Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Лук и стрелы на вооружении у черкесов

Лук и стрелы на вооружении у черкесов

Лук и стрелы на вооружении у черкесов
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
08:38, 04 февраль 2019
4 261
0
Лук и стрелы оставались на вооружении у черкесов в течение долгого времени, вплоть до XIX в. До середины XVII в. они были главным видом оружия, поражающего противника на расстоянии. Использовались они и для поджогов. Д. Интериано писал: «Они поджигают дома врагов горящей серой, которую привязывают к стрелам, дома же там все соломенные». И еще: черкесы (по-видимому, Интериано имел в виду знатных) «сами каждодневно делают для себя стрелы, даже (находясь) на лошади, и делают превосходно, (так что) немногие стрелы можно найти, которые бы пролетали большее расстояние, чем ихние, с остриями или наконечниками, закаленными наилучшим образом» /Интериано, 49, 51/. В 20-х годах XVII в. Д. Лукка еще не упоминает об огнестрельном оружии, а пишет только об употреблении стрел: «Они мечут стрелы вперед и назад»; «орудием для нападения, кроме
Лук и стрелы на вооружении у черкесовЛук и стрелы оставались на вооружении у черкесов в течение долгого времени, вплоть до XIX в. До середины XVII в. они были главным видом оружия, поражающего противника на расстоянии. Использовались они и для поджогов. Д. Интериано писал: «Они поджигают дома врагов горящей серой, которую привязывают к стрелам, дома же там все соломенные». И еще: черкесы (по-видимому, Интериано имел в виду знатных) «сами каждодневно делают для себя стрелы, даже (находясь) на лошади, и делают превосходно, (так что) немногие стрелы можно найти, которые бы пролетали большее расстояние, чем ихние, с остриями или наконечниками, закаленными наилучшим образом» /Интериано, 49, 51/. В 20-х годах XVII в. Д. Лукка еще не упоминает об огнестрельном оружии, а пишет только об употреблении стрел: «Они мечут стрелы вперед и назад»; «орудием для нападения, кроме лука, служат им копья и дротики» /Д. Лукка, 71/. Я. Стрейс, голландский путешественник, побывавший на Кавказе в 1668 г., сообщает о сочетании у черкесов метательного и огнестрельного оружия: «Они почти все время сидят на лошадях, которыми прекрасно управляют. Их оружие составляют стрелы и лук, у некоторых также и ружья» /Стрейс, 101/. Об этом же пишет и Эвлия Челеби двумя годами ранее:

левой руки, взвивал свою стрелу вверх по направлению к цели. Много раз стрела поднималась вертикально, пролетая очень близко от цели» /Белл, 491/. Подобное состязание описано у Н. Дубровина, опиравшегося на свидетельства очевидцев: «Ловкие наездники, имея лук и стрелы наготове, летят на лихих скакунах один за другим, так чтобы лошадь скакала за лошадью переднего прямо, всадник не управляет поводьями, и только левая нога его остается в седле, а весь его корпус держится ниже головы лошади. В таком трудном положении, несясь как вихрь мимо шеста, в то мгновение, когда лошадь на всем скаку сравняется с шестом, всадник спускает лук и пернатая стрела вонзается в доску, на верху шеста прикрепленную, а иногда, разбив ее, падает к ногам зрителей» /Дубровин, 191/.

Хан-Гирей сообщает, что черкесы «делать луков не умеют и достают их из Турции» /Хан-Гирей, 242/. Применявшиеся в Черкесии луки принадлежат к типу сложных, то есть склеенных из разных материалов: рога, дерева, вываренных сухожилий животных. Рог при натягивании тетивы оказывался на внутренней стороне лука и обеспечивал очень сильное ее натяжение. Вдоль рога рыбьим клеем приклеивались вываренные сухожилия животных, которые придавали луку эластичность; тонкий слой дерева составлял внешнюю сторону лука. Концы лука, на которые надевалась тетива, делались из кости.

Хан-Гирей приводит интересные сведения о сезонном использовании луков: несмотря на распространение огнестрельного оружия, «знатнейшие князья и дворяне почитают приличным иметь сагайдак в готовности и носят его весною и осенью, ибо летом от жаров лук становится слаб, а зимою от стужи слишком туг» /Хан-Гирей, 242/.
В Государственном Историческом музее имеется один лук, как нам представляется, бытовавший у черкесов. Деревянная спинка этого лука оклеена черной кожей, украшенной золотыми звездочками. На луке арабская надпись: «Работал Вали, 1215» (то есть 1800 г.).

Для ношения и предохранения лука и стрел от дождя и повреждений применялись специальные футляры — налучье и колчан. Лук в на-лучье и стрелы в колчане назывались саадак, или сагайдак.

Налучье воспроизводило форму лука, точнее половину его; изготавливалось из красного сафьяна, по краям обшивалось галуном; с правой стороны располагались небольшие серебряные пластины, преимущественно круглые, украшенные гравировкой и чернью.

Колчанов было два типа. Один — это небольшие плоские почти прямоугольные чехлы из красного, черного, коричневого сафьяна или из светлой сыромятной кожи. Правая сторона, из двойного слоя кожи, украшалась различными декоративными вырезами, кожаными тесемками, металлическими цепочками, медными или серебряными круглыми или фигурными бляшками, украшенными гравировкой или чернью. Эти колчаны были рассчитаны на стрелы небольшой длины. Другой тип колчана представляет собой круглый чехол, нижняя часть которого разворачивается в большой прямоугольник с закругленными краями, а верхний угол заканчивается узким язычком. Головка чехла расшивалась серебряными нитями, геометрическим орнаментом в виде прямоугольников. Видимо, этот колчан имел в виду Хан-Гирей — «Чехол, на стрелы надеваемый, бывает шит серебром и золотом» В колчан вкладывалось 30 стрел /Хан-Гирей, 242/.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)