Орнаментика на оружии

Орнаментика на оружии
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
09:10, 10 апрель 2019
10 986
0
Оружие, хранящееся в музеях и определяемое мною как черкесское, в большинстве не имеет ни надписей, ни музейных паспортов, сообщающих именно о черкесском его происхождении. Лишь немногие экземпляры подписаны специфически четжесским именем M4CTCLTI Поначалу только орнаментика служила признаком, позволявшим судить о черкесском происхождении вещи. Орнамент, украшающий черкесское оружие, не представляет собой чего-то специфического, он характерен и для костюма, тканей,обуви, деревянной утвари и других предметов домашнего обихода и аналогичен орнаментике женских украшений, которые очень важны для определения, так как имеют специфические национальные признаки даже в своей форме. Сопоставление орнамента на оружии с орнаментом на серебряных изделиях, тканях, деревянных и металлических изделиях позволяет говорить о черкесском
Орнаментика на оружииОружие, хранящееся в музеях и определяемое мною как черкесское, в большинстве не имеет ни надписей, ни музейных паспортов, сообщающих именно о черкесском его происхождении. Лишь немногие экземпляры подписаны специфически четжесским именем M4CTCLTI Поначалу только орнаментика служила признаком, позволявшим судить о черкесском происхождении вещи. Орнамент, украшающий черкесское оружие, не представляет собой чего-то специфического, он характерен и для костюма, тканей,обуви, деревянной утвари и других предметов домашнего обихода и аналогичен орнаментике женских украшений, которые очень важны для определения, так как имеют специфические национальные признаки даже в своей форме. Сопоставление орнамента на оружии с орнаментом на серебряных изделиях, тканях, деревянных и металлических изделиях позволяет говорить о черкесском происхождении большой группы оружия. Выделив эту группу первоначально по орнаменту, при дальнейшем изучении мы находим свойственные ей конструктивные признаки. Теперь можно выделить как черкесское уже и не орнаментированное оружие. Однако надо иметь в виду, что другие народы Западного и Центрального Кавказа — абхазцы, карачаевцы,балкарцы, осетины, чеченцы, ингуши — в орнаментике имели много общих черт с черкесами. Поэтому термин "черкесский" следует понимать в более широком смысле, распространяя его на весь Западный и Центральный Кавказ. Рассмотрим мента, встречающегося на оружии и других предметах черкесского изготовления.

Стиль орнаментации черкесского серебра — анималистический и растительный с применением геометрических форм. Черкесской орнаментике присущ крупный и редкий рисунок, при котором остается много свободного фона, подчеркивающего монументальность рисунка /Шиллинг, 1840, 158/. Техника украшения серебра — гравировка и чернь. Гравировка, по-видимому, наиболее ранняя техника,знакомая адыгам; се мы видим на изделиях местных мастеров из Белореченских курганов (XV в.), а также на шлемах, налокотниках и ружьях XVIII в. Фон у этих изделий канфарен точками (т.е. на нем нанесены точечные углубления). В XIX в. преобладающей техникой становится чернь. Основной рисунок создавался свободно расположенными сочными чернсвыми линиями, которые с обеих сторон отчеркивались линиями вторичной гравировки. В украшении фона присутствуют два варианта: его поверхность покрывалась мелкими гравированными зигзагами, наносимыми штихелем; или фон превращался в составную часть орнамента — заполнялся гравированным стилизованным растительным узором.



Наиболее распространены следующие варианты черкесского орнамента:

1. Одним из наиболее древних элементов черкесской орнаментики является стилизованное изображение бараньего рога. Оно присутствует на бляшках из Белореченских курганов* /Веселовский, 1898, 6, рис. 33/. В изделиях XIX в. рог представляет собой закрученные в разные стороны спирали С утолщением в виде точки на конце. Нередко от спирально закрученных рогов отходят новые парные завитки, образуя в местах раздвоения стилизованный восточный двухлепсстник. В виде рога делались иногда женские укра-
Орнаментика на оружии
2. Наиболее распространенный элемент в украшении серебра — это запятаеобразные лепестки, попарно соединенные головками. В центре головки нередко помещена точка. Лепестки — мотив, присутствующий на пластинках из Белореченских курганов /Веселовский, 18, рис. 88а'; 25, рис. 123/. Книмпоформе очень близки плоские сердцевидные подвески из Пятигорских курга-
нов, датируемых XVI—XVII вв. /Нагоев, 24, рис. 5 (7—8); 29, рис. 10(7); 39, рис. 15/. Такого же типа лепестки мы видим на турецком ружье XVII в. из собрания Оружейной палаты Московского Кремля. На серебре XIX в. форма лепестков различна: иногда они очень короткие, иногда — вытянутые, расположенные параллельно друг другу или под углом. Они составляют самостоятельный узор или вписываются в черневые овалы и рамки. Чаще всего рисунок выполнен гравировкой, но встречаются и чернью, с белой или черной точкой в головке. Вариантом этого орнамента является крупный раздвоенный завиток с рельефно
очерченной головкой; головки завитков нередко соприкасаются. Орнамент выполнен без черни, гравировкой или чеканкой. Он украшает шлемы, мисюрки, налокотники, некоторые ружья. Часть из них датирована концом XVIII в., остальные не имеют датировки. На более поздних вещах подобный орнамент не
встречается.



3. Очень распространен орнамент, построенный на сочетании черни и гравировки, когда основной рисунок выполнен чернью, а дополнительный — гравировкой. Он представляет собой черневые замкнутые круги или овалы правильной или немного сплющенной с боков формы. Круги или овалы образуют своеобразные двойные или тройные рамы, между которыми помещен гравированный рисунок: соединенные в гирлянды запятаеобразные лепестки с точками в головках или стилизованные стебли с листочками. Иногда внутренние круги превращаются в каплевидные медальоны, а внешние— в фигурную рамку.

4. Один из древних адыгейских орнаментальных мотивов — это изображение тамги, родового знака, которым клеймили скот. Е. М. Шиллинг и В. П. Пожидаев считали тамгу одним из источников, создавших адыгейскую орнаментику. Стилизованное изображение тамги он видел в симметричной фигуре с квадратом или ромбом в центре, от которого в противоположные стороны отходят по два рогообраз- ных завитка. Он встречал этот узор на мешочках, кисетах и других мелких вещицах /Шиллинг, 1940, 159/; к ним можно прибавить и такие изделия из металла, как белореченская бляшка, серебряные изделия XIX в.-пояса, нагрудные украшения, головки шашек. Изображение тамги чаще можно видеть на предметах конского снаряжения — сбруях, седлах и т. п.; нередко оно и на колчанах, женских поясах, головках шашек. Тэбу де Мариньи писал, что он заметил на рукоятке одной из сабель, принадлежавших князю Мехмету Индар-оглы, фигуру, похожую на русскую букву "т", которая являлась его родовым тавром/Мариньи, 302/.

Орнаментика на оружии

5. Весьма распространен в адыгейской орнаментике мотив — трехлепестник. В Белореченских материалах есть поясные наконечники,заканчивающиеся таким трехлепестником рис 22 . На серебре XIX в.— на подвесках, газырях, оружии —также
присутствует этот трехлепестник (на оружии, как правило, в сочетании с каким-либо еще элементом орнаментики).



6. Древним элементом черкесского орнамента являются четырех-шести-восьмилепестковые розетки. Они имеются и на Белореченских бляшках рис 23 и на серебре XIX в. — на пряжках женских поясов, и на головках шашек, где образуют центральную часть рисунка.

7. Часто встречаются солярная розетка и круги, заполненные сеткой; условное название этих кругов— "решето" или "сито".
Чаще всего они присутствуют в украшении огнестрельного оружия.

8. Поверхность серебряных изделий XIX в. почти всегда украшена небольшими полусферическими шляпками, иногда гладкими, но большей частью покрытыми черневыми полосками. Характерно, что в Белореченском материале довольно много небольших серебряных пластинок, украшенных по контуру, а иногда и в центре крупными шляпками гвоздиков. В позднее время приемы украшения, распространенные среди кочевников, видимо, вошли в адыгский стиль, где совместились и орнаментальные и вогнуто-накладные
способы украшения

9. Одним из наиболее древних и любимых украшений серебряных изделий была филигрань. Среди Белореченских изделий женские туалетные приборы имеют напайные филигранные розетки из крученой проволоки и крупную зернь, края женских поясных пряжек окаймлены филигранными плетенками рис . Такая же плетенка обрамляет пряжку от женского пояса, которая, видимо, была изготовлена ранее XIX в. На изделиях XIX в. эти филигранные косички заменены прокатками ложной зерни, более легкими в изготовлении. Крупные и мелкие зерневые прокатки встречаются в окаймлении и на свободном поле женских поясов, рукоятей шашек, подвесок мужских поясов; они обрамляют также гнезда для камней. По-видимому, зерневые прокатки становятся одним из наиболее любимых приемов украшения. Наряду с прокатками ложной зерни очень широко применяются украшения настоящей крупной напайной зернью в розетках из тонкой закрученной проволоки. Крупная напайная зернь стала очень модной в конце XIX — начале XX в. Сплошной зернью украшались серебряная поверхность рукоятей и ножен холодного оружия, мужские и женские пояса, нагрудные украшения и т. п. Эту технику применяли и местные адыгские мастера и приезжие дагестанцы.



На Северо-Западный Кавказ приезжает в поисках работы много дагестанских мастеров серебряного дела, главным образом лакцев и кубачинцсв, а в Нальчике, Пятигорске, Кисловодске работали армянские серебряники. Эти мастера, создавая веши для местного черкесского населения, приспосабливались к вкусам заказчиков, но, конечно, вносили много элементов своего национального искусства и своих технических приемов. Кроме того, и они сами, и приезжавшие к ним родственники и односельчане привозили изделия, нередко служившие образцами, которым следовали местные мастера. Так, в черкесские овалы вносились дагестанские стебли и розетки. Орнамент выполнялся в дагестанской, технике глубокой гравировки, а не в черкесской, почти гладкой черни с фоном, покрытым штриховкой. Вырабатывался тип орнамента, в которомлюбимые местные мотивы — обрамление рисунка рядами ложной зерни, крупная напайкая зернь в розетках, заполнявшая поверхность украшаемого предмета, черневые рамки — сочетались с кубачинско -лакским стилизованным растительным орнаментом ветка и заросль, исполненным глубокой гравировкой, позолотой, чернью. Этот орнамент, назовем его дробным /см. гл II раздел "Лакский орнамент"/, особенно часто украшал кинжалы. Большое распространение получила сложная накладная филигрань, покрывающая всю поверхность; ее узор строится из крупных проволочек и сплошь заполняется завитками, розетками с крупными камнями и зернью. В глубокой древности благодаря вере в магическую силу изебражения орнамент играл функциональную роль, в рассматриваемое время он выражал эстетические вкусы общества.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)