КАБАРДИНСКИЙ ХОР

КАБАРДИНСКИЙ ХОР
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
18:26, 20 июнь 2021
7 094
0
К середине 30-х годов, наряду с заметными достижениями в развитии промышленности и сельского хозяйства, Кабардино-Балкарская республика имела значительные успехи и в культурном строительстве. Были уже созданы отдельны профессиональные коллективы искусства. Одним из таких коллективов являлся Кабардино-Балкарский государственный ансамбль народного танца н музыки. В республике зарождалось национальное профессиональное драматическое искусство. В Москве при Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского в кабардинской и балкарской драматических студиях обучалось около 70 человек. Л в Пальчике с 1937 года уже работал Кабардинский колхозно-совхозный драмтеатр.
КАБАРДИНСКИЙ ХОРК середине 30-х годов, наряду с заметными достижени-ями в развитии промышленности и сельского хозяйства, Кабардино-Балкарская республика имела значительные успехи и в культурном строительстве. Были уже созданы отдельны профессиональные коллективы искусства. Одним из таких коллективов являлся Кабардино-Балкарский государственный ансамбль народного танца н музыки. В республике зарождалось национальное профессиональное драматическое искусство. В Москве при Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского в кабардинской и балкарской драматических студиях обу¬чалось около 70 человек. Л в Пальчике с 1937 года уже работал Кабардинский колхозно-совхозный драмтеатр.
Теперь сама жизнь выдвигала на повестку дня вопрос об организации национального профессионального хора. Летом 1937 года быля создана специальная комиссия по отбору способной молодежи по вокалу для будущего ка¬бардинского хора. Ее возглавил Александр Михайло¬вич Покровский, выпускник Московской государственной консерватории. Комиссия ездила по кабардинским селени¬ям и отбирала юношей и девушек, обладающих хорошими вокальными и музыкальными данными. Было отобрано более 60 юношей и девушек, которые и составили учебную группу. Обучение будущих певцов продолжалось больше года. Такой срок обучения может показаться слишком большим, но если учесть, что раньше кабардинский и бал-карский народы не имели своих профессиональных певцов и хоровых коллективов, то этот срок можно считать мак-симально сжатым. Учебная группа должна была изучать музыкальную грамоту, вокальную технику и овладеть ис-кусством хорового пения. Параллельно с напряженной учебой будущие вокалисты обязаны были подготовить и концертную программу хора. На все это нужно было по¬тратить немало времени и труда.
Здесь уместно упомянуть имена тех, кто самоотвержен¬но трудился над подготовкой молодого коллектива к. от¬крытию первого профессионального кабардинского хора. Это, прежде всего, Александр Михайлович Покровский. В начале 30-х годов он жил в Нальчике н работал педагогом в Ленинском учебном городке, вел предмет основы музы¬кальной грамоты для будущих педагогов, обучавшихся в педагогическом техникуме. Одновременно он руководил самодеятельным хоровым кружком учащихся учебного городка. В. 1931 году хоровые кружки, которыми руководил А. М. Покровский, приняли участие в первой областной олимпиаде самодеятельного искусства Кабардино-Балка-рии и завоевали право принимать участие в составе деле-гации нашей области в первой Краевой олимпиаде само-деятельного искусства горских народностей Северного Кавказа, где балкарский хоровой кружок был премирован поездкой в Москву на Всесоюзную олимпиаду искусств, а кабардинский хоровой кружок награжден Почетной гра-мотой олимпиады. Руководитель кабардинского и балкар-ского хоровых кружков А. М. Покровский был отмечен как один из лучших руководителей хоровых коллективов, пред¬ставленных на Краевой олимпиаде, и награжден Почетной грамотой олимпиады. С 6-го по 14 августа 1932 года в Москве состоялась первая Всесоюзная олимпиада само¬деятельного искусства, в которой принял участие балкар¬ский хоровой кружок. Результаты участия в олимпиадах самодеятельного искусства убедили А. М. Покровского в необходимости приобретения соответствующего образова¬ния с тем, чтобы потом с уверенностью заняться профес¬сиональным хоровым искусством. Такое твердое решение приводит его, уже не молодого человека, в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского на хоровое дирижерское отделение. После окончания консерватории А. М. Покровский возвращается в Нальчик и горячо берется за создание профессиональных хоровых коллективов в нашей республике.

Вторым человеком, который сделал очень много для подготовки репертуара хора, был талантливый композитор Арсений Михайлович Авраамов. В течение многих лет он собирал музыкальный фольклор народов Кавказа и Кабар¬дино-Балкарии. Внимательно и кропотливо изучив музы¬кальный фольклор кабардинского народа, Арсений Михай¬лович пришел к выводу, что на его основе можно создать оригинальные вокальные произведения для многоголосого исполнения хором. И он сумел найти наиболее приемлемые и наиболее доходчивые для широкого круга слушателей музыкальные и хоровые формы изложения как при обра¬ботке старинных народных несен, так и при создании но-вых оригинальных песен. Совместно с поэтом Али Шогсн-цуконым Л. М. Авраамов увлеченно работал над созданием оригинальных песен. И вскоре появились новые хоровые4 произведения на слова Али Шогенцукова: «Песня о пар¬тии», «Лина-трактористка», «Накулеп», «Колыбельная», «Хамид», «Стахановская». Так, впервые в истории разви¬тия музыкальной культуры кабардинского народа, появ¬ляются первые профессиональные вокальные произведения для хора, созданные на национальных мелодиях кабардин¬ского парода.
Композитор также уделял много внимания обработке старинных народных песен. В числе первых таких произ-ведений были героические песни «Мартина» и «Андсмыр-кан». Все песни А. М. Авраамова, созданные им к началу 1939 года, вошли в концертную программу, которую хор подготовил к первому своему официальному выступлению, н завоевали признание у слушателей.
Весомый вклад в подготовку молодого коллектива хора внес и основоположник кабардинской поэзии Али Асхадо-пнч Шогенцуков. Он заведовал тогда литературной частью хора и с будущими певцами проводил занятия по родному языку, по чистоте и четкости произношения слов во время исполнения несен.
Али Асхадович большое внимание уделял отбору и обработке старинных народных песен для репертуара, сочинял слова для новых вокальных произведений, перево¬дил с русского на кабардинский язык тексты песен других народов.
Содружество таких неутомимых тружеников, какими были А. М. Покровский, А. М. Авраамов и А. А. Шогенцу¬ков, несомненно сыграло неоценимую роль в создании первого национального профессионального хора в Кабар¬дино-Балкарии.

Торжественное открытие Кабардинского государствен-ного хора состоялось в Нальчике 1 февраля 1939 года. Этот концерт стал знаменательным событием в культур¬ной жизни Кабардино-Балкарии. Подавляющее большин¬ство слушателей, присутствовавших на концерте, впервые слушали многоголосое хоровое пение на родном языке. При этом многие песни исполнялись на мелодиях, хорошо знакомых и любимых ими с детстава. Публика восприни¬мала каждую песню восторженно, и после завершения се исполнения в зрительном зале раздавались бурные апло¬дисменты.
В этот знаменательный вечер переполненный зритель-ный зал горячо рукоплескал не просто хорошим песням и хорошему исполнительскому мастерству певцов, но и рож¬дению нового профессионального корового коллектива. За всю свою многовековую историю кабардинский народ впервые приобщился к профессиональному хоровому пе¬нию, что заметно обогатило его национальную вокальную культуру.
С первых же дней своего существования хор активно включился в общественно-политическую и культурную жизнь города и республики. Почти ни одного важного общественного мероприятия не проходило в Пальчике, в котором бы он не принял участия.
В мае 1939 года в Кабардино-Балкарии побывала хо-ровая капелла Киевской государственной филармонии под управлением заслуженного артиста УССР Городовенко. Она провела в Пальчике несколько концертов, предложив публике интересную и разнообразную программу, куда входили украинские народные песни, народные песни дру¬гих национальностей, произведения классиков и советских композиторов. Молодые артисты кабардинского хора не пропустили ни одного выступления капеллы и воочию убе¬дились в том, как хор может заворожить публику, какое сильное эмоциональное воздействие он может оказать на слушателей. Они увидели также, какими мощными выра-зительными средствами может обладать хор в целом и какой высокой исполнительской техникой может владеть каждый хорист.
Состоялась и творческая встреча артистов Кабардин-ского хора с коллективом хоровой капеллы. Украинские артисты с большим желанием делились опытом своей ра-боты с начинающими певцами из Кабардино-Балкарии, а наши артисты с благоговением слушали поучительные и увлекательные рассказы своих старших коллег о том, как они упорно и настойчиво работают над отшлифовкой каждои песни, каждой музыкальной фразы. Для работников Кабардинского хора это была первая творческая встреча с другим прославленным коллективом, и она сыграла важ¬ную роль в становлении молодого коллектива, в определе¬нии и обновлении его репертуара.
С учетом всех этих обстоятельств концерты Украинской хоровой капеллы Киевской государственной филармонии следует рассматривать как большое событие в культурной и музыкальной жизни Нальчика, как поучительное, вдох¬новляющее событие в творческой деятельности молодого коллектива.
Вдохновленному этой встречей кабардинскому хору вскоре удалось продемонстрировать свои творческие и ис-полнительские возможности.
13 1939 году из Москвы в Нальчик приехала выездная бригада Государственной фабрики звукозаписи и провела чанисн на грамофонные пластинки музыку одиннадцати пародов Северного Канка.ча.
В записи кабардинских и балкарских музыкальных произведений приняли участие Кабардинский государствен¬ный хор и лучшие народные исполнители из сел Кабарды it Балкарпп. 15 исполнении хора бригада записала восемь народных и современных кабардинских песен.
Вечером 14 июли во Дворце пионеров Нальчика со-стоялся концерт-прослушивание 30 наиболее характерных песен из записанных экспедицией. Около 200 представите-лей общественности города и гостей присутствовали на прослушивании.
Экспедиция Государственной фабрики записала в Паль-чике 120 музыкальных произведений народов Северного Кавказа—Дагестанской, Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской автономных республик. Так 'был значительно пополнен фонд Союзной фабрики новыми записями лучших образцов северокавказского фольклора, куда вошли восемь кабардинских песен в ис-полнении Кабардинского государственного хора.
Кабардинский хор еще не приступил к обслуживанию трудящихся районов республики, а уже восемь песен в его исполнении выходили в эфир для слушателей Всесоюз¬ного радиовещания. Это была первая творческая победа молодого коллектива.
Второй самостоятельный концерт хора состоялся в Нальчике 29 июля 1939 года в помещении Госдрамтеатра. Заметные изменения, которые произошли в его репертуаре и исполнительском мастерстве, более наглядно проявились во время этого выступления. Здесь чувствовалось положительное влияние Украинской капеллы. Артисты показывали более возросшее мастерство, хорошую вокальную технику, умение передавать характерные особенности каждого про¬изведения. В программу второго концерта включили новые номера: старинную песню «Хьэтхым и къуэ к!асэ», герои¬ческую песню «Бзатхьэл и къуит!ыр», донскую песню «Ка¬зачья походная» Левина, украинскую народную песню «Распрягайте, хлопцы, коней» и другие произведения, ис¬полненные на кабардинском и украинском языках.
Без наличия необходимого количества национальных произведений не может существовать и успешно разви-ваться ни один национальный творческий коллектив. В связи с этим художественный руководитель хора А. М. По¬кровский большое внимание уделял привлечению местных поэтов и композиторов к созданию национальных вокаль¬ных произведений.
Главной задачей коллектива являлось систематическое обслуживание трудящихся республики, в том числе сель-ского населения. Первую свою поездку он совершил по Терскому району в августе, а вторую по Нагорному району в сентябре 1939 года.
Кабардинские героические песни, песни на тему совре-менной советской жизни в исполнении хора сразу полю-бились слушателям. С особым интересом зрители слушали песни поэта-певца, мелодиста-гармониста Индриса Кажа-рова.
В начале работы хора значительная часть его репер¬туара состояла из старинных народных несен, обработан¬ных для хора, и из оригинальных кабардинских песен, созданных композитором А. М. Авраамовым в содружестве с поэтом А. А. Шогенцуковым. В репертуар хора также определенную лепту внесли народные поэты-сказители Амирхан Хавпачев, Кальчуко Сижажев, местные молодые поэты.
Кабардинский государственный хор первый год своего существования завершил успешно.
Указом Президиума Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР от 20 ноября 1939 года группе работни-ков искусств были присвоены почетные звания нашей республики, в том числе и Александру Михайловичу По-кровскому— художественному руководителю Кабардинско¬го и Балкарского государственных хоров.
1940 год хор начал уверенно, имея уже определенный опыт. На этот год он намечал значительно пополнить свой репертуар новыми произведениями, поднять еще выше свое исполнительское мастерство и улучшить свою концертную деятельность.
С этой целью коллектив более регулярно и планомерно стал обслуживать население республики. Свои концерты он проводил не только в районных домах культуры и сель¬ских колхозных клубах, но и на полевых станах, на жи¬вотноводческих фермах. Хор продолжал по-прежнему при¬нимать активное участие во всех общественно-политических и культурных мероприятиях города и республики.
Народы Советского Союза торжественно отмечали сто¬летие со дня рождения гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского. В день юбилея композитора, 7 мая 1940 года, во Дворце пионеров состоялось торжест¬венное заседание представителей общественности Нальчи¬ка. Хор специально подготовил отдельные произведения П. И. Чайковского к его юбилейному вечеру и исполнил их на концерте вместе с другими номерами своей програм¬мы. Так в репертуаре Кабардинского хора впервые появи¬лись произведения великого русского композитора и на¬всегда они нашли в нем прописку.
Первую свою гастрольную поездку за пределы Кабар-дино-Балкарии коллектив совершил в середине 1940 го¬да — в Черкесскую автономную область. Концерты прошли и городе Черкесске, в районных центрах и в крупных на¬селенных пунктах.
Как самостоятельная творческая единица Кабардин¬ский государственный хор работал до второго полугодия 1940 года до объединения его с Балкарским государст-венным хором.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)