ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
18:26, 20 июнь 2021
5 057
0
В январе 1943 года Нальчик был освобожден совмест-ными усилиями соединений 37-й армии и партизанских отрядов. Жители города со слезами радости на глазах встречали своих освободителей. Нальчик полностью был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 4 января 1943 года, а 5 января трудящиеся города собрались на общегородской митинг, посвященный освобождению Нальчика от фашистских оккупантов. Выступавшие на митинге ораторы клеймили позором немецко-фашистских бандитов и призывали население города отдать все свои силы на быстрейшее восстановление разрушенного врагом хозяйства.
В январе 1943 года Нальчик был освобожден совмест-ными усилиями соединений 37-й армии и партизанских отрядов. Жители города со слезами радости на глазах встречали своих освободителей. Нальчик полностью был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 4 января
1943 года, а 5 января трудящиеся города собрались на общегородской митинг, посвященный освобождению Нальчика от фашистских оккупантов. Выступавшие на митинге ораторы клеймили позором немецко-фашистских бандитов и призывали население города отдать все свои силы на
быстрейшее восстановление разрушенного врагом хозяйства.
Немецкие оккупанты в Нальчике хозяйничали всего 2 месяца и 6 дней, по и за это .короткое время нанесли значительный ущерб учреждениям искусства города. Они до основания сожгли здание драматического театра, взорва¬ли здание Дома народного творчества (которое стояло там, где ныне расположено здание гостиницы туристического комплекса «Нарт»), уничтожили театральную библиотеку с книжным фондом около 8500 экземпляров по истории и теории искусств, К)роялей и пианино, вывезли оборудование и костюмы русского, кабардинского, балкарского теат¬ров, ансамбля песни и пляски. Таким образом,наряду с другими творческими коллективами работники ансамбля пес-пи и пляски лишились здания госдрамтсатра и Дворца пио-неров, где они проводили свои концерты по обслуживанию трудящихся Пальчика, и здания Дома народного творче-ства, которое являлось для них основной производственно-творческой базой. Немецко-фашистские оккупанты разру-шили все лучшие здания культуры и искусства не только в городе Нальчике, но н но всей территории Кабардино-Балкарии. В таких неимоверно трудных условиях приходи¬лось возобновлять и налаживать работу в учреждениях искусств республики.
С первых же дней освобождения города Нальчика и всей территории Кабардино-Балкарии руководство республики приняло самые энергичные меры для скорейшего восстановления разрушенного народного хозяйства. В этих трудных условиях войны Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постоянно оказывали нашей республике необходимую помощь. Вместе с восстановлением народного хозяйства республики нужно было восстановить и работу в учреждениях искусств. Это нашло отражение в решении пленума Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б), который состоялся 29 января 1943 го¬да. В его постановлении о мероприятиях по ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации было записано:
«17. Обязать Управление по делам искусств при СНК Кабардино-Балкарской ЛССР восстановить театральнозрслищные учреждения, имея в виду, в первую очередь, восстановление и укомплектование русского и национальных коллективов».
Управление по делам искусств сразу же приступило к претворению в жизнь данного пункта постановления. Здесь самой трудной была проблема с подбором кадров. После освобождения территории республики многие работники искусств не вернулись и свои коллективы по различным причинам. В числе повернувшихся оказался и начальник Управления по делам искусств X. С. Тсмиркаиов, который за короткий срок пребывания на этой должности сумел сделать значительную работу по укреплению учреждений искусств и улучшению их творческой деятельности. К ве-ликому сожалению, и он оказался в числе тех, кто погиб от рук врага во время временной оккупации территории Кабардино-Балкарии. По вернулись на работу многие ак¬теры ансамбля, особенно среди мужского состава. Анало¬гичное положение было и у других творческих коллективах республики.
Кабардинский ансамбль песни и пляски возобновил свою деятельность после освобождения республики от ок¬купантов в 1943 году в январе месяце. Штат был уком¬плектован по смете доокупационного периода и утвержден местными фииорганами. Ансамбль песни и пляски по своей структуре относился к концертному эстрадному бюро и входил в состав госфилармонии на отдельном самостоя¬тельном балансе со своим расчетным счетом в Кабардин¬ском отделении Госбанка.
Но ансамбль еще не имел возможности регулярно про-водить свою концертную деятельность. Основная причина состояла в недостатке кадров. С помощью руководителей районов, общественности руководству ансамбля удалось привлечь к своей работе немало одаренных юношей и де-вушек, но не имеющих ни опыта, ни специальной подготовки. В, связи с этим ему пришлось потратить значительное время на проведение профессиональной учебы с новым пополнением. В частности, руководителю хора пришлось потратить на обучение нового пополнения вокальной тех¬нике и хоровому искусству почти весь 1943 год. В танце-вальную группу пришли способные ребята: Магомедгери Нартоков, пятнадцатилетние Султангери Тутуков и Хашир Дашуев, которые вскоре стали одними из ведущих танцоров. Так удачно подобранная и умело подготовленная танцевальная молодежь давала возможность ансамблю наладить свою концертную деятельность без участия хоровой группы. Он начал регулярно проводить свои концерты по районам республики с 13 мая 1943 года. Первые его концерты прошли в Лескенском и Урванском районах. До первой половины октября 1943 года провели 120 концертов. Ансамбль строил свочо концертную деятельность до конца 1943 года исходя из творческо-исполпительских возможностей танцоров и музыкантов, без участия хоровой группы. И в таком составе он работал успешно.
Работники ансамбля, вместе с другими творческими коллективами, принимали деятельное участие во всех обществен но-политических, культурно-массовых и патрио¬тических мероприятиях, которые проводились в республи¬ке. Трудящиеся Кабардино-Балкарской АССР, воодушев¬ленные замечательными победами Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны и желая прибли¬зит!, час окончательного разгрома фашистской Германии, и 1944 году проводили сбор средств из своих личных сбережений на строительство танковой колонны «Смерть немецким захватчикам!». Работники искусства собрали и вложили в это мероприятие 57 тысяч рублей. Помимо этого, ансамбль песни и пляски в нерабочее время пропел один концерт и всю собранную сумму в размере 2000 руб¬лей внес в фонд помощи семьям и детям фронтовиков.
Ансамбль уже в полном составе (хоровая и танцевальная группы вместе) включился в обслуживание колхозни¬ков во время несенпеполевой кампании 1944 года и в течение апреля месяца провел по районам республики 25 концертов и свой финансовый план перевыполнил.
В самые трудные годы Великой Отечественной войны многие актеры ансамбля проявили исключительную стой¬кость, выдержанность и беспредельную преданность своему делу. Актеры были плохо одеты, обуты, часто недоедали, недосыпали, при этом им часто приходилось выступать в неприспособленных, холодных помещениях. Свою безмер¬ную любовь к искусству пронесли через все трудности, испытания и невзгоды заслуженные артисты Кабардино-Балкарской АССР Кураца Каширгова, Танадум Ашуров, Асланджери Аталиков, Берман Шаваев; артисты Леля Батракова, Галина Исакова, Шамхани Ульбашева, Мария Канаметова (Темрокова), Светлана Иванова-Магалдадзе, Арон Исаков, Омар Отаров, Мутай Ульбашев, Валентина Першина и другие.
Творческий путь этих до самозабвения трудолюбивых людей всегда будет служить ярким и убедительным примером для той части молодежи, которая успешно продолжает развивать профессиональное вокальное и хореографическое искусство народов Кабардино-Балкарии.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)