СОВРЕМЕННОЕ ИНФО-ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ АДЫГОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СОВРЕМЕННОЕ ИНФО-ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ АДЫГОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СОВРЕМЕННОЕ ИНФО-ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ АДЫГОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫВ современном, столь быстро меняющемся мире разбросанный по этому миру этнос может уверенно утверждать необходимость создания единого для него информационного пространства, которое позволило бы говорить о том, что есть нечто общее у адыгов, рассеянных и разлученных. Причем в этом случае предполагается наличие среды, единой и понятной каждому, кто с гордостью называет себя «адыг (черкес)» и потому мечтает время от времени погрузиться в пропитанную адыгабзэ (черкесским (адыгским) языком) и насыщенную адыгэ хабзэ (черкесский (адыгский) менталитет) атмосферу. Ему надо ощутить общие для всего народа проблемы, порадоваться единым радостям и даже пострадать едиными трудностями, резко становящимися гораздо более переносимыми рядом с братским (лучше реальным, но, возможно, виртуальным) плечом соплеменника. Причем бурлить это стремление может бесконечно, когда человек ищет и находит на экране земляка, различая при каждом новом взгляде в его сторону черты кого-то из своих предков и каждый раз находя все новые родовые и межплеменные связи, безумно радующие адыга при каждом свежем обнаружении. Тогда, возможно, при погружении в проблемы такого, далекого сейчас, заокеанского брата-адыга (черкеса) гораздо более ощутимым и потому реальным окажется оно, – достаточно абстрактное сегодня братство, которое представители адыгского этноса себе объясняют, но пока лишь трактуют как факт и, объективно говоря, весьма смутно ощущают.

Не делимся с унесенным историей другом и соседом щэламом (чебуреком), не можем станцевать с ним на джэгу или поплакать с ним на хьадагъэ (похоронах). Но тогда воспользуемся возможностью увидеть, хотя бы, его радости, «озарив своим ликом» высветившиеся на его лике пятна счастья либо одновременно нахмуримся так же, как хмурится он в реакции на проблемы, и потому услышим напев, издаваемый его душой, заразительно для сердца нашего. Тогда, вероятно, после такого информационного погружения появится хотя бы некоторая возможность для оставшихся на родине адыгов что-то лучше понять, объяснить, посоветовать или в чем-то посочувствовать, то есть реально помочь своим братьям по племени, безжалостно отобранным историей и океаном, но могущим посредством реально ощущаемого СОучастия стать опять реально родными. И тогда вполне гарантировано одно и то же сияние глаз, которое озарит одновременно обоих (незнакомых) адыгов, разделенных морем, но так приблизившихся друг к другу уже одной своей, единовременной и общемотивированной, мимикой.
Именно общее мышление, единая для разбросанных социально-психологическая мотивация, благодаря общему просматриваемому каналу зарождающаяся в душах нынешнего поколения адыгских потомков, – все это идеальный фактор. Причем фактор, объединяющий в наших условиях и неизменно влекущий за собой причину, гарантированно порождающую значимую вероятность рассмотрения родовых земель. К тому же – в качестве не загадочных, абстрактных на карте, а реальных – живых и потому более возможных (для мыслей, выстраивающихся в одном направлении) к приближению физическому (для возможных носителей этих мыслей). Если нет у адыгов общей территории и нет единообразного языка, может однако, по требованиям и возможностям современной техники, хотя бы информационное пространство быть единым. Как верно говорят об этом в один голос страстно обсуждающие данную тему на адыгских (черкесских) Интернет-форумах (http://adyga.org) анонимы, « костяк должна составлять общеадыгская телерадиокомпания. Нужны круглосуточные адыгские телеканалы, охватывающие всю Черкесию и Ближний Восток. И радио, и газеты, и журналы, но в первую очередь ТВ. Сейчас только Нарт ТВ что-то пытается, да поможет им Аллах». К сожалению, несмотря на свою злободневность, дальше сети эта тема не уходит, а весьма хотелось бы увидеть ее на серьезном государственном уровне, когда, увы, без действующей власти, какие-либо модификации в этнокультурном пространстве невозможны, что понимает народ особенно отчетливо и потому просто обращается с поздравлениями к региональному, празднующему девятнадцатилетие, Адыг-ТВ. Это как раз тот возраст, с наступлением которого личность считается сознательным гражданином, имеющим право голоса: к Адыг-ТВ это относится в некоторой степени и в некотором объеме, но с возможными перспективами дальнейшего развития и совершенствования. И именно на это остается надеяться адыгам, так нуждающимся в «едином, информационном пространстве».
Таким образом, в процессе рассуждений о развитии и расширении в современном положении ИНФО-пространства одним из первых встает вопрос как о его содержании, так и о его форме, а вслед за ними неизменно всплывает проблема подготовки соответствующих специалистов, могущих обращаться как со словом, так и с техникой. В сегодняшнем обществе, не однажды в жизни, насыщенной и даже перенасыщенной техникой, книголюбу – страстному фанату слова печатного (т.е. книги) – иногда не совсем уютно. Хотя и ощущает он сердцем, что книга – это средоточие человечности, клад знаний и многое подобное, однако уже в следующий момент понимает (теперь уже умом) нечто другое. Желательно найти в электронном виде хотя бы краткое содержание нужного ему текста, чтобы, не тратя времени, сохранить и использовать его. Конечно, пара ключевых слов в Интернет-поисковике, – и все, содержание публикации в его власти. Подобное развитие информационных событий можно считать достаточно частым сегодня, но тогда встает косвенный вопрос: как совместить почитаемую индивидом книгу (исторгающую очеловечивающую его художественность) с необходимой, порой суховатой, но нужной сподручной техникой? Неужели необходимо в современном мире беспощадно прощаться с этим кладом тысячелетних знаний человечества? Ведь гуманитарии тоже не хотели бы терять объект своего обожествления, но и не хотели бы оставаться за бортом современной цивилизации. А нельзя ли найти в современном мире специалиста, воплощающего в себе гармоничное воплощение книги и техники?
Тем не менее, оказывается, есть на федеральном уровне целый ряд библиотек, книжный фонд которых фактически «составлял счастье» советского интеллигента середины прошлого века. Попасть в эти московские библиотеки, – это и была профессиональная мечта жизни научного исследователя любой области знаний, такая недоступная, но такая желанная. Именно эти серьезные, солидные учреждения, обладающие массивным книжным фондом, быстро включились в технический прогресс и, – вот они, профессиональные Интернет-сайты, осуществляющие мечту: Российская Государственная Библиотека (РГБ) (Москва) (http://www.rsl.ru), Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург) (http://www.nlr.ru), Государственная публичная научно-техническая библиотека (Москва) (http://www.gpntb.ru) и т.д.
Одновременно и у региональных интеллигентов есть такая возможность, – доступ к всемирному информационному ресурсу. В частности, именно этим принципом причисления провинциалов к благам цивилизации руководствуется, к примеру, директор научной библиотеки Адыгейского госуниверситета Ф.К.Тлюстен, активная созидательная деятельность которой удивляет. Уже не одно десятилетие идеей-фикс на ее рабочем месте была перспектива создания именно такого вседоступного электронного ресурса, т.е. библиотеки, сосредоточенной в компьютерном винчестере (скромном и сером, но созидающем жизнь своей информативностью). И вот, подобные прогрессивные для нашего региона технократические инициативы обеспечили именно размещение множественного печатного фонда в электронном доступе посредством компьютерных классов, составляющих книжный храм. Не привык сегодняшний житель планеты к какому бы то ни было современному культу книги и потому, сначала – удивление, а потом – глубочайшая благодарность тем, кто возвел этот храм. Но, на вопрос к активному директору, которая, казалось бы, должна быть морально удовлетворена всем тем, чего добилась в своем учреждении, следует грустный и пессимистичный ответ: «Есть проблемы». Храм, – это да, но всякий храм нуждается ведь в священнике. Мало кто из наших традиционных кадров, привыкших работать с бумажными фондами, с печатной информацией, владеет ресурсом электронным, мало кто вообще имеет доступ к компьютеру, а, тем более, рискнет выйти в Интернет. А что касается создания каких-либо информационных ресурсов, каких-либо сайтов или блогов, – так это вообще предел мечтаний для желающего руководить современным коллективом директора. И здесь позволим себе повторить цитату, приведенную нашей собеседницей: «Сегодня работники вузовской библиотеки должны быть не просто библиотекарями в традиционном понимании этой профессии, а информационными менеджерами, ассистирующими пользователю, сопровождающими его на всех этапах учебно-научной деятельности. Они должны быть профессионалами, способными грамотно осуществлять поиск, создавать собственный информационный продукт и достойно представлять результаты вузовской науки в мировом информационном пространстве. В настоящее время деятельность сотрудников библиотек требует участия в коллективных корпоративных проектах, установления партнерских контактов с производителями и продавцами информационных ресурсов. Кроме того, им надо уметь поддерживать программное, библиотечное оборудование и сети в работоспособном состоянии» [1: 26]. Профессиональней не скажешь, но добавим здесь еще свою мысль: специалист такого уровня сможет работать в любой сфере, где вообще есть какое-либо слово, т.е. информация любого плана, которую надо так или иначе систематизировать, обрабатывать и искать. И потому прослеживаются весьма ощутимые перспективы для выпускника с таким дипломом.
Действительно проблема представляется и нам после разговора, что побуждает задать в Интернет-поисковике кадровый предел вышесформулированных стремлений: «библиотечно-информационный ресурс» (как раз то самое желанное совмещение книги и технократии). И тут же появляется множество ссылок, предлагающих познакомиться с программой по специальности «Библиотечно-информационная деятельность (071900.62)». Как выясняется, есть такое профессиональное совмещение душевной художественности с разумным компьютером, и наша гуманитарная мечта достижима – не останется книга за бортом цивилизации. Но… Да, популярна эта специальность по всей стране, в соответствии с существующим спросом многие федеральные вузы делают на нее акцент. Жаль, что от региональных провинциалов это далеко, однако вскоре сбывается и такая надежда: факультет новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета быстро уяснил имеющуюся в современном информационном мире потребность в преобразовании книжного клада в клад электронный. И вот результат: открывается та самая желанная многими, уважающими компьютер, гуманитариями специальность («Библиотечно-информационная деятельность (071900.62)»), приближающая к технике умом и не удаляющая от книги сердцем, что может стимулировать дальнейшее развитие как словесной, так и информационной деятельности.

Список литературы:
1. ж. «Научно-технические библиотеки». – 2009. – № 10. – С. 61-66.

Опубл.:
Хуако Ф.Н. СОВРЕМЕННОЕ ИНФО-ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ АДЫГОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации: генезис и развитие: Мат-лы Международной научной конференции (Майкоп, сент. 2012). – Майкоп: изд-во АГУ, 2012. – 440 с. – С. 352-356.шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu