Традиционные музыкальные инструменты адыгов

Традиционные музыкальные инструменты адыгов

Традиционные музыкальные инструменты адыгов
Инструментарий народной музыки – это один из наиболее сложных объектов изучения в музыкальной фольклористике. Описание инструментов в мире содержится в самых древних письменных памятниках. Еще в эпоху средневековья и раннего возрождения делались попытки систематизировать инструменты согласно особенностям исполняемой на них музыки. Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа.

За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный массив в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.

Наука органология дает нам возможность классифицировать народные инструменты и их конструкции (способ его изготовления, строй, характер звучания, акустическую шкалу, и т. д.). Например, система Хорнбостеля Закса, давшая мощный толчок к более углубленному изучению способов извлечения звука и конструкции инструмента, систематизирует народные инструменты следующим образом:

Идиофоны – пхатарко, пхачыч, пхамбгу, шапсугские кастаньеты (башхэр и другие разновидности пхачыча), упапшина, пшина.

Мембранофоны: Шонтрып, доол, дайра.

Хордофоны: Шапсугская цитра, шичапшина, шапсугская лира, апапшина, пшина дыкуако (или пшинатарко).

Аерофоны – мажепшина, камыль, сырын, фендпшина (бжэныфэ), шапсугский горный рожок, накыра и бжамий.

Органолог Г. Дрегер, предлагает прежде чем делать классификацию, рассматривать наряду с морфологическими музыкально-исполнительские параметры инструментов. Другие исследователи, среди которых Н. Витсен, Дж. Белл, Н.Ф. Дубровина, А.Н. Дьячкова-Тарасова, Л.Я. Люлье, Н.Н. Потоцкий, Ф.Ф. Торнау, Табу де Мариньи делали в основном этнографические зарисовки бытования отдельных музыкальных инструментов.

Образование в ХIХ веке адыгской фольклористики дало определенные результаты в исследовании инструментальной культуры, прежде всего описание традиционного инструментария. Особый интерес представляет описание Хан-Гирея. Он заостряет внимание на том факте, что апепшина и пшинатарко «лишь употребительны в высшем классе, на апепшина в гостиных играют сами князья и дворяне, на празднествах во время плясок играли скрипачи низших сословий»[1].

Новый этап в изучении адыгской инструментальной культуры на Кавказе наступает в 80-90-е годы ХХ века, когда к ее проблематике обращались историки, этномузыковеды, искусствоведы, такие деятели, как К.А. Верткова, С.Я. Левин, Ш.С. Шу, А. Тлехуч, Б.С. Кагазежев, Ф.Ф. Хараева, З. Кардангушев, А.Н. Соколова, З. Гучев.

Исследования Ш. Шу на тему народных музыкальных инструментов акцентируют внимание на таких, как:

Къамыл (камыль) – вид открытой продольной флейты.

Сырын – вид свистковой продольной флейты.

Накъырэ (накыре) – духовой инструмент с одинарной или двойной тростью типа зурны.

Пшынэ (пшине) – язычковый инструмент типа гармоники.

Бжьэмий (бжамий) — мундштучный духовой инструмент из рога.

1апэпшынэ (апепшина) – щипковый струнный инструмент типа балалайки.

Пщынэт1эркъо (пшинатарко).

шык1эпщынэ (шичапшина) – смычковый струнный инструмент.

Пщынэкъэб (пшинекеб) – смычковый струнный инструмент

Ш1от1ырп1 (шотырп) – ударный мембранный инструмент типа виолончели.

Пхъэк1ыч (пхачич) – ударный самозвучащий инструмент[2].

Исследователь Кагазежев Б.С. впервые обратил внимание адыгских органологов на сравнительные данные по музыкальному инструментарию адыгов и других кавказских народов. Он отметил музыкальные инструменты, которые бытовали у адыгов: группа смычковых инструментов – шичапшина, пшинатарко, духовые и ударные инструменты – бжамий, камыль, сырын, пшине, пхачич. Кагазежев Б. С. пишет, что «смычковые возникли щипковым путем замены пальцев или плектра деревянным стержнем, на котором было натянуто сухожилие животных или конский волос»[3]. Он утверждает, что апепшина бытовала у адыгов гораздо раньше, до появления шичапшины, но апепшина не была так распространена в народе, как шичапшина.

Различные аспекты традиционной музыкальной инструментальной культуры адыгов нашли свое отражение в статьях Соколовой А.Н.

Она рассматривает инструментальную культуру двумя параметрами:

во-первых, вопросы классификации адыгского инструментария, а во-вторых, в плане функционирования инструментальной культуры. Исследователь разделяет инструменты на четыре группы: идиофоны – пхачич (палки), мембранофоны – шотырып, хордофоны – шичапшина, апепшина, пшинакаб, пшинатарко (мандолина, балалайка), аэрофоны – камыль, бжамий, сырын, накыра, пшина (аккордеон, баян). Она отмечает, что часть этих инструментов — апепшина, бжамий, сырын, накыра, пшинакаб — вышли из употребления. А исконно адыгскими считает камыль, шичапшину, пхачич.

Искусствовед Хараева Ф.Ф. описывает систематизацию традиционных музыкальных инструментов адыгов, которые используются сегодня на Кавказе и за рубежом. Здесь надо учесть, что Хараева Ф.Ф. исследует инструментарий, собственно, у шапсугов и соотносит их с обще адыгскими реалиями:

ХОРДОФОНЫ

Пшинадыкуако – пшинатарко

(пщынэдыкъуакъуэ)

Апапшина – 1эпэпшынэ.

Шапсугская цитра – нет другого названия

Шичапшина – шык1эпшынэ.

Шапсугская лира.

АЭРОФОНЫ

Камыль (къамыл)

Бжамий (бжьэмий)
Шапсугский горный рожок

Сырин – (сыринэ).

Кабкурасырын (къэбкъурэ сырын)

Накыре –(накъырэ)

ИДФОФОНЫ

Упапшина (1уапэпшинэ)

Мажпшина (мажэпшынэ)

Шуятле (Шъуалъэ) адыгский флиятле (фиялъэ) кабардинский.

Пшина (пшынэ) – шапсуги и адыги (черкесы) в Турции называют этот инструмент пшинапхедж.

Пхачич (пхъэц1ыч) кабардинский (пхъэк1ыч) адыгский.

Шапсугские кастаньеты.

Пхатырке (пхъэт1ыркъэ).



МЕМБРАНОФОНЫ

Шантрыл – Фатрыл (Лъант1рып1)

(Фэт1рып1).

Даол – даул – дали

дайра

пхамбгу (пхъэмбгъу).

Соколова А.Н. делит инструментальную музыку адыгов на четыре жанровые группы по форме и условиям использования:

ритуальные и магические наигрыши

танцевальная музыка

прелюдии отыгрыши и аккомпоненты к песням

музыка для слушания.

Любой музыкальный инструмент рассматривается как система, включающая эволюцию формирования конструкции, строя, способов игры, форм функционирования.

Формы функционирования инструментов бывают различные. Например, адыгский духовой инструмент бжамий (бжьэмий) в прошлом выполнял функцию сигнального рожка. Музыкальный инструмент можно считать народным для одного или нескольких этнических групп в тот или иной исторический период, если используется в обрядах или выполняет определенную функцию в жизни народа.

У адыгов бытовали три вида духовых музыкальных инструментов. Къамыл (Камыль) — один из наиболее древних, пользовавшийся до недавнего прошлого большой популярностью в народе.

Долгое время единственным материалом для его изготовления служил камыш, позднее стали использовать дерево. В наше время камыль изготовляется из металла. Камыль — это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубка, из которой звуки извлекаются путем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола.



Долгое время единственным материалом для его изготовления служил камыш, позднее стали использовать дерево. В наше время камыль изготовляется из металла. Камыль — это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубка, из которой звуки извлекаются путем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола.

Бжьэмий (Бжамий) — несохранившийся древнейший мундштучный духовой инструмент из рога (бжьэ — рог), использовавшийся как пастуший, охотничий или сигнальный рожок.

Сырынэ (Сырына) — старинный свистковый духовой инструмент, образцов которого не сохранилось, а потому определение музыкальных и технических особенностей сырын затруднительна.

Пшинадыгуако (Арфа) – многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. Интересен тот факт, что на египетских фресках ХV века до н.э. изображена арфа, напоминающая лук охотника. Его натянутая тетива, при выстреле издавала мелодичный звук. В древности арфа была одним из самых любимых инструментов на Востоке, в Турции и Риме. Особенным искусством игры на арфе славились народные певцы Ирландии – барды, они пели под ее аккомпанемент свои саги. Изображение ее вошло даже в национальный герб Ирландии. Около 1810 года старинная арфа была усовершенствована французским мастером С. Эрарош. Сегодня она представляет собой большую деревянную раму треугольной формы, внутри которой натянуты 44 струны (иногда 46) разной длины и настройки. Для удобства игры на арфе одни струны выкрашены в красный цвет, другие в синий.

То, что касается названия адыгской арфы, пшынэдыкъуакъуэ – пшынэт1орк1уэ, то произошло оно от слова «т1орк1уэ» (рогатина), что указывает на угловатую форму инструмента.

Пшинадыгуако, имеющий от 12 до 16 струн, применялся для музицирования или для сопровождения голоса во время исполнения старинных нартских песен. Мы можем утверждать, что пшинатарко бытовал издавна, вплоть до первой половины XIX века.

Бжьамий так же, как и пшинадыгуако использовался в обряде чапша у постели больного человека, тембр инструмента нежный, серебристый, звук несильный и постепенно замирающий. Инструмент восстановлен, но не распространен.

Из рассказа З. Ципинова – (адыг из Турции), мы узнали об исчезнувшем инструменте сырыне. Он поделился с нами воспоминаниями о том, как рос в черкесском поселении Бабыгуей, как их воспитывали старшие, к чему приучали и как бабыгуейцы развлекались на досуге. Нам показалось интересным, что обычные сельские жители делами своими руками разнообразные музыкальные инструменты.

З. Ципинов точно не смог сказать, как они называли эти инструменты, но запомнил, что один изготавливался из обычного камыша. Он был похож на обыкновенную флейту, но на него надевали выт1ву (своеобразный колпачок из дерева (в основном из ивы). Примечательно то, что, когда на камыш надевали колпак с множеством дырочек, т.е. выт1ву, раздавались совершенно разнообразные веселые мелодии. Разнообразие зависело от толщины и длины колпачка.

Следуя описанию З. Ципинова мы попытались сами смастерить этот музыкальный инструмент, в котором главное – колпачок, сделанный из ивы. Но это было возможно только весной, так как в это время года ветви становятся влажными и мягкими, а когда поблизости нет ивы, колпачок (выт1ву) можно изготовить из каштана.

«До сих пор играют на этом инструменте», — говорит Ципинов. Кроме этого, запомнилось еще то, что из ивы изготавливались свистки, а также лейки и различные поливальники. Адыги в Турции называют сырын сипси, мастерят его ранней весной или осенью. Инструмент недолговечен, каждый раз нужен новый. Иногда у нижнего конца приделывают три игровых отверстия. Тростниковый сырын изготавливался из тростникового камыша.

Упапшина, межпшина к большой роговой расческе прикладывали «тонкий лист бумаги» или широкий лист какого-либо растения, прикладывали к губам и дули.

Пшынэ (пшина) — диатоническая гармонь, с объемным звуком; аккорд достигает двух-трех с половиной октав. Левая клавиатура имеет четыре клапана, изменяющих свое звучание в зависимости от направления меха. Пшына используется сегодня в основном как солирующий инструмент.

1эпэпшынэ (Апапшина) — от слова «1эпэ» — палец, с помощью которого извлекаются звуки и пшынэ — музыкальный инструмент. Был предназначен для свободного музицирования и аккомпанента.

В 1975 году в Тбилиси мастером Б. Г. Аствацотуровым было реконструировано несколько апапшин: прима, секунда, альт, бас, контрабас с ладами. На них был применен балалаечный строй для сохранения мягкого характерного тембра, подобного тому, что достигался при использовании струн из волос конского хвоста. На апапшинах прима, секунда и альт были использованы капроновые струны необходимого диаметра, а на других апапшинах соответствующие металлические балалаечные струны.

Шык1эпшынэ (Шичапшина) — один из наиболее популярных и распространенных в народе струнный смычковый инструмент, из которого звуки извлекаются путем трения волосяных струн смычком. Шык1эпшынэ «шы» — (конь), «к1э» — (хвост). Шычапшина применяется для исполнения танцевальной музыки и в качестве аккомпанирующего музыкального инструмента. На нем можно свободно музицировать. Сейчас трудно точно установить время появления шичапшины, но «…археологический материал свидетельствует о наличии смычковых инструментов на Кавказе в I тысячелетии до н.э[4].

Пшынэкъэб (Пшинакаб) — редко встречающаяся разновидность шичапшина. Он выполняет те же функции, что и шичапшина. Но отличается от него большим размером, более низким тембром и своей тыквообразной формой корпуса. Название Пшынакаб происходит от слова «къэб» — тыква (каб.).

Пшынэтарко от слова «т1арк1уэ» — (рогатина), что указывает на угловатую форму инструмента.

Пхъац1ыч (Пхачич) — один из самых древнейших инструментов адыгов и пользуется в народе большой популярностью. Он предназначен для фиксирования четкого ритма и темпа музыки.

Традиционный адыгский пхачич обычно состоит от трех до десяти деревянных пластинок. Известен и глубоко почитаем среди адыгской диаспоры и адыгов, живущих на Кавказе. Соколова А.Н. отмечает в своей работе, что пхачич является характерным инструментом современности, используемый исполнителями этнической музыки и в наши дни. Автор подразделяет с точки зрения этнической принадлежности современный музыкальный инструментарий адыгов таким образом:

исконно адыгские инструменты — камыль, шичапшина и пхачич;

заимствованные из иноэтнической среды, но принятые в народе –пшина;

инструменты, заимствованные из иносреды, имеющие локальное распространение, но также приспособленные для исполнения традиционной музыки: апапшина, пшинакаб, пшинатарко. Пшину и пхачич, например, по праву можно считать общенациональными, широко используемыми музыкальными инструментами.

Мастерство изготовления традиционных музыкальных адыгских инструментов — своеобразное и богатое искусство, которое нельзя забывать. Нам необходимо изучать эргологию каждого инструмента для совершенствования существующих и воссоздания забытых инструментов на уровне современных требований. Надо организовывать курсы для обучения детей на таких инструментах, создавать оркестры и ансамбли, только тогда возможно восстановить этот пробел в культурном наследии адыгов.

Д. А Чурей

Кандидат филологических наук,

отдел адыгского фольклора КБГИИ

[1] Хан-Гирей «Записки о Черкессии», Нальчик, 1992 г. с. 116

[2] Шу Ш.С. Адыгские народные музыкальные инструменты. //Культура и быт адыгов, Майкоп, 1977 г.

[3] Кагазежев Б. С. Инструментальная культура адыгов., Майкоп, 1992 г. с. 22

[4] Хараева Ф. Ф. Инструментальная музыка адыгов. Москва, 2000 г.шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu