Черкесы в Сирии в османскую эпоху и в ХХ веке

Черкесы в Сирии в османскую эпоху и в ХХ веке

Черкесские паши

Черкесы в Сирии в османскую эпоху и в ХХ веке

История Черкесии самым тесным образом связана с историей Османской империи – наиболее мощного политического образования позднего средневековья и нового времени. Несмотря на то, что Черкесия никогда не входила в состав этой империи, она была связана с ней тысячами нитей политических, экономических, семейных и прочих отношений. Выходцы из Черкесии составляли значительную часть правящего класса, совершая успешную карьеру по административной, либо военной службе. Сказанное в большей своей части справедливо и в отношении еще двух кавказских народов – абхазов и грузин.

Черкесы в Сирии в османскую эпоху и в ХХ веке

Мысырымрэ Сириемрэ я сулътIан Бейбэрс Зэхьир (1260-1277гъгъ. - тепщэу щыщыта илъэсхэр)


Черкесы в Сирии в османскую эпоху и в ХХ веке

Мысырымрэ Сириемрэ я сулътIан Беркъукъу Зэхьир (1382-1389 гъгъ. - тепщэу щыщыта илъэсхэр)


Черкесы в Сирии в османскую эпоху и в ХХ веке

Мысырымрэ Сириемрэ я сулътIан МуIэед (Къэрмокъуэ) Сейфеддин (1412-1421 гъгъ. - тепщэу щыщыта илъэсхэр)


Черкесы в Сирии в османскую эпоху и в ХХ веке

Мысырымрэ Сириемрэ я сулътIан Къейт-бей Сейфеддин (1468-1496 гъгъ. - тепщэу щыщыта илъэсхэр)


Черкесы в Сирии в османскую эпоху и в ХХ веке

Мысырымрэ Сириемрэ я сулътIан Къанщауэ Гъур (1501-1517 гъгъ. - тепщэу щыщыта илъэсхэр)


Черкесы в Сирии в османскую эпоху и в ХХ веке

Сирием и ЛIыхъужь, генерал-лейтенант Абазэ (Маршэн) Мамдухь (1932 - 1980 гъгъ.)


Черкесы, абхазы и грузины в целом ряде эпизодов османской истории фигурируют как достаточно единая в политическом и этнокультурном отношениях общность выходцев с Кавказа. Этнорегиональная солидарность в среде кавказских администраторов и военачальников впервые была отмечена в работе современного турецкого историка Метина Кунта. (Kunt I. M. Ethnic-Regional Solidarity in the Seventeenth Century Ottoman Establishment // International Journal of Middle East Studies. 1974, June, p.237).
В диссертации Карла Барбира, посвященной османской системе управления в Дамаске первой половины XVIII века, также отмечается влияние этнорегионального аспекта на взаимоотношения внутри массы мобилизованных в армию и в администрацию невольников. Последние делились, согласно наблюдениям Барбира, на две группировки: западную или балканскую, в основном, состоящую из албанцев и боснийцев, и восточную или кавказскую. (Barbir K. K. Ottoman Rule in Damascus, 1708-1758. Princeton University Press, 1980, pp. 40-41).
Список наместников Дамаска подтверждает это деление: в период с 1516 по 1758 гг. здесь правили 16 «восточных» пашей (7 черкесов, 4 абаза и 4 грузина, а также 1 кипчак, явно примыкавший к кавказцам) и 21 «западный» паша (11 албанцев, 7 боснийцев, 2 герцеговинцев, 1 хорват). Характерно, что представители балканской группировки чаще фигурируют в XVI веке, а после 1600 года преобладание переходит в руки кавказцев.
В непосредственной близости от Сирии, на территории Анатолии также часто упоминаются черкесские паши в роли провинциальных наместников. В донесении российского посла в Турции Я. Булгакова от 15 февраля 1782 года сообщается об отставке трехбунчужного паши Черкес Хасан-паши с поста губернатора Сиваса: «по жалобам от тамошних жителей на чинимые им в губернии беспорядки». (Журнал константинопольских происшествий и новостей. Февраль 1782 года. Извлечение из приложения к всеподданнейшему донесению Я. Булгакова. // Дубровин Н. Присоединение Крыма к России. Т. IV. С. 397). Черкес Хасан-паша был лишен своих бунчуков и сослан в ссылку на остров Схио. (Там же, с. 416). Уже 1 сентября 1782 года из донесения Я. Булгакова становится известно, что ссыльный паша-черкес получил обратно свои три бунчука. Одновременно с ним восстановлен в звании трехбунчужного паши Черкес Осман-па­ша. «Сие, уверяют, – писал Я. Булгаков, – произошло от представления, учиненного султану великим визирем, что он в бытность свою на войне с Россией находил их всег­да людьми в воинских делах сведущими и расторопными». (Там же, с. 762).
Среди черкесских пашей, несших службу в Сирии, выделяется весьма колоритная личность Кутфадж Дели-паши или просто Кутфадж-паши. Он был современником Эвлии Челеби (вторая треть XVII в.) и его имя часто фигурирует на страницах «Книги путешествия».
Характеристика, данная Челеби Кутфадж-паше, представляет собой типичную характеристику черкесского рыцаря: «Он происходит из отважного черкесского племени болоткай. Он был прославленным, смелым, храбрым мирливой. Это паша, истребивший немало арабов, которые владели санджаками Хама и Хомс во владениях сирийского Триполи. Это был справедливый, заботящийся о реайе, предводитель войск. Но он совершенно не знал турецкого языка. Он разбирался только в мечах, конях, кирасах, хороших лошадях. Так, за Хомсом на берегу реки Аси, он удобрил Арабскую пустыню, нагромоздив здесь целую гору трупов. Сейчас она называется холмом Кутфадж-паши. Его дворец находится в городе Антакье. У ворот дворца были натянуты цепи, подобные цепям в караван сарае. Так вот рассказывают: как-то за Антакьей прошли арабы (бедуины - Прим. С. Х.). Кутфадж-паша со своим отрядом сразу вскочил на коней, но, сколько ни старался, не мог отыскать привратника, чтобы открыть ворота и опустить цепи. Быстро обнажив саблю, он нанес такой удар по цепи, что и сейчас на арке ворот висят ее обрывки. Ни один муж не проявил такой смелости, какую он показал во время наших священных походов на Гонию и Мегрелию. Да исполнит бог его желания». (Челеби Э. Книга пу­те­шествия. Вып. 3. М., 1983, с. 232-233).
Принадлежность Кутфадж-паши к племени болоткай может быть ис­толкована или как его происхождение из правящего княжеского рода Болотоко, или, в более общем плане, как принадлежность к темиргоевскому племени.
Незнание турецкого языка османским пашой не должно нас удивлять. Таких сообщений достаточно много. Константин Базили, бывший российским консулом в Сирии в 40 – 50-е гг. XIX в., буквально вторит Челеби: «В этом отношении особенно замечателен полковник Измаил-бей, родом черкес, и поныне сохраняющий свою народность, плохо говорящий по-турецки». (Базили К. М. Обзор Оттоманской армии в Сирии // Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX века. М., 1991. с.301).

Самир ХОТКО,
кандидат исторических наук, член-корреспондент Адыгской Международной Академии наук.
Г. Майкоп.шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu