Последний этап выселение убыхов

Последний этап выселение убыхов
История
zara
Фото: Адыги.RU
01:13, 05 февраль 2020
3 468
0
В случае с убыхами причина переселения была единственная - нежелание подчиниться власти России, стремление сохранить свою свободу. В условиях массового изъявления покорности местным на-селением и выселения непокорной его части, потеряв всякую надежду на иностранную помощь, убыхам оставалось одно - покориться воле судьбы и навсегда покинуть горячо любимую родину. Потеряв родину, они сохранили честь и достоинство, несвободе предпочли изгнание. Оно стало трагической страницей в истории убыхского народа. Переселенцы вынуждены были оставлять свое хозяйство: дома, скот, имущество или, в лучшем случае, все в спешке продавать за бесценок. Лошадь с седлом, дорогое фамильное оружие убыхи продавали в 10-15 раз дешевле их реальной стоимости. Многие, не имея сил расстаться со своим оружием, со слезами на глазах, прощаясь с родиной, стреляли
В случае с убыхами причина переселения была единственная - нежелание подчиниться власти России, стремление сохранить свою свободу. В условиях массового изъявления покорности местным на-селением и выселения непокорной его части, потеряв всякую надежду на иностранную помощь, убыхам оставалось одно - покориться воле судьбы и навсегда покинуть горячо любимую родину. Потеряв родину, они сохранили честь и достоинство, несвободе предпочли изгнание. Оно стало трагической страницей в истории убыхского народа. Переселенцы вынуждены были оставлять свое хозяйство: дома, скот, имущество или, в лучшем случае, все в спешке продавать за бесценок. Лошадь с седлом, дорогое фамильное оружие убыхи продавали в 10-15 раз дешевле их реальной стоимости. Многие, не имея сил расстаться со своим оружием, со слезами на глазах, прощаясь с родиной, стреляли в воздух, а затем бросали оружие в море. История сохранила свидетельство о том, как убых Хатажук, которому запретили взять с собой любимого коня, бросился с ним в пучину и погиб.
В апреле 1864 г. командующий Кавказской армией назначил агентов для наблюдения за выселением горцев и выдачей им пособий в Тамани, Анапе, Новороссийске, Джубге и Туапсе. Денег, выделенных правительством на выплату пособий горцам (289 678 руб.), катастрофически не хватало, так как большая часть денег тратилась на оплату перевозки, а оставшаяся часть не всегда доходила до адресата.
Современник событий, русский публицист Я. Абрамов писал: «Горцы, без всякого имущества, скапливались в Анапе и Новороссийске, частью во многих бухтах северо-восточного побережья Черного моря, тогда еще незанятых русскими... Так как всего транспортного флота было крайне недостаточно для перевозки почти полумиллиона человек, то массе горцев приходилось ждать своей очереди по полугоду, году и более. Все это время они оставались на берегу моря, под открытым небом без всяких средств к жизни; страдания, которые приходилось выносить в это время горцам, нет возможности описать. Они буквально тысячами умирали с голоду. Зимой к этому присоединялся холод. Весь Северо-восточный берег
Черного моря был усыпан трупами и умирающими, между которыми лежала остальная масса живых, но крайне ослабленных и тщетно ждавших, когда их отправят в Турцию. Очевидцы передают ужасные сцены, виденные ими в то время. Один рассказывает о трупе матери, грудь которой сосет ребенок; другой - о матери же, носившей на руках двух замерзших детей и никак не хотевшей расставаться с ними; третий - о целой груде человеческих тел, прижавшихся друг к другу в надежде сохранить внутреннюю теплоту и в таком положении застывших, и т.д.»57.
В предписании начальника Главного штаба Кавказской армии Карцова чиновнику для особых поручений подполковнику Батьянову от 16 мая 1864 г. были определены порядок и сроки выселения собравшихся на берегу Черного моря убыхов, а также вопросы организации их перевозки. Подполковник Батьянов, отвечавший за выселение убыхов в своем отчетном рапорте начальнику Главного штаба Кавказской армии Карцову, с гордостью докладывая об успешном проведении операции по выселению, отмечал, что «переселение в Турцию убыхов... начатое с 25 мая, окончено 9 июня, в числе 21 051 человека»59. Приведенные цифры сильно занижены. Это признавали сами официальные русские военные власти. Приводя данные о количестве переселившихся в Турцию шапсугов, генерал С. Духовской признавался, что «эти цифры приблизительные и, конечно, они менее того, что было действительно: значительная часть уехала до занятия края войсками, да и после занятия нельзя было усмотреть, чтобы суда отходили только от пунктов, где находились гарнизоны; нельзя было добиться, чтобы о всех отплывающих между постами судах получались хотя бы приблизительные сведения». Ведь только за один день 19 апреля 1864 г. с Кубанского поста (устье реки Дагомыс) ушло в Турцию до 5 тысяч убыхов.
Как видно из архивных документов, всего через восточные пор¬ты Адлера, Хосты, Псхи, Сандрибджи и др. с 1859-го по 1865 г. были отправлены около 500 тыс. человек, в том числе 74 567 убыхов 62. Так многострадальный убыхский народ потерял свое отечество и оказался по вине царизма на чужбине. Потери в пути были неис¬числимы. Примерно 50 % выселенных погибли в пути от голода, болезней, холода и в результате кораблекрушений. Тысячи убыхов нашли могилу на дне Черного моря. По существу, это был геноцид народа: убыхский народ был полностью изгнан с кавказской зем¬ли, что в последующем послужило причиной утери им родного языка и полной ассимиляции среди народов Османской империи. Немногие оставшиеся на Кавказе убыхи были поселены на Кубани, а затем почти все подверглись ссылке в Костромскую губернию. В начале 1880-х гг. в Кубанской области оставалось всего 13 убыхских семей (80 человек). В настоящее время в Сочи живут несколько человек потомков убыхов, в том числе фамилии Черен, помнящих о своем происхождении.
Махаджирство стало шагом отчаяния, прыжком в бездну забвения. Но для гордого народа, превыше всего ставившего свою свободу, разлука с горячо любимой родиной стала единственной воз-можностью сохранить ее.
«Почему вы уходите, дети?
В чем виновата я, дети?» -
Плачет наша земля.
Прости нас!
Мы бессильны остаться.
Мы можем тебе оставить
Только одно: свою душу.
Мы навсегда уходим.
Она навсегда остается.
Убыхская песня
Таким образом, Кавказская война и махаджирство сыграли трагическую роль в истории убыхов, прервав естественно-исторический процесс социально-экономического, политического и культурного развития и политической консолидации народов Кавказа в целом.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)