Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Брак и формы заключения брака у адыгов

Брак и формы заключения брака у адыгов

Брак и формы заключения брака у адыгов
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
16:23, 04 февраль 2019
9 886
0
Адыги придавали большое значение заключению брака. В дореволюционном прошлом женитьба или замужество были затруднены материальными условиями (высокий калым), соблюдением экзогамии — запрета на вступление в брак с родственниками и возрастной очередности вступления в брак. Только старшая по возрасту дочь первой выходила из семьи, первым жену приводил в семью только старший из братьев. Адыги считались с сословными перегородками в обществе, что часто являлось непреодолимым препятствием к заключению брака. Описывая социальную структуру адыгских народностей, М. В. Покровский9, В. К. Гарданов, Б. М. Джимов и другие разделяют их на следующие сословия: князья — пши, дворяне — уорки; свободные общинники — тфокотли; крепостные — пшитли, феодально-зависимые — оги, рабы — унауты. Особое значение придавалось тому, что «брак учреждаться
Адыги придавали большое значение заключению брака. В дореволюционном прошлом женитьба или замужество были затруднены материальными условиями (высокий калым), соблюдением экзогамии — запрета на вступление в брак с родственниками и возрастной очередности вступления в брак. Только старшая по возрасту дочь первой выходила из семьи, первым жену приводил в семью только старший из братьев. Адыги считались с сословными перегородками в обществе, что часто являлось непреодолимым препятствием к заключению брака. Описывая социальную структуру адыгских народностей, М. В. Покровский9, В. К. Гарданов, Б. М. Джимов и другие разделяют их на следующие сословия: князья — пши, дворяне — уорки;
свободные общинники — тфокотли; крепостные — пшитли, феодально-зависимые — оги, рабы — унауты. Особое значение придавалось тому, что «брак учреждаться должен по обычаям, по равенству родов; князья берут из княжеских родов и, равномерно, отдают дочерей лишь за княжеских сыновей». Такое же правило действовало и в других социальных слоях. Несмотря на наличие крепостных и рабов, основным производителем материальных ценностей у адыгов все же оставался тфокотль, что свидетельствовало о незрелости феодальных отношений.
В своей работе мы рассматриваем в основном обряды, имевшие место в семьях, которые являлись основной ячейкой адыгского общества и отличались относительной свободой проведения обрядов, в то же время тщательно сохраняя их типологические особенности.
Необходимо подчеркнуть также., что во всех семейных обрядах наблюдается четкое распределение ролей мужчин и женщин, объясняемое сложившимися у на¬рода традициями. В свадебных обрядах, как правило, главенствуют мужчины, т. к. эти обряды проводятся главным образом — в кунацкой, во дворе, в поле (джигитовки). Соответственно первые роли в детских обрядах отданы женщинам, как хранительницам домашнего очага, как воспитательницам детей. То же следует ска¬зать и о распределении ролей при исполнении обрядовых песен.
Брачный возраст для адыгских мужчин и женщин у разных исследователей указывается по-разному. Например, у Г. X. Мамбетова — 25 (у юношей) и 18- 20 (у девушек) лет14; у А. Н. Дьячкова-Тарасова — 20—25 и 18—20 лет, у А. Ладыженского— 18—25 и 15—18 лет, у М. А. Меретукова — 30 и 25 лет1'. По нашим наблюдениям брачный возраст у мужчин зависел от сословия, к которому он принадлежал. Представители феодального сословия вступали в брак в более раннем возрасте — 20—25 лет, а крестьяне в 35 до 40 лет, что объяснялось необходимостью собирать средства для выплаты калыма, в противном случае брак мог не сосояться. Девочки выходили замуж не раньше 18 лет, т. к. только к этому времени они могли вести хозяйство.


Основными формами заключения брака у адыгов являлись сватовство и умыкание (похищение). Умыкание было распространено в XVIII-XIX веках и практиковалось во всех социальных слоях. У простого народа, по свидетельству Ш. Ногмова, умыкание невесты было единственным способом заключения брака. Это явление Н. Дубровин объясняет тем, что при браке умыканием он (жених — М. Д.) освобождался от издержек по свадьбе и тягостных церемоний.
Такого же мнения придерживаются исследователи адыгского семейного быта А. Намитоков1, Т. Т. Шикова и Е. Н. Студенецкая. М. А. Меретуков наиболее существенными причинами умыкания считает большой размер калыма, несогласие девушки или же ее родителей на брак. Мы вполне с этим согласны.
Противоположного мнения придерживается X. М. Думанов. Анализируя кабардинский материал он пишет, что к похищению прибегали главным образом материально обеспеченные люди. Бедный человек боялся кровной мести и многочисленных расходов, связанных с умыканием. Последнее больше всего было распространено среди дворянской молодежи, считавшей похищение удальством и отвагой. Искавшие приключений и стремившиеся приобрести славу храброго человека не останавливались ни перед кровной местью, ни перед расходами.
Другой, более распространенной формой заключения брака является сватовство, которому всегда предшествовало знакомство молодых на посиделках или свадебных и пр. игрищах. Посиделки устраивались в домах девушек на выданье, часто специально по просьбе молодых людей для того, чтобы познакомиться с будущей избраницей. Знакомились молодые и на шихафе — во время коллективного труда в порядке взаимопомощи. Девушки часто собирались в каком-нибудь доме Для очистки шерсти или занятий рукоделием. Сюда приходили и молодые люди.
Знакомство происходило и во время проведения обряда чапщ (к1апщ), который устраивался у постели раненого (больного) для того, чтобы отвлечь его от боли и не дать заснуть. На чапще всегда было шумно, весело. Молодежь участвовала в различных играх, танцевала, пела. Здесь была возможность общаться в праздничной атмосфере, лучше узнать друг друга. Но чаще всего молодые знакомились на аульских свадьбах, где, по словам Н. Дубровина, «девушка могла видеть молодых людей, которые, в свою очередь, давали ей заметить свою любовь взглядами и выстрелами в честь ее, когда она танцевала; но разговор и какие бы то ни было объяснения с девушкой не допускались. Через друзей и доверенных лиц молодой человек узнавал чувства девушки и тогда уже посылал сватов.
Когда девушка достигала брачного возраста, в родительском доме ей отводилась специальная комната — пшъэшъэунэ, где она могла встречать молодых людёй в присутствии младшего брата или сестры. К ней в эту комнату ходило много людей свататься, и она выбирала того, кто ей больше нравился.
Этнографические материалы, проанализированные нами свидетельствуют, что свадебные обряды адыгов состоят из нескольких циклов:



1. Предсвадебные: знакомство и сватовство.
2. Собственно свадебный церемониал: увеселение по случаю вывода невестки.
3. Послесвадебные. обряды: приобщение молодой к очагу, к роду.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)