ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ 1939 ГОД

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ 1939 ГОД
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
18:26, 20 июнь 2021
4 416
0
1939 год для ансамбля стал знаменательным. В его творческой жизни за этот год произошли важные и значительные события, которые красноречиво говорили о воз-росшем авторитете коллектива не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. С самого начала года руководство ансамбля активно занималось пополнением своего состава за счет наиболее одаренной сельской молодежи, расширением репертуара. С приходом на должность художественного руководителя ансамбля Михаила Чочишвили в творческой работе коллектива произошло заметное оживление. Он, хороший танцор в прошлом, один из участников международного фестиваля по танцам в Лондоне, уделял большое внимание расширению репертуара и повышению исполнительского мастерства актеров. В репертуар он включал танцы,, близкие по характеру и манере исполнения к кабардинским и балкарским. Так, в
1939 год для ансамбля стал знаменательным. В его творческой жизни за этот год произошли важные и значи-тельные события, которые красноречиво говорили о воз-росшем авторитете коллектива не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.
С самого начала года руководство ансамбля активно занималось пополнением своего состава за счет наиболее одаренной сельской молодежи, расширением репертуара. С приходом на должность художественного руководителя ансамбля Михаила Чочишвили в творческой работе кол¬лектива произошло заметное оживление. Он, хороший танцор в прошлом, один из участников международного фестиваля по танцам в Лондоне, уделял большое внимание расширению репертуара и повышению исполнительско¬го мастерства актеров. В репертуар он включал танцы,, близкие по характеру и манере исполнения к кабардин¬ским и балкарским. Так, в репертуаре ансамбля появились грузинские, аджарские и некоторые танцы других народов Кавказа.
В марте 1939 года в Москве проходил XVIII съезд ВКЛ('б). Кабардино-Балкарскому госансамблю вновь бы¬ла оказана высокая честь — принять участие в концерте для делегатов съезда.
Второму секретарю обкома партии X. X. Борсокову, как делегату партсъсзда, было поручено следить за деятель¬ностью ансамбля и помогать ему там, где это необходимо, на период его пребывания в Москве. О том, как прошли концерты ансамбля в Москве, вспоминал ветеран войны и труда, пенсионер МВД КБАССР, полковник в отставке Хазраил Хакяшевич Борсоков:
«Актеры ансамбля прекрасно понимали, какая это вы-сокая честь и ответственность выступать перед делегатами партийного съезда нашей страны. И они, конечно, очень волновались. Концерт состоялся в Большом театре Союза ССР. В нем принимали участие лучшие артистические силы страны. Коллектив нашего ансамбля был подобран тщательно. Он состоял из молодых, высоких, стройных, красивых юношей и девушек, которые были одеты в очень нарядные национальные костюмы. Каждый актер прекрас¬но исполнял кабардинские и балкарские танцы и танцы других народов Кавказа, Выступление наших артистов делегаты партсъезда встретили шквалом аплодисментов. В зрительном зале присутствовали руководители партии и правительства, и том числе К. К. Ворошилов и С. М. Бу-денный, которые хорошо знали пашу республику, паши национальные танцы и музыку.
Кроме участия в обслуживании делегатов партсъезда, ансамбль проводил и свои самостоятельные концерты пе-ред москвичами. В связи с тем, что по поручению обкома партии я был прикреплен к ансамблю, в свободное от за-седаний съезда время я присутствовал почти на всех его концертах. За время пребывания в Москве ансамбль про-вел концерты в Центральном Доме Красной Армии, в Военно-воздушной Академии им. Жуковского, в Доме культуры автозавода им. Лихачева, в Большом зале Мос-ковской государственной консерватории и на других сце-нических площадках столицы. Буквально каждый номер его программы москвичи принимали горячо, раздавались аплодисменты. Я искренне гордился своими земляками, которые показывали москвичам свое искусство в самом наилучшем виде».
Работники ансамбля имели в Москве и ряд интересных творческих встреч с ведущими мастерами советского му-зыкального искусства. Наши артисты встретились с одним из корифеев русской и советской оперной сцены — с со-листкой Большого театра Союза ССР, народной артисткой СССР Антониной Васильевной Неждановой. Прославлен-ная певица с пристальным вниманием следила за разви¬тием культуры и искусства в национальных республиках нашей страны. Она сама проявила инициативу для встречи с артистами ансамбля. Во время этой встречи великая артистка интересовалась состоянием культуры и искусства в Кабардино-Балкарии, работой самого коллектива. Затем она рассказала немного о себе, о своей нелегкой, но бла¬городной профессии, о многогранной творческой деятель¬ности коллектива Большого театра.
Состоялась встреча работников ансамбля и с известным советским композитором Вано Ильичом Мурадели, кото¬рый впоследствии вложил немало своего творческого тру¬да в развитие музыкальной культуры народов Кабардино-Балкарии.
На этих встречах замечательные деятели советского искусства дали высокую оценку исполнительскому мастер¬ству молодых артистов и высказали им свои конкретные и практические советы по дальнейшему улучшению и совер¬шенствованию своей творческой работы. Они призывали их к бережному отношению к народному творчеству, к мак¬симальному использованию его лучших сторон в своей работе. Завершив свою поездку в Москву, ансамбль вер¬нулся в Нальчик.
Гастроли ансамбля по Дальнему Востоку явились од-ним из самых важных и значительных событий в творче-ской жизни коллектива. В этой поездке коллектив сопро-вождал Даут Исакович Хунов, который работал тогда инструктором отдела школ Кабардино-Балкарского обкома партии. Он вспоминал:
«В июне 1939 года первый секретарь Кабардино-Бал-карского обкома ВКП(б) А. В. Кудрявцев позвонил мне и попросил, чтобы я зашел к нему вечером. Тогда было принято работать по вечерам до позднего времени. Я при¬шел к А. В. Кудрявцеву к назначенному сроку. После взаимного приветствия он предложил мне сесть ближе к столу и начал разговор: «Сегодня из Совнаркома СССР мне позвонили и сообщили, что есть указание послать наш ансамбль на Дальний Восток для обслуживания действующей Дальневосточной Красной Армии. Обменявшись мне-нием с рядом товарищей по работе, пришли к заключе-нию — поручить Вам возглавить коллектив ансамбля в этой поездке. И мы надеемся, что это важное партийное и правительственное поручение Вы выполните с честью». На следующий же день с начальником Управления по де¬лам искусств Н. М. Евгажуковым собрали работников ансамбля и сообщили им о предстоящей поездке по Даль¬нему Востоку. Затем с ним решили ряд организационных вопросов, в том числе и о списочном составе уезжающего коллектива. Он состоял из 34 человек.
С учетом состава уезжающих руководство ансамбля пересмотрело концертную программу и определило, какие номера войдут в репертуар гастрольной поездки. Затем коллектив провел напряженную подготовительную работу, которая завершилась к 25 июня 1939 года.
К вечеру этого дня, накануне отъезда на Дальний Вос-ток, на встречу с артистами ансамбля пришли руководите-ли партийных, советских органов республики, города Наль¬чика, писатели и работники искусств. Встреча прошла в непринужденной, дружеской обстановке и завершилась митингом. Па нем с напутственными речами выступили: председатель Совета Народных Комиссаров КВАССР Т. А. Жакомихон, начальник Управления по делам искусств Н. М. Г.нгажуков, ниппель IO. II. Либединскии и дру¬гие. Выступавшие пожелали работникам ансамбля быть достойными представителями пашей республики на Даль¬невосточной земле.
Выступая перед собравшимися на митинге, один из ведущих актеров ансамбля, Бермаи Шаваев, от имени коллектива заявил: «Мы не только коллектив... танцоров, готовых отдать все свое искусство народу, нашей славной Дальневосточной Красной Армии, но мы и взвод бойцов, который в любую минуту может стать в одну шеренгу с красноармейцами-дальневосточниками».
С таким огромным патриотическим подъемом прошел вечер встречи работников ансамбля с представителями партийных и советских организаций города и республики. Коллектив выехал из Нальчика на Дальний Восток 26 ию-ня 1939 года. У читателей, возможно, возникнет вопрос: зачем такое большое внимание уделяли обычной гастроль¬ной поездке коллектива? Тут следует вспомнить, какой напряженной была тогда обстановка на советско-японской границе.
Японские милитаристские круги считали, что война между Японией и Советским Союзом в будущем неизбежна. Исходя из этой концепции, они приходили к выводу о том, что было бы выгодным для них начать эту войну как можно скорее. Желая претворить эту концепцию в прак-тическую жизнь, летом 1938 года японская военщина осу-ществила попытку вторжения крупными силами на совет-скую территорию в районе озера Хасан с задачей захвата ряда важных крупных городов Приморского края. 29 июля начались военные действия, которые вылились в двена-дцатидневные бои.
После провала авантюры у озера Хасан, милитарист-ская Япония не прекращала свои устремления к захвату чужих территорий. Для выполнения этой задачи она со-средоточила крупную группировку войск и без объявления войны внезапно вторглась на территорию Монгольской Народной Республики в конце мая 1939 года.
Уже в июне 1939 года, когда ансамбль выезжал из Пальчика на Дальний Восток, в районе реки Халхин-Гол происходили ожесточенные бои между монголо-советскими и японо-маньчжурскими войсками, с вовлечением в них всех родов войск, в том числе и крупных авиационных соединений. Эти бои продолжались до 30 августа 1939 го¬да— до полного уничтожения 6-й японской армии.
Коллектив Кабардино-Балкарского ансамбля, естест-венно, был в курсе всех этих событий и понимал, какая ответственность ложится на него.
Ансамбль прибыл в Хабаровск 12 июля 1939 года. Пер-вые его выступления в воинских частях состоялись 14 июля и прошли с большим успехом. Обслуживание гражданско¬го населения Дальнего Востока коллектив начал в Хаба¬ровске и первые свои концерты провел в Зеленом театре 17-го и 18 июля.
О том, как прошли первые встречи артистов с дальне-восточниками, Даут Хунов вспоминал с душевной тепло-той: «Перед началом нашего первого концерта в Хабаров-ске мы вышли на сцену всем своим составом вместе с представителями местных общественных организаций и воинских частей, которые должны были представлять нас перед публикой. Актеры, уже одетые в свои национальные нарядные сценические костюмы, расположились на сцене, готовые к началу концерта. Как только раскрылся занавес и публика увидела актеров на сцене, раздался гром апло-дисментов, который прокатился по переполненному обшир¬ному зрительскому залу. После завершения взаимных дружеских приветствий между представителями общест¬венных организаций и воинских частей города и посланцами из Кабардино-Балкарии актеры ансамбля приступили к работе.
Концерт прошел на высоком художественном и испол-нительском уровне. Артисты ярко и убедительно проде-монстрировали все лучшие стороны наших танцев. Публи-ка была полностью заворожена исполнителями, такое я видел впервые. Это была первая и вполне заслуженная победа коллектива».
Обслуживание бойцов-пограничников, участников боев у озера Хасан, являлось основной задачей коллектива. И артисты спешили к ним. 20 июля 1939 года ансамбль вы-ехал из Хабаровска и отправился поездом до Владивос¬тока. На перроне городского вокзала артистов ожидала непредвиденная, но приятная встреча с представителями общественности и воинских частей города. Когда поезд с артистами стал подходить к перрону, на привокзальной площади раздались мощные звуки духового оркестр). Ра¬достно возбужденная публика, ожидавшая гостей с Север¬ного Кавказа, сразу же пришла в движение. Многие из чих группами устремились к вагонам, а наиболее смелые парни даже успели проникнуть в вагоны и первыми приветство¬вать гостей.
«Когда мы подошли к выходу из вагона, перед нами открылась панорама площади, заполненной народом,— вспоминал А. Аталиков.— По площади раздавались воз-гласы: «Да здравствует дружба пародов!», «Горячий брат-ский привет посланцам из Кабардино-Балкарии!» и т. д.».
«Как только мы появлялись у выхода,— говорил Б. Ша-ваев,— крепкие солдатские руки подхватывали нас и вы¬носили из вагонов. Крепко обнимая, они поднимали нас, кружили в воздухе и мягко, заботливо ставили на землю. Так по-дружески, по-человечески они нас встречали с пер-вых же минут».
Эта по-настоящему дружеская, эмоциональная встреча вылилась в митинг дружбы пародов. На нем приняли участие руководители края и города, бойцы и политработ¬ники воинских частей. От нашего коллектива выступили руководитель гастрольной поездки ансамбля Даут Хупов и ассистент художественного руководителя ансамбля Асланджери Аталиков, которые от имени руководства республики передали братский привет трудящимся края и воинам-дальневосточникам.
С чувством огромного волнения артисты выехали из Владивостока и направились к героям-пограничникам, ко-торые несли службу у самой дальней южной границы Советского Союза. В дни, когда отмечали годовщину раз-грома японских захватчиков, ансамбль дал шефские кон-церты для бойцов, командиров и политработников погра-ничного отряда, которые первыми приняли бой с японскими самураями в 1938 году. Артисты обслужили их непосред¬ственно у озера Хасан и сопки Заозерной. О проведенных с пограничниками днях Асланджери Аталиков вспоминал:
«Наши концерты начинались с сердечных взаимных приветствий. Бойцам мы передавали привет и наилучшие пожелания от народов Кабардино-БаЛ'карии, в свою оче-редь и они приветствовали в нашем лице цветущую респуб¬лику великого Кавказа. И концерты под конец превраща¬лись в митинги, где с речами выступали командиры, комиссары, рядовые бойцы, выступали и мы, артисты».
Свои концерты артисты ансамбля давали на любой более или менее ровной поляне или на площадке, состав¬ленной из грузовиков. Тем не менее каждая их встреча с бойцами-пограничниками проходила с эмоциональным подъемом, зрители оказывали им горячий прием.
Па Дальнем Востоке ансамбль провел немало концер-тов. По самым значительным и незабываемым стал кон-церт, который коллектив провел 6 августа 1939 года — в день, когда Первая Отдельная Краснознаменная Армия праздновала годовщину своей победы над японскими са-мураями у озера Хасап.
Выступления ансамбля перед героями пограничниками были оценены высоко. По Хасанскому Краснознаменному пограничному отряду НКВД был издан приказ, где командование пограничного отряда просило дирекцию ансамбля занести в трудовые книжки артистов благодарность за прекрасное обслуживание пограничников. Завершив обслуживание пограничников в районе озера Хасан, ансамбль вновь вернулся но Владивосток. Здесь он провел свои концерты для жителей города в Летнем театре Краснофлотского сада. Они состоялись 12-го и 15 августа 1939 года.
С 16 августа до К) сентября 1939 года ансамбль обслуживал красноармейцев, командиров и политработников Первой Отдельной Краснознаменной Армии, краснофлот-цев, командиров и политработников Тихоокеанского Воен-но-Морокого Флота, рыбаков и моряков рыболовецких хозяйств Тихоокеанского флота, шахтеров рудников, рабо-чих и инженерно-технических работников промышленных предприятий и строительных организаций.
Затем гастроли ансамбля с успехом прошли в Еврей-ской автономной области. В день своего приезда ансамбль дал первый свой концерт для жителей города Биробиджа-на. Уже давно биробиджанский театр не был так празднично переполнен, а зрители города не были так востор-женны, как на этой встрече. Присутствующие на концерте были увлечены высоким темпераментом танцоров и бур-ными аплодисментами приветствовали исполнителей. Зри-телям особенно понравились танцы «Удж-хэж», «Хоруми» и «Эрданкой», исполненные талантливыми и темперамент-ными артистами. Наибольшим успехом у зрителей поль-зовались солистки Ханова, Кумышева, Кабардокова и солисты Дуков, Уянаев, Ульбашсв, ведущие солисты, ас-систенты художественного руководителя Берман Шаваев и Асланджери Аталиков. Выделялись также музыканты ансамбля Кураца Каширгова (гармонь), Танахум Ашуров (зурна) и Арон Исаков (виртуоз-бубнист), великолепно исполнившие кабардинскую песню «Накулен», балкарскую пастушескую песню, задушевную песню горских спреев «Духтар» («Девушка») и ряд других музыкальных номеров.
В Еврейской автономной области ансамбль провел еще несколько концертов, а затем совершил поездку по Амурской области. Здесь он обслужил жителей областного центра Благовещенска и гражданское население ряда населенных пунктов области. Все же главное внимание коллектив уделил обслуживанию пограничников и частей Первой Отдельной Краснознаменной Армии, расположенных в непосредственной близости к государственной границе Советского! Союза.
Длительная гастрольная поездка ансамбля по Дальнему Востоку завершилась, и он возвратился в Нальчик утром 25 октября 1939 года. На перроне вокзала собрались представители многих организации города, среди которых были писатели и работники искусств. Встреча была не¬обыкновенно теплой и приподнятой.
Коллектив оправдал доверие. Он продемонстрировал достижения наших народов в развитии национального хореографического искусства перед многочисленной ауди-торией Дальневосточного края. Выступления ансамбля повсюду пользовались исключительным приемом, его кон-церты часто завершались митингами и демонстрацией дружбы народов. Местная печать повсеместно и единодуш¬но отмечала самобытность национального искусства кол¬лектива и давала высокую оценку исполнительному мас¬терству его актеров. Говоря об итогах поездки ансамбля по Дальнему Востоку, Даут Хунов пришел к заключению:

«В поездке коллектив продемонстрировал исключительную сознательность, внутреннюю собранность и готовность провести концерты в любое время, в любых условиях. При этом он их проводил на самом высоком художественном и творческом уровне. Артистам приходилось выступать на благоустроенных сценических площадках, на небольшой поляне или на временной площадке, составленной из грузовиков. Иногда они совершали переезды на автомашинах или на катерах по 100 — 150 километров и с ходу давали концерты. Бывали такие случаи, когда они за день прово¬дили по два-три концерта. И всегда концерты проходили с творческим и эмоциональным подъемом. Это заслуга всего коллектива, но лучшими из лучших были актеры: Асланджери Аталиков, Берман Шаваев, Заудин Дуков, Мутай Ульбашев, Тамара Кабардокова, Галина Исакова, Налу Кумышева, Женя Ханова (Гегиева), Мария Канаме-това, Сакинат Этезова, Кураца Каширгова (гармонь), Танахум Ашуров (зурна), Арон Исаков (бубен). Каждый артист чувствовал себя не только работником искусства, призванным радовать зрителей своим творчеством, но и ответственным представителем нашей республики на Дальнем Востоке. Это чувство ответственности всегда по¬могало коллективу в преодолении трудностей в работе. На Дальнем Востоке ансамбль провел всего 82 концерта».
После небольшого отдыха коллектив вновь приступил к обслуживанию трудящихся республики. И первое свое выступление он провел в Пальчике. С ноября 1939 года в помещении драмтеатра состоялся праздничный концерт для участников торжественного собрания трудящихся Нальчика, посвященного 22-й годовщине- Октябрьской революции. В нем приняли участие и артисты ансамбля. Данное выступление рассматривалось как своеобразный отчетный концерт перед общественностью города Нальчика и республики после поездки по Дальнему Востоку.
Отметив прекрасные успехи в обслуживании частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии и гражданского населения Дальнего Востока, Совнарком республики объ-явил 'благодарность всему коллективу ансамбля и предложил Комитету по делам искусств премировать участников поездки пятью тысячами рублей.
20 ноября, в понедельник, 1939 года, Президиум Верхов¬ного Совета Кабардино-Балкарской АССР издал Указ, посвященный итогам гастрольной поездки ансамбля по Дальнему Востоку:

«УКАЗ
Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР о награждении Кабардино-Балкарского государственного ансамбля пляски и музыки
Отмечая большую плодотворную работу, проделанную Кабардино-Балкарским ансамблем пляски и музыки во время его поездки на Дальний Восток по обслуживанию частей РККА и населения Советского Дальнего Востока — наградить грамотой Президиума Верховного Совета КБАССР Кабардино-Балкарский государственный ансамбль пляски и музыки».
В тот же день, 20 ноября 1939 года, был издан другой Указ Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкар-ской АССР. Этим Указом было присвоено почетное звание 1 1 работникам искусств нашей республики, среди которых были 5 актеров ансамбля. В частности, почетное звание заслуженного артиста Кабардино-Балкарской АССР было присвоено: Аталикову Асланджери Бердовичу, Шавае-ву Берману Авиатуровичу, Ашурову Танахуму Рувинови-чу, Кашнрговой Курацс Исманловне, Рахаеву Якубу Ма¬гомедовичу.
Прошедший 1939 год стал знаменательным годом как для коллектива в целом, так и для многих его сотрудников.
«Прошедший год, пожалуй, самый яркий в моей жизни, —говорил Асланджери Аталиков.—С этим годом связано чудесное путешествие Кабардино-Балкарского ансамбля пляски и музыки, в котором я работаю ассистен-том художественного руководителя. Мы ездили на герои-ческий Дальний Восток, побывали у бойцов и командиров Красной Армии, в честь славных хасанских побед дали :концерт у сопки Заозерной...
В 1939 году у пеня было еще много ярких и интересных дней: меня выдвинули и избрали депутатом горсовета, присвоили звание заслуженного артиста республики и занесли в мою трудовую книжку благодарность командо¬вания Н-ской части Первой Отдельной Краснознаменной Армии за выступления с ансамблем на Дальнем Востоке.
Воодушевленные таким вниманием к нам, работникам искусств, мы готовимся к новым творческим делам».
Итоги прошедшего 1939 года еще раз убедительно под¬твердили, что коллектив располагает еще не до конца использованными большими творческими возможностями. И задача руководства ансамбля состояла в том, чтобы как можно полнее раскрыть эти возможности и максимально использовать их для дальнейшего улучшения его творческой деятельности.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)