Ак-Билек). 4. На Большом Зеленчуке Зеленчукские храмы (на Нижне-Архызском городище). 5. Развалины церкви в верховьях Кяфара в шести верстах от бывшего аула Сидова. 6. Против бывшего аула Сидова. Развалины церкви, крепости и остатки «колонии» – городище, кресты, гробницы. Между Верхней Кубанью и Верхней Лабой – каменные кресты с греческими надписями, плиты, каменные статуи [Сталь, 1900, с. 109 – 110].
Автор «Очерка горских народов» также отмечал археологические памятники на Кяфаре в районе укрепления Надеждинского (аула Сидова), в месте слияния Кяфара и Бижгона – городище, статуи, укрепления. Аул Сидов располагался недалеко от устья р. Кривой, левого притока Кяфара. В этом же очерке находим упоминания о городище и храмах на Большом Зеленчуке, о Шоанинском храме, о развалинах церкви и могильнике между аулами Абатова и Трамова (очевидно, речь идет об Адиюхской церкви) [А.-Д. Г., 1860, с. 289 – 290].
В 1867 г. по Кавказу «с археологической целью» совершили путешествие братья Нарышкины. В своем очерке [Нарышкины, 1877, с. 325 – 368] они упоминают о Байтал-Чапканском кладбище, Каракентском и Хумаринском городищах, Сентинском храме и других памятниках. В северном Зеленчукском и Шоанинском храмах были произведены небольшие раскопки. В работе Нарышкиных имеются рисунки и планы храмов (Зеленчукского и Шоанинского), рисунки найденных в северном Зеленчукском храме вещей и другие иллюстрации. Работа Нарышкиных, так же как и статья А. Фирковича, не утратила своего интереса для археологов и в настоящее время.
В 70-х годах XIX в. обследований археологических памятников в верховьях Кубани не было, хотя интерес к этим памятникам, особенно к храмам, не ослабевал. На страницах местных газет печатались статьи, посвященные этой теме. Так, в 1876 г. в газете «Ставропольские губернские ведомости» была опубликована статья И. Бентковского, посвященная древним храмам Верхней Кубани [Бентковский, 1876, с. 3 – 4].
Пятый археологический съезд в Тифлисе в 1881 г. привел к оживлению археологических изысканий на Кавказе. Памятники верховий Кубани и Зеленчуков по-прежнему интересовали ученых. Здесь следует отметить вышедшую в свет в 1881 г. работу И. Помяловского ([Помяловский, 1881]; см. также [Латышев, 1886, с. 46, 47 и др.]). И. Помяловский в своей книге значительное внимание уделяет эпиграфическим памятникам Верхней Кубани.
В 1882 г. была издана карта археологических памятников Кубанской области, составленная Е. Д. Фелицыным. На ней обозначены курганы в районах ст. Баталпашинской, Усть-Джегутинской, Джеганаса, сел. Джегутинского, Георгиевско-Осетинского. У аула Лоовско-Кубанского отмечен земляной или каменный вал; у Верхне-Николаевского – каменные кресты; севернее Хумары – укрепления и городища, к востоку от нее – башня; у Хумары «погребальные пещеры», т.е., очевидно, катакомбы. Начиная от Каменномостского, у нынешнего Карачаевска, знаки редки, так как территория эта была обследована, по-видимому, слабо. У Карт-Джурта, по обоим берегам Кубани, показаны каменные гробницы, каменная статуя, над аулом Хурзук – башня ([Фелицын, 1882]; см. также [Минаева, 1951, с. 218]).
В 1885 – 1886 гг. несколько могильников у аула Хасаут раскопал М. М. Ковалевский [Ковалевский, Иванюков, 1886, с. 83 – 112; Указатель, с. 389 – 392]. В конце 80-х – начале 90-х годов XIX в. в Карачае побывали и осмотрели его археологические памятники Р. Эркерт и С. Соммье. Р. Эркерт упоминает о могильниках и каменных бабах в разных местах Карачая.
Среди мест, где имеются археологические памятники, называется река Теплая (между нынешними станицами Сторожевой и Преградной) и соседняя с ней река Урус, т.е. Уруп [Эркерт, 1887, с. 74 – 79, 90 – 91]. С. Соммье в 1890 г. посетил Западный Кавказ и Карачай. В своей статье Соммье пишет о том, что в долине Кубани, вниз от Учкулана, имеются различные древние могилы. Они, по предположению автора, принадлежат к эпохе очень недавней, несмотря на то что имеют некоторые аналогии по форме с древними дольменами. Как пишет Соммье, это «имитация древних дольменов» [Соммье, 1901, с. 413 – 459, в частности, с. 433 – 434]. Очевидно, речь идет о дольменообразных гробницах.
С конца 80-х годов XIX в. изучение археологических памятников Верхней Кубани проводит Московское археологическое общество. По его поручению здесь ведут обследования Д. М. Струков, Г. И. Куликовский, В. М. Сысоев.
Д. М. Струков – художник, действительный член Московского археологического общества. В рукописном архиве ЛОИА хранится альбом зарисовок, сделанный во время поездки Д. М. Струкова в верховья Зеленчука в 1888 г. [Струков. Альбом]. В альбоме имеются план того места, где найдена Зеленчукская плита – о ней ниже; зарисовка плит с надписями, рисунки различных предметов раннесредневекового времени из Зеленчукского ущелья и другие иллюстрации.
Самой интересной находкой Д. М. Струкова была Зеленчукская плита с надписью греческими буквами. Рисунок этой плиты Д. М. Струков отправил В. Ф. Миллеру. Этот последний, как известно, прочел надпись, исходя из аланского (осетинского) языка. В 1892 г. плита с надписью вторично была осмотрена Г. И. Куликовским ([Миллер, 1893, с. 110 – 118; Археологические изыскания, 1889, с. 2 – 3]; см. также [Кузнецов, 1968, с. 193 – 199]). Д. М. Струков побывал также на Нижне-Архызском городище и сделал рисунки его археологических памятников [Струков. Альбом].
Г. И. Куликовским были зафиксированы кресты, каменные статуи, другие памятники верховьев Кубани. Им были сделаны планы кяфарских церквей [Куликовский, 1898, с. 137 – 142].
В. М. Сысоев – известный археолог и историк Прикубанья, в частности Карачая, один из основателей общества любителей изучения Кубанской области. Этот исследователь работал преподавателем древних языков в Екатеринодарской гимназии. Раскопки в верховьях Кубани приводил в 1895, 1896 и 1898 гг. Его привлекали самые различные памятники: раннесредневековые могильники (без курганных насыпей) у Хумары, Шоанинского храма, на реке Теберде, южнее Сентинского храма, в местности Кльян-Кала, севернее аула Карт-Джурт, наземные гробницы на реке Индыш; курганы XIV – XVI вв. у аулов Карт-Джурт, Учкулан, Хурзук, в Уллу-Камском ущелье и др., церковь в местности Кала-Сырты, к юго-востоку от Сентинского храма, и др. В. М. Сысоев производил исследования в Зеленчукском ущелье у Нижне-Архызского городища. Планы и фотографии Зеленчукских, Шоанинского и Сентинского храмов помещены в статье, опубликованной в «Материалах по археологии Кавказа» [МАК, VII]. Рисунки и фотографии сделаны Г. И. Куликовским и Е. Д. Фелицыным, описания храмов выполнены В. М. Сысоевым [Сысоев, 1898, с. 115 – 136, табл. XV – XIX]. На табл. XX (внизу) дан снимок, сделанный Е. Д. Фелицыным, представляющий панораму Хумаринского городища. Отчеты о раскопках В. М. Сысоева публиковались [МАК, IX; OAK, 1895, 1896 и 1898 гг.]. Специальные разделы, посвященные археологическим памятникам, -исследованным В. М. Сысоевым, имеются в его сводной работе «Карачай» ([Сысоев, 1904, с. 143 – 169; 1913, с. 97 – 117]; см. также [Сысоев, 1896, с. 169]).
Упомянем и три публикации, увидевшие свет в 1892 г. Памятникам Зеленчукского ущелья – Зеленчукским храмам и другим – посвящена специальная брошюра (Древнехристианские храмы, 1892). О курганах Карачая, в которых находят кольца, серьги, бляхи и т.д., сообщает в своей статье В. Тепцов [Тепцов, 1893, с. 20, рис. 7]. Местный учитель И. Хурумов на страницах СМОМПК опубликовал заметку о наземных гробницах Индыша и снабдил ее рисунком [Хурумов, 1892, с. 20, рис. 77].
В 1897 г. памятники Зеленчукского ущелья, в частности Зеленчукские храмы, осмотрел Н. И. Веселовский. О своих наблюдениях он написал в отчете об этой поездке, находящемся в настоящее время в архиве ЛОИА [Веселовский, 1896, л. 141 – 142 об.].
В 1898 г. в верховьях Кубани побывала экскурсия учеников Екатеринодарской гимназии под руководством В. М. Сысоева. В этой поездке принимал участие и А. Н. Дьячков-Тарасов – видный краевед, историк, этнограф и археолог: он родился на Кавказе, а получил образование в Московском университете, где был учеником профессора В. Ф. Миллера. Позже, будучи преподавателем в кавказских учебных заведениях, постоянно вел краеведческую работу, вовлекая в нее учащихся. А. Н. Дьячков-Тарасов тщательно обследовал Сентинский храм. Результаты его изысканий были опубликованы в двух работах [Дьячков-Тарасов, 1899; Дьячков-Тарасов, 1900, с. 1 – 20, 52 – 55]. А. Н. Дьячков-Тарасов был в 1898 г. в этих местах не впервые – за два года до этого, в 1896 г., он сопровождал В. М. Сысоева, принимал участие в работах у Хумары, на Теберде и в других местах. Археологические исследования в верховьях Кубани А. Н. Дьячков-Тарасов продолжал и после 1917 г.
В 1899 г. значительные раскопки погребений различного типа в районе Сентинского храма провел И. А. Владимиров, художник и археолог, работавший по поручению Археологической комиссии, которая была создана еще в 1859 г. И. А. Владимиров в своей статье дает ценное описание Сентинского храма и историю его изучения. Были исследованы также развалины христианского храма на речке Амгате, близ впадения ее в Теберду [Владимиров, 1899. Отчет, с. 52 – 56]; материалы раскопок хранятся в ГИМе [Владимиров, 1901, с. 104 – 106; Владимиров, 1902, с. 1 – 14].
О храмах в верховьях Кубани и Зеленчуков упоминает в своем труде Г. Мерцбахер [Мерцбахер, 1905, с. 69 – 130].
В 1901 – 1902 гг. председатель Археологической комиссии Н. И. Веселовский произвел раскопки двух курганов эпохи бронзы у станицы Усть-Джегутинской. Работы были не закончены [Веселовский, 1901; Веселовский, 1902, с. 86 – 89].
В 1907 г. Н. И. Воробьев обследовал могильник в Мощевой Балке на Большой Лабе [Дебец, 1948, с. 272; Алексеев, 1961, с. 217]. Возможно, в Мощевой Балке был и Н. И. Веселовский [Иерусалимская, 1967, с. 56].
В 1908 г. верховья Кубани посетила экскурсия преподавателей средних учебных заведений Кавказского учебного округа. Были осмотрены некоторые археологические памятники. Один из ее участников, Н. Е. Талицкий, опубликовал статью «Очерки Карачая». В этой статье среди прочих материалов имеется довольно обстоятельное описание Хумаринского городища [Талицкий, 1909, с. 1 – 53] (о Хумаринском городище с. 2 – 7).
В 1908 г. по поручению Московского археологического общества в Баталпашинском отделе Кубанской области проводил «проверочные» раскопки В. Тимофеев [Тимофеев, 1914, с. 174 – 175]. В. Тимофеев исследовал могильник у аула Хахандуковского (ныне Алибердуковский), в местности Боготобагда (у ст. Зеленчукской) и в других местах. Материалы из его раскопок хранятся в Государственном.историческом музее. Среди них есть предметы, относящиеся к раннему средневековью, в том числе к VI – VII вв.
В 1909 г. заведующий Музеем Северного Кавказа (Ставрополь) Г. Н. Прозрителев побывал в долине Теберды, в частности в Гоначхирском ущелье, и провел там некоторые обследования, результаты которых сообщил в своей статье [Прозрителев, 1913, с. 3 – 6]. Перу Г. Н. Прозр.ителева принадлежат и другие работы, посвященные археологическим памятникам Верхней Кубани. Так, в одной из них он пишет о памятниках, находящихся около Александро-Афонского Зеленчукского монастыря [Прозрителев, 1910, с. 3 – б], в другой – описывает каменные кресты и плиты с греческим'и христианскими надписями, а также каменные статуи воинов – «христианских рыцарей» [Прозрителев, 1906, с. 1 – 16]. В этой статье, в частности, Г. Прозрителев приводит материалы, заимствованные из спасенной им от гибели «топографической карты р. Кяфара и Беж-гона Кубанской области», составленной неизвестным автором 40-х годов XIX в. и снабженной комментариями, на карте представлено ущелье рек Кяфара и Бижгона, при слиянии которых стояло укрепление Надеждинское (ныне на этом участке находится ст. Сторожевая). Близ устья р. Кривой был аул Сидов. На карте у Сидова показаны развалины поселка с каменными строениями, церковью и христианским кладбищем; на р. Бижгоне – статуи двух «рыцарей» с изображением крестов, два укрепленных лагеря, камень с арабской надписью, крест с греческой надписью. Все эти предметы были воспроизведены автором, там же были скопированы надписи, уцелевшие на статуях, крестах, каменных плитах [Минаева, 1971, с. 14 – 15].
В начале XX в. собирал археологические материалы и передавал их в музей (в Кубанский и Московский исторический) проживающий в Баталпашинском отделе ветеринарный врач А. Атманских. Он оказывал помощь приезжим археологам, в частности Г. Н. Прозрителеву. О своих находках А. Атманских иногда писал в кубанских газетах [Павлов, 1926, с. II].
В 1912 г. Черкесию и Карачай посетил А. С. Федоровский, командированный сюда Обществом испытателей природы при Харьковском университете. В его заметке есть сообщения о Зеленчукском монастыре, о памятниках около сел. Георгиевско-Осетинское (ныне Коста Хетагурова), а также о некоторых памятниках Черкесии – башне Адиюх, курганах в долине Малого Зеленчука, каменных ящиках у аула Докшукинского (Вако-Жиле) и в других местах в долинах Большого и Малого Зеленчуков [Федоровский, 1913, с. 155 – 158].
В 1916 г. в Старом жилище в долине Большого Зеленчука, где предполагалось строить горноклиматическую станцию и дачный поселок, побывала группа под руководством врача А. М. Лысенко для осмотра этой местности и определения ее пригодности для застройки. В статье А. М. Лысенко имеются упоминания о некоторых археологических памятниках, находящихся в долине Большого Зеленчука – в районах трех Зеленчукских храмов, урочище Старое жилище и в других местах [Лысенко, 1917, с. 39 – 46]. Статья написана неспециалистом и особого интереса для археолога не представляет. Упоминаем здесь о ней как о последней дореволюционной работе, в которой содержатся сведения об археологических памятниках территории Карачаево-Черкесии.
Итак, с начала археологических обследований на территории Карачаево-Черкесии путешественников и исследователей. привлекали главным образом христианские храмы. Однако с 80 – 90-х годов XIX в. стали раскапываться и раннесредневековые могильники, и их было исследовано довольно много. Позднесредневековые курганные могильники почтя не раскапывались (кроме раскопанных В. М. Сысоевым в Большом Карачае). Исследованиям подвергалась главным образом территория Карачая. Территория Черкесии совершенно не изучалась. О памятниках Черкесии (башне Адих, церкви Адиюх и некоторых других) имеются лишь отдельные беглые упоминания.
Изучение археологических памятников верховьев Кубани, в частности Карачая, было продолжено и в послереволюционные годы. В начале 20-х годов в Пятигорске, а затем и в Ростове возникли общества, организации и учреждения, которые в программу своих археологических исследований включали и верховья Кубани и Зеленчуков [Павлов, 1926, с. 12 – 13; Лунин, 1925, с. 58 – 72; Лунин, 1928, с. 58 – 84].
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)