Шашки

Шашки
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
17:41, 21 сентябрь 2019
13 447
0
Шашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает«длинный нож». Очевидно, у черкесов и следует искать родину этого оружия. В письменных источниках слово «шашка» впервые было употреблено Джиованни де Луккой в 1625 г.; при описании оружия черкесов —«они ловко действуют шашкой» /Лукка, 71/. Если мы обратимся к археологическому материалу, то увидим, что наряду с длинной саблей со штыковым концом в погребениях XII—XIII вв. встречаются более короткие (до 1 м) малоизогнутые клинки, не имеющие штыкового конца и защиты для руки. Это, видимо, и есть ранние варианты шашки — длинного ножа.
ШашкиШашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает«длинный нож». Очевидно, у черкесов и следует искать родину этого оружия. В письменных источниках слово «шашка» впервые было употреблено Джиованни де Луккой в 1625 г.; при описании оружия черкесов —«они ловко действуют шашкой» /Лукка, 71/. Если мы обратимся к археологическому материалу, то увидим, что наряду с длинной саблей со штыковым концом в погребениях XII—XIII вв. встречаются более короткие (до 1 м) малоизогнутые клинки, не имеющие штыкового конца и защиты для руки. Это, видимо, и есть ранние варианты шашки — длинного ножа. Долгое время эти два вида холодного оружия сосуществовали. В «Описании кабардинского народа» 1748 г. читаем: «А сабли и сашки припущенные у каждого кабардинца... Они при драке их с неприятелями ис пищалей стреляют каждой только один раз, а потом все саблями и сашками рубят и колют» /ОКН, 158/. В XVIII в. ив первой половине XIX в. черкесские дворяне, прежде всего кабардинцы, продолжали носить доспех, состоявший из кольчужной рубашки и рукавиц, пластинчатых налокотников и высокого шлема с низко спускавшейся на плечи кольчужной сеткой. Сабли с длинным клинком и мощным штыковым концом были рассчитаны на прокол кольчуги. Наряду с ними существовала потребность и в более легком оружии, им и явился длинный нож — шашка. Возможно, это оружие было рассчитано на отражение внезапного нападения: шашку носили на портупее таким образом, что боец одним движением вынимал ее из ножен и, не меняя положения руки, наносил удар. В XIX в. по мере все более широкого распространения огнестрельного оружия, все меньше пользовались кольчугой и исчезала потребность в сабле со штыковым концом. В собраниях оружия не сохранилось ни одной черкесской сабли XVIII—XIX вв.; видимо, они не производились*. Шашка осталась единственным видом длинного холодного оружия. Хан-Гирей замечает, что шашку «носят обыкновенно при ружье; кто имеет ружье, тот должен иметь и шашку» /Хан-Гирей, 243/. Это можно трактовать так, что шашка входит в полный комплект вооружения стрелка, не носящего защитного вооружения.

Самая ранняя известная нам черкесская шашка (15350 ГИМ) имеет дату 1713 г. Ее конструкция типична для черкесских шашек XVIII—XIX вв. Характерная ее черта — небольшой изгиб клинка. Несмотря на малоизогну-тость, клинок шашки никогда не предназначался для колющего действия, на это указывает прямое, а не наклонное к лезвию расположение рукояти и отсутствие заточки обуха в конце клинка. Средняя длина клинка 72—76 см, ширина — 3 см. Таким образом, шашка имела легкий и не длинный клинок, согласно кабардинской формуле «шашка должна быть легкая как перо, упругая как лоза, острая как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение» /А. Б., 116/. Характеризуя клинки черкесских шашек, мы должны расширить круг рассматриваемых предметов, так как однотипные клинки встречаются и на черкесских, и на дагестанских, и на грузинских, и на казачьих шашках, и на некоторых видах грузинских сабель. Материалом для клинков служила сталь. Иногда поверхность клинка была протравлена, и тогда становился виден рисунок сварочной стали. Поверхность клинков отделывалась долами, которые придавали клинку известную декоративность и облегчали его вес, не уменьшая прочности (при одинаковом весе клинок с долами за счет большего поперечного сечения может быть устойчивее к изгибам, чем клинок без долов). Форма и величина долов разнообразна: они могут быть широкими, когда один или два дола занимают всю ширину клинка; узкими, и тогда три дола занимают половину ширины клинка; долы могут быть мелкими или глубокими, но
Шашки
всегда полуовальной формы. Долы могут начинаться от пяты или отступают от нее на 15— 25 см. На 1/4 длины клинка от острия обух сведен на нет, верхний дол исчезает, и клинок получает овальное сечение. Здесь находится центр удара клинка. На нижней трети клинка помещены изображения, надписи и клейма.

По надписям и клеймам можно судить о происхождении клинка. На шашках мы встречаем клинки преимущественно западноевропейского типа, реже — клинки с арабскими надписями. Популярность на Кавказе западноевропейских клинков объясняется тем, что Кавказ очень нуждался в хорошей стали, а немецкие, итальянские, венгерские и польские клинки, попавшие сюда в XVII—XVIII вв., были хорошего качества.

Они получили широкое признание и такую популярность, что местные мастера стали придавать клинкам своей работы западноевропейский внешний вид, снабжая их клеймами и надписями, скопированными с подлинных европейских клинков. Поэтому только часть клинков западноевропейского типа, встречающихся на кавказском оружии, действительно являются подлинниками; значительная доля — это местные, зачастую очень искусные подделки, которые чаще всего выдают себя надписью. Дело в том, что кавказские мастера, копируя западноевропейские клинки, допускали много ошибок в латинских надписях, которые иногда, переходя с клинка на клинок, превращались в потерявший смысл набор знаков. На черкесских шашках (а также на шашках, сделанных в других областях Кавказа, в Дагестане и Грузии) и на некоторых саблях встречаются следующие виды западноевропейских клинков, подлинных и поддельных:
Шашки
1. Клинки с изображением волчка. Клеймо «волчок» первоначально принадлежало мастерам немецкого города Пассау, изображение волка было заимствовано из герба города, который в XIV в. пассауские оружейники получили право выбивать на своих изделиях. Клеймо выполнялось глубокой инкрустацией медной проволоки. Так как клинки с этим клеймом пользовались большим спросом, то в XVI— XVII вв. появились многочисленные подража- ния волчкам, в первую очередь на произведениях золингенских мастеров. Изображение волчка золингенцы наносили обычной гравировкой, часто сопровождая его личными клеймами мастеров и иногда надписью«т Solingen». Изредка изображение волчка сопровождают латинские буквы«Н.М.» /Ленд, 1911, 3-5, 17-19/. Эти клинки кавказцы особенно ценили. Считается, что это инициалы одного из участников крестовых походов, представителя знатного французского рода Henry Monmorancy, в фамильном гербе которого имелось изображение волка. Предпологали, что партия клинков с инициалами «ИМ» была заказана для его свиты и оруженосцев, которые, по обычаю времени, носили на оружии герб своего владетеля. Один из отрядов крестоносцев во время крестовых походов прибыл на Кавказ и обосновался там. Воины этого отряда имели мечи с гербом «волка»; со временем мечи были переделаны в шашки терс-маймун, которые таким образом ведут свое начало от крестовых походов /Потто, 547—548; «АБ», 31—32/. На кавказских шашках часто встречаются клинки с волчком. Точно опреде-

лить их происхождение очень трудно. Крупнейший специалист по оружию Э. Ленц считал, что поддельный волчок от золингенского можно отличить по более схематичному рисунку (например, не обозначалась открытая пасть зверя). Кроме того, кавказский волчок сопровождался по бокам розетками с крестиком внутри —«пчелами», как их называли кавказцы; пчелы не делались на золингенских клинках. В этих пчелах кавказцы видели указание на участие клинка в крестовых походах/А. Б., 32,45,52,53/. Иногда поддельный волчок можно определить по очень наивному изображению волка: кавказский мастер, видимо, только слышал о волчках и пытался изобразить настоящего волка.
Шашки
Встречается еще одна группа кавказских волчков — клеймо волчок сопровождается инициалами «М.Н.» /А. Б., 51—53/. По рассказам местных жителей, это были инициалы великого князя Михаила Николаевича, который в 1863— 1881 гг. был на Кавказе наместником. Для подарков офицерам своей свиты он заказал очень хорошему дагестанскому мастеру, работавшему в Тифлисе, партию клинков, помеченных клеймом волчок и своими инициалами. Это клеймо стало модным среди конвоя наместника, и многие казаки-конвойцы начали вырезать его на своих клинках. В результате появилось много подобных волчков, которые стали называть «великокняжескими». Анонимный автор рукописи о кавказском оружии «А. Б.» считал, что изготовлялись волчки в Дагестане, а предназначались для Чечни, где пользовались особой популярностью. Материалы оружейных коллекций этого не подтверждают, волчки встречаются на шашках с разным национальным орнаментом, украшающим прибор. Настоящие золингенские волчки встречаются на кавказских шашках, но это не старые клинки XVI— XVII вв., а изделия золингенских фабрик XIX в., изготовлявших их специально для Востока, в частности для Кавка-

за. Так как золингенские клинки и в XIX в. были высокого качества, то слава волчка не уменьшалась. Название «волчок» дали не только клеймам, но и самим клинкам русские, знавшие немецкое их наименование «volfklinge». Кавказцы же видели в клеймах изображение иного животного, называемого ими по-персидски «терс-маймун», что означает «несуразная обезьяна» /А. Б., 31—32/. Есть и еще одно толкование: в переводе с арабского «терс» означает щит; «маймун» — есть значение и «обезьяна» и «благословенный», т. е. можно перевести как «благословенный щит»*.

2. Клинки с клеймом «гурда». Гурда — это серповидные зубчатые линии со словом «Генуя» между ними и тремя и более точками по бокам. Эти клейма были очень распространены на итальянских шпажных и сабельных клинках. Э. Э. Ленц считал, что первые полосы, стяжавшие себе почетную известность, возможно, и вышли из мастерских Генуи, дальнейшее же их производство с ней уже связано не было. Большая же часть клинков с этими клеймами изготовлялась в нижнеавстрийских и штирийских мастерских специально для вывоза в Восточную Европу. Видимо, поэтому это клеймо больше распространено на саблях, чем на истинно европейском прямом оружии. /Ленц, 1911; 12-13/.

Так как оружие с клеймом «гурда» было особенно любимо в Чечне и Грузии, то более подробно оно рассматривается в соответствующих разделах.

Отличить западноевропейское клеймо от кавказской его копии затруднительно. Большинство клинков с этим клеймом я считаю кавказским производством. Обычно о подделке говорит какая-нибудь деталь: то гурда использована в качестве орнаментального мотива, то между зубцами мы видим не слово «Генуя», а бессмысленный набор букв или совсем другое слово. Иногда наряду со значком гурда кавказский мастер ставил свое собственное имя, написанное арабскими буквами. Ясно, что в этом случае мастер не пытался выдать свой клинок за европейский, он просто снабжал его популярной маркой.
3. Клинки с изображением трансильванского узла, то есть формулы белой магии, включающей узел с тремя кистями и Лрасшифровы-вающейся надписью заговорного характера посередине узла. Родиной этих клинков была Трансильвания, временем производства — XVII—XVIII вв. Эти малоизогнутые, легкие и не слишком длинные кавалерийские венгерские клинки отличались упругой закалкой и поразительным звоном. Они оказались очень подходящими для шашек. Изображение трансильванского узла встречается на клинках черкесских шашек, большинство из которых, думается, было местной работы. В пользу этого соображения говорит неумелое воспроизведение латинских букв в надписях, а также чересчур упрощенное изображение узла. Сами по себе эти клинки высокого качества, правда, большая их часть в отличие от венгерских подлинников не имеет звона. Иногда встречаются курьезы. Так, на одном из клинков мы видим и трансильванский узел, и латинскую надпись даже с датой 1769 г., и одновременно подпись «Базалай». По-видимому, мастер для убедительности в добротности своего изделия снабдил его знаменитыми марками.
4. Клинки с изображением скачущего на коне гусара с саблей в руке и HaAnHCbio«Vivat Hussar» («Да здравствует гусар») или пешего воина с надписью «Vivat Pandur» («Да здравствует пандур»)*. По происхождению они принадлежат к гусарским венгерским клинкам. Однако венгерские подлинники встречаются очень редко, значительно чаще —немецкие копии XIX в., а иногда — местные копии с этих немецких.

5. Клинки с изображением креста, Божьей матери, венгерского герба, скачущего гусара с саблей в руке и надписями: «Patrona Hungaria Virco Maria» («Покровительница Венгрии дева Мария»), «Pro Deo et Patria» («За Бога и Отечество»), «Pro Deo et Patria et Libertate vitam» («Жизнь за Бога, Отечество и Свободу!»). Эти клинки также имеют венгерское происхождение. Венгерские подлинники почти не встречаются, распространены же немецкие клинки XIX в., подражающие венгерским, на которых изображения и надписи выполнены гравировкой с позолотой или травлением. Производство их связано с Золингеном: на некоторых, кроме изображений и надписей, можно видеть фабричную марку: «W. Glauberg», «Solingen», «Eisenhauer». Фирма W. Glauberg была основана в Золингене в 1857 г., выпускала все виды холодного оружия /Кулинский, 2000, 99/. Надпись «Eisenhauer» переводилась как «железруб» /А. Б., 129/. Можно перевести ее как «железный клык». Иногда можно видеть кавказские копии этих изображений и надписей, вплоть до фабричной марки. Их можно выявить по менее тщательной гравировке, искаженному шрифту надписей и ошибкам в них. Этого рода клинки, как более поздние и тяжелые, сравнительно редко используются на черкесских шашках, они были более характерны для Дагестана.

6. Клинки с изображением на обеих сторонах фигур скачущих гусаров и надписи «V Hussar» («Vivat Hussar») в окружении виньеток и трофеев. Это гусарские прусские клинки времени Семилетней войны (1756—1763). Они сильно отличаются от обычных шашечных

клинков: имеют резкий изгиб, начинающийся от рукояти, и резко вогнутые боковые стороны. Однако, несмотря на несхожесть по форме с шашечными, эти клинки изредка встречаются на шашках, в том числе и черкесских.

7. Клинки с изображением солнца с человеческим лицом, полумесяца с человеческим профилем, звезд, руки с мечом, выходящей из облаков. Рисунки выполнены гравировкой. Подобные клинки были характерны для немецких мастеров XVII—XVIII вв., особенно Петера Мюниха /Boeheim, 650/. Клинки, прямые и изогнутые, были популярны в Восточной Европе, на Кавказе их любили и часто использовали для шашек, особенно черкесских. Поддельные клинки отличить от европейских подлинников довольно трудно. Здесь скорее всего на подделку укажет новизна и четкость гравировки, а также какими-либо другими рисунками или надписями. На Кавказе эти клинки называли«Аббас-Мирза», причем кавказцы, сообщившие автору, скрывавшемуся под псевдонимом «А. Б.», это название, не могли объяснить его происхождение.

8. Реже, чем венгерские и немецкие, на шашках встречаются польские клинки-подлинники или подделки XVII—XVIII вв. Нам известны несколько клинков такого рода, например клинок середины XVIII в. со слегка вогнутыми сторонами, с гравированным изображением всадника со щитом в одной руке и поднятым мечом в другой, одноглавого польского орла и надписями «Vivat Naywyzsza wladza Szlachty», «Vivat szlachtic Pan у Fundator woyska» («Да здравствует высшая

власть шляхты!»,«Да здравствует шляхтич, господин и учредитель войска!»).

9. Клинок XVII в. со слегка вогнутыми сторонами и со скопированными с ошибками изображениями и надписями. Изображены всадник с обнаженным мечом в руке и одноглавый орел под короной. Не все надписи переводятся — «Domina confonda nos*», «Si Deno cisgnioni 1614 ANNO», «Domin Versovic».

Клинки западноевропейского типа называли на Кавказе «френги», т. е. европейские. Впрочем, в это понятие не входили клинки, имевшие собственные названия «волчок» или «гурда». По большей части «френги» были клинками немецкого и итальянского происхождения. Среди них особой популярностью пользовались клинки итальянских мастеров братьев Андреа и Джандонато Феррара (вторая половина XVI в.). Очень ценились клинки с надписью «Fringia». Эти клинки делались в Италии (Генуе и Бре-шии), а предназначались для мусульманского Востока, где европейцев называли «френги». Эта надпись, вероятно, должна была указывать на европейское происхождение клинка /Nadol-skj, 94; Ленц, 1911, 12/.

Свои характерные черты имеет прибор шашки. Рукоять представляет собой наиболее оригинальную часть шашки, отличающую ее от сабли. Цельная рукоять надевается на хвостовик; если же она состоит из двух половин, то эти половины накладываются на хвостовик с обеих сторон и скрепляются друг с другом при помощи заклепок. Черен имеет преимущественно овальное сечение, одинаковую толщину вверху и внизу, высоту 8—10 см. Головка рукояти крупная (5—7 см высоты), она слегка вытянута вверх

и закруглена. Сверху на головке имеется клинообразный вырез, который разделяет ее на две половины — уши. Для черкесской шашки характерен узкий вырез, вследствие чего уши сближены. Назначение выреза объяснить не удается. Основание рукояти расширено до ширины клинка, находит на него на 2—3 см, а затем сходит на нет. Крестовины для защиты руки рукоять не имеет, в этом заключается главное отличие шашки от сабли. Рукоять устроена так, чтобы свободно входить в устье ножен по самую головку Этот тип рукояти у русских получил название «кавказский образец». Нередко рукояти изготовлялись из цельного куска черного рога. Широко распространен был еще один тип рукояти — деревянная, обложенная серебряным листом, украшенная гравировкой и чернью.

Ножны черкесских шашек представляют собой две деревянные дощечки, обтянутые красным сафьяном, на который сверху прикреплялись накладки коричневой, синей или черной кожи. На наконечнике накладки широкие, оканчивающиеся треугольником, на устье — широкие прямоугольные, в середине — треугольные. Накладки могли быть и из бархата разного цвета. Обшивались накладки узким серебряным галуном. Как уже указывалось, в изготовлении ножен участвовали женщины — обшивали их кожей и сотканным ими галуном. Узкие, одна или две, обоймицы делались из серебра, а чаще из железа, на которое сверху накладывался тонкий лист серебра, украшенный гравировкой и чернью. Одна обоймица располагалась в верхней части ножен, другая — посередине. К кожаной плечевой или поясной портупее делался набор из серебряных бляшек. Другой тип ножен, как правило, более поздний, представлял собой деревянную основу, обтянутую черной шагренью с серебряным прибором, украшенным чернью и гравировкой. Нередко серебрянные накладки

имитировали форму кожаных накладок, а чернь и гравировка — галун. Как правило, серебро в черкесских шашках использовалось довольно экономно — на рукоять и две узкие обоймицы, а также бляшки портупеи. Способ ношения шашки составляет одну из ее особенностей. Шашка подвешивалась лезвием вверх; для этого кольца для портупеи располагались не на вогнутой стороне ножен, а на выпуклой. При вынимании из ножен руку с шашкой направляли прямо перед собой, а не отводили вправо вверх, как с саблей.

Декор черкесских шашек таков: в центре головки рукояти помещалась четырех- или шес-тилепестковая розетка. Ее окружали черневые замкнутые круги или овалы, иногда немного сплющенной с боков или правильной формы. Они образуют своеобразные двойные или тройные рамки; только в местах соединения кругов можно увидеть рогообразный завиток — возможно, исходный элемент этого построения. Между рамками помещался гравированный орнамент, представляющий собой соединенные в гирлянды листочки в форме запятой в утолщенной части. Иногда вместо этих листочков в форме запятых помещались веточки с обычными стилизованными листьями. Черен рукояти нередко украшался полосками, расположенными наискосок, которые оставались свободными или заполнялись надписями, в форме запятых лепестками. Орнамент на приборе ножен был таким же, как на рукояти, или состоял из симметричных стеблей с аналогичными лепестками. По ребрам серебряных деталей располагались прокатки ложной зерни, которые заключали в рамку черневой и гравированный рисунок. Нередко украшение серебряных деталей прибора имитировало галун. Типичная черкесская гравировка — неглубокая, почти без выборки фона, который разрабатывался зигзагами. Нередко использовалась техника гладкой черни в окаймлении вторичной гравировки. Внутри окаймляющих черне-вых рамок присутствовала характерная деталь — белый зигзаг.

Разновидностью черкесского орнамента нам представляется орнамент, состоящий из густых черневых стеблей с крупными листьями и бутонами, внутри которых помещен белый рисунок — завитки и запятые. Этот орнамент всегда выполнен гладкой чернью, окаймленной линией вторичной гравировки. Он характерен для середины XIX в. Так он украшает шашку, на которой выбито пробирное клеймо с датой «1847», шашку с датой «1853», кинжалы черкесского типа.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)