Продолжение войны после 1848 года

Продолжение войны после 1848 года
История
zara
Фото: Адыги.RU
17:56, 31 январь 2020
2 290
0
Одним из показателей, положивших начало важнейшему политическому процессу организации власти и созданию ранней формы государственности, явилось образование на территории Западного Кавказа двух военно-политических союзов для организации совместной борьбы за свои естественные права. Первое объединение представляло собой союз между натухайцами, шапсугами и абад-зехами. Во второй союз, возглавляемый убыхами, вошли джигеты и все «прибрежное народонаселение от Геленджика и до границ джигетов». Летом 1848 г. в Адагуме состоялось «большое народное собрание», отразившее целый ряд важных общественно-политических изменений, имевших место в черкесском обществе. Все участники собрания выступили за наведение «порядка, благоустройства и согласия» и высказали мысль о необходимости «устроить из черкесских племен, населяющих край от Кубани и
Продолжение войны после 1848 годаОдним из показателей, положивших начало важнейшему политическому процессу организации власти и созданию ранней формы государственности, явилось образование на территории Западного Кавказа двух военно-политических союзов для организации совместной борьбы за свои естественные права. Первое объединение представляло собой союз между натухайцами, шапсугами и абад-зехами. Во второй союз, возглавляемый убыхами, вошли джигеты и все «прибрежное народонаселение от Геленджика и до границ джигетов». Летом 1848 г. в Адагуме состоялось «большое народное собрание», отразившее целый ряд важных общественно-политических изменений, имевших место в черкесском обществе. Все участники собрания выступили за наведение «порядка, благоустройства и согласия» и высказали мысль о необходимости «устроить из черкесских племен, населяющих край от Кубани и Лабы и до Черного моря, одно связное целое и наставить народ в такое положение» к России, «в каком находится одна независимая держава к другой».

Таким образом, основной целью собрания являлось достижение политического единства. В словах и действиях делегатов прослеживается искреннее желание продемонстрировать готовность Черкесии на правах самостоятельного государственного образования, наладить добрососедские отношения с Россией. Само русское командование обратило внимание на этот факт. Как докладывал генерал А. И. Будберг, собрание в Адагуме «изыскивало меры мирных и торговых сношений» с Россией «с сохранением торговой независимости» Черкесии 10°. Поощряя заключение «мирного и торгового союза» с Россией, собрание запрещало адыгам торговлю с гарнизонами русских укреплений, с единственной надеждой добиться того, чтобы гарнизоны военных укреплений, испытывая экономические трудности, были бы вынуждены «добровольно снять» форты на береговой линии. В очередной раз, придерживаясь политики примирения с Россией, собравшиеся высказались за строгое запрещение каких бы то ни было набегов на Кавказскую линию. Только народное собрание, по мнению делегатов, имело «право употреблять» против России «военные силы».

Собравшиеся в Адагуме уделяли большое внимание организации публичной власти в черкесском обществе. Она должна была заниматься решением вопросов внутренней и внешней политики. Во внутренней политике собрание провозгласило о начале претворения в жизнь новой социальной политики, естественно отвечавшей интересам адыгской знати - старшинско-узденской. Носителями власти являлись муртазеки, вследствие чего вокруг них развернулась ожесточенная борьба. Муртазеки отдавались в распоряжение народного собрания, но при исполнении конкретных властных обязанностей они распределялись между старшинами - на одного старшину по четыре муртазека. Дворянство, требуя власти над мур-тазеками, пыталось вызвать недоверие к народному собранию. Оно призвало «прибрежное население» отказаться от общего «военного союза». Уоркам удалось склонить убыхов и джигетов воздержаться от общего военного союза; они объявили о намерении назначить «сбор муртазеков» с передачей их в «распоряжение собственных народных собраний» и создать «особые учреждения внутреннего порядка и правила внешних сношений». Была создана постоянная «милиция муртазеков». Последний факт насторожил русское командование на Западном Кавказе.

Дальновидный политик, оценивший все возможные последствия адагумского собрания и его решений, граф М.С. Воронцов немедленно обратился к убыхскому, шапсугскому и натухайскому народам с «Прокламацией», в которой содержалось предупреждение о том, что «введение института муртазеков вынудит командование прибегнуть к оружию», заставит «истребить аулы», основать на их территории «крепости и русские поселения» и «лишит» адыгов земли, на которой жили их предки. Небезосновательно генерал Будберг назвал происшедшее в Адагуме «переворотом». Согласен был с ним и граф Воронцов: решения, принятые на этом собрании, свидетельствовали о политической зрелости черкесского общества и его готовности к объединению и переходу от традиционных форм управления общественной жизнью к более высоким - государственным. Царское командование не могло позволить горцам Кавказа объединить свои силы, опасаясь организации всеобщей борьбы за сохранение своей независимости. Таким образом, была упущена еще одна реальная возможность разрешить русско-адыгские противоречия мирным путем.

Начался новый виток жесткого противостояния, вызванный вполне понятным стремлением горцев Закубанья сохранить свои земли и независимость и желанием царской России включить этот регион в сферу своего влияния.

В этот сложный для народов Западного Кавказа период на исторической арене появился третий наиб Шамиля - Мухаммед-Амин.


"Убыхи - ушедшие во имя свободы"
М. Г. Хафизова
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)