Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Литература » ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПРОСВЕТИТЕЛЯ СЕФЕРБИЯ ХАЦУЦЕВИЧА СИЮХОВА ПО СОЗДАНИЮ ШКОЛ С ОБУЧЕНИЕМ НА АДЫГЕЙСКОМ ЯЗЫКЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПРОСВЕТИТЕЛЯ СЕФЕРБИЯ ХАЦУЦЕВИЧА СИЮХОВА ПО СОЗДАНИЮ ШКОЛ С ОБУЧЕНИЕМ НА АДЫГЕЙСКОМ ЯЗЫКЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПРОСВЕТИТЕЛЯ СЕФЕРБИЯ ХАЦУЦЕВИЧА СИЮХОВА ПО СОЗДАНИЮ ШКОЛ С ОБУЧЕНИЕМ НА АДЫГЕЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Литература
zara
Фото: Адыги.RU
10:39, 03 сентябрь 2016
8 946
0
Выдающимся просветителем начала ХХ века среди адыгов (черкесов) был Сефербий Хацуцевич Сиюхов. Он родился 4 мая 1887 г. в бывшем а. Бгошехабль Кубанской области. в 12 лет, в 1899 г., Сиюхов поступает в Майкопскую горскую школу, где проучился четыре года. Не окончив школу, он покидает ее по болезни. В 1907 г. он продолжает свое образование уже в Кубанской учительской семинарии, после окончания которой Сиюхов работает учителем. Работая учителем, С. Сиюхов составляет школьную программу, где была заложена идея обучения на адыгейском языке и создания национальной школы повышенного типа. Эти идеи послужили поводом для его перевода на работу в казачью станицу.
Выдающимся просветителем начала ХХ века среди адыгов (черкесов) был Сефербий Хацуцевич Сиюхов. Он родился 4 мая 1887 г. в бывшем а. Бгошехабль Кубанской области. в 12 лет, в 1899 г., Сиюхов поступает в Майкопскую горскую школу, где проучился четыре года. Не окончив школу, он покидает ее по болезни. В 1907 г. он продолжает свое образование уже в Кубанской учительской семинарии, после окончания которой Сиюхов работает учителем. Работая учителем, С. Сиюхов составляет школьную программу, где была заложена идея обучения на адыгейском языке и создания национальной школы повышенного типа. Эти идеи послужили поводом для его перевода на работу в казачью станицу.

Сефербий Сиюхов уходит с педагогической работы, но не покидает идею просвещения своего народа. Для этой цели Сефербий Хацуцевич переключает свою деятельность на публицистику. В этот период он публикует множество статей, посвященных народному образованию, в следующих изданиях: «Кубанские ведомости», «Кубанская школа», «Кубанский листок», «Майкопское эхо», «Мусульманская газета» и др. Во всех своих статьях он проводил свое требование перед царскими властями о необходимости просвещения многострадательного адыгейского народа.

В 1914 г. Сефербий Сиюхов договаривается с руководством Черкесского благотворительного общества, созданного в 1912 г., и он находит общий язык с ним по открытию педагогических курсов для подготовки учителей адыгейского языка или ведения обучения на родном языке. Первое заседание правления Черкесского благотворительного общества под председательством Батырбека Шарданова проходило 10 мая 1914 г. в г. Екатеринодаре в клубе приказчиков в городском саду. На заседании стоял один вопрос -- организация курсов черкесских учителей и вероучителей. По этому вопросу с докладом выступил С. Сиюхов. Доклад Сиюхова был, по существу, программой учительских курсов. Он отмечал самые волнующие стороны проблемы просвещения адыгов, каковыми являются:

1) слабое развитые просвещения в адыгских аулах, отсутствие преподавания родного языка;

2) отсутствие подготовленных учителей;

3) отсутствие учебников и учебных пособий, составленных с учетом и использованием культурно-исторических материалов адыгов.

В докладе отмечалось, что «черкесы, живущие в Сирии, Египте, составили азбуки и первые книжки на черкесском национальном языке, которые попали и к нам.» Оставалось лишь «легализовать дело обучения детей на национальном языке». Сиюхов с удовлетворением отмечал, что вышел закон российского правительства, разрешающий преподавание родного языка в первые годы обучения, подготовку национальных учителей на общественные средства. На основании закона С. Сиюхов предложил организовать черкесские учительские курсы за счет Черкесского благотворительного общества на три летних месяца -- июнь, июль, август 1914 г. с охватом 35 человек -- курсантов.

Было решено пригласить на курсы молодых и среднего возраста людей, обученных грамоте на арабском и русском языках. На том же собрании общества были утверждены программа и состав преподавателей, заведующий курсами (С. Сиюхов). Преподавателями были утверждены Мишаост Набоков, Ибрагим Юманкулов, Ибрагим Хидзетль, Сафербий Сиюхов, Салех Натхо.

Занятия курсов проходили в а. Тахтамукай.

По данным Государственного архива Краснодарского края (ф. 660, оп. 1, ед. хр. 28) список лиц, подвергнутых согласно предписанию Начальника Кубанской области от 2 сентября 1914 г. за №14429 испытанию в знании мусульманского вероучения и черкесской грамоты, следующий:

1. Басте Магомет 16. Тлиап Калатчерий
2. Бахов Салех 17. Хамхоков Хусен
3. Бекух Ахмет 18. Ханахук Теучеж
4. Вайкок Аюб 19. Хатаузе Мусса
5. Гиш Зекошу 20. Хушт Ильяс
6. Джигун Исмаил 21. Цеев Махмуд
7. Кезин Салех 22. Чамоков Хусен
8. Мамхегов Али 23. Чермит Севоз
9. Мезужок Ильяс 24. Чуяко Ибрагим
10. Мешвез Салех 25. Нагузи Бачерий
11. Нехай Меджид 26. Шиков Ибрагим
12. Нехай Амерзан 27. Уджуху Аскаль
13. Петуаш Дауд 28. Шаов Батырбий
14. Тлехас Рашид 29. Женетль Зекошу.
15.Паранук Черим

Были также намечены члены экзаменационной комиссии в составе: Капустян — председатель экзаменационной комиссии, младший помощник атамана Екатеринодарского отдела; М. Совмиз, кадий Екатеринодарского городского суда; С.Сиюхов, заведующий курсами; Едыж Гатагогу, председатель черкесского благотворительного общества, Ибрагим Юманкулов - от преподавателей курсов.

Во время прохождения курсов выявляли также способности курсантов. Так, хорошим певцом был Аскаль Уджуху; поэтическим даром обладали Магомет Басте, Хусен Хамхоков, Салех Бахов.

На первых черкесских учительских курсах проходили следующие предметы:

1) русский язык 5) география

2) арифметика 6) педагогика

3) русская история 7) школьная гигиена

4) история черкесов 8) училищеведение

Для верующих мусульман преподавали:

1 (9). Шариат

2 (10). Историю ветхого Завета

3 (11). Историю Ислама

4 (12). Черкесский язык.

Сефербий Сиюхов занимается повышением своего образовательного уровня. Он поступает в Майкопский учительский институт, где учился в 1915-1916 годах.

В своих дореволюционных статьях С. Сиюхов резко ставил вопросы просвещения черкесов (адыгов). Так, в газете «Кубанские областные ведомости» (Екатеринодар, 1911, № 177) он публикует статью «О назревшем вопросе», где пишет со свойственной ему прямотой: «У нас же, черкесов, за отсутствием школы, а вместе с нею, конечно, и образования -- царствует мрак и невежество; несмотря на то, что наш народ в течение полувека жил в подданстве и бок о бок с культурным русским народом, он не воспринял «высших» культурных начал и без особого преувеличения можно сказать, что остался до сей поры диким и темным. Мы еще до сих пор не имеем даже начальных школ -- этих «первых источников света и знания».

В 1912г. в статье «Всеобщее образование и черкесы» («Кубанский казчий листок». Екат., 1912, №193) С. Сиюхов пишет: «Когда в государстве создается новый закон, он, безусловно, распространяется на все национальности, народности, входящие в это государство. В каком же отношении будем стоять к закону всеобщего образования мы, черкесы?

Мы еще так бедны школами, что вообще образование для нас является какой-то мечтой, неосуществимой утопией... Кто же виноват... за такой плохой успех «народа-сироты»? Скажут: всяк за себя отвечает, следовательно, сам народ виноват. Но он имеет за собою массу, как говорят

юристы, вину смягчающих обстоятельств.» «. Черкесский народ желает воспринять от «русской культуры» все хорошее, полезное, нужное, практически ценное и сохранить свою религиозную и национальную физиономию».

В 1913 г. в статье «Не дай этого бог» («Кубанский казачий листок», 1913, № 482) С. Сиюхов писал: «Кто не хочет быть врагом народа, тот пусть не идет против школы. Школа нужна, она в наше время единственный источник здоровой и сознательной жизни».

Год за годом Сефербий Хацуцевич продолжает выдвигать свои требования по просвещению адыгейского народа. Так, в «Мусульманской газете» (1914, №6) он публикует статью «О русско-иногородческой школе», в которой рассказывает о проведении съезда представителей мусульман для обсуждения, главным образом, «школьной реформы». И он призывает депутатов съезда «полно и ярко охарактеризовать боли и нужды мусульман и выхлопотать им единственное условие, гарантирующее свободное и беспрепятственное культурное развитие, т.е. родную национальную школу с материнским языком...».

В статье «По поводу вероучительских курсов» («Кубанская школа», Екат., 1915, № 4) С. Сиюхов сообщает, что «у черкесов есть родная азбука и. книжки по вероучению». Здесь же он подчеркивает, что «родной язык и родная грамота -- вот два базиса, на которых должно быть построено преподавание вероучения».

Сефербий Сиюхов внес огромный вклад в становление и развитие народного образования. В 1918 г. выходит первое издание черкесского букваря («Адыгэ 1элфыбэ») на адыгейском языке — «первое издание печатного слова на черкесском языке в пределах России», написанного в соавторстве с Ибрагимом Хидзетлем. Этот букварь с доработками издавался в 1919, 1921, 1924 годах. Этим букварем наряду с «Книгой для чтения после букваря» (1924 г. в соавторстве с Ш.И. Кубовым) пользовались в школах Адыгеи до 1927 г., вплоть до перевода алфавита с арабской графической основы на латиницу.

В 1918 году С. Сиюхов, являясь членом Военно-революционного комитета Кубанской области, в Комиссариате по горским делам ведет работу по изданию политической и учебной литературы на черкесском языке. Кроме того, позже, С. Сиюхов -- председатель редакционно-издательской комиссии, терминологической комиссии, комиссии по составлению учебников и председатель общества по изучению Адыгейской области. Он — автор книги для чтения, а также «Лексических уроков» для преподавания русского языка в национальной школе. Сиюхов проводил большую работу по сбору источниковедческих материалов для разработки истории Адыгеи и изданию адыгейского фольклора.

В качестве заведующего учительскими курсами С.Сиюхов в 1919 г. проводит вторые курсы в Екатеринодаре и в 1921 г. — третьие курсы в а. Хатажукай.

Преподавателями этих черкесских учительских курсов были высокообразованные опытные учителя, обладающие новой методикой преподавания адыгейского языка и других предметов: С. Сиюхов, И. Хидзетль, И. Юманкулов, М. Набоков, Дж. Хатков. Многие из курсантов и выпускников этих адыгских педагогических курсов впоследствии становятся известными деятелями адыгейской национальной культуры, науки, просвещения. Так, Ахмед Хатков становится поэтом, основоположником адыгейской советской поэзии; Даут Ашхамаф -- ученым и основоположником адыгейского языкознания; Шабан Кубов -- популярным поэтом-песенником, общественно-педагогическим деятелем, фольклористом: Хусейн Хамхоков — известным педагогом и поэтом и т.д.

С.Х. Сиюхов много сил и умения вложил в дело создания Общества изучения Адыгейской автономной области (1925 г.). Огромное внимание Сиюхов уделял привлечению к сотрудничеству с Обществом крупных ученых с центра и местной интеллигенции.
С.Сиюхов продолжает сотрудничать с периодическими изданиями. Он печатается в газетах «Революция и горец», «Адыгейская правда», «Молоте». В 1922 г. он публикует очерк «Черкесы-адыге», а в 1927 г. -«Адыгея».

В очерке «Черкесы-адыге» (Изв. общества любителей изучения Кубанской области, Краснодар, 1922, вып. VII) Сефербий Хацуцевич, насколько мне известно, впервые поднимает вопрос о необходимости научного изучения кавказских языков. Он пишет, что «...единственный и правильный путь -- это научное изучение языков Кавказских племен сравнительно с языками азиатских и европейских народов». Критикуя деятельность старого русского правительства по отношению к просвещению горских народов, в этом же очерке С. Сиюхов пишет: «Школа, не построенная на материнском языке, не знающая своей письменности, школа, где местные этнографические, исторические и географические сведения не только в пренебрежении, но и в загоне, школа, где нет любви, а одно принуждение и наказание, школа, где все направлено к тому, чтобы непременно и возможно скорее обрусить и охристианить питомцев, школа, где царит не радость и жизнерадостность, а уныние и тоска, школа, где учат тому, что совершенно не нужно питомцу в жизни, школа, куда не только приходят без знаний, но и уходят без них, это - не школа, это - пародия на школу, это - насмешка над школой, это - издевательство над населением! Кроме калеченья души и тела питомцев, от этих школ ничего нельзя ожидать».

С.Х. Сиюхов подчеркивает огромное значение устного поэтического творчества адыгов. Адыгейские афоризмы, по мнению С. Сиюхова, обогащают язык, являются синтезом многовекового опыта людей в труде и борьбе. «Пословицы и поговорки, - как пишет С. Сиюхов, — не только богаты содержанием, но и высокой художественностью. Поэтому они приобретают высокую цену в жизни и в науке о языке.». Далее С. Сиюхов подчеркивает, «для молодой адыгейской литературы пословицы и поговорки являются богатым источником, откуда будут черпаться слова и обороты, которые блещут чистотой и выразительностью построения речи.». В газете «Черкесская правда» от 18 октября 1922 г. опубликована статья Сиюхова «Просвещение Адыгейской области», где он пишет о «необходимости произвести запись со слов сказателей произведений народного творчества: сказаний, легенд и песен, записав и их музыку. В музыкальном, не чуждом поэзии народе необходимо пробудить интерес к творчеству и постараться развить его эстетические вкусы, подняв их до европейских».

Сефербий Хацуцевич Сиюхов занимал высокие государственные посты. Кроме указанных выше он с 1921 года являлся председателем Горского окружного исполкома и одновременно заведующим горской секцией Кубано-Черноморского областного отдела народного образования Адыгейской области и заместителем председателя Адыгейского облисполкома, членом Президиума Адыгейского облисполкома. С. Сиюхов был делегатом окружных и областных съездов, делегатом Х Всероссийского съезда Советов в 1922 г. В 1927 г. С. Сиюхов был инспектором КраиОНО в г. Ростове-на-Дону; в 1928-1929 гг. он являлся создателем и директором Майкопского педагогического техникума. С. Сиюхов был избран председателем учредительного областного съезда, проходившего в декабре 1922 г. в а. Хакуринохабль. Сефербий Сиюхов принимал самое активное участие в создании Черкесской (Адыгейской) автономной области. Он был автором памятной записки тов. Клингеру о выделении черкесов в автономию. С. Х. Сиюхов принимает участие в решении вопроса об автономии. По этому вопросу он выезжал в Москву, был на приеме у И.В. Сталина. И где бы он ни работал в его поле зрения всегда была идея о просвещении своего народа -в этом деле он не уставал, проявлял мужество и последовательность.

Надо отметить, что С. Сиюхов встретил социалистическую революцию с большими надеждами на освобождение своего народа от национального и социального гнета, на претворение в жизнь своих просветительских планов. К 1925-му году относятся его интенсивные переписки с выдающимися языковедами того времени Н.Ф. Яковлевым, А.Н. Генко и Северо-Кавказским Советом национальных меньшинств по проектам адыгейского алфавита на латинской основе, по конспектам Краткой истории первобытной культуры, составленным Д.А. Ашхамафом, и Книге для чтения после букваря для взрослых, составленной А. Хатановым. С.Х. Сиюхов выступал за создание единого общеадыгского алфавита. Из переписки Н.Ф. Яковлева и С.Х. Сиюхова за октябрь и ноябрь 1925 г. можно установить, что они одинаково были озабочены вопросами создания Редакционно-издательской комиссии, написания грамматики адыгейского языка, ускорения в подключения Д.А. Ашхамафа к написанию грамматики, открытия «кафедры черкесоведения» при одном из вузов Москвы и т.д. С. Сиюхов, как заведующий ОБОНО, официально обращается к А.Н. Генко с просьбой о рассмотрении проекта адыгейского алфавита и принципов, положенных в его основу, и выяснении в типографии Академии наличия печатных букв, необходимых для адыгейского проекта, а также возможности изготовления «нашего шрифта в словолитне Академии». К тому же времени относятся его переписки с Ш.У. Хакурате и Ш.И. Кубовым. К последнему -- тогда студенту Ленинградского института современных восточных языков -- Сиюхов обращается с просьбой выяснить все возможности по изготовлению черкесского шрифта в Академии у А.Н. Генко, а также разыскать работы Шоры Ногмова и Берсеева, переписать их и прислать. Если в «Академии известны и другие черкесы, проявившие себя на поприще науки и искусства, надо и о них дать сведения». С Ш.У. Хакурате С. Сиюхов делится мыслями по вопросу составления учебников русского языка для горской школы. Однако, в конце 20-х годов ХХ в. за свои принципиальные и справедливые требования по просвещению адыгейского народа неблагожелатели приклеили ему ярлык «буржуазного националиста», его преследовали. По этой причине он выехал в Сухум и устроился научным сотрудником в Государственном музее Абхазии. Находясь на этой должности, в 1930 г. С. Сиюхов был арестован по обвинению в «буржуазном национализме». С этого года по 1935 год С. Сиюхов находился в заключении, а затем работал инженером по труду и заработной плате на стройках Беломорканала и Цимлянского водохранилища. В 1951 г. он вернулся в Краснодар, а в 1960 г. Сефербий Сиюхов был полностью реабелитирован. В 1966 г. Сефербий Хацуцевич Сиюхов ушел из жизни. Так была прервана благородная деятельность выдающегося патриота и Человека с большой буквы, отдавшего всю свою силу и обширные знания для просвещения и развития адыгейского народа и его языка.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)