Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОР

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОР

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОР
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
03:48, 06 февраль 2020
3 854
0
Объединенный хор усиленно готовился к своему перво-му выезду в Москву. Из репертуара двух коллективов отобрали лучшие произведения для концертной программы нового сводного хора, куда вошли старинные и современ¬ные русские, кабардинские, балкарские песни, произведе¬ния русских и западноевропейских классиков. Это — «Песня о Хаджи-Мурате Асанове», «Песня о Конститу¬ции», «Песня о Ворошилове», «Маржа, маржа карахалк», «Бурмабут», «Стахановская», «Песня победителей», «Анде-миркаи», «Уаза Мурат», «Бызничек», «Мартина», «Щ1а-лэф1ыц1э», «Алты-Алты», «Тамара», украинская народная песня «Распрягайте, хлопцы, коней», донская песня «Ка¬зачья походная», «Соловушка» П. И. Чайковского, «Цыга¬не» Шумана и другие.
Объединенный хор усиленно готовился к своему перво-му выезду в Москву. Из репертуара двух коллективов отобрали лучшие произведения для концертной программы нового сводного хора, куда вошли старинные и современ¬ные русские, кабардинские, балкарские песни, произведе¬ния русских и западноевропейских классиков. Это — «Песня о Хаджи-Мурате Асанове», «Песня о Конститу¬ции», «Песня о Ворошилове», «Маржа, маржа карахалк», «Бурмабут», «Стахановская», «Песня победителей», «Анде-миркаи», «Уаза Мурат», «Бызничек», «Мартина», «Щ1а-лэф1ыц1э», «Алты-Алты», «Тамара», украинская народная песня «Распрягайте, хлопцы, коней», донская песня «Ка¬зачья походная», «Соловушка» П. И. Чайковского, «Цыга¬не» Шумана и другие.
По приглашению Всесоюзного комитета по радиовеща-нию Кабардино-Балкарский государственный хор в составе 60 человек выехал в Москву 24 декабря 1940 года для записи его репертуара на тонфильм.
Первое выступление хора по Всесоюзному радиовещанию состоялось 30 декабря 1940 года. Он предложил ра-диослушателям большую и разнообразную программу, ку-да входили кабардинские и балкарские песни, песни советских композиторов. Хор выступил по Центральному радиовещанию несколько раз, записал на тонфильм 15 песен. В Москве он провел несколько концертов в рабочих клубах, в Доме ученых. В Московской государственной консерватории состоялся большой концерт хора для профессорско-преподавательского и студенческого состава. Для молодого хорового коллектива и его художественного руководителя А. М. Покровского данное выступление имело важное значение. Несколько лет тому назад в этой же консерватории А. М. Покровскому пришлось держать экзамен по случаю окончания факультета хорового дири¬жирования. А теперь ему вновь приходилось держать не менее ответственный экзамен на творческую зрелость перед тем же профессорско-преподавательским составом и в той же консерватории, но уже не как студенту-выпускнику, а как организатору и художественному руководителю боль¬шого национального коллектива. Молодой коллектив и его художественный руководитель этот экзамен выдержали с достоинством.
Успешные выступления перед рабочими промышленных предприятий столицы, деятелями науки и культуры, по Всесоюзному радиовещанию и проведенные записи па тонфильме убедительно говорили о том, ч го хор уверенно выходит па всесоюзную музыкальную арену.
После возвращения из Москвы хор занялся обслужи-ванием трудящихся республики. Первая его поездка по республике состоялась и феврале 1941 года. Она охватила ряд населенных пунктов Балкарии, среди которых находи-лись наиболее отдаленные, труднодоступные горные аулы. Программу выступлений составили 24 лучших произведе¬ния. Первые дна концерта хор провел в селении Кашкатау (ныне поселок (Советский). Первый концерт—для взрос¬лого населения села, а второй—для учащейся молодежи. Следующее выступление проходило перед рабочими кле¬почного завода в селе Бабугент. Клуб оказался неблаго¬устроенным, и концерт прошел в тесной заводской столо¬вой, но, несмотря па это, артисты показали высокое мастер¬ство и зрители остались довольны.
О том, какие трудности приходилось преодолевать ра-ботникам хора во время поездки но горным ущельям п как аульчане относились к первой встрече, с новым, непривыч¬ным для них хоровым пением, рассказывается в статье «Песни гор», опубликованной в газете «Социалистическая Кабардино-Балкария» 15 февраля 1941 года.
«Чем глубже в горы, тем передвижение затруднитель-нее. Прославленное своими красотами ущелье имеет до-вольно опасные дороги. По дружный коллектив не считал-ся с опасностями и неудобствами. Он пешком пробирался от аула к аулу, все выше и выше, вплоть до знаменитой Безенгийской стены, до аула Шики включительно. В ниж-нем Хуламе клуба совсем нет. Концерт провели на откры-том воздухе (площадке). Зато селение Безенги имеет хороший клуб. В нем собрались и местные жители и со¬седи — колхозники поселка Узен. Здесь концерт превратился в дружеский вечер смычки колхозников с работни¬ками искусства...
В своем выступлении перед концертом парторг тов. Жа-боев рассказал о расцвете искусства в республике, искусства — национального по форме, социалистического по содержанию, о росте культуры вообще. Весьма нагляд¬ной иллюстрацией к этой речи были сами участники хора — вчерашние колхозники и колхозницы, теперь про¬фессиональные певцы.
Председатель исполкома сельсовета тов. Гуртуев под-. черкнул, что хор несет культуру в самые отдаленные угол-ки республики...
Хор возбуждал мысли и чувства жителей дальних аулов. В нем, как солнце в капле воды, отразилась великая интернациональная дружба народов, населяющих землю советскую.
Песни пронизаны общим духом горячей любви к своей советской родине, к ее могуществу... Песни в горах звуча¬ли с большим смыслом.
Руководитель хора, заслуженный деятель искусства А. М. Покровский шаг за шагом поднимает свой творче¬ский коллектив к высокому искусству».
Жители этих аулов впервые слышали многоголосое хоровое пение. Это еще больше усиливало у них интерес к выступлению хора. С первого же дня и до конца поездки хору везде сопутствовал успех. Все номера его программы с большим интересом слушали и пожилые и молодые зри¬тели. Так объединенный хор первую свою поездку по горным аулам завершил успешно.
21 марта 1941 года в помещении Госдрамтеатра Кабар¬дино-Балкарский государственный хор дал большой кон¬церт для жителей Нальчика. Это было первое, после объединения, его выступление в Пальчике. В целях при¬влечения более широкой аудитории из числа жителей горо¬да, не владеющих кабардинским и балкарским языками, было решено в программу концерта включить больше произведений на русском языке. В нее вошли лучшие ка¬бардинские и балкарские песни, произведения советских композиторов и классиков. Зрители с неослабевающим интересом прослушали все номера программы. Этот кон¬церт способствовал значительному расширению круга по¬читателей хорового искусства.
Хор всегда принимал активное участие в общественно-политической и культурной жизни республики. В марте и апреле 1941 года, в соответствии с республиканским пла¬ном по культурному обслуживанию тружеников полей, он провел 15 концертов для тех, кто работал на полях во время весенней посевной кампании.
О том времени вспоминает Шамхани Ульбашева: «Ра-дуясь и гордясь своей новой профессией, стремясь доста-вить радость и эстетическое наслаждение другим, мы с большим увлечением и настойчивостью трудились над улучшением обслуживания населения наших сел и аулов республики».
Творчески растущий молодой коллектив активно и пло-дотворно трудился до 22 июня 1941 года — до вероломного нападения немецко-фашистских войск на нашу Родину.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)