Изгнанные из Абхазии
Религия
На протяжении десятков лет главным чтецом Корана в Стамбуле был абхаз Абдур-Рахман Гюрсес (Агумба). Пример жизни Абдуррахмана Агумба (Гюрсес) – образец для праведного мусульманина. Этот образ разрушает встречающееся иногда в современной Абхазии мнение о том, что потомки абхазов-мухаджиров в Турции и странах Ближнего Востока не религиозны. Большую часть жизни прослужил имамом
На протяжении десятков лет главным чтецом Корана в Стамбуле был абхаз Абдур-Рахман Гюрсес (Агумба).
Пример жизни Абдуррахмана Агумба (Гюрсес) – образец для праведного мусульманина. Этот образ разрушает встречающееся иногда в современной Абхазии мнение о том, что потомки абхазов-мухаджиров в Турции и странах Ближнего Востока не религиозны. Большую часть жизни прослужил имамом
С 1974 по 1997 проработал имамом в стамбульской мечети «Учбаш Джами» Юнус Папба Дуран. Во время поездки в Турцию муфтия Республики Абхазия Салиха Кварацхелия преподаватель Корана из города Болу привел пример того, как обучавшиеся турецкие абхазы - пожилой дед и совсем юный внук в течение короткого времени стали Коран-хафизами.
Член Шариатского суда Абдуррауф-ходжа, прослушав молодого чтеца, дал высокую оценку его способностям и предложил продолжить обучение у него. В семнадцать лет Абдуррахман Гурсес получил уже официальный статус Коран-хафиза с разрешением на преподавание (иджаза). Проведя еще несколько лет в Хендеке, он отправился в Стамбул, где поступил в медресе. После подавления, направленного против секуляризации Турции, мятежа в Менемене в декабре 1930 года и прокатившихся по всей стране репрессий, в числе 500 религиозных деятелей был задержан и Абдуррахман Гюрсес. Из арестованных 32 человека были казнены. Абдуррахман был приговорен к 1 году лишения свободы и временному запрет на государственную и административную работу.
В завершение приведу слова выдающегося абхазского историка, педагога и общественного деятеля Георгия Дзидзария из его очерка «О поездке в Турцию»: «Мусульманская религия среди турецких абхазцев имеет большую силу; дело доходит даже до фанатизма».
Пример жизни Абдуррахмана Агумба (Гюрсес) – образец для праведного мусульманина. Этот образ разрушает встречающееся иногда в современной Абхазии мнение о том, что потомки абхазов-мухаджиров в Турции и странах Ближнего Востока не религиозны. Большую часть жизни прослужил имамом
С 1974 по 1997 проработал имамом в стамбульской мечети «Учбаш Джами» Юнус Папба Дуран. Во время поездки в Турцию муфтия Республики Абхазия Салиха Кварацхелия преподаватель Корана из города Болу привел пример того, как обучавшиеся турецкие абхазы - пожилой дед и совсем юный внук в течение короткого времени стали Коран-хафизами.
Член Шариатского суда Абдуррауф-ходжа, прослушав молодого чтеца, дал высокую оценку его способностям и предложил продолжить обучение у него. В семнадцать лет Абдуррахман Гурсес получил уже официальный статус Коран-хафиза с разрешением на преподавание (иджаза). Проведя еще несколько лет в Хендеке, он отправился в Стамбул, где поступил в медресе. После подавления, направленного против секуляризации Турции, мятежа в Менемене в декабре 1930 года и прокатившихся по всей стране репрессий, в числе 500 религиозных деятелей был задержан и Абдуррахман Гюрсес. Из арестованных 32 человека были казнены. Абдуррахман был приговорен к 1 году лишения свободы и временному запрет на государственную и административную работу.
В завершение приведу слова выдающегося абхазского историка, педагога и общественного деятеля Георгия Дзидзария из его очерка «О поездке в Турцию»: «Мусульманская религия среди турецких абхазцев имеет большую силу; дело доходит даже до фанатизма».
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?