Кто такие черкесы?

Кто такие черкесы?
История
zara
Фото: Адыги.RU
01:13, 05 февраль 2020
25 743
0
Черкесы – автохтонный этнос Северо-Западного Кавказа. Самоназвание черкесов – адыгэ. Термин черкес утверждается во всех видах источников, начиная с середины XIII века, постепенно вытесняя из употребления древнее наименование адыгов – зихи, а страны – Зихия. До 1864 г., когда страна адыгов - Черкесия – прекратила свое существование, насчитывалось более десяти адыгских субэтнических групп: кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, махошевцы, егерухаевцы, мамхеги, абадзехи, шапсуги, натухаевцы, адамиевцы, жанеевцы, хакучи, хатукаевцы, бжедуги. К адыгам с полным на то основанием следует отнести и убыхов, которые были полностью интегрированы в этнокультурное и социально-политическое пространство Черкесии. Убыхи были двуязычны (убыхский и адыгский), при этом зачастую лучше владея адыгским нежели убыхским. На протяжении первой половины
Черкесы – автохтонный этнос Северо-Западного Кавказа. Самоназвание черкесов – адыгэ. Термин черкес утверждается во всех видах источников, начиная с середины XIII века, постепенно вытесняя из употребления древнее наименование адыгов – зихи, а страны – Зихия. До 1864 г., когда страна адыгов - Черкесия – прекратила свое существование, насчитывалось более десяти адыгских субэтнических групп: кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, махошевцы, егерухаевцы, мамхеги, абадзехи, шапсуги, натухаевцы, адамиевцы, жанеевцы, хакучи, хатукаевцы, бжедуги. К адыгам с полным на то основанием следует отнести и убыхов, которые были полностью интегрированы в этнокультурное и социально-политическое пространство Черкесии. Убыхи были двуязычны (убыхский и адыгский), при этом зачастую лучше владея адыгским нежели убыхским. На протяжении первой половины XIX в. убыхи стремительно забывали свой родной язык и переходили исключительно на адыгский. Они сами себя считали адыгами, а вся их знать однозначно воспринимала себя как аристократию адыгского общества. Более того, убыхские лидеры возглавляли общеадыгские политические союзы, а общеадыгские съезды очень часто проходили именно в Убыхии. Внешнее название черкесов полностью во всех видах источников поглотило убыхов и многие наблюдатели уже и не задумывались на тему отличия убыхов от адыгов. Садзы, северные абхазы, населявшие территорию от Хосты до Бзыби, также были интегрированы в адыгское сообщество и практически все взрослое население Садза (Джигетии) владело шапсугским или абадзехским диалектом адыгского языка. На территории садзов проходили общеадыгские собрания и на эту этническую группу также было распространено название черкес. На протяжении всей Кавказской войны они сдерживали царские войска на линии Гагринского хребта и разделили общую для всех адыгских «племен» участь: были полностью депортированы в Турцию. Таким образом, две звезды на адыгском знамени (из 12), символизировали именно убыхов и садзов, этих важнейших участников фронта сопротивления.
Численное и военно-политическое преобладание черкесов (адыгов) на Кавказе привело к тому, что в целом ряде источников этноним черкес получил расширительное толкование вплоть до столь обширного содержания, как северокавказец или даже кавказец. Составляя не менее 80% от общего числа северокавказских изгнанников в Османской Турции, черкесы стали общим именем для всей диаспоры включая не только близкородственных северокавказских абазин или уроженцев княжеской Абхазии, но и чеченцев, осетин, дагестанцев. Хотя, разумеется, турецкая этногеографическая номенклатура по Кавказу давно и прочно усвоила большое число терминов и четко различала все основные этнические группы Кавказа. В огромной массе российских источников XVI-XIX вв. под термином черкес фигурируют, за редчайшим исключением, собственно одни только адыги (черкесы).
Данный раздел позволяет нам систематизировать разрозненные представления о характерах и протяженности различных цивилизационных циклов в истории адыгов. Особенное внимание в рамках данного проекта необходимо уделить проблемам периодизации адыгского средневековья. Ввиду отсутствия собственных хроник мы будем опираться на внешние цивилизационные критерии и на эволюцию этнонимической номенклатуры. Подобный подход позволит читателю четко представить характер и хронологические границы той эпохи, когда на карте Кавказа появилась Кабарда.


Самир Хотко
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)