Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Искусство » Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года

Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года

Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
17:41, 21 сентябрь 2019
6 154
0
Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах Адыгеи в 30-е годы, не только подготовило почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления, формирующей «социальный заказ». Фундаментом в строительстве национальных культур стала система образования, репродуцирующая все составляющие профессиональной музыкальной культуры - исполнителей, авторов и слушателей. Зачатки музыкального образования существовали в Адыгее уже в дореволюционное время, когда при средних учебных заведениях - Александровском и Мариинском училищах, женской прогимназии были созданы ученические хоры и оркестры. Первым очагом профессионального музыкального образования в Адыгее стала Детская музыкальная школа, открывшаяся в 1936 году в городе Майкопе благодаря инициативе И.В. Святловской -общепризнанной главы
Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах Адыгеи в 30-е годы, не только подготовило почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления, формирующей «социальный заказ».

Фундаментом в строительстве национальных культур стала система образования, репродуцирующая все составляющие профессиональной музыкальной культуры - исполнителей, авторов и слушателей. Зачатки музыкального образования существовали в Адыгее уже в дореволюционное время, когда при средних учебных заведениях - Александровском и Мариинском училищах, женской прогимназии были созданы ученические хоры и оркестры.

Первым очагом профессионального музыкального образования в Адыгее стала Детская музыкальная школа, открывшаяся в 1936 году в городе Майкопе благодаря инициативе И.В. Святловской -общепризнанной главы музыкальной жизни Майкопа в 1920-1950-е годы. Она основала не только ДМШ, но и музыкальные курсы для взрослых, на которых обучались по специальностям народные инструменты, скрипка, виолончель, вокал, балет и фортепиано дети-подростки, не имевшие возможность своевременно поступить в ДШИ, и взрослые ученики - рабочие, колхозники, руководители художественной самодеятельности. Курсы просуществовали долгое время, подготовив целую армию любителей музыкального искусства. Кроме того, основы музыкального образования закладывались и в Майкопском педагогическом техникуме (1925), где было введено обязательное обучение игре на инструменте (фортепиано, скрипке, домре).

Таким образом, культурно-историческими предпосылками формирования музыкально-профессионального творчества в Адыгее стали новые социокультурные условия, связанные с последствиями Кавказской войны и революционными преобразованиями в стране, что способствовало внедрению европейских форм музыкально-общественной жизни.

Истоками профессионального творчества являются: самодеятельное искусство советской эпохи, выстроенная система музыкального образования, результаты кураторской деятельности выдающихся российских музыкантов, направленной на развитие национальной культуры.

Становление профессиональной музыкальной культуры в Адыгее проходило в поликультурных условиях, что определило особенности «интонационного генофонда» новой музыкальной культуры, а также характерные черты композиторского творчества.
Произведения адыгейских композиторов органично вписались в общую картину российского музыкального искусства, став формой этнической самоидентификации в новых исторических условиях.

Первый период становления композиторского творчества в Адыгее связан с появлением песенных опусов Ш.Кубова, И.Святловской и других авторов в 30-50 годы ХХ века. Песнетворчество этих авторов развивалось в русле советских массовых жанров с использованием традиционного адыгского мелоса. Кроме того, в этот период происходило первоначальное профессиональное освоение академических жанров в творчестве «композиторов-варягов» (В.Мессман, А.Митрофанов и др.). Данный период важен тем, что здесь проявились тенденции, которые получат развитие в последующие десятилетия: приоритетность песенного жанра, активное участие российских композиторов в обработке и аранжировке фольклорного материала и оказании профессиональной помощи композиторам-песенникам.

Период с 60-х до конца 80-х годов ХХ века можно считать вторым этапом становления композиторского творчества, который тесно связан с содержанием и эстетическими эталонами самодеятельного искусства. В этом русле осваивается большой диапазон музыкальных жанров: от вокальной и инструментальной миниатюр до оперы, кантаты, оратории, симфонической увертюры. Становление композиторского профессионализма в Адыгее в этот период связано с появлением плеяды композиторов коренной национальности, получивших профессиональную подготовку в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства. В нее вошли В. Анзароков, Ч. Анзароков, М. Бесиджев, Д. Натхо, А. Нехай, Г. Самогова, Р. Сиюхов, К. Туко, Ю. Чирг, Г. Чич.

В 90-е годы ХХ века открывается третий этап, характеризующийся появлением Союза композиторов Адыгеи, профессиональных творческих коллективов, ростом композиторского мастерства, появлением индивидуальных композиторских стилей, новыми подходами к претворению адыгского фольклора.

Большую роль в профессионализации музыкальной культуры и становлении композиторского творчества сыграли открывшееся в 1960 году Адыгейское областное музыкальное училище, и в 1972 г. - музыкально-педагогический факультет Адыгейского государственного педагогического института.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)