Шорное производство

Шорное производство
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
17:41, 21 сентябрь 2019
8 479
0
Главными предметами шорного производства на Кавказе являлись принадлежности седла: обшивка, тебеньки, подпруги, уздечка, подушка и т. п. Наибольшей известностью на Северном Кавказе пользовались шорные изделия кабардинцев. О. В. Маргграф отмечал, что кабардинским, или черкесским, шорным товаром славились Пятигорск, Нальчик, Георги-евск, Владикавказ, Екатеринодар, Майкоп. Там сбывали свой товар десятки шорников. Так, исследовавший крестьянские промыслы Г. X. Мамбетов насчитывал более ста шорников, проживавших в конце XIX — начале XX в. в селениях Кабарды /Мамбетов, 52/.
Главными предметами шорного производства на Кавказе являлись принадлежности седла: обшивка, тебеньки, подпруги, уздечка, подушка и т. п. Наибольшей известностью на Северном Кавказе пользовались шорные изделия кабардинцев. О. В. Маргграф отмечал, что кабардинским, или черкесским, шорным товаром славились Пятигорск, Нальчик, Георги-евск, Владикавказ, Екатеринодар, Майкоп. Там сбывали свой товар десятки шорников. Так, исследовавший крестьянские промыслы Г. X. Мамбетов насчитывал более ста шорников, проживавших в конце XIX — начале XX в. в селениях Кабарды /Мамбетов, 52/.

Технология выделки кож описана в источниках. У всех кавказских народов шорные изделия выделывались не целыми кожами, а отдельными кожаными полосами самой различной ширины и толщины, которые обрабатывались животными жирами без применения квасцов. Для этой цели ремни погружались на двое-трое суток в холодную воду, после чего с размокших полос ножом соскребались остатки мягких тканей и они подсушивались. При дальнейшей обработке влажные полосы, закрепленные одним концом неподвижно, пропускались между двумя деревянными брусками. По мере высыхания ремень пропитывали бараньим жиром и снова протягивали между брусками; эта операция повторялась многократно /Монпере, 454; Бларам-берг, 391/. «После неоднократного повторения этой операции, — отметил Бларамберг, — ремень становится таким же мягким, как если бы он был сделан из лучшей дубленой кожи, и таким прочным, что его почти невозможно разорвать». Ремни окрашивались в разные цвета: для уздечек и подхвостника употреблялся синий; в оранжевый цвет красились тренога и остальные ремешки на седле, иногда также подпруга. Краски были натуральными, их изготовлял сам мастер. Желтая краска получалась из ольховой коры, истолченной в ступе и настоенной в течение нескольких часов в горячей воде. Синяя краска производилась из особой синьки (ее местное название «кольга»), которую разводили в воде; красили ремни

тряпкой. После высыхания ремни протирали суконкой до тех пор, пока краска не переставала оставлять свой след. После этого ремни натирали навощенной тряпкой или яичным белком, от чего ремни приобретали глянец.

Седельные подушки делались из покупного черного сафьяна или из простого опойка. Они имели четырехлопастную форму и набивались ватой, пухом и оленьей шерстью, последняя предпочиталась. Шили подушку иголкой: женщины шелковыми нитками или мужчины ко-зевкою. Козевка представляла собою тонкий ремешок, приготовленный из кожи дикой козы или серны. Лучшей считалась для этой цели летняя кожа, снятая до того, как ее попортят оводы. Кожа разрезалась на узкие ремешки, с обеих сторон которых срезались толстые слои, так что оставался только самый плотный прочный живец, немного толще писчей бумаги. Он-то и шел на козевку.
Шорное производство
П. И. Грузинский. Черкесы в горах

Потники изготавливались из сложенного в 6 или 8 слоев войлока, сшитого нитью или козев-кой. Обычно войлок слегка смачивали водой и клали вместе с седлом на лошадь; через несколько часов езды седло «усаживалось» на потник. Затем войлок обрезался и округлялся у краев и на углах. Для хороших седел потники оторачивались сафьяном, который шился козевкой, придающей красоту и прочность. Под этот потник подкладывался сложенный вдвое другой войлок, окрашенный в разные цвета. Он должен был быть мягче и нежнее верхнего /Маргграф, 164-165/.

Важным видом шорной работы было изготовление ногаек, служивших средством управления конем. Этот промысел традиционно был широко распространен в Черкесии и соседнем Крыму. О его развитии в XVII в. в Тамани и Те-мрюке сообщает Эвлия Челеби: «Тамань славится в ряде другого плетеными ремнями и татарскими хлыстами», для жителей Темрюка ловля рыбы и «производство черкесских ногаек из выделанных ремней являются занятием, из которого они извлекают прибыль» /Челеби, II, 45—46/. В 1822 г. Роберт Лайэлл купил на Кавказе «большое число черкесских ногаек за 4, 10 и даже 15 рублей»; «у самых дорогих ногаек, — сообщал он, — в рукоятке имеется кинжал. Все они прекрасной работы» /Лайэлл, 326/. Маетером, изготовившим ногайки, был Шора Ногмов, известный адыгский просветитель.

О. В. Маргграф подробно описал устройство, изготовление и формы сбыта черкесских ногаек /Маргграф, 166—169/. Плеть изготавливалась следующим образом. Мастера покупали свежие шкуры, предпочтительно козы или оленя, ценою от 50 копеек до 8 рублей за штуку. Из большой шкуры выделывали более 14 ремней; в свою очередь из каждого ремня выходили одна-две плети. Ремешок, предварительно смоченный в воде, обрезался до нужной ширины. Затем с него снимался верхний слой, отчего он становился тоньше и легче обрабатывался. После этого тонкий ремешок складывался вдвое и его концы надевались на палочку, согнутую подобно луку. Один конец ремешка сворачивали в трубку, смачивали слюной, чтобы он слипся в виде цилиндра. Тот цилиндр обертывали вторым концом ремешка так, чтобы наружный слой закрывал внутренний, а концы оставались свободными. Затем ногайку вывешивали на солнце или на ветру, чтобы ее сердцевина сделалась твердой и упругой. Другой ремешок, длиной 1,8 м, разрезают на восемь тоненьких шнурочков, причем конец остается неразрезанным. Этот конец надевают на выструганную согнутую ветку (на более толстый конец) и начинают плести, то есть одну половину ремешков завивают справа налево, а другую — наоборот, причем поочередно захватывают и переплетают их между собой. Каждый ремешок стягивается рукой, чтобы палка охватывалась плотнее и ремешки, прилегая друг к другу, переплетались туго, что достигается при помощи двух палочек; на каждой палочке вырезаны полукруглые выемки, при соединении палочек образующие круги. С одного конца палочки соединены, с другого могут открываться как щипцы. Вставив в раздвинутые палочки стержень или сердцевину плети, а затем сдавив их, сдвигают переплетенные части к началу или толстому концу плети, отчего переплетенные ремешки уплотняются и плетение получает более гладкий вид. После окончания плетения один конец прикрепляют к ручке. Для этого не свернутый в трубку конец размягчают и мнут руками, а к другому более тонкому концу прикрепляют удлиненный ремешок — нашлепку, которая предохраняет плеть от ломки

во время удара по лошади. При ударе нашлепка вызывает то щелканье, которым особенно щеголяют молодые наездники.

Ручки делают из особо твердого дерева, растущего в горах, — гордовника. Их обертывали ремешком или черным сафьяном, к концу приделывали роговые или костяные украшения, а высший сорт обвивали золотой канителью. Простые плети не имели украшений. Ручку простой плети обертывали тряпкой, чтобы она не скользила в руке, а тряпку пропитывали растопленным желтым воском с примесью медного купороса, отчего она окрашивалась в зеленый цвет. Ручки покупали обычно во Владикавказе или Нальчике ценою по 10—15 копеек за штуку. Плети продавались на месте изготовления или в городах и на ярмарках стоимостью от 50 копеек до 2 рублей и дороже. В каждом селении в Кабарде работали один-два мастера по производству ногаек. В селениях, где при мечетях имелись духовные школы, ученики в свободное от занятий время зарабатывали этим ремеслом себе на жизнь. Лучшим специалистом по изготовлению ногаек считался Абдулла Тох-тамышев (житель сел. Атажукина III), славился также Хакясс Мазасов, житель сел. Джанхото-ва. Кабардинским мастерам ничуть не уступали осетинские, среди которых называли Алагирея Дедакаева (сел. Магометанское Владикавказского округа), Асланика Дадурова (сел. Кард-жим при станции Дархкох), Ахмеда Дурова (близ станции Беслан), чьи изделия продавались от 1 до 5 рублей за штуку.

Кабардинские принадлежности для верховой езды продавались в лавках Екатеринодара, Майкопа, Баталпашинска и во всех уездных городах Кубанской области, где их главными покупателями были строевые казаки. Рядовой горец конское снаряжение, за исключением ар-чака и железных частей, делал сам. Терские казаки из станиц по верхнему течению Терека также покупали преимущественно кабардинские изделия, изготовленные в Пятигорске, Ге-оргиевске, Нальчике, Владикавказе и Моздоке. Казаки из низовых станиц приобретали в городах Грозном, Аксае, Хасавюрте, Кизляре и на станичных ярмарках дагестанские и чеченские изделия, изготовленные по кабардинскому образцу.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)