Кража невесты у адыгов
Искусство
Иной формой брака у Адыгов являлось умыкание (кража невесты), имевшее три разновидности: 1) насильственное похищение — вопреки воле девушки и ее родных; 2) увод невесты с ее согласия и против воли родителей; 3) уход невесты или фиктивное похищение по соглашению всех заинтересованных сторон. Существование подобной формы брака объясняется как экономическими, так и морально-психологическими мотивами:
Иной формой брака у Адыгов являлось умыкание (кража невесты), имевшее три разновидности: 1) насильственное похищение — вопреки воле девушки и ее родных; 2) увод невесты с ее согласия и против воли родителей; 3) уход невесты или фиктивное похищение по соглашению всех заинтересованных сторон.
Существование подобной формы брака объясняется как экономическими, так и морально-психологическими мотивами:
1) похититель стремился заставить девушку и ее родственников смириться с браком — в противном случае, даже силой отобранная у незадачливого жениха, она считалась “обесчещенной” и утрачивала шансы когда-либо выйти замуж;
2) в то же время, похититель надеялся при примирении добиться от стороны невесты существенного уменьшения уасэ (брачного платежа, калыма), а в случае фиктивного умыкания — избавиться от предсвадебных расходов;
3) в адыгском обществе кража невесты, связанная с риском для жизни, могла восприниматься молодежью как проявление храбрости.
В то же время адыги (черкесы), считавшие умыкание антиобщественным поступком, всегда пытались бороться с его проявлениями, относя их к категории тягчайших преступлений, согласно обычному праву наказуемых по закону кровной мести. Однако, в силу объективных социальных причин, изжить умыкание не удавалось.
Марина Хаджиева
Существование подобной формы брака объясняется как экономическими, так и морально-психологическими мотивами:
1) похититель стремился заставить девушку и ее родственников смириться с браком — в противном случае, даже силой отобранная у незадачливого жениха, она считалась “обесчещенной” и утрачивала шансы когда-либо выйти замуж;
2) в то же время, похититель надеялся при примирении добиться от стороны невесты существенного уменьшения уасэ (брачного платежа, калыма), а в случае фиктивного умыкания — избавиться от предсвадебных расходов;
3) в адыгском обществе кража невесты, связанная с риском для жизни, могла восприниматься молодежью как проявление храбрости.
В то же время адыги (черкесы), считавшие умыкание антиобщественным поступком, всегда пытались бороться с его проявлениями, относя их к категории тягчайших преступлений, согласно обычному праву наказуемых по закону кровной мести. Однако, в силу объективных социальных причин, изжить умыкание не удавалось.
Марина Хаджиева
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?