СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ АДЫГОВ В ПРОШЛОМ

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ АДЫГОВ В ПРОШЛОМ

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ АДЫГОВ В ПРОШЛОМ«Физическое воспитание — это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека».' Как педагогический процесс оно подчиняется общим закономерностям развития общества.

В Советском Союзе физическая культура, составной частью которой является физическое воспитание, развивается национальным по форме и социалистическим по содержанию. Эта закономерность выражается в развитии каждой нации и сближении многонациональной культуры народов СССР, в котором достойное место занимает народ адыгов. Вместе с тем вопросы использования национальных форм и средств физического воспитания до сих пор остаются мало разработанными и изученными, несмотря на актуальность решения этой проблемы.

Национальные виды физических упражнений, разработанные в течение столетий, могли оказать огромное влияние на развитие массовых форм физического воспитания, на привлечение людей, особенно молодежи, к систематическим занятиям физическими упражнениями и тем самым способствовать решению главной задачи воспитаний, которая стоит перед социалистическим обществом, а именно в воспитании личности гармонически развитой, духовно богатой, морально чистой и физически совершенной.

Как и у всех народов, физическое воспитание адыгов возникло на основе трудовой деятельности. Первоначальные формы труда с одной стороны требовали высокого развития двигательных качеств и двигательных навыков, а с другой стороны — сами способствовали их развитию. Степень физического развития и качество владения навыками на данном этапе развития общества, определял достаток человека в пище. Сопоставляя эти факты, человек пришел к необходимости передачи двигательного опыта своим детям. Передача двигательного опыта возможна только с помощью повторяемых двигательных действий. То есть, в основе подготовки детей к трудовой деятельности лежат упражнения. Первые формы трудовой деятельности очень схожи с естественными видами упражнений, такими как ходьба, бег, прыжки, метания и др. Этим объясняется наличие данных средств в системах физического воспитания любого народа, в том числе и адыгейского.

Создание физической культуры как сферы общественной деятельности, отдельной от добывания пищи и других материальных благ, произошло по всей видимости уже тогда, когда главным источником существования стала охота на крупных животных. Теперь достижение благополучия зависело не только от уровня физической подготовленности отдельного человека, но и от того, как организованно и совместно выступают члены охотничьего союза, от того какое оружие применяют и как им владеют. По данным историков адыги (черкесы) искусно владели метанием копья и камней. В процессе метания человек открыл для себя наиболее эффективные формы метания, способы регулирования дальности и высоты полета. Все это он передавал в процессе обучения детям. Овладение навыками у детей происходило, по всей видимости, путем наблюдения и копирования. Путем проб и ошибок ребенок находил для себя наиболее эффективную форму движения.

Особо важную роль в развитии физической культуры адыгов сыграло изобретение лука, а так же укрощение коней и обучение верховой езде. К сожалению, в доступной литературе не удалось установить время этих перемен, хотя историки (Н. Г. Ловпаче) предполагают, что адыги (черкесы) имели лошадей для верховой езды в VII веке до н.э. Изобретение лука значительно позволило расширить арсенал средств физического воспитания адыгов и ввести элементы соревнований в процессе обучения движениям. С появлением средства передвижения, каким являлась лошадь и более легкого и практичного оружия — лука, у охотников появляется возможность добывать дичь на больших территориях, что сопрягалось с опасностью нападения других людей. В арсенал движений, которым обучались дети и молодежь, начинает входить военная подготовка, которая в дальнейшем оказала огромное влияние на формирование системы физического воспитания адыгов.

На следующем этапе развития адыгского общества главным источником существования стали земледелие и животноводство. В физической культуре наряду с развитием основных движений, таких как бег, ходьба, прыжки и т. д.; все более возрастающее внимание уделяется верховой езде, борьбе, подниманию тяжестей, играм военизированного характера, а также играм, основное содержание которых составляли рабочие движения. В период разложения первобытно-общинных отношений у адыгов племенные вожди, опираясь на своих дружинников, и используя обычаи, усиливают зависимость родичей от себя и таким образом вовлекают их в эксплуатацию. Углубляющийся процесс распределения труда между членами общины вел к разделению на классы, класс эксплуататоров (пщи, орки) и эксплуатируемых (тфокотли, пщитли, унауты). Необходимо отметить, что у адыгов рабство с элементами работорговли, хотя и существовало, но в господствующий строй не развилось. Этому помешало то, что феодализм в окружающих адыгейский народ государствах доказал свою состоятельность и преимущество, по сравнению с рабовладельческим. Наряду с дифференцированием физического воспитания по половому развитию появляется и классовое разделение. «Дальнейшее развитие древней адыгейской народности происходило в условиях межусоб-ной борьбы феодализирующейся знати и обособленной этим феодальной раздробленности. Внутренние раздоры подогревались соперничавшими на Кавказе султанской Турцией, английской монархией и русским царизмом».

Нормой общественных отношений становятся войны, они способствуют дальнейшему изменению физического воспитания, в котором военно-физическая подготовка становится преобладающей. Воспитание становится особым инструментом господствующего класса (пши, орков) за утверждение своих интересов. Поэтому, физическое воспитание дифференцируется на физическое воспитание господ, в основном имеющих военно-прикладную направленность и на физическое воспитание бедняков (тфокотли, пшитли, унауты), имеющие два равноценных направления — трудовое и военно-приклад-ное. Получение сыновьями пшей и орков военно-прикладной физической подготовки преследовало две задачи: высокий уровень физического развития должно было позволить вести войны на захват территорий и людей в рабство, а также с оружием в руках держать в повиновении тфокотлей, пшитлей и унаутов, то есть эксплуатируемые классы. Необходимо отметить, что особенность системы физического воспитания заключалась в том, что феодалы были заинтересованы в высоком уровне физической подготовленности своих тфокотлей, так как в силу необходимости эти люди брались за оружие, защищая свои земли, и являлись основной рабочей силой, кормящей знать

Поэтому, несмотря на классовые различия в подходе к физическому воспитанию, к процессу привлекались все свободные люди. Кроме того, воспитание детей адыгейской знати не происходило отдельно от других детей. Детям знати нужны соперники в военизи-оованных играх, противники в единоборствах, участники конных походов, набегов и дальних переходов. А роль эту выполняли дети тфокотлей. К этому времени относятся появление и развитие многих игр, развлечений и забав адыгов как для детей так и для более старшего возраста. Большое значение в развитии физической культуры и повышении физического развития адыгов, в период язычества имели культовые, обрядовые танцы. Подтверждение этому факту приводится в работе Хан-Гирея «Записки о Черкесии». Он пишет «...предки нынешних черкесов во времена язычества, призывая благословения боготворимых ими предметов или изъявляя им свою признательность, плясали, что явствует из древних плясовых песен, да и есть и поныне старики, неоднократно участвовавшие в подобных плясках, когда совершаемы были празднества во время грома и прочее. Эти старцы говорят, вздыхая, что благословенные времена старины имели много прелестей, которые среди буйных забот стали редки на их родине». Со временем, в результате принятия христианства в VI веке, а затем мусульманства в начале XVIII века, обрядовые танцы были забыты и ушли из арсенала средств повышения физической подготовленности- .Из адыгейского героического эпоса Нарты мы имеем доказательства, позволяющие судить об использовании естественных сил природы в качестве средства физического воспитания:

«Семь раз окунал бог-кузнец раскаленного ребенка в воду, и семь раз вода закипала. Так Тлепш закалял ребенка, закалял до тех пор, пока его тело не превратилось в булат*.'

О проведении закаливающих процедур сообщалось и в других источниках. Так, Интериано Дж. отмечал, что новорожденного несли к реке, и независимо от погоды купали в ней. Данилевский Н. обращал внимание на то, что ребенка после рождения на сутки оставляли на свежем воздухе ничем не покрытым, а на вторые обмывали водой. Подобные сведения приводятся в работах и других исследователей адыгского быта, например, у Смирнова Я. С.шаблоны для dle 11.2
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?

Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.

Добавить Комментарии (0)
Добавить комментарий

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Меню
menu