УРОКИ ЭТНОПУБЛИЦИСТИКИ

УРОКИ ЭТНОПУБЛИЦИСТИКИ
История
zara
Фото: Адыги.RU
01:06, 14 февраль 2020
3 130
0
В реформируемой многонациональной России с внедрением принципиальных изменений в экономической и социальной жизни - снятием жесткого госнадзора за функционированием общества, узаконением частной собственности, права и возможностей рыночных отношений - не могли по-новому не проявиться националистические начала и претензии. Они вырвались из тисков казенной формулы пролетарского интернационализма и советского патриотизма как поиск достойного признания статуса каждого этноса в межнациональной иерархии, понимания перспектив развития в новых условиях. Националистические настроения охватили все без исключения народы огромной страны, демонстрируя первозданную прочность национальных связей и единства.
УРОКИ ЭТНОПУБЛИЦИСТИКИВ реформируемой многонациональной России с внедрением принципиальных изменений в экономической и социальной жизни - снятием жесткого госнадзора за функционированием общества, узаконением частной собственности, права и возможностей рыночных отношений - не могли по-новому не проявиться националистические начала и претензии. Они вырвались из тисков казенной формулы пролетарского интернационализма и советского патриотизма как поиск достойного признания статуса каждого этноса в межнациональной иерархии, понимания перспектив развития в новых условиях. Националистические настроения охватили все без исключения народы огромной страны, демонстрируя первозданную прочность национальных связей и единства.

Национализм - древнейшее социальное качество и психолого-эмоциональное состояние личности и общества. Он так же стар, как понятия народность, нация. Человек рождается и живет в определенной общности, узнает особый вкус первых слов на родном, для каждого - самом лучшем и желанном языке. Всю жизнь каждому близки, понятны и дороги знакомые с детства черты облика людей своего народа, особенности их быта, традиций. И все это национализм -комплекс чувств, понятий, привычек, впитанных с молоком матери. Многовековой опыт показал: национальная принадлежность остается наиболее сильной и живучей из всех социальных связей, более устойчивой, чем, например, солидарность классовая, хотя на известных этапах развития общества последняя очень часто с национальными рамками не считалась.

С развитием наций развивался национализм. В эпоху углубления интернационального общения, существования крупных многонациональных государств он приобретает более четкую осознанность, новые особенности - может выходить за грани узко национального единства, оказывать влияние на другие народы, даже объединять их на основе общегосударственных интересов. С другой стороны, тесная национальная близость издревле имеет сохраняющуюся поныне способность выливаться в групповую сплоченность в чуженациональной среде для паразитарного приспособленчества. Осознание кровной причастности к своему этносу и Отечеству, ответственности за их сохранение и благополучие присущи для большинства людей. Любовь к своему народу обязательно выливается в гордость за него, его героику, за его достижения. Из этой совокупности вырастает патриотизм, одно из главных национальных достоинств, хотя в существующих определениях наций он не упоминался никогда. Это немалый пробел в науке и публицистике. Патриотизм, несомненно, один из важнейших системообразующих элементов понятия нация. Он существовал и существует, не считаясь с тем, что его, случается, не замечают.

В XX веке, вошедшем в историю как эпоха невиданных по масштабам жертв, разрушений, социальных столкновений, в воинах и вооруженных конфликтах обязательно присутствовали оправдания и призывы националистического и патриотического порядка. Ими же объяснялось возвращение России в реальности рынка и капитализма в ходе реформ, начатых в 90-е годы.

Поскольку опыт последних десяти с лишним лет показал, что традиции национального самосознания, духовности чаще всего выражаются в позитивных, способствующих прогрессу начинаниях и действиях, мы вправе говорить о прогрессивном национализме, могущем стать ведущим стержнем взаимоотношений и внутри нации, и между разными народами. Такой национализм обязательно развивается при признании безусловного первенства внутригосударственного, а также широко понимаемого общечеловеческого интернационализма, который является общим фоном и основой всего социального состояния в первую очередь своей страны. Так, в Краснодаре усиленно восстанавливаются лучшие традиции из казачьего прошлого, в учебных заведениях введены уроки кубановедения, более широким стал диапазон интересов научных учреждений, издается широкий круг разнообразной краеведческой литературы. Работа подчинена идее укрепления России, стремлению полно, непредвзято осмыслить былое, ответить на жгучие, будоражащие память вопросы, которые еще недавно было немыслимо поставить, способствовать нормализации жизни. За этой актуальностью всегда маячит тень уже состоявшихся новейших кровавых столкновений в Абхазии, Осетии, Ингушетии, Дагестане, а особенно главной беды России - войны в Чечне. В этих событиях по-разному сказывались завязанные в тугой узел противоречия и трагизм огромной драмы - привнесенного внешними, имперскими силами длительного общежития народов Северного Кавказа, чреватого и старыми, и инспирированными заново взаимными обидами.

Разворачивающаяся картина новой ситуации порождает новые вопросы и вместе с тем высвечивает дополнительные возможности для все более детального понимания многих исторических фактов. Без дальнейшего углубленного, обстоятельного изучения происходившего и происходящего сегодня добиваться общепризнаваемого, убедительного для всех сторон консенсуса в местных международных отношениях на Кавказе нельзя.

Для жителей региона межэтническое противостояние имеет самую непосредственную значимость. В Кубанском государственном технологическом университете в одной группе учились две студентки. У одной отец был командиром абхазского отряда и погиб в бою против грузинской стороны. У другой отец был грузинским военнослужащим, убит при наведении порядка в Абхазии. Кто ответит: как в этой группе проводить практическое занятие по теме «Национальный вопрос и политика», как объяснить плачущим девушкам, во имя чего они стали сиротами? А разве можно забыть душераздирающие сцены захоронения в цинковых гробах из «горячих точек»? Необходимость остановить и предупредить горе народное заставляет внимательнее всматриваться в бурлящую жизнь, давать ей объяснения.

Открывающаяся вдруг с особой силой актуализация национально-этнической проблематики повысила требовательность к ее научному осмыслению. Например, авторы книги «В поисках парадигмы нации (нациологические очерки)» (под ред. В. X. Болотокова и В. М. Семенова. М.; Нальчик, 1997) пришли к выводу, что нации - не только результат социально-экономической эволюции, но имеют и естественно-биологическую основу. Ею является национальная генетика, заложенная в генетическом механизме каждого человека, определяющая общность свойств людей, образующих нацию. «Одно из важнейших проявлений развития наций состоит не в увеличении их численности... а в эволюции национального генотипа, передаче черт «национального характера» и их мутационных изменений от родителей к потомкам» (Указ. соч. С. 211). Соответственно предлагается новое определение нации - «это исторически сложившаяся и существующая во многих поколениях общность людей, часть их материального объективного мира, одна из форм существования жизни и в то же время — это разнообразные идеальные феномены, существующие на уровне сознания и подсознания. Эти две ипостаси нации находятся в диалектическом единстве, взаимозависимости, их отношения и определяют природу нации как субъект-объектной реальности. Создание новой парадигмы нации предполагает в настоящее время осознание содержания идеального, его форм, особенностей существования и функций, характер отношений с миром социального бытия, роли в активности и деятельности нации». (Там же. С. 58). И еще: «Нация - это определенный этап в развитии этнич-ности...» (С. 59).

Ближайшей является задача раскрытия идеального в каждой нации при подходе к этому с таких продуктивных позиций, которые учитывают и интересы данного народа и, главное, обеспечивают оптимальные возможности для дальнейшей консолидации всего российского общества, совместного процветания всех входящих в него народов. Дело в том, что межнациональные отношения в немалой степени зависят от истолкования национальных ценностей, их места в общероссийском социуме, то есть от фактора весьма субъективного. Нам хорошо известно, что нациоло-гическая сфера, как никакая другая, подвержена колебаниям, зависящим от условий жизни, поскольку таит в себе особую психолого-эмоциональную содержательность, легко и быстро реагирующую на разного рода обиды, наносимые национальному самосознанию. К этой сфере необходимо постоянно осторожное, деликатно-уважительное отношение. Внутринациональное реагирование на раздражители извне, как правило, вспыльчиво, требует немедленного и решительного отпора противной стороне. При наличии зауженных или даже национально-эгоистичных объяснений (что, конечно, не редкость), толчок к появлению которых дают обстоятельства, ошибочные действия властей, особенности представлений национальных идеологов, не способных учитывать всю совокупность фактов, энергия национальной обиженности может выливаться в националистические претензии консервативного, а то и откровенно реакционного характера, наносящие большой урон всему обществу. Не дать развиваться нежелательному национализму, предупредить его - в первую очередь означает знание всех обстоятельств разных сторон жизни, недопущение или устранение причин, порождающих относительно массовое недовольство.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)